Абстрактная идеальность может сказываться в фиксированном характере движений модели— кокетливом положении рук, наклонённой голове ит. д. 61. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо (итал. Ведь современному зрителю надобно не сходство, а повторение, не портрет, а точный оттиск. Русские и британцы любят и понимают культуру друг друга.
Предпочтительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см.
К середине XVIII в. уже появились самобытные и талантливые портретисты. Затем художник изучает свой предмет ища то выражение лица, которое, как ему кажется, наилучшим образом отражает сущность модели. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». А в роли апостолов я решила изобразить своих итальянских друзей и знакомых. Весь портрет этот подобен широко распахнутому окну в мир. Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение).
«Портрет», смысл которого заключен автором в яркую и выразительную форму, повествует и о тайной власти денег над человеческой душой и о высоком творчестве, способном сделаться орудием зла в порочных руках. Их полотна являются примером для подражания. Виппер даже говорит о прямой «вражде» между портретистом и заказчиком, поскольку у них обоих стоят абсолютно разные задачи: у одного— создать произведение искусства, у другого— увидеть на полотне свой внутренний мир.
«Портрет» (Гоголь создал эту повесть в двух редакциях) рассказывает о том, что все, кто хранил у себя это плотно, подвергались дьявольским искушениям. Достаточно ли этого. Хранящееся в Российском государственном архиве военно-морского флота письмо Лисянского Крузенштерну от 21 июля 1802 года, в котором он сообщал своему другу о его портрете, выполненном учеником «5-го класу» Императорской академии художеств Александром Варнеком и выставленном в Академии, явилось основанием для вопроса: а не мог ли молодой художник написать до ухода Резанова в плавание и его портрет.
Н. Ге не считал себя по призванию портретистом. На портрете человек обычно не действует, не говорит. И все же встреча их в 1872 году была плодотворна. Это тоже несовместимо с традиционными канонами «Вечери», но таким образом я хотела подчеркнуть связь с днем сегодняшним. И для этого надо дать освещение сверху и в небольшом количестве.
Портрет от начала своего возникновения до сегодняшнего дня выполняет множество функций. Портретная живопись имеет разнообразные функции. Использование символических элементов— атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма).
На нем простой серый сюртук. Сразу после этого жизнь художника наладилась. В «Эстетике» Гегель выразил точку зрения, которая стала одно время почти нормативной: он бушевал насчет «почти отталкивающе реалистичных портретов» и требовал, чтобы художник-портретист льстил своей модели, обращая меньше внимания на наружность и «показывая нам то, что подчеркивает общий характер субъекта и неизменные душевные качества».
Здесь специфический интерес приобретает аналогия форм людей и животных. Важным моментом, создающим настроение портрета, является взгляд: модель может смотреть прямо на зрителя, будто приглашая его к разговору или же взгляд может быть уведён мимо, лишён активной направленности, кажется невидящим и сосредоточенным на собственных мыслях. В картине меньше уюта и интимности, зато больше возвышенного благородства. Резанова в мундире камергера с двумя наградами: орденом Св.
На портрете человек обычно не действует, не говорит. Иисус сидит за столом напротив апостолов и со спины вполоборота смотрит прямо на зрителя. В своей повести Портрет Гоголь говорит о судьбе художника, который написал злодея-ростовщика так живо, что тот готов был выскочить из полотна. Гращенков пишет, что изображение рук— одно из важнейших средств психологической характеристики. С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова). Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет».
Резанова, художнику пришлось очень торопиться, поскольку помимо самого портрета он должен был сделать его повторение (а скорее всего и не одно), взятое Резановым с собой в дорогу. «Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных». В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя— от одной поверхности к другой для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю. Позднее, на выставке 150 лет русской портретной живописи (СПб., 1902) и Таврической выставке портрет уже фигурировал как Автопортрет Воронихина без знака вопроса. В 1955 г. на Атрибуционном совете ГРМ авторство Воронихина было отвергнуто.
Парными (или pendant — пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. В Новое время портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография), занимали нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая», «портрет— плод духовного coitusa оригинала с художником». В своих последних работах он проявляет особенно много проницательности. Сумрачный северный город вдохновил писателя на создание выдающихся творений, многие из которых продолжают восхищать современных читателей. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора.
Но при встрече с А. Герценом во Флоренции этот замечательный человек глубоко его поразил. Репин также писал Стрепетову (1882). Перед портретом Неизвестной Крамского (1883) при всем мастерстве его выполнения трудно поверить тому, что писал его мастер, создавший портреты А. Литовченко и М. Антокольского. Отвесный край фигуры сливается с краем зеркала и подчеркивает архитектурность картины. После этого файл записывается и пускается на печать (на холсте и красками имитирующими масло). Владимиров создаёт изображение таким, каким он видит его в жизни.
А «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству». «Портрет» – это история человека, предавшего высокое искусство.
В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели. 567. ). Нужно сказать, что в 2014 году, в связи с 250-летием со дня рождения Н. П. «Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных»62. Не всем картинам подходим пышное золотое обрамление, по этому, это стоит учитывать при подборе обрамления. А потом уже и Юлия решила расстаться с художником и выйти замуж.
Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» У них был бурный роман, но они не были верны друг другу.
Заметный след в истории живописи оставил немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528), работавший в жанре гравюры. Для педанта он не прав: он прав для человека со вкусом. Такая картина показывает внешний облик, но одновременно в нем таятся и секреты внутреннего мира изображаемого. Как и глаза, губы всегда что-то говорят». Однако в различные периоды развития искусства эти успехи оказываются различными.
Гращенков указывает, что в понятии «портретное сходство» порой синтезируются, а порой и спорят два начала— документальное и эстетическое. Улыбка, тем не менее иногда появляется в портретах. «Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира как упорядочного космоса, где красота чувственная занимает своё определённое, отведённое ей место». В лице – воплощение народного гнева, которую ощущают даже фашисты: на фоне этой героической русской женщины немецкий офицер кажется жалким. Во второй половине XX в. жанр русского живописного портрета обогатили художники нового поколения: Николай Андронов, Виктор Попков, Таир Салахов, Борис Корнеев, Лев Русов, Евсей Моисеенко, Олег Ломакин, а также Дмитрий Жилинский, Александр Шилов (работает в манере «фотореализма»), Илья Глазунов. Т.
Но изображение переросло рамки непритязательного этюда с натуры.
Если не похож— это вообще не портрет, хотя это, может быть, прекрасное произведение искусства. Только потому, что она была не живая, она была красивее, чем может быть живая. В картине Фомушка-сыч (1860) Перова передана каждая морщинка старческого лица, каждый жесткий, как проволока, волосок его бороды.
Стоить отметить, что в понятие «сходство» в различные исторические эпохи вкладывалось вполне различное содержание: от магического двойника, в котором внешний облик увековечивается с максимальной достоверностью, до прекрасной маски, сквозь идеальные черты которой может проступать индивидуальность модели. «Наиболее упрощённый способ внутренней характеристики изображаемого на портрете лица создавался введением на полотно деталей определённого антуража (например изображение полководца на фоне битвы) и очень скоро превратился в слишком легко распознаваемый код», пишет Ю. Лотман. 11 Каждый из поджанров портрета чётко определяется по атрибутам, написанным на полотне, а также по дополнительным признакам, — в частности, по такой, казалось бы, второстепенной детали, как фон.
Это не вполне портреты, так как типическое преобладает над индивидуальным. Мастер письма сначала делает набросок, чаще всего карандашом, по которому позже в мастерской рисует полноценный портрет без присутствия натуры. «На чём основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную.
С. Герасимов так сказал об идее этой картины: «Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». На выбор концепции портрета при заказе (большой/маленький, роскошный/лаконичный, парадный/интимный) влияла его функция, задача, которую возлагал на него заказчик, поскольку подавляющее число портретов предназначалось не для музеев, а для быта, повседневной жизни. Выражения «человек-орел», «человек-медведь», «человек-змея», «человек-тигр», лев, филин, сыч, верблюд, жираф, тюлень, крот и т. д. метко определяют представление о человеке и его внешнем виде.
(Напомним, что в Средние века животные считались с точки зрения юридического права субъектами их могли вызывать на допрос, судить и пытать). Брюллов встретил Самойлову в Италии на ужине у князя Гагарина. Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета». Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа» (ср.
Но человек не растворяется в нем. некоторая небрежность во всем этом составляет красоту и приятна для глаз. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека. Вместе с тем, многие рекламируемые в интернете «портреты маслом по фотографии» часто не пишутся кистями и красками, а производятся методом фотопечати. И тем не менее созидательная сила художника торжествует над простым воспроизведением. Климт влюбился в Адель, она ответила ему взаимностью.
Многозначительно в социальном ракурсе и присутствие повторений и копий изображений одного и того же лица в нескольких родственных семьях. К тому же он хорошо построен, отвесные полосы юбки подчеркивают его конструкцию. Упоминается о важной роли языка тела модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук. Затем, по мере развития жанра, стремление к тому, чтобы показать личность более конкретно, ведет к тому и с указанием на его социальные характеристики с помощью атрибутов, ведет к тому, что появляются светские поясные портреты, затем и портреты целиком в рост. Фирсова, посвященной Ю. Ф.
П. П. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести. Истинное искусство бессмертно, ведь полотнам Рембрандта ван Рейна уже более пятисот лет. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. )— сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией.
Холст, масло, 211 х 233 см. Частности подчинены главному. За время их отношений Брюллов даже успел жениться — не на Самойловой. «Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных».
Стасов, Собрание сочинений, т. III, стр. Вместе с тем многие рекламируемые в интернете «портреты маслом по фотографии» часто не пишутся кистями и красками, а производятся методом фотопечати.
Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов. Вот почему портрет С. Мамонтова более монументален, чем портрет М. Ермоловой В. Серова. К числу наиболее обаятельных женских портретов того времени принадлежит знаменитая Девочка с персиками В. Серова (1887) и незаслуженно менее популярный Портрет Н. Петрункевич Н. Ге (1893). После того, как она объявила Брюллову о разрыве, художник сказал ей: «Ты уходишь из моей жизни, значит и мне пора уходить».
Увидев это произведение, Чертков поражается его гармонии и совершенству. А «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству»64.
В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром). Черные, глубокие, с чуть расширенными зрачками. Главным героем советского портрета становится представитель народа» (Большая Советская Энциклопедия). После чего пустилась «во все тяжкие», ничуть не заботясь об общественном мнении.
Победителя ждет недельное путешествие в Лондон. В. Стасов. Вскоре после этого Карл Брюллов впал в депрессию, перестал писать и скончался. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая», «портрет— плод духовного coitusa оригинала с художником». Через 10 дней после этого композитор скончался. Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д. Так, все писавшие о Александре Блоке отмечают его «рыцарское» и в то же время усталое лицо, за которым чувствуется его одиночество, душевная незащищенность.
Статуи людей присутствовали в каждом дворце, школах и многих других зданиях того времени. Артур Шопенгауэр обсуждает вопрос того, что животные по своей сути не могут быть портретируемы— «у животных есть только родовой характер, а не индивидуальный». Также портрету противопоказано комическое. Profil perdu встречается исключительно редко и по сути не может удовлетворить прямой задачи портрета. Прочитайте о них.
В позднейших портретах И. Репина больше блеска изящества, непринужденности. В. Серов «Девочка с персиками» (1887). Эти настроения вовсе не означали отречения от нравственных идеалов предшествующего поколения (Стрепетова Ярошенко относится к 1884 году). Остаток жизни он посвящает тому, что скупает на аукционах все выдающиеся полотна и беспощадно их уничтожает.
Достаточно ли этого. Ему не будет возможности и знать, верно ли это и так ли ее знали живые, но всякий будет видеть, какой глубокий трагизм выражен в глазах, какое безысходное страдание было в жизни этого человека и зритель будущего скажет: «И как все это искусно приведено к одному знаменателю и как это мастерски написано. » Несмотря на детали, могущество общего характера выступает более всего. Не оставляет Воронихин и занятий живописью. Н. Царькова «Тайная вечеря» (2002)Вот как сама художница объясняет эту работу: «По сути, я ничего не изменила в этом известном евангелическом сюжете, просто «зашла» с обратной стороны. А если просто похож. Сначала он хочет полностью посвятить себя искусству, но, увлеченный всевозможными соблазнами, быстро забывает об этом. joking). Впервые название «La Joconda» упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи, наследника и ученика да Винчи, который оставил картину своим сёстрам в Милане.
Позже он стал разрабатывать собственные проекты. Русский портрет на протяжении XVIII—начала XIX века создал свою историческую традицию. Гращенков указывает, что в понятии «портретное сходство» порой синтезируются, а порой и спорят два начала — документальное и эстетическое. Портрет своей смущающей красотой готов затмить образ живой Анны. Достоевский касается вопроса о природе портрета в Дневнике писателя, 1873 (Собр.
Губы серьезно сжаты, но в них бездна беззаботного детского счастья. «Эх, сударыня. (Находились люди, недовольные тем, что великий писатель выглядит у Крамского, как простой мастеровой. ) Но перед холстом Крамского нельзя не признаться, что внешние черты лица теряют значение, когда на тебя в упор смотрят пронизывающие, неподкупно правдивые глаза великого жизнелюбца и соглядатая жизни. Достаточно ли этого. Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д.
Портретная живопись имеет разнообразные функции. Идеи появлялись спонтанно, как озарения, в процессе работы. Третьяковская галерея, М., 1952, табл.
Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов. В. Серов тянулся к кругу близких ему людей мысли и искусства. Ее голос звучал с подмостков театра призывом к освобождению. Так кого же можно назвать главным героем повести, которую написал Гоголь («Портрет»).
Подобные художники достойны состояния, что они наживают. Подчеркнут конфликт личности с окружающей действительностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в техникеэнкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. Индивидуальные и типичные черты портретируемых их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов.
«На чём основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную. Юлия Павловна Самойлова, урождённая графиня фон дер Пален, была невероятно богата.
И как этот задумчивый взгляд преображает лицо. Тогда Чертковым овладевает безумная зависть и злоба. В истории бытования портрета возникали, как видно, два конкретных предположения об авторстве портрета. Вместе с тем, многие рекламируемые в интернете «портреты маслом по фотографии» часто не пишутся кистями и красками, а производятся методом фотопечати.
Бесспорным является факт, что в XX веке, с наступлением эры нефигуративного искусства и кризиса личности, жанр портрета находится в упадке12 (подробнее см. : История портретного жанра в XX веке). А. Литовченко представлен в коричневом осеннем пальто, в войлочной шапке в его руке — недокуренная папироса другая спрятана за спиной из кармана свешиваются светлые перчатки. Заказчики забрасывали его заказами, но считали беспощадным и даже злым (хотя в жизни это был благороднейший и добрый человек). Упоминается о важной роли языка тела модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук. Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии.
Тот же литографированный портрет Н. П. Странно было, как мог Михайлов найти эту ее особенную красоту. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. () Портреты способны зафиксировать человеческую жизнь начиная с младенчества до глубокой старости.
«Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. Рот обычно нейтрален и вот таким образом большая часть выражения лица передаётся через глаза и брови.
Фигура вырисовывается строгим силуэтом. В портрете Дети на взморье (1899) два брата в одинаковых курточках с перил разглядывают далекую полоску моря. Конкурс организован фондом Помощь отечественному искусству. В них легче было выявить философский смысл личности, ее общественное призвание. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. После этого файл записывается и пускается на печать (на холсте и красками имитирующими масло). Таким образом, можно сформулировать, что портрет, в отличие от фотокарточки, является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет намного более сложной и многоуровневой работой, гораздо лучше передающей личность.
Повесть Гоголя «Портрет» носит мистический характер. «После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нём зрителю. Даже лампаду перед ним повесили». Становлениереализмав искусствепередвижниковотразилось и на искусстве портрета.
И вместе с тем непреклонная воля и убежденность. Ушаков много работал над изображением человеческого лица. После этого файл записывается и пускается на печать (на холсте и красками имитирующими масло).
Колорит стал существенным элементом портретного образа. К подобным изображениям правомерно примешивать выдумку. Пожалуй, Л. Толстой ближе всего к тому, что создавали русские портретисты. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность.
«На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Итак, два противоположных полюса. Сходство требовалось тут в магически-сакральных целях— чтобы в загробном мире при взаимоотношениях данного тела и покинувшей его души не происходило путаницы и неузнавания. В любом портрете художника чувствуется определённый объективизм: не его собственная оценка изображаемых людей, а именно внутренняя сущность того человека, чей портрет перед нами.
Основание для предположения о существовании портретов- «двойников» дают воспоминания Лангсдорфа, ученого-натуралиста и врача в экспедиции Крузенштерна. Хотя их взгляды на жизнь и на искусство часто расходились, они очень тепло относились друг к другу. Её лицо можно увидеть на десятках картин Брюллова, в том числе и на «Последнем дне Помпеи». Мы ищем другого. В таких случаях, после того, как заказчик присылает свою фотографию, подобный «портретист» запускает компьютерную программу обработки изображений и открывает ней ряд заготовок с позами, куда копирует с фотографии лицо, голову или же туловище целиком, в зависимости от заказа.
Сюжет произведения позволяет назначить на эту роль художника Черткова. Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе. И каждый из них признан шедевром живописи.
От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя. После отношения Брюллова и Самойловой возобновились. Лицо ее озарено скорбью широко раскрытых глаз, в сжатых руках — непоколебимая твердость. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции.
Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета»69. «Портрет» (Гоголь Н. В. ) повествует о молодом художнике Черткове, который неожиданно для себя самого приобретает в лавке работу неизвестного живописца. Репин писал по поводу своего портрета дочери Веры – о выражении чувства жизни, юности и неги (Репин и Л. Толстой, I, M., 1949, стр.
Именно к такому сходству стремится художник.
Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Это необыкновенное по своей красоте и еще по чему-то лицо сильнее еще поразило его теперь. В период классицизма в среде знатоков искусства выработалась даже антономическая пара оценочных терминов— «правда» (точное подражание натуре) и «лесть».
Резанова и портрета действительного тайного советника и сенатора, графа Северина Осиповича Потоцкого (1762 – 1829), написанного Александром Варнеком около 1802 года (находится в собрании НИМ РАХ). И, наконец, вот что рассказывает о портрете Достоевский. Дочь австрийского банкира, в 16 лет она вышла замуж за богатого буржуа Фердинанда Блоха.
А. Н. Самые бесспорные достижения И. Репина — это портреты людей из народа. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Тема его картины – героизм простого советского человека в годы войны. Чаще всего это портреты супругов. Соответственно то уменьшается, то увеличивается количество аксессуаров портрет может выглядеть в интерьере то претенциознее, то скромнее.
В портрете Н. Ярошенко нет решительно ничего театрального, зрелищного, никакой патетики. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Вы говорите: «Это безобразно. » И я понимаю, что Вы ищете тут то, что Вы видели иногда у Стрепетовой, делающее ее не только интересной, но замечательно красивой и привлекательной. Достоевский, указ, соч., стр. Левицкий и Рокотов переходят от парадного портрета к камерному. Он увеличивает, он преувеличивает, он исправляет формы прав ли он.
Раньше он мог заменять реального человека на важных событиях. На этом заканчивается история, написанная Н. В. Гоголем. Использование символических элементов— атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма).
Прав он или не прав, но в памяти грядущих людей останется то лицо, которое он написал. В притче о портрете, рассказанной Л. Толстым, нет ничего романтического, таинственного, сверхъестественного в духе Гоголя. Поддерживая разговор, Коцебу, побывавший в тех краях, рассмеялся и рассказал: «Там нет сейчас никаких признаков поселения. И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)В этом портрете он сумел показать природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение.
Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). Нужно стараться сохранить (правильнее — подмечать) в посадке, в движении головы, рук натуральную грацию: всякое натянутое изысканное положение фигуры действует неприятно на глаз оно в натуре не так замечается, так как бывает большею частью минутное, временное, а на полотне оно остается навсегда. Эти работы были выполнены в основном в 1795–1796 гг. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания.
Артур Шопенгауэр обсуждает вопрос того, что животные по своей сути не могут быть портретируемы— «у животных есть только родовой характер, а не индивидуальный». Он ищет не составленного себе наперед идеала.
«Художник-портретист не стремится к буквальному сходству. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини (приемных дочь графини) и арапчонком. О неминуемой расплате за отказ от своего предназначения повествует Н. В. Гоголь. Многозначительно в социальном ракурсе и присутствие повторений и копий изображений одного и того же лица в нескольких родственных семьях. произв., М., 1927, т. XI, стр.
Это живой человек, это выше живописи, какая существовала у старых мастеров. Значительная доля очарования этого создания молодого В. Серова (лучшего, как он позднее признавался) заключается в непосредственности, в свежести его исполнения (хотя писался портрет больше месяца и художник измучил свою модель). Пусть все живое живет — эти слова Н. Михайловского выражали отход от этического ригоризма.
К 30-м годам XX в. в русском портретном жанре вновь стал востребованным реализм, назывался он теперь «социалистическим реализмом». На протяжении развития портретного жанра художники занимаются поисками испытывают стремление к объективной передаче реального образа человека. В некоторых случаях можно говорить об идеализированной «маске», которой награждает художник всех своих моделей. Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа», был Андре Фелибьен, друг Пуссена. Вторая часть имени модели, считающаяся фамилией её мужа — del Giocondo, по-итальянски также имеет прямое значение и переводится как «веселый играющий» и соответственно la Gioconda — «веселая играющая» (ср.
С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается. Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным.
В портрет вселилась нечистая сила, случайно он попал к другому художнику, тот обнаружил в раме его золото, золото помогло ему стать модным живописцем, льстецом в искусстве (кто хотел Марса, он в лицо совал Марса, кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение). Недаром говорят, что глаза— зеркало души человека, а руки— зеркало его тела». Девушка сидит в кресле, слегка откинувшись назад и прислонившись к спинке. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. портреты императоров Константина и Феодосия II).
Он искусно прятал свои мысли о модели под покровом внешней учтивости. Когда ей было 5, мать Юлии уехала в Париж получать образование. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». И потому необходимо избегать всякой натяжки (изысканности и безобразия). В плоскостности силуэта заметны следы воздействия эстетики модерна.
() В данном контексте скульптурный кумир, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку»25. Модель, заказывая портрет, обычно точно представляет, что ей нужно. Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс). Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести.
Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе. «Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных»62.
Их творчество приближается к реализму. Как и глаза, губы всегда что-то говорят». В Новое время портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимали нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными.
Возникают новые портреты-типы и портреты-картины, отражающие будни советских людей и их героические подвиги (художники Кузьма Петров-Водкин, Георгий Ряжский, Александр Дейнека, Сергей Герасимов, Семён Чуйков). Отдаваясь минутному восторгу, он вживается в того, кто находится перед его мольбертом. Смешно, но это я чувствовал. Начиная с А. Венецианова, в русскую рукопись вошли характерные фигуры крестьян.
Юлия постепенно растратила все свои богатства и умерла в одиночестве. Сходство черт лица и выражение поразительны. «мадам»), в сокращенном варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». «Студия Леонардо да Винчи» на гравюре 1845 года: Джоконду развлекают шуты и музыкантыСогласно Джорджио Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти, Мона Лиза (сокр. Здесь впервые ясно заявлено художником, что портрет должен быть живописным произведением. Гращенков добавляет, что чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким.
Здесь Адель и познакомилась с Густавом Климтом. Точно обвиняемая дает на суде показания, уверенно отстаивая правое дело. «Наиболее упрощённый способ внутренней характеристики изображаемого на портрете лица создавался введением на полотно деталей определённого антуража (например изображение полководца на фоне битвы) и очень скоро превратился в слишком легко распознаваемый код», пишет Ю. Лотман.
Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных— заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей». С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова). Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс).
англ. Нет особой необходимости комментировать фрагмент этого разговора, свидетельствующий о существовании повторений портрета. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести. «На чём основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную. «На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание.
В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. У А. Чехова в рассказе Красавицы (1888) рассказчик поражен как молнией (гоголевский образ. ) красотой, где-то случайно увиденной девушки. И я пустился добывать свободу портретной кисти при помощи таких именно портретных гамм. Воронихин. // Русская старина, 1885, март. При нём была создана царская мастерская палата, которая в XVII в. стала основой школы царских изографов Оружейной палаты. В Русском царстве того периода жанр портрета назывался «парсуна» – искажённая транскрипция латинского слова «persona» — «личность», «особа».
Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Чуть раздуваются ее ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега.
Дионисий (ок. Замуж вышла, по меркам тех времён, достаточно поздно — в 25 лет, но брак быстро распался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. С покупки старинного полотна начинается эта захватывающая история.
Остальные обладатели портрета также испытали на себе силу его негативного воздействия. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. Зато этот портрет более серьезен (хотя его и нельзя назвать психологическим). Всего более француз прячет свою сущность. Душа, как правило, передаётся через выражение глаз, через взгляд, устремлённый на зрителя. В данном контексте скульптурный кумир, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку».
В центре картины стоит мать партизана с гордо поднятой головой. Портрет, который в точности передает изображение особи, может стать частью истории. Собрание сочинений, т. I, Спб., 1894, стр. Удивительные события описываются в произведении. В портрете может быть изображена скульптура, скульптурный бюст— он становится атрибутом, с которым модель может вести незримый диалог.
Основной аргумент, подтверждающий гипотезу об авторстве А. Г. Между тем в России существовала своя традиция женского портрета. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным66.
В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Он видит модель, которая передана не в точности и он вскрикивает от восхищения. Это он (путешественник) видел в одной из заброшенных стоянок в проливе Кука.
«После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нем зрителю. Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности. В углу полотна в образе служанки я изобразила себя, смотрящую через приоткрытую дверь. Художники нередко писали самих себя. Реже художники изображают человека с затылка или с другого необычного ракурса.
Портрет П. Стрепетовой Н. Ярошенко (1882, Третьяковская галерея) должен быть признан одним из самых замечательных женских портретов в живописи передвижников. В некоторых случаях можно говорить об идеализированной «маске», которой награждает художник всех своих моделей. Мог бы, если бы захотел. В своих характеристиках И. Репин обычно выискивает в человеке его главную черту, но протокольно точная передача решительно всех частностей была ему всегда чужда.
Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели. Холст, масло, 91 х 85 см. С. Герасимов «Мать партизана» (1943-1950).
И это не случайно. Женщину не могут запугать немецкие захватчики. (Например, бедный Сезанн оставил 27 портретов жены, которую не очень любил).
Однажды ростовщик обратился к нему с просьбой написать его портрет. Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе.
() Портреты способны зафиксировать человеческую жизни начиная с младенчества до глубокой старости. Упоминается о важной роли языка тела модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Но это были только отдельные шаги к реалистическому портрету. XVIII в. внёс свои достижения в портретный жанр: художники вводят прямую перспективу, глубину и объемность изображения на плоскости осмысляют взаимоотношения света и цвета, роль света как средства построения объема и пространства. Центральной темой искусства петровской эпохи становится человек, а основным жанром – портрет. Невозможно написать портрет и без глубоких знаний анатомии. Отступление от тождества в границах подобия не только допустимо, но необходимо для целей портрета». 4 От хорошего портрета требуется, чтобы он с максимальной точностью воспроизвёл все характерные анатомические особенности головы, движения— но это не означает, что такой буквальный рисунок окажется идентичным и совпадёт с внутренним и внешним состоянием портретируемого. Полное название картины итал.
Давайте обратимся к творчеству хотя бы одного из них. Недаром крепко сжатые кисти со вздувшимися жилами замыкают кольцо его рук. «Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством.
На похоронах члена рода эти маски несли в погребальной процессии, обозначая усопших родных и предков. Точный академический рисунок не сделал Перова копиистом натуры. «миледи» и фр. Студентка II курса Академии им.
Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. От художников ожидалось, что они с помощью портрета могут приукрасить «натуру», сохраняя при этом с ней связь при помощи сходства. Варнека, заключается, на мой взгляд, в большом стилистическом сходстве портрета Н. П. Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели.
Борис Виппер, отмечая эту уникальную особенность портрета, говорит о ней как о «хитром обходе божественной воли, не давшей человеку бессмертия». Её непосредственность, живой ум и любознательность умело переданы художником. Улыбка, тем не менее иногда появляется в портретах. Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных— заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей».
Л. Толстой раскрывает смысл творческой победы, одержанной художником-портретистом. Великие портретисты отличаются от всех прочих художников высоким уровнем самовыражения. «Существует особая точка зрения по поводу сходства в портрете— мнение портретируемого. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. В марте 1805 года, прибыв на «Надежде» к берегам этой страны, Резанов привез с собой нескольких японцев, потерпевших в 1793 году кораблекрушение, спасшихся и оказавшихся в России.
Девочка воспитывалась в поместье дедушки — графа Литты. Проглядывающая сквозь все портретные образы И. Репина различная в своих направлениях, но единая в истоках жизнетворная сила привлекает к ним общие симпатии. Именно к такому сходству стремится художник.
Фелибьен также предложил использовать термин «figure» для изображений животных, в то время, как слово «reprsentation» применялось для изображений растительных или неорганических форм, то есть растений и минералов. Хочу отрадного, — признавался в эти годы В. Серов (И. XXXVI и ел. ). В галерее портретов И. Репина преобладают люди, полные силы и здоровья.
Портреты могут быть написаны лишь с человеческого существа, чья внешность демонстрирует чисто эстетическое созерцание. Хорошим вариантом для тех, кто хочет сделать неожиданный подарок станет портрет по фото.
Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета»69. Не может передать всех ее нюансов краткое содержание. Это осознавал уже И. Крамской. Модель в портрете находится в особенной форме бытия— созерцании-мышлении, сосредоточенности, вбирании в себя мира, погружении в самого себя. 4 Человек освобождается от страсти, случайного настроения, погружён в мысли.
Таким образом, быстрота есть все-таки немалое достоинство. В любом случае портрет на чем-то основан и несет в себе информацию о конкретной личности. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным.
Сведений об его авторе, хотя бы предположительных, мне не удалось обнаружить. Варнеком.
Затем происходит «разворачивание» модели в сторону зрителя: композиционный симптом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют Выход из профиля в фас. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Использование символических элементов— атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма). Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая»4, «портрет— плод духовного coitusa оригинала с художником»50.
Ван Дейк изящные руки и фигуры для заказных портретов часто писал с натурщиц, обладавших более совершенными формами тела. Глаза— один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Но этот образ обязательно должен был быть идеологически правильным.
Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мир, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года. С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова). Таннауэр «Портрет Петра I»Следующий новый шаг в жанре портрета сделали художники XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.
Зная, что А. Г. «Художник-портретист не стремится к буквальному сходству.
Основную часть западноевропейской коллекции Серпуховского историко-художественного музея составляет та коллекция, которую по завершении строительства своего особняка Анна Васильевна Мараева купила у московского коллекционера Юрия Мерлина, это общеизвестный факт. А на портрете изображена дочь Мамонтова, 12-летняя Вера. Строганова, за что в 1794 г. получил первое академическое звание — «назначенного» в академики.
Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет». По характеру изображения выделяются две основные группы:парадныеикамерные портреты. Он жадно всматривался в лица, в манеры и жесты людей, с которыми его сталкивала судьба. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица.
Серов создал портретную галерею «высочайших особ», в том числе портреты Великого князя Георгия Михайловича императора Александра III, Великого князя Павла Александровича, коронационный портрет Николая II и др. На выбор концепции портрета при заказе (большой/маленький, роскошный/лаконичный, парадный/интимный) влияла его функция, задача, которую возлагал на него заказчик, поскольку подавляющее число портретов предназначалось не для музеев, а для быта, повседневной жизни. Разбогатев, Чертков быстро утрачивает былую юношескую живость.
Многозначительно в социальном ракурсе и присутствие повторений и копий изображений одного и того же лица в нескольких родственных семьях. Анны 1-ой степени. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. Вся фигура в черном платье четко вырисовывается на буром фоне.
Чаще всего это портреты супругов. Это особенно актуально для британско-российских отношений. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. )— сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Затем происходит «разворачивание» модели в сторону зрителя: композиционный симптом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют Выход из профиля в фас4.
Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен) и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя. Но какие замечательные глаза. Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. Царь даже попросил продать ему имение.
Он возвращается домой и пытается сам написать что-нибудь подобное. Но в том-то и дело, что он не сможет захотеть. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Характер человека — вот что в 80-х годах все более ценится в портрете.
Сходство в портрете в итоге формулируется как то, что художник представил в качестве обобщённого, важного, отобранного из реального множества того, что представляет собой человек. Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см. Краски насыщенные и гармоничные, ни одно пятно не вырывается из красочной гаммы. Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс). Позировали все свои, в свободные часы и дни потом пошли чужие.
Опыт художника в бытовой живописи научил его находить значительное и во внешне невзрачном. И. Репин. «Портрет» (Гоголь назвал это произведение в честь необыкновенного предмета, фигурирующего в повести) поражает своим завораживающим сюжетом. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным. Многочисленные женские портреты Репина — Бенуа Ефрос (1887), Баронесса В. М. Икскуль (1889) и особенно Пианистка Мерси дАржанто (1890), — как бы высоко ни расценивать их живописные достоинства и остроту характеристики, не лишены светской красивости. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. В портрете в рост замечательной русской актрисы М. Ермоловой (1905) все продумано, взвешено и рассчитано.
В противном случае я не заплачу Вам за неё ни фартинга». За ее спиной родная земля. 64). ). Мир поэзии все видят по-разному. Для меня все галереи Рима — это Веласкеса портрет.
Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. «Подход к сходству в портрете у заказчика и художника различный. Все разрушено и разбросано по всему берегу.
Крузенштерна, Н. П. Некоторые даже отмечают, что в традиционном портрете «надо показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким желал бы его смерить художник своим традиционным аршином В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство»28, то есть портрет XX века, как не отвечающий данным требованиям, по большей части перестал являться настоящим портретом в том смысле, который вкладывали в это понятие на протяжении последних веков.
И даже написал портрет посла. С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается. Так, если художник творил в тот период, когда индивидуальность подчинялась ремесленно-корпоративному единству, это являлось определённой гарантией успеха в создании портрета в условиях неразвитости культуры данного жанра. Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища. Так, знаменитый «Портрет мадам Рекамье» Ж. Л. Давида, был отклонён моделью, точно также, как не менее известный «Портрет мадам Икс» Джона Сарджента.
Облюбованный художником повторяющийся тип изображения может также поощряться заказчиками и пользоваться популярностью. В «Эстетике» Гегель выразил точку зрения, которая стала одно время почти нормативной: он бушевал насчет «почти отталкивающе реалистичных портретов» и требовал, чтобы художник-портретист льстил своей модели, обращая меньше внимания на наружность и «показывая нам то, что подчеркивает общий характер субъекта и неизменные душевные качества». Тут прощать и извинять нечего. Глаза— один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств.
От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Однажды Академия искусств приглашает его оценить работу живописца, долгие годы стажировавшегося в Италии.
Некоторые даже отмечают, что в традиционном портрете «надо показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким желал бы его смерить художник своим традиционным аршином В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство», то есть портрет XX века, как не отвечающий данным требованиям, по большей части перестал являться настоящим портретом в том смысле, который вкладывали в это понятие на протяжении последних веков.
Модель, заказывая портрет, обычно точно представляет, что ей нужно. Например, один из самых выдающихся русских художников Илья Репин поддерживал тесные отношения с британским посольством, которое в то время находилось в Санкт-Петербурге.
«Портрет в своей современной функции— порождение европейской культуры нового времени с её представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём». С. 629. ). Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени». Вся последующая судьба Настасьи Филипповны — это как бы раскрытие того, что портрет в себе содержал: красота, способная перевернуть весь мир и страдание и гордость и презрение к людям.
К сожалению, в этой статье будет изложено лишь ее краткое содержание. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. Ранние передвижники тяготели к мужским портретам. Он добавлял и убавлял, но что— неведомо»4445.
Однако совесть не давала ему покоя, он потерял рассудок и погиб в страшных муках. В указателе представлен солидный перечень публикаций по данной теме (186 наименований, 135 из которых вышли в местной печати). Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью. Собачьи и кошачьи породы можно различать и среди людей.
При писании картины важно понять натуру и уловить ее мгновенное настроение. Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. Кончаловский «Портрет В. Э. Мейерхольда» (1938). Его полотна выставлены в самых престижных музеях мира.
Чаще всего это портреты супругов. Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Благодаря им, этот жанр начал развиваться в новом качестве. А «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству».
Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Их портретам свойственна деликатность, вдумчивость, сдержанная внимательность. В жанре официального портрета в конце XVIII в. неоспоримым авторитетом считался С. Щукин (1762-1828), ученик Д. Левицкого.
В противном случае я не заплачу Вам за неё ни фартинга». Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. Был страстным поклонником изобразительного искусства Н. В. Гоголь. И. Г.
Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен». Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см. Также на достижение сходства влияли и сторонние факторы. Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека.
Хотя такая постановка иногда встречается, она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, специально используемым художником, либо же используется для изображения монархов (как и Христос, сидящих на троне). Бесспорным является факт, что в XX веке, с наступлением эры нефигуративного искусства и кризиса личности, жанр портрета находится в упадке (подробнее см. : История портретного жанра в XX веке).
Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Как будто в портрете играет главную и самодовлеющую роль не сам портрет, не изображение, а живой оригинал, стоящий позади», пишет Борис Виппер. Гращенков добавляет, что чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким. Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное. Во всяком случае, в лучших русских портретах этого времени сквозит вера в человека. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. В этюде гвардейца (для Перехода Суворова через Альпы) в черты лица внесено что-то от автопортрета, вместе с тем внутренняя сила образа и цельность характера его превосходно схвачены.
И. Репин. На протяжении развития портретного жанра художники занимаются поисками испытывают стремление к объективной передаче реального образа человека. Портрет залит ровным, спокойным светом. Этюд горбуна был вписан в Крестный ход, но и сам по себе — это вполне законченное прекрасное произведение, подкупающее неприкрашенной правдой, точностью и мягкостью характеристики и симпатиейхуд ожника к своему предмету (ее часто не хватало западным мастерам в изображении народных типов). Диалог художника с самим собой или моделью перерастает во внутренний диалог человечества».
Человек освобождается от страсти, случайного настроения, погружён в мысли. Именно вот таким образом жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе. » Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. В его огромных глазах демоническая сила, в высоком лбу нечто пророческое. Все хрупкое, болезненное, неуловимое, недоразвитое, невыявленное мало привлекало его.
«В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. За портретом и моделью в том или ином виде стоит самосознание их эпохи. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
«Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира как упорядочного космоса, где красота чувственная занимает своё определённое, отведённое ей место». А если просто похож. Гос. Художники приняли шутку к сведению. Резанова.
Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца). В Портрете Г. Гиршман (1907) он выбирает момент, когда дама, только что накинув на плечи горностаевое боа, встала из-за трюмо, повернулась в три четверти и фигура ее, дважды повторенная в зеркале, откуда выглядывает и лицо художника, прекрасно вписывается в квадратную раму. Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное. Колонна и драпировка— традиционные атрибуты парадного портрета. Держала светский салон, где собирались художники, писатели и политики. Тогда же по решению Стоглавого собора в исподнем ряду икон (нижнем) могли появляться и цари и князи и святители и народы, которые живы суще. А Иван Грозный сам требовал отобразить в искусстве исторические события и свои деяния.
Литография с этого оригинала помещена в изданной в 2002 году в серии ЖЗЛ книге И. И. «Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира как упорядочного космоса, где красота чувственная занимает своё определённое, отведённое ей место». Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным66. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца.
Существуют многие разновидности портрета. Но выражение это было так правдиво, что ему и другим казалось, что они давно знали его.
Мы как раз подошли к портрету Стрепетовой Ярошенко. Стоит отметить, что в понятие «сходство» в различные исторические эпохи вкладывалось вполне различное содержание: отмагического двойника, в котором внешний облик увековечивается с максимальной достоверностью, до прекрасноймаски, сквозь идеальные черты которой может проступать индивидуальность модели. Живописный портрет Н. П.
Передача характера и движения (внутреннего и внешнего) — два важнейших фактора, определяющие существо портретного искусства. Несколько слов можно сказать об одном «японском» портрете Н. П. Лисянскому – помощнику И. Ф. «На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Некоторые даже отмечают, что в традиционном портрете «надо показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким желал бы его смерить художник своим традиционным аршином В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство», то есть портрет XX века, как не отвечающий данным требованиям, по большей части перестал являться настоящим портретом в том смысле, который вкладывали в это понятие на протяжении последних веков.
Прямое внешнее сходство с портретируемым (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. )— сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. «Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством.
Между тем это одно из лучших его созданий. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. «Постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная.
«Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Потомком великого живописца и был рассказчик этой захватывающей истории.
Особенно важно, что сходство с моделью становится уже обязательным. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. Портрет Веласкеса, Иннокентий X в палаццо Дориа.
Для портрета характерен одушевлённый покой». Мы встретили там одного путешественника, он сказал, что видел, как один из портретов (курсив мой – В. В. ) государственного советника Резанова приспособили по святую икону. Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.
Прочитав «портрет словами», мы представляем облик изображенного гораздо ярче, чем после знакомства с его биографией. Одним из них был технологический прогресс. Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. () В данном контексте скульптурный кумир, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку». В 1826 году он служил генеральным консулом России в Рио-де-Жанейро, куда в это время на военном шлюпе «Предприятие» прибыла русская исследовательская экспедиция, возглавляемая капитаном Отто Евстафьевичем Коцебу (1787 – 1846), который, будучи еще кадетом, являлся участником экспедиции Крузенштерна.
Так же такая картина может писаться по наброску. При этом учебники по рисунку предупреждают, что порой случается так, что художник, натренировавшись в передаче сходства с моделью, может при этом отнюдь не приобрести способности к выражению её характера— ведь добиться физического сходства в рисунке гораздо проще, чем выразить внутреннюю сущность человека. 49 Об этой опасности не стоит забывать: «натуралистически остро переданная внешность может остаться простой маской, за которой нет ничего индивидуально-духовного. Так же ворвалась в русскую живопись Верочка Мамонтова. В лице старого крестьянина столько понятливости и вдумчивости. Таким он вошел в каталоги музея Академии художеств (1908 и 1915 гг. ) и поступил в Русский музей.
Он честно ни на шаг не отступил от правды. Гращенков указывает, что в понятии «портретное сходство» порой синтезируются, а порой и спорят два начала— документальное и эстетическое. Прямое внешнее сходство с портретируемым (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов.
Или не прав. Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. Хотя такая постановка иногда встречается, она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, специально используемым художником, либо же используется для изображения монархов (как и Христос, сидящих на троне). В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели. Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании. 50 Благодаря этому «рука» портретиста легко узнаётся в его работах.
Часты случаи, когда фотопечать используется без ведома заказчика. Но у этого портрета есть еще и небезынтересная история. Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. Среди аргументов был высказан и тот, что архитектурные детали (Казанский собор) написаны вяло, без понимания чувства формы, что невозможно для архитектора. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним.
Недюжинный талант молодого И. Репина проявился в Портрете В. Шевцовой, впоследствии жены художника (1869). Не менее важным фактором при выборе рамы есть место размещение портрета. Также портрету противопоказано комическое.
М. П. Мусоргский, фото Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Повесть Гоголя «Портрет» – это произведение, написанное им под впечатлением от жизни в Петербурге.
«Наиболее упрощённый способ внутренней характеристики изображаемого на портрете лица создавался введением на полотно деталей определённого антуража (например изображение полководца на фоне битвы) и очень скоро превратился в слишком легко распознаваемый код», пишет Ю. Лотман. 11 Каждый из поджанров портрета чётко определяется по атрибутам, написанным на полотне, а также по дополнительным признакам, — в частности, по такой, казалось бы, второстепенной детали, как фон. Развитие этого жанра искусства зависело от нескольких факторов.
А если просто похож. Холст, масло, 184 х 229 см. Многие детали я переделывала по нескольку раз. Варнек незадолго до этого исполнил портрет И. Ф. Востребованным оказался и образ современника. И. Репин не забывал, что портретист должен дать оценку своему герою.
Данное «сходство— это подобие, но не тождество. Приговоры Репина в большинстве случаев метки, взвешены, справедливы.
К жанру портрета относятся:поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя26. Парными (или pendant— пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. К концу XVIII в. русский портрет по своему высокому уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Кстати, персики выращивали в оранжерее Мамонтовых. В.
Портрет С. Мамонтова (1897) нельзя считать достоверным свидетельством того, чем был этот замечательный человек. С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается. Художник в ужасе покидает дом ростовщика, а на следующий день узнает, что тот умер. «Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора.
В Древнем Египте существовало правило, согласно которому тело человека рисовали в анфас, а ноги и голову – в профиль. В Японии создают скульптурные портреты усопших монахов, а черепа, облепленные так, чтобы опять воспроизвести лицо, в Океании также являются мемориальными объектами. В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя— от одной поверхности к другой для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю. Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение). Парными (или pendant— пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Модель, заказывая портрет, обычно точно представляет, что ей нужно.
Именно потому так знамениты портреты стариков, например, рембрандтовские— несмотря на то, что юность и красота моделей уже прошла, портретист наслаждается, передавая их богатый внутренний мир и внутреннюю красоту. Внутренняя скованность сообщает образу замкнутость и неуверенность в себе. В средневековом портрете это был вневременной образ. Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели.
В мистической истории о дьявольском изображении старого ростовщика заключен глубокий смысл. Ниже будут переданы только основные моменты его развития. с англ. Поистине голова Сократа, с которой Тургенев сравнивал голову Хоря.
Юлию такое положение дел не устроило и она инициировала развод. 14 (по поводу Стрепетовой Ярошенко – ее нервная натура, все, что в ней есть измученного, трагического, страстного). ).
Один художник включил в свой портрет куски грубой действительности (словно вырезанные из живого человека глаза) и попадает во власть темной силы. Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью. Но тогда мне было достаточно сделать десяток натюрмортов, чтобы размять руки, а теперь нужно было переходить на гаммы и экзерсисы голов.
Работа экспонировалась на выставке 1870 г. и в каталоге выставки было отмечено: Грудное изображение, с видом купола Казанского собора, едва ли не писанное художником с себя (. ) Существовало и другое предположение, что автором является А. Г. Именно к такому сходству стремится художник. Светлое лицо над белым кружевным воротником соответствует бледным рукам, обрамленным манжетами. В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним. Стоить отметить, что в понятие «сходство» в различные исторические эпохи вкладывалось вполне различное содержание39: от магического двойника, в котором внешний облик увековечивается с максимальной достоверностью, до прекрасной маски, сквозь идеальные черты которой может проступать индивидуальность модели. Создается ряд значительных произведений портретного искусства, образов выдающихся людей того времени.
Внимательно разглядывали и не могли увидеть разность. Как будто в портрете играет главную и самодовлеющую роль не сам портрет, не изображение, а живой оригинал, стоящий позади», пишет Борис Виппер. 38 Гращенков добавляет, что чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким. Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени». 10 Таким образом, можно сформулировать, что портрет, в отличие от фотокарточки, является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет намного более сложной и многоуровневой работой, гораздо лучше передающей личность. В таких случаях, после того, как заказчик присылает свою фотографию, подобный «портретист» запускает компьютерную программу обработки изображений и открывает в ней ряд заготовок с позами, куда копирует с фотографии лицо, голову или же туловище целиком, в зависимости от заказа.
Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. В простоте — главная прелесть портрета. «В своём произведении, сознательно или бессознательно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику индивидуальной модели, с тем умозрительным идеалом личности, который порождён его воображением».
Если жест человека обращён не прямо к зрителю, а к некой аудитории, как бы находящейся за пределами полотна, возникает ощущение своего рода хроникальной отстранённости68. «В своём произведении, сознательно или бессознательно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику индивидуальной модели, с тем умозрительным идеалом личности, который порождён его воображением».
Он знал об алкогольной зависимости композитора и о тех последствиях для его здоровья, к которым она привела. Натурщики давно уже умерли, так что подобие теперь уже не проверить. Ведь в центре повествования находится история его отступничества и морального крушения.
В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним. Крузенштерна по экспедиции и командиру «Невы». Существует несколько отличительных признаков фотопечати: отсутствие или незначительность фактуры мазков (последнее наблюдается в ситуациях, когда поверх напечатанного полотна кладутся несколько мазков для создания впечатления написанной картины), ограничение по размерам (ширина холста, которую способны пропускать печатные машины, ограничена), ровные края живописного слоя (края холста не будут иметь брызг, подтёков, неравномерную линию обрыва)29. Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение). Профиль придает портрету возвышенный характер. Ван Дейк изящные руки и фигуры для заказных портретов часто писал с натурщиц, обладавших более совершенными формами тела. 11 Веласкес надевал платья своих принцесс на манекены в студии и писал одежду с натуры отдельно. Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета».
В таких случаях, после того, как заказчик присылает свою фотографию, подобный «портретист» запускает компьютерную программу обработки изображений и открывает ней ряд заготовок с позами, куда копирует с фотографии лицо, голову или же туловище целиком, в зависимости от заказа. К таким мастерам можно отнести голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606-1669), который написал множество портретов. Глаза— один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств.
Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д. Некоторые художники говорят, что по нескольким фотографиям способны уловить характер модели и настаивают на том, что результат определяется мастерством художника, а не тем, пишет ли он с натуры или с использованием фотографий или видеоряда.
Это изменение, появление «современного», антропоцентричного словоупотребления, которое проводит чёткую черту между человеком и иными созданиями, возможно, обозначает конец типичного феодального «симбиоза» между человеком и животными. В портретах людей из народа проявил себя и В. Суриков.
Портрет загадочным образом исчез, возможно, был украден. Карл Брюллов, «Всадница», 1832 г. Третьяковская галерея. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. 10 «Портрет в своей современной функции— порождение европейской культуры нового времени с её представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём». 11 Именно вот таким образом жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе. »12 Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков. Варнек (Божерянов И. А.
Вы думаете, что Ярошенко не мог бы написать иначе. Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение, — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал это самое милое ее душевное выражение.
Благодаря этому «рука» портретиста легко узнаётся в его работах. Работая под руководством Демерцова (копируя поначалу его чертежи и помогая в отделке интерьеров Строгановского дворца), Воронихин впервые получил систематические знания по архитектуре и строительству. В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели.
Другой в угоду публике предает подлинное искусство и также сбивается с пути. Художник-демократ увидел в Ф. Достоевском писателя-демократа. Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. На подготовку к самостоятельной работе в Петербурге ушло несколько лет.
(Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами— этюдом, эскизом, «жанром» ит. п. ). Недаром говорят, что глаза— зеркало души человека, а руки— зеркало его тела». Для обозначения западноевропейских художников, работавших в России, существует особый термин – «россика». Юлия с детства любила читать интересовалась искусством, получила хорошее домашнее образование, стала одной из самых блестящих дам при дворе. И. Репин.
Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. На картине Карла Брюллова «Всадница» изображена его любимая женщина — графиня Юлия Самойлова. 77. ).
Анны 1-й степени с лентой – репродуцирован в книге «Утраченная империя» американского писателя и историка Гектора Шевиньи, переведенной на русский язык красноярской журналисткой Натальей Серафимовной Ольховой, одной из авторов книги «Командор» изданной в Красноярске в 1995 году. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой. Портрет считается неоконченным. В это время совершался переход от парсуны к портрету. Иоанна Иерусалимского и звездой ордена Св.
Прямое внешнее сходство с портретируемым (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства. Но брак продлился меньше двух месяцев. «Портрет» – это плод размышлений писателя о роли творчества в жизни каждого человека. На многих портретах Врубеля лежит печать болезненности и изломанности декадентов. (Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами— этюдом, эскизом, «жанром» ит. п. ).
«После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нём зрителю. Однако в различные периоды развития искусства эти успехи оказываются различными. Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца). Я никогда не считал, что быстрота в писании портрета есть нечто заменяющее качество. В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром)27.
Сопоставляя портрет Воронихина с другими мужскими портретами из наследия Варнека, удалось встретить близкий аналог – портрет генерал-майора Александра Тучкова (музей Бородинское поле), выполненный в период с 1810 по 1812 гг., т. е. примерно в то же время, что и портрет архитектора. Когда же, после освобождения, они стали рассказывать землякам о России, то на основе этих рассказов в Японии издали книгу «Удивительные сведения об окружающих землю морях» с картинками, нарисованными со слов вернувшихся. Именно в этой области, по общему признанию, пальма первенства принадлежала И. Репину. Изображение старика с тех пор хранилось в доме живописца.
Зачастую на такой картине отражается какая-то эпоха, будь то современность или прошлое. В конце 1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца).
И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость. В. Серов едва ли не первым среди русских живописцев создал серию детских портретов. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя. На портрете человек обычно не действует, не говорит. Предпочтительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. Традиции портретного искусства не исчезали.