Репин. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Голенищева-Кутузова. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям.
Письма пестрят яркими (иногда с использованием обсценной лексики) стилистическими характеристиками современных музыкантов, критическими замечаниями по поводу музыкальных сочинений разных эпох и стилей. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н. М. Портрет Мусоргского писан в Петербурге, в феврале 1881 года, в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета.
Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику абсолютно исчезает и остаются только образы универсального значения. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза.
Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор вскоре Мусоргский познакомился с М. А. Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки») и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю и единственным – кроме вокальных циклов – крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874 широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В. А. Гартмана. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе последние— на слова Мусоргского) и мн. Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. Переписка с П. М. Третьяковым». Либретто всех своих произведений большой формы он писал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А. С.
Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Гоголю. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот.
Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 – в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 – в Лесном департаменте и Государственном контроле). Среди его учеников, . Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи». Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта).
Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Эпистолярия Мусоргского была издана в советское время неоднократно, неизменно с купюрами. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, «эмпирическая» гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова. Премьера на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874г.
Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция (которая не ставилась на сцене вплоть до середины XX века), сильно отличавшаяся от господствовавших во времена Мусоргского романтических стереотипов оперного представления. Своим главным сочинением Мусоргский начинает заниматься в 1868 году. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» (на стихи самого Мусоргского искусно стилизовавшего народный пятисложник) и мн. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи». Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни.
В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения. В 1856 возник замысел (не осуществлен) оперы Ган Исландец (по В. Гюго). А. Герке. Ведь он не думал о смерти.
Мусоргский— ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). так удавались портреты творческих людей. Сочинения Мусоргского оркестровали Э. В. Денисов, Н. С. Корндорф, Е. Ф. Светланов, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин и другие известные композиторы. Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А.
Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца. Музыкальный кружок «Могучая кучка» возник в то время, когда в России наблюдался повышенный интерес ко всему народному в связи с революционным настроением, которое охватило к тому времени умы русской интеллигенции и которое закончилось цареубийством в 1881 г. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русское народное творчество (фольклор)и русское церковное пение, а затем в своих произведениях реализовывали свои изыскания. – с такими течениями русской мысли, как народничество и др. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. Богатой колоритностью отмечены песни Калистрат, Колыбельная Еремушки (слова Николая Некрасова), Спи-усни, крестьянский сын (из Воеводы Александра Островского), Гопак (из Гайдамаков Тараса Шевченко), Светик Савишна и Озорник (обе – на слова Мусоргского), Блоха и другие.
Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. «Искусство», 1946, стр. Необычен и замысел этого произведения и его масштаб. Мусоргский Модест Петрович (1839- 81)- русский композитор. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.
Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. В том же году фирма Бессель и К издала её партитуру и клавир. В 1852 издается первое сочинение Мусоргского – полька Подпрапорщик для фортепьяно. "Прошедшее в настоящем – вот моя задача", – писал он Стасову.
47). Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Над этой оперой композитор работал одновременно с переделкой оперы «Борис Годунов». Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П. А. Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным). Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. В 1858 вышел в отставку.
Новаторское, неакадемичное и во многом революционное произведение композитора шокировало членов капельмейстерского комитета. Но гением русским – с хандрой, нервным истощением и поиском успокоения на дне бутылки. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка — Мусоргский умер 16 марта того же года. Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями "Бориса Годунова". Как это случилось. Живёт у разных друзей, в 1874 – у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле "Песни и пляски смерти"). Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Юмор ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь»16 и др. ).
Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (модализмы, линеарность, нестандартная аккордика, в том числе, квартаккорды), ритмике (сложные, «неквадратные» метры, оригинальные ритмоформулы), форме наконец, в разработке сюжетов, главным образом из русской жизни. Музыка к «Саламбо» полностью войдет в состав единственной законченной композитором оперы – «Бориса Годунова». Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт («Под Кромами»), а также во многом изменить и другие сцены. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело абсолютно готовую музыку. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю.
И. Суриков. Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями Бориса Годунова. Воодушевления от этой поездки, увы, хватило ненадолго. Идеалом Мусоргского, как и многих других русских художников и писателей 1860-х годов, была не стройность формы, а правда жизни. 47).
В 70-х гг. В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Биографический фильм о гении только один – «Мусоргский» Г. Рошаля, выпущенный в 1950 году. Великолепен в заглавной роли А. Ф. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни.
Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Первое опубликованное произведение – полька «Подпрапорщик» – увидело свет, когда ее автору было всего 13 лет. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
За 8 лет репертуарной жизни опера была показана всего лишь 15 раз. Фирма Бессель и К в Санкт-Петербурге выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох.
Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Я попытался разрешить ее в опере». Общается с Даргомыжским и Балакиревым в 1858 году выходит в отставку освобождение крестьян в 1861 году отражается на его финансовом благосостоянии.
Смелым экспериментом в области оперы явилась его Женитьба (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). 154–155). Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке»11, усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю.
Я попытался разрешить ее в опере». Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. достигает большой жизненной правды, то в общей трактовке портрета выявляется высокое понимание художником человека.
Это придает портрету особую глубину и драматичность. В центре его творчества – народ как личность, одушевлённая единою идеею, важнейшие события отечественной истории, в которых с большой силой проявляются воля и суд народа. Ситуация складывалась неоднозначной – многие отрывки из «Бориса Годунова» уже исполнялись певцами на концертах, публика хорошо принимала эту музыку, а театральное руководство оставалось безучастным. 1872). Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова.
Репин смог не только фотографически точно и реалистично запечатлетьвнешние черты позирующего, но и передать саму суть его характера. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских "Картинках с выставки", которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста. Письма». Пионером такой деятельности стал русский источниковед П. А. Ламм, в 1930-х годах издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», а также вокальные и фортепианные сочинения композитора— все в авторской редакции.
С 1857 года Мусоргский пишет песни и романсы, большинство из которых – на народные темы. 19 века, а в 70-х гг. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874. Модест Петрович больше не служил. др. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление.
Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику абсолютно исчезает и остаются только образы универсального значения. Мусоргский не занимался музыкальной критикой (как Кюи) и музыковедением (как Одоевский). Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Он был тонко чувствующим, великодушным, но глубоко одиноким человеком. В заглавной партии выступил И. А. В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом Могучей кучки. Вдруг пройти молчанием такого слона.
Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских Картинках с выставки, которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Балакиревым, обучившим его основам композиции.
Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля (1868 – 80). Старообрядцы при помощиХованского и Софьи надеялись вернуть Русь к «старой вере». На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё «индивидуальное прочтение».
Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения. Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. Среди его учеников, . В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения.
так-то всё у меня в перекувырку идёт – сущая беспутность. Такого рода предрассудки во многом были характерны прежде всего для Римского-Корсакова, утверждавшего, что в инструментовке Мусоргский малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок. Мусоргский— ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года. В конце ноября 1896 г. она же была поставлена в Петербурге на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний».
Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Смелым экспериментом в области оперы явилась его "Женитьба" (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867 более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе) сцены из двух опер – «большой» романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863 – 1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Е. Репин и В. В. Стасов.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Опера «Борис Годунов» была поставлена в 1888 г. на сцене московского Большого театра. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений.
Это моя задача. Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. Критического издания писем Мусоргского нет. В настоящее время опера ставится преимущественно в этой редакции. В октябре 1870г. Одновременно брал уроки у пианиста Ант.
К середине 60-х гг. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858 исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859 исполнен в 1861). Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. В 1858 вышел в отставку. В 1881 году у него случился приступ белой горячки.
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888г. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Е. Репин и В. В. Стасов.
Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 60-х гг. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу и долго-долго не отходил. Репин и написал известный портрет композитора).
Решающее воздействие на художеств, развитие Мусоргского оказало знакомство (1856-57) с Д. С. Даргомыжским, М. Д. Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. Мусоргского. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Проявления «нервной болезни» сочетаются с пристрастием к алкоголю.
Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля (1868 – 80). Своей целью участники кружка ставили воплощение русской национальной идеи в музыке. О новаторском характере своей музыки М. П.
Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от «натуральной» школы, доминировавшей в литературе того времени). Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков. В 1863-65 работал над оперой "Саламбо" (по роману Г. Флобера, не окончена).
Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Призвание композитора постоянно побуждало его повышенно чувствительную, мятежную душу стремиться к новому, к открытиям, что приводило к непрерывному чередованию творческих подъёмов и депрессий, с которыми были связаны перерывы в деятельности или её растекание по слишком многим направлениям. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Музыкальным руководителем фактически являлся М. Балакирев. Сходство черт лица и выражение поразительны. В дальнейшем власть перешла к Петру (Петр Великий).
С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот.
Особенно это касалось опер, где использовались многие фольклорные традиции. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Уже в сочинениях конца 50-х – начала 60-х гг. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях.
Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. Вдруг пройти молчанием такого слона. Большое влияние вокально-декламационного стиля Мусоргского испытал Ф. Пуленк26. В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения. Такому решению немало способствовало знакомство с М. А.
Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета — так он жизнен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. Целью Римского-Корсакова было прежде всего придать профессионально безупречный облик остро самобытной и часто неуклюжей, с обычной точки зрения, манере Мусоргского. И. Суриков. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Но в либретто Мусоргского смешаны события1682и1689 гг. Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по одноимённой трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца. Под руководством матери он рано начал играть на фортепиано.
1872). В 1958году Д. Д. Шостакович выполнил ещё одну редакцию «Хованщины». Мусоргский Модест Петрович (1839- 81)- русский композитор. (хоровые произведения, в т. ч. хор из музыки к трагедии Царь Эдип Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности.
Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова Без солнца (1874), Песни и пляски смерти (1875-77), а также Детская (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепьянный цикл Картинки с выставки (1874). 28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался.
А у меня отдыхом становится обдумывание крупных созданий. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Первые попытки написать оперы остались незавершенными – это и «Саламбо» по Г. Флоберу и «Женитьба» по Н. В.
Он проводит несколько лет в имении брата. А 28 марта композитор скончался. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста.
Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору)1718. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Это моя задача.
Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи.
Их международному признанию способствовало восхищённое отношение Дебюсси, Равеля, Стравинского, членов так называемой «Шестёрки», а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставил оперы в начале XX века в рамках своих «Русских сезонов» (в Париже). Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно. Мельников, один из выдающихся вокалистов своего времени.
Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877 слова Голенищева-Кутузова «Трепак»— картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка ит. д. ).
В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой. (хоровые произведения, в т. ч. хор из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. Никто так, как он, не культивировал в музыкальном театре исключительно национальный, русский эпос вплоть до отказа от всякого открытого подражания Западу. Некоторые критики писали, что в глазах композитора на этом портретезвучит его музыка – неукротимая и мощная. В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. В 1852 издается первое сочинение Мусоргского – полька "Подпрапорщик" для фортепьяно.
Из стен последней Модест Петрович вышел не только офицером, но и великолепным пианистом. Первую сценическую редакцию «Хованщины» (в том числе инструментовку) в 1883 году выполнил Н. А. Римский-Корсаков. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Это было необычно для светского музыканта тех лет.
Идейным вдохновителем кружка был художественный критик и литератор В. Стасов. В 70-х гг. Только в конце ноября 1896г. В 1856 возник замысел (не осуществлен) оперы "Ган Исландец" (по В. Гюго). Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются, по сути, двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии19. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи.
По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Модест Петрович был гением. Любовная лирика как таковая привлекала его мало.
в Русской частной опере Мамонтова (на сцене Театра Солодовникова, с участием Ф. И. Шаляпина). С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович. В 1863-65 работал над оперой Саламбо (по роману Г. Флобера, не окончена).
Сын помещика. В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом "Могучей кучки". Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Одновременно брал уроки у пианиста Ант.
В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело абсолютно готовую музыку. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Живёт у разных друзей, в 1874 – у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле Песни и пляски смерти).
«Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. " "Художественное изображение одной красоты, в материальном её значении, грубое ребячество – детский возраст искусства. В Петербурге, находясь в постоянном денежном затруднении, живет у разных знакомых. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения.
Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Хованскийпользовался популярностью стрельцов, они даже называли его «батей».
После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Благодаря поддержке оперной труппы Мариинского театра, в частности, певицы Ю. Ф. Необычен и замысел этого произведения и его масштаб.
Борисов. При этом в эпистолярии (сохранилось около 270 писем) он проявляет себя как незаурядный и изобретательный литератор (показательны многочисленные неологизмы, в том числе с использованием славянизмов), отлично владеющий риторическими приёмами40.
С 1876 (а по некоторым данным – раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. Специальность Мусоргского— музыка вокальная. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», - писал он. 154–155).
В частности, Мусоргского обвиняли в том, что он изобразил народ неуправляемой толпой пьяных, угнетенных и отчаявшихся, совершенно глупыми, простыми и ни на что не годными людьми. Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877 слова Голенищева-Кутузова «Трепак»— картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребёнка ит. д. ). Действительный член Академии художеств с 1903.
Любовная лирика как таковая привлекала его мало15. 63). Л. Яначек. В 1968 в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского. На фотографии слева – офицер лейб-гвардии.
Формальная причина отказа от постановки «Бориса Годунова» была в отсутствии центральной женской партии. Решающее воздействие на художеств, развитие Мусоргского оказало знакомство (1856-57) с Д. С. Даргомыжским, М. Д. Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Но в глубинах панславянского языка он сумел найти созвучность страданиям и радостям каждого человека, которые выразил совершенными и всегда современными средствами. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова, силами любительского Музыкально-драматического кружка.
Репин. Неужели это он. «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. занимал пост младшего столоначальника), он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. 10 февраля 1871г. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В.
По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Последствия алкоголизма оказались фатальными: цирроз печени, болезнь сердца и воспаление спинного мозга. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда.
вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа бывших людей, где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой – Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами). Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина»— на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта).
Ему 17 лет. Эта роль была отмечена Государственной премией СССР. Среди его учеников, . Л. Яначек.
Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору). Это 1856 год. Я счастлив, что видел эту сцену. Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение тончайших черт природы человека, создание психологическо – музыкальных портретов.
О. Мессиан. С 1849 постоянно жил в Петербурге. Карамзина. О. Мессиан.
Прошедшее в настоящем – вот моя задача, – писал он Стасову. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой Хованщина (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой Сорочинская ярмарка (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Незадолго до этого Мусоргский из-за крайней нужды возвращается на службу в различных ведомствах, но здоровье его начинает сдавать.
Родился 9 (21) марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. За год работа была завершена и представлена на суд дирекции императорских театров. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Несмотря на это, Мариинский театр повторно отверг оперу.
В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875-77), а также "Детская" (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепьянный цикл "Картинки с выставки" (1874). Но дальнейшие разногласия между Софьей и Хованским привели к их вражде. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Он его представил в халате с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головою, что-то глубоко обдумывающим.
Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни Детская на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием Песни и пляска смерти (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях. Ещё до премьеры, в январе того же года петербургский нотоиздатель В. В. Бессель опубликовал оперу (в клавире). накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897г. «Искусство», 1948, стр.
В сюжете оперы отражены события 1682г. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». 63). Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи.
В 1872г. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Родовым гнездом ему стало имение в Псковской области, где он жил до 10 лет.
Письма». С приходом Мусоргского формируется окончательный состав «Могучей кучки». Некоторые из композиторских редакций театральной, фортепианной, вокальной музыки (Д. Д. Шостаковича, М. Равеля, В. Я. Шебалина, И. Маркевича, Э. В. Денисова и многих др. ) стали вполне репертуарными. Я счастлив, что видел эту сцену. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Петербурге, в зале Кононова24, силами любительского Музыкально-драматического кружка.
«Искусство», 1948, стр. В. В. В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. С 1849 постоянно жил в Петербурге. Стасова в картине сыграл Н. Черкасов, а певицу Платонову – Л. Орлова.
Среди его учеников, . Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). Вместе с тем, возродился интерес и к «оригинальному» Мусоргскому, появились издания, основанные на тщательном изучении первоисточников. Юмор ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» и др. ). Мусоргский работал над народной музыкальной драмой "Хованщина" (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой "Сорочинская ярмарка" (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). Она была начата в 1872 г. Либретто также написал он сам.
Сын помещика. Мусоргский неоднократно упоминал в письмах. В исторических сюжетах искал ответы на современные вопросы и М. Мусоргский. Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. Уже в сочинениях конца 50-х – начала 60-х гг.
Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал (единственный прижизненный) портрет композитора. Среди его учеников, . Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Как это случилось. От него подобные утверждения перекочевали и в советские учебники музыкальной литературы.
Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь. Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. В 1968 в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.
Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Переписка с П. М. Третьяковым».
По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Уволившись из «лесного ведомства» (где с 1872г.
До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1874гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются по сути двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». Выразительная декламация отличает песни Сиротка и Забытый на сюжет известной одноименной картины Василия Верещагина. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. «Искусство», 1946, стр. состоялась на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные измененения, поскольку репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию за «несценичность».
окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. А. Герке.
Члены кружка были разными по возрасту и по роду деятельности (самым старшим был А. Бородин, к тому времени уже выдающийся учёный-химик). Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». Так, он сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу Борис Годунов, поставленную в конце 1896 года. репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин9 по сообщению Э. Направника (который был членом комитета), причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента»10.
Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). 19 века, а в 70-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. ) – "Светик Савишна", "Калистрат", "Колыбельная Ерёмушке", "Спи, усни, крестьянский сын", "Сиротка", "Семинарист" и др., которые, являясь "этюдами" к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Она расправилась с ним, казнив его и его сына.
Его поместили в больницу. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". К середине 60-х гг.
создает образ большой жизненности и впечатляемости. «Борис Годунов» снова увидел свет— в редакции Н. А. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. ) – Светик Савишна, Калистрат, Колыбельная Ерёмушке, Спи, усни, крестьянский сын, Сиротка, Семинарист и др., которые, являясь этюдами к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры.
– с такими течениями русской мысли, как народничество и др. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И.
В группе происходит раскол. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М. Равеля и др. др. Специальность Мусоргского— музыка вокальная.
В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868 – 1872) позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875 – 1877. В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой, поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина).