Стасов также был активным критиком антисемитизма и был ценителем еврейского искусства4. Владимир Васильевич Стасов (2января1824, Санкт-Петербург— 10октября1906, Санкт-Петербург)— русский музыкальный и художественный критик историк искусств, архивист, общественный деятель. Критик 19 – начала 20 века Владимир Васильевич Стасов называл картины знаменитого художника Ильи Репина "Бурлаки на Волге" и "Крестный ход в Курской губернии" ХОРОВЫМИ. Стасов (Владимир Васильевич) – сын предыдущего, археолог и писатель по части изящных искусств, родился в 1824 г., умер в 1906 г. 1824 – 1906, русский историк искусства, музыкальный и художественный критик идеолог Могучей кучки (Балакиревского кружка). Но критик-демократ Стасов страстно желал, чтобы литература изобличая ложь современного общества, вместе с тем звала и к построению более справедливого общественного строя.
Стасов был музыкальным и художественным критиком историком-искусствоведом, архивистом, ну и конечно же, общественным деятелем. Владимир Васильевич Стасов (214января18241, Санкт-Петербург— 1023октября1906, Санкт-Петербург)— русский музыкальный и художественный критик историк искусств, архивист, общественный деятель. В предлагаемую вашему вниманию брошюру вошли две статьи известного русского критика В. В. Стасова о выдающемся певце Федоре Шаляпине: "Шаляпин в Петербурге" и "Радость безмерная". Толстой внимательно прислушивался к оценкам критика и не раз просил его высказать мнение о некоторых художниках, композиторах, ждал с большим нетерпением выхода в свет работы Стасова об искусстве Разгром и побуждал его к скорейшему завершению ее.
Выдающийся критик-демократ Владимир Васильевич Стасов родился за четыре года до рождения Льва Николаевича Толстого и четырьмя годами раньше его умер. Особенно плодотворна была деятельность Стасова как художественного критика. Стасов также был активным критиком антисемитизма и был ценителем еврейского искусства. Соответственно важной роли искусства в жизни и художественная критика, в понимании Стасова, должна содействовать умственному, нравственному и политическому подъему народа и расцвету Родины.
Защищая роман от нападок критиков, подобных Розанову и Волынскому, Стасов обрушивается на ту часть литераторов, которые были склонны поощрять литературу, уводящую от жизни, пренебрегающую изображением действительности. Для Стасова произведения Толстого были не только источником эстетического наслаждения – в них он видел правдивое, яркое изображение важнейших событий эпохи, характеров русских людей, беспощадное обличение язв помещичье-буржуазного общества второй половины XIX в. Особенно привлекала Стасова смелая, сильная искренняя критика Толстым самодержавно-крепостнических и буржуазных порядков России. Интересным образчиком защиты произведений реалистического искусства от реакционной и либеральной критики является разбор Стасовым знаменитой картины И. Репина «Не ждали». Ровно 190 лет назад, в Санкт-Петербурге родился Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) — выдающийся русский музыкальный и художественный критик, общественный деятель историк искусств, один их создателей Товарищества передвижных художественных выставок.
Балакиревым, а потом с Ц. А. пр. Он все время находился под вдохновением от своей творческой работы, а потому быстро сформировал идеологию кружка, который позже станет известным под названием «Могучая кучка». Человек огромной эрудиции, Стасов просто поражал разносторонностью своих интересов. Кюи (Артист, 1894, 2) биографический очерк М. А. соч.
Стасов. Он также известен как оппонент музыкального критика (и бывшего своего друга) А. Н. Его статьи публицистичны, полемичны по тону.
Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Т. 3. Критика становилась утверждением прогрессивного и борьбой с реакционным, антинародным, отсталым и дурным в общественной жизни. С 1895 г. был.
Позже, в 1880-х годах сблизился с Беляевским кружком, который наследовал «Могучей кучке» и стал убежденным пропагандистом творчества А. К. Глазунова и А. К. Лядова в конце жизни восторженно приветствовал восхождение новой звезды – А. Н. Скрябина. Уделял большое внимание портретным собраниям, русским и восточным лубочным картинкам. Его убеждения, хотя бы и оспариваемые, всегда были искренними. Год поступления Владимира в училище был полон событий.
Кроме того, в экспозицию включены и современники Мункачи, как европейские (любимый художником дюссельдорфец Людвиг Кнаус, Милле, Коро), так и русские – последним отведен отдельный зал.
Собр. запечатлел Владимира Васильевича Стасова. Стасов был атеистом, борцом против узкого национализма и антисемитизма, горячим защитником равноправия женщин и поборником женского образования.
Особый пласт деятельности Стасова составляют его исторические и археологические исследования — в том числе работы о народном орнаменте, о происхождении былин, а также о древнерусском пении по всем этим темам им были собраны обширные материалы, которые он нередко передавал для использования другим ученым. 82-летний В. В. Он был их страстным пропагандистом и защитником. Правилом его жизни было «быть полезным другим, коли сам не родился творцом». Крамском, H. H. Был против исчерпывающего комплектования (пасторских речей, трактатов о столоверчении и тому подобного).
Жданов сказал: «Очень хорошо об отношении русской музыки к музыке западноевропейской сказал в свое время Стасов в статье «Тормозы нового русского искусства», где он писал: «Смешно отрицать науку, знание в каком бы то ни было деле, в том числе и в музыкальном, но только новые русские музыканты, не имея за плечами, в виде исторической подкладки, унаследованной от прежних столетий, длинной цепи схоластических периодов Европы, смело глядят науке в глаза: они уважают ее, пользуются ее благами, но без преувеличения и низкопоклонства. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В 1854-м году ему удалось вернуться в Санкт-Петербург.
Художественная критика была одновременно и публицистикой. Театров 1891--92 и отд. ), Помощник Глинки (барон Ф. А. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским весьма теплые личные отношения) довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов.
Лядова в конце жизни восторженно приветствовал восхождение новой звезды – А. Н. Но, разумеется и в лучших работах критика не все верно и приемлемо для нас. Родился в Петербурге 2 января 1824 г. в семье архитектора Василия Петровича Стасова (1769—1848 г. ). Мы все- прямые его наследники». Большое значение имело для него знакомство с Глинкой (1849) впоследствии Стасов много писал о музыке Глинки, занимался распространением его творчества, в особенности оперного он автор первой документированной биографии Глинки (1857).
Любовью к искусству продиктованы и его утверждения и его отрицания в нем всегда «горело пламя великой любви к прекрасному». На издание альбома получил из Государственного казначейства 12 тысяч рублей., в своих воспоминаниях о Стасове, так характеризовал политические взгляды критика: «В. В.
Кюи, А. П. Создателем профессиональной художественной критики в России Бенуа всегда признавал В. В. Стасова: «Стасов – первый специально-художественный русский критик».
В отличие от прежней художественной критики – узкоспециальной или рассчитанной лишь на специалистов-художников и ценителей, знатоков искусства, – новая, демократическая критика обращалась к широким кругам зрителей. С 1847 по 1848 годы он опубликовал около 20статей. В 1847 г., когда в «Отечественных записках» появились его первые статьи, началась литературная деятельность критика.
Служил сначала в межевом департаменте правит. Мусоргским, Н. А.
Глинки, А. С. В 1861 году Стасов публикует статью «По поводу выставки в Академии художеств». Репин, М. П. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.
Скрябина. и Ив. Немало сделал Стасов и как историк музыки (русской и европейской). Он называл их «хоровыми». Служил в Сенате, в министерстве юстиции.
Ге, M. M. Стасова вышло в трех томах (Санкт-Петербург, 1894). Это было началом многолетней и страстной его критической борьбы.
С 1856 г. работал в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека, РНБ) в Петербурге, с 1872 г. до конца жизни заведовал ее художественным отделом. Серов, ставший впоследствии известным композитором. Последние повлияли на его технику, но не на его приверженность реализму. Соболыциков. На Стасова сильное влияние оказывали статьи Белинского.
Римский-Корсаков (Северный Вестник, 1899, 12), Немецкие органы у русских любителей (Исторический Вестник, 1890, 11), Памяти M. И. Но, разумеется и в лучших работах критика не все верно и приемлемо для нас. СТАСОВ, ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ (1824–1906), русский музыкальный и художественный критик. Эти «протестанты», как их называли, основали «Артель художников». Балакиревым, а потом с Ц. А. Это обещание добросовестно выполняется.
Выставкам и экскурсиям отводил просветительскую роль. В статье «25 лет русского искусства» Стасов вслед за Чернышевским требует от искусства быть критиком общественных явлений. Балакирева, А. Г.
Рубинштейна, П. И. Среди его учеников, . Он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств). Это было граничит с основными позициями Стасова, которым он сохранял верность в течение всей жизни, – с понятиями «реализма» (под которым подразумевался прежде всего выбор актуальных для современности тем, антиакадемизм) и «народности» (эту категорию Стасов считал абсолютно обязательной при оценке произведения искусства, а в новой русской музыке, основанной на национальном материале, видел будущее всего европейского искусства). В том же году была написана его большая работа «О значении Брюллова и Иванова в русском искусстве».
Его критические статьи и монографии о ныне знаменитейших представителях русского искусства (Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, И. Е. Репин, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, К. П. Брюллов и пр. ), а также обширная переписка с ними представляют величайший интерес. Собрание соч. В систематическом каталоге сделал множество ценнейших аннотаций на карточках. Где тут можно развернуться со своей деятельностью, без конца изучая деятельность других. Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого., Антокольский Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Виднейший скульптор второй половины XIX века.
Он проработал здесь всю жизнь, возглавляя Художественный отдел. Но ведь, к несчастью, то великое слово было произнесено в России.
Он всячески поощрял это в их творчестве. Позже участники этого кружка — Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи — создали художественное объединение композиторов «Могучая кучка», название которому дал Стасов. Мусоргскому, Н. А. В 1851 году В. В. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
К нач. В этом году правительство закрыло журнал «Телескоп», в приложении к которому как раз дебютировал Белинский. В предисловии к изданию переписки Толстого и Стасова утверждается, что последний в произведениях великого писателя восхищался более всего художественной стороной-С этим нельзя согласиться. Стасов восхищается умением Толстого дать яркую речевую характеристику персонажей. В нем Стасов опровергает искажение ее общественного смысла.
За статую «» художник был удостоен звания академика. Не будучи настоящим музыкантом-специалистом (композитором или теоретиком), но получив общее музыкальное образование, которое он расширил и углубил самостоятельными занятиями и знакомством с выдающимися произведениями западного искусства (не только нового, но и старого – старых итальянцев, Баха и т. д. ), Стасов мало вдавался в специально технический анализ формальной стороны разбираемых музыкальных произведений, но с тем большим жаром отстаивал их эстетическое и историческое значение. В конце 1855 принимает предложение Соболыцикова составить систематический каталог отделения «Россика».
Глазунова, М. М. Большое значение имело для него знакомство с Глинкой (1849) впоследствии Стасов много писал о музыке Глинки, занимался распространением его творчества, в особенности оперного он автор первой документированной биографии Глинки (1857). Особенно Стасова притягивало отделение изящных искусств, которым тогда заведовал В. И.
Он дал внимательный анализ и высокую оценку показу образов народа и народной жизни в картинах Репина «Бурлаки на Волге» и особенно «Крестный ход в Курской губернии». Его убеждения, хотя бы и оспариваемые, всегда были искренними. Ге, В. В. В 1863 году 14 художников отказались от выполнения заданной им дипломной темы, так называемой «программы», отстаивая свободу творчества и реалистическое отображение современности. Родился в Петербурге 2 (14) января 1824 в семье архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848) брат В. В. Стасова – адвокат Дмитрий Васильевич Стасов (1828–1918).
С тех пор Стасов начал писать еще и небольшие обозрения по вопросам живописи, скульптуры, архитектуры и музыки. С той же целью он много путешествовал и по России.
Бородиным, М. П. Библиотека должна делать все возможное для приохочивания населения к чтению, – говорил он. Бывают же этакие чудеса на свете, – пишет он. Стасов свободно владел шестью языками. Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». он был консультантом всех оперных либретто по исторической части, а также личным другом всех «кучкистов» (особенно теплые отношения связывали Стасова с Мусоргским).
Антокольском и др. Этот «бунт» воспитанников академии был отражением революционного подъема и пробуждения общественности в области искусства. «Для меня реальность в искусстве – это всё», – говорил он». В числе друзей Владимира Васильевича в этот период времени был А. Н. В результате полувековой деятельности В. В. Он живо интересуется делами передвижников и музыкантов из группировки «Могучая кучка» (кстати, самое название это принадлежит Стасову), помогает им и в организационных и в идейных вопросах.
Бородиным, М. П. Он любил спор – яростный, но, увлекаясь всегда существом дела, он забывал личные обиды. Антокольского и собрали крупную сумму денег на издание его сочинений. Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности. Критик немедленно откликается на это произведение.
Стасову в таком окружении было над чем задуматься. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864)., Глинки, Бородина и др., стремясь оставить потомству возможно более полную картину их жизни и творчества.
Важнейшее звено такой системы, соответствующее «интонационному словарю», складывающемуся в музыке эпохи, «пластический словарь» изобразительного искусства – сумма живописно-выразительных форм, приемов, пластических интонаций, привычных, прочно осевших в общественном сознании, в мыслях и чувствах современного зрителя. Вскоре Владимир Васильевич был определен в межевой департамент правительствующего сената. Он был лично знаком со многими выдающимися людьми своего времени. Чайковский. Публиковался в более чем 50 русских и иностранных периодических изданиях.
Его критические статьи и монографии о ныне знаменитейших представителях русского искусства (Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, И. Е. Репин, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, К. П. Брюллов и пр. ) а также обширная переписка с ними представляют величайший интерес. Стасов всегда находился в центре литературно-художественной жизни. В рамках данной системы, формирующей определенную эстетическую восприимчивость и «культуру зрения», пользуясь понятным всем «словарем», обращается к зрителю художник, пусть даже не дающий себе в этом отчета. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Побывал в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, почти во всех городах Италии. В этом же году Стасов был приглашен издателем «Отечественных записок» Краевским к сотрудничеству в отдел иностранной литературы. Бородин, К. П.
(Статьи по 1886 г. изданы в Собрании Сочинений Стасова (т. Если бы только это знали в Европе. Время первоначального формирования общественно-политических и художественных взглядов, а также моральных качеств Стасова совпало с периодом, предшествовавшим реформе 1861 года. Михай Мункачи (1844 – 1900) широкому зрителю в России практически не известен, хотя его работы есть в отечественных собраниях.
Библиотека должна делать все возможное для приурочивания населения к чтению, – говорил он. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864)., Ге Ге Николай Николаевич Выдающийся русский исторический художник и портретист. Наряду с глубоким и верным анализом одних картин Репина он неправильно понимал другие. Сборник работ русских философов XIX-XX веков, М., «Алгоритм», 2007 г., с. 44-46.
Автор многочисленных монографий и статьи о музыке, живописи, скульптуре, русских композиторах и художниках работ в области археологии истории, филологии, фольклористики, этнографии. Ларина в) статьи по ucmopии литературы и по этнографии -- Происхождение русских былин (1868), Древнейшая повесть в мире (1868), Египетская сказка в Эрмитаже (1882), О Викторе Гюго и его значении для Франции (1877), О руссах Ибн-Фадлана (1881). Даже по воскресеньям он приходил в Публичную библиотеку в свой кабинет и работал там. – По-моему, эти немногие страницы – родные сестрицы всего самого абсолютного, что есть в Войне и мире и в Анне Карениной и мы все тут словно пьяны.
По программе, составленной Стасовым, написал свое произведение «Буря» П. И. Корф. Из нее выросло затем мощное движение «Товарищества передвижных художественных выставок». Н. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» провозглашает, что «прекрасное есть жизнь», что область искусства – это «все, что есть интересного для человека в жизни». Искусство должно познавать мир и быть «учебником жизни». Прозвища, данные ему, выражают его страстный характер. Он дал Мусоргскому сюжеты «Хованщины» и «Бориса Годунова», Бородину – сюжет «Князя Игоря». Это были первые не правительственные и не вельможные, а демократические общественные организации художников, в которых они были сами себе хозяевами.
Ратовал за расширение помещения новой пристройкой. Стасов добивался, чтобы каждая библиотека была бесплатной. Стасов утверждал: «Искусство, не исходящее из корней народной жизни, если не всегда бесполезно и ничтожно, то уж по крайней мере всегда бессильно». он был консультантом всех оперных либретто по исторической части, а также личным другом всех «кучкистов» (особенно теплые отношения связывали Стасова с Мусоргским). Учился в петербургской Академии художеств. Придерживаясь передовых демократичных взглядов, Стасов в своей критической деятельности опирался на принципы эстетики русских революционных демократов – В. Г.
Он, подобно Чернышевскому, считал, что простой человек из народа с его чувствами, мыслями, стремлениями должен быть главным предметом изображения в искусстве, что отображение окружающей жизни с ее задачами должно прежде всего занимать внимание художника. Сената, потом в департаменте герольдии и на консультации при министерстве юстиции. противоположных миров: мужиков и господ. В своих воспоминаниях критик говорил, например, как он смотрел на своеобразный талант Бородина, указывая ему тему для «Князя Игоря» : «Мне казалось, что тут заключаются все задачи, какие потребны для таланта и художественной натуры Бородина: широкие, эпические мотивы, национальность, разнообразнейшие характеры, страстность, драматичность». Как бы в ответ на свет появился «Ревизор», которым Н. В. Гоголь указал на истинную внутреннюю систему царской бюрократии.
Ровинского б) биографии художников и художественных деятелей – К. Брюллова, А. А. уровне передовых идей. Вырождавшаяся дворянская эстетика провозглашала «чистое искусство», «искусство для искусства». Награждён орденом Почётного легиона. III, Музыка и театр, Санкт-Петербург, 1894) перечень статей, вышедших после (неполный и доходящий только до 1895 г. ), см.
и переданное им известному музыкальному археологу Д. В. Бах (в среде «Могучей кучки» за Владимиром Васильевичем закрепилось прозвище Бах), Бетховен, а также Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман. Он утверждал: «Только то и искусство, великое, нужное и священное, которое не лжет и не фантазирует, которое не старинными игрушками тешится, а во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается и, позабыв прежнее барское деление сюжетов на высокие и низкие, пылающею грудью прижимается ко всему тому, где есть поэзия, мысль и жизнь» («Наши художественные дела»). На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).
Стасов горячо приветствовал создание сначала «Артели», а затем Товарищества передвижников. Главным делом своей жизни Стасов считал художественную и музыкальную критику. Вдохновенное лицо Стасова говорит о красоте и сложности его духовного облика, о кипучести и страстности его характера. Стасов боролся против теорий «чистого искусства», «искусства для искусства» во всех их проявлениях, будь то далекая от жизни тематика, будь то «охранение» искусства от «грубой повседневности», будь то стремление «освободить» живопись от литературы, будь то, наконец, противопоставление художественности произведений их практической полезности, утилитарности. Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности.
Вырождавшаяся дворянская эстетика провозглашала «чистое искусство», «искусство для искусства». Стасов предпринимает целое исследование. Его называли: «Неистовый Стасов», «Труба Иерихонская», «Критик Громогласов»». Лосский Н. О., Искание совершенного добра, свойственное русскому народу, ведет к признанию высокой ценности всякой личности (Отрывки из книги «Характер русского народа»), в Сб. : Русский индивидуализм. После кончины Мусоргского и Бородина Стасов первым опубликовал их развернутые, основанные на документах биографии. Статьи по истории русской музыки: Что такое прекрасное демественное пение (Известия Имп. Материалы об искусстве в 1870-е годы давали также журналы «Пчела», «Русская старина», «Зодчий», в следующем десятилетии наиболее интересными изданиями становятся «Художественный журнал» и солидно поставленный «Вестник изящных искусств». Он интересовался не только изобразительным искусством и музыкой, но и литературой.
Кроме того, оно должно выносить свои суждения о жизни иметь «значение приговора о явлениях жизни». Он старался сравнивать образы искусства с породившей их жизнью. Лядова в конце жизни восторженно приветствовал восхождение новой звезды — А. Н. Бородина, М. А. К осени 1856 г. он окончил свою работу, которая получила одобрение в Академии наук.
Кроме того, оно должно выносить свои суждения о жизни иметь «значение приговора о явлениях жизни». О Первом концерте для фортепиано с оркестром, блестяще сыгранном Н. Рубинштейном в Париже на Всемирной выставке 1878 года, Стасов написал, что концерт этот не принадлежит к числу лучших произведений композитора (2, 344). Художественная критика была одновременно и публицистикой. Обстановка в училище была благоприятной для развития интереса мальчика к искусству. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Стасов не только всячески поддерживал в печати появлявшиеся новые произведения членов кружка, добивался их исполнения, но и нередко был автором их идей – в частности, Стасовым подсказаны сюжеты Хованщины Мусоргского, Князя Игоря Бородина, симфонической поэмы (впоследствии оперы) Садко Римского-Корсакова и так далее он был консультантом всех оперных либретто по исторической части, а также личным другом всех «кучкистов» (особенно теплые отношения связывали Стасова с Мусоргским). Стасов вернулся в Петербург. Он был поражен. Считая Глинку гением, он написал о нём 48 статей, разъясняя величие его творчества. биографии художников и художественных деятелей -- К. Брюллова, А. А.
Стасов добивался, чтобы каждая библиотека была бесплатной. От награждения орденами отказывался. Европейскому искусству посвящены его статьи и брошюры: Labbe Santini et sa collection musicale a Rome (Флоренция, 1854 русский перевод в Библиотеке для Чтения, за 1852 г. ), пространное описание автографов иностранных музыкантов, принадлежащих Императорской Публичной Библиотеке (Отечественные Записки, 1856 г. ), Лист, Шуман и Берлиоз в России (Северный Вестник, 1889 г. 7 и 8 извлечение отсюда Лист в России было напечатано с некоторыми добавлениями в Русской Музыкальной Газете 1896 г., 8--9), Письма великого человека (Фр. Археологического Общ., 1863, т. V), описание рукописей Глинки (Отчет Имп. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Толстому, М. А. По его инициативе организуется ряд выставок древнерусских рукописей. Скрябина.
Стасов близко подружился с кружком русских композиторов, названных им «Могучей кучкой», куда входили Мусоргский, Балакирев, Кюи, Бородин И Римский-Корсаков. Потаниным и систематически проводится, хотя и с абсолютно иным аппаратом, Ф. Миллером. Это был настоящий патриотизм и передвижников и их глашатая – критика Стасова. Бородину, Л. Н. Он был их страстным пропагандистом и защитником.
В этом смысле просветитель-демократ Стасов – не только глашатай передовых социальных идей, одушевлявших живопись второй половины XIX века, но своеобразный учитель, разъясняющий «словарь» нового изобразительного языка, а затем, когда тот принят и прочно усвоен как свой, родной, – талантливый переводчик идей изложенных в картине, на язык литературный. В мае 1854 года В. В. Стасов вернулся в Петербург. Деятельность Владимира Васильевича Стасова (1824-1906) как художественного критика была неразрывно связана с развитием русского реалистического искусства и музыки во второй половине XIX века. Стасов писал статьи в газетах и журналах о библиотеке и библиотечных коллекциях (о греческом церковном пении, критическо-историческое описание всех музыкальных автографов библиотеки и др. ).
Собрание соч. Из нее выросло затем мощное движение «Товарищества передвижных художественных выставок». Балакиреву, Д. А.
Произведение привлекло внимание критика ярким изображением. Это было граничит с основными позициями Стасова, которым он сохранял верность в течение всей жизни, – с понятиями «реализма» (под которым подразумевался прежде всего выбор актуальных для современности тем, антиакадемизм) и «народности» (эту категорию Стасов считал абсолютно обязательной при оценке произведения искусства, а в новой русской музыке, основанной на национальном материале, видел будущее всего европейского искусства). Среди его учеников, . Таким образом, он участвовал также в работе Римского-Корсакова над «Садко» и «Псковитянкой». Эти люди являются проводниками между людьми и безграничными знаниями. Даргомыжским и М. А.
Через него поступили много нелегальны изданий. По возвращении в Россию сблизился сначала с А. С. Однако впервые напечатать статью в журнале ему удалось лишь в конце 40-х годов. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову РНБ располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы). Мы в этом не различались от остальной России того времени.
По возвращении в Россию сблизился сначала с А. С. Вместе с Собольщиковым устроил выставку произведений русской гравировальной школы. Член-корреспондент Парижской академии. Он пишет: Один уж язык- то какой прелестный – в обеих половинах и в барской и в мужицкой. Среди этих работ Критик особое внимание обратил на статью О голоде.
Увлекаясь русским национальным стилем музыки, он назвал «могучей кучкой» группу композиторов – Балакирева, Мусоргского, Кюи, Римского-Корсакова, Бородина – и оказал им великие услуги. Ларина в) статьи по истории литературы и по этнографии – "Происхождение русских былин" (1868), "Древнейшая повесть в мире" (1868), "Египетская сказка в Эрмитаже" (1882), "О Викторе Гюго и его значении для Франции" (1877), "О руссах Ибн-Фадлана" (1881). А еще около года спустя, вспоминая последнее посещение Ясной Поляны, Стасов писал Толстому: Вы – ревностнейший и великодушнейший проповедник великой мысли непротивления злу, – однако в те минуты вы ей изменили. 73). Из этих статей и изданий важнейшие: а) по археологии и истории искусства – "Владимирский клад" (1866), "Русский народный орнамент" (1872), "Еврейское племя в созданиях европейского искусства" (1873), "Катакомба с фресками в Керчи" (1875), "Столицы Европы" (1876), "Дуга и пряничный конек" (1877), "Православные церкви западной России в XVI веке" (1880), "Заметки о древнерусской одежде и вооружении" (1882), "Двадцать пять лет русского искусства" (1882 – 3), "Тормазы русского искусства" (1885), "Коптская и эфиопская архитектура" (1885), "Картины и композиции, скрытые в заглавных буквах древних русских рукописей" (1884), "Трон хивинских ханов" (1886), "Армянские рукописи и их орнаментистика" (1886) сверх того, критические статьи о произведениях художников И. Репина, М. Антокольского и В. Верещагина и о сочинениях Д. А. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским весьма теплые личные отношения) довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов. Собко и многим другим.
В. В. В 1836 году он поступил в закрытое учебное заведение – Училище правоведения, которое и закончил в 1843 году., Н. Н. Ге Ге Николай Николаевич Выдающийся русский исторический художник и портретист. В конце года рождается новая русская национальная музыкальная школа, благодаря опере М. И. К письму приложен лист выписок под заглавием: Хаджи-Мурат наиб аварский.
Стасов (Владимир Васильевич) – сын предыдущего, археолог и писатель по части изящных искусств, родился в 1824 г., умер в 1906 г. Окончил курс в Императорском училище правоведения. Этот «бунт» воспитанников академии был отражением революционного подъема и пробуждения общественности в области искусства. Публичной Библиотеки за 1857 г. ), ряд статей в III томе его сочинений, в том числе: Наша музыка за последние 25 лет (Вестник Европы, 1883, 10), Тормоза русского искусства (там же, 1885, 5--6) и др.
В нём он собирался проявить себя анархистом и пессимистом «по сём, по всем частям, а вовсе не одной политической». Музыкальный и художественный критик историк искусства, этнограф и публицист. Репина и др. ).
При деятельном участии Стасова этот кружок оформился в художественное объединение и стал известен под именем «Могучая кучка», придуманным Стасовым. Миллера в Беседах общества любителей российской словесности (вып. Белинского, А. И. в Музыкальном Календаре-Альманахе на 1895 г. изд. С 1856 работал в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека, РНБ) в Петербурге, с 1872 до конца жизни заведовал ее художественным отделом. Но мне до всего этого мало было дела а касалось меня только одно то, что помимо деловых цифр, расчетов и даже таблиц, а потом еще, помимо евангелических растабариваний (в конце статьи) о любви, спасении и помощи посредством любви, – помимо всего этого в статье были такие чудные картины крестьянского житья-бытья, крестьянских бед, нехваток и т. д Стасов всячески старался помочь Толстому быть на. Среди постоянных читателей и, добавим, поклонников Стасова 1880-х годов был и Бенуа: «Кого, впрочем, хоть на год, на два Стасов не увлекал. » Именно тогда – на примере Стасова – он усвоил представления о высоком достоинстве критики, о ее огромных возможностях, ощутил роль, которую она способна играть в движении искусства.
По поручению Академии Наук им написаны разборы сочинений: Д. А. Тем более, что мои (т. Один из основателей Товарищества передвижников. Одним из первых Владимир Васильевичначал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия русских художников, композиторов (письма Крамского, Антокольского, А. А. Иванова, Глинки, Даргомыжского, A. H. Серова, Мусоргского).
Какое непомерное восхищение. В. В. Бах (в среде «Могучей кучки» за Владимиром Васильевичем закрепилось прозвище Бах), Бетховен, а также Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман. На совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б) в 1948 году А. А.
Особенное внимание уделялось занятиям музыкой. Наряду с новой русской музыкой Стасов всячески поддерживал новую русскую живопись, в частности, принимал участие в деятельности Артели художников (впоследствии Товарищество передвижных художественных выставок – «передвижники») создал ряд монографий о русских художниках. Демидова, очень богатого человека, поклонника искусств, уехал за границу. Стасов участвовал в создании сообщества композиторов «Могучая кучка» и поддерживал движение художников-передвижников.
Собирал фотографии касающиеся России. Труды Стасова принадлежат к классическому наследию русской художественной мысли. и Ив. Немало помог он и Мусоргскому в его работе над операми «Борис Годунов» и «Хованщина» и Римскому-Корсакову в создании «Сказки о царе Салтаме», «Пскошитяики», «Щехеразады». Особенно интересно сопоставление живописи с музыкой. Но только стасовские статьи в журналах и газетах «Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время», «Новости и биржевая газета», сохраняя определенную связь с историей искусства, тем не менее приобрели особую глубину, принципиальную убежденность, специфическую целенаправленность.
Это относится в полной мере и к Мункачи, который считается основателем венгерской школы. Ропетом. Он бывал в Англии, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Чехии, Голландии, Италии, Испании. еся ею реалистическое искусство и литературу. В 1864 принял активное участие в полемике, разгоревшейся на страницах петербургских газет о переводе Библиотеки в здание Инженерного замка, выступив против этого проекта.
Работал в крупнейших библиотеках и архивах. В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И. С. Он интересовался не только изобразительным искусством и музыкой, но и литературой. Так, в статье «25 лет русского искусства», говоря о зарождении русского реалистического искусства в творчестве П. А Федотова (1815-1852), он сопоставляет его с аналогичными явлениями в западноевропейском искусстве, устанавливая как общность развития, так и национальное его своеобразие. Расцвет критической деятельности Стасова относится к 1870 – 1880 годам.
Основами передового современного искусства он считал реализм и народность. Награждён орденом Почётного легиона. Чернышевского. Почётный член многих западноевропейских. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
Позже, в 1880-х годах сблизился с Беляевским кружком, который наследовал «Могучей кучке» и стал убежденным пропагандистом творчества А. К. В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И. С.
Владимира также вдохновляли произведения В. Гюго и Г. Гейне. От орденов и званий он отказался. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму. Вместе с тем ему была чужда ложная идея якобы изолированности или исключительности, развития русского искусства.
В письме С. Л. Давыдовой 14 января 1892 г. он писал по этому поводу: На-днях я сильно новый раз восхищался Вашим Львом. Ее можно сформулировать вполне кратко: Стасову нравятся только программные произведения московского композитора из симфоний – только Вторая из оперной музыки – ничего. С 1848 служил секретарем в Департаменте герольдии, а с 1850 – помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции. Оно характерно выражено в статье «Перов и Мусоргский». Стасов боролся против теорий «чистого искусства», «искусства для искусства» во всех их проявлениях, будь то далекая от жизни тематика, будь то «охранение» искусства от «грубой повседневности», будь то стремление «освободить» живопись от литературы, будь то, наконец, противопоставление художественности произведений их практической полезности, утилитарности. Во всей Европе. Стасов был чрезвычайно разносторонне и глубоко образованным человеком.
Глинки «Иван Сусанин». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В 1900 г. одновременно со своим другом Л. Н. Показательна своей защитой позиций передового, реалистического искусства и его выдающихся деятелей статья «Крамской и русские художники». Стасов был истинным республиканцем в душе, он ждал ее (то есть республики) осуществления». Всего же более я его (Толстого – А. П. ) поразил и победил, когда подробно рассказал, как это было на самом деле, прямо наоборот прежним и нынешним россказням и лучшее доказательство тому – то великое слово, которое Чернышевский выговорил еще в 1855 г. в своих великих Эстетических отношениях искусства к действительности и которых, кажется, никто, кроме меня, во всей России более не помнит, не знает, не повторяет и не старается пропагандировать.
Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. Содействовал приобретению коллекции изданий Парижской Коммуны. В проекте широко использовались мотивы древнерусского зодчества и орнаменты. Его статьи популяризировали идеи демократической культуры и объясняли искусство массам.
До конца своих дней (Стасов умер в 1906 г. ) он оставался критиком-борцом. Стасова вышло в трех томах (Санкт-Петербург, 1894). Беляева (Русская Музыкальная Газета, 1895, 2), Русские и иностранные оперы исполнявшиеся на Императорских театрах в России в XVIII и XIX столетиях (Русская Музыкальная Газета, 1898, 1, 2, 3 и отд. ), Сочинение, приписываемое Бортнянскому (проект отпечатывания крюкового пения в Русской Музыкальной Газете, 1900, 47) и т. д. Важное значение имеют сделанные Стасовым издания писем Глинки, Даргомыжского, Серова, Бородина, Мусоргского, князя Одоевского, Листа и др. Римским-Корсаковым. Все это в совершенстве знал Владимир Васильевич и не пропускал ничего.
В начале 1860-х гг. Репине, И. H. Даргомыжского, М. П. Деятель энциклопедического типа, Стасов поражал разносторонностью интересов (статьи по вопросам русской и зарубежной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры исследовательские и собирательские работы в области археологии истории, филологии, фольклоре и др. ). В ней автор враждебно отзывался о новом романе Толстого.
В 1860-х годах Стасов поддерживал «Товарищество передвижных выставок», с которым тесно связана вся его деятельность. Возвышенная, холодная и отвлеченная красота или приторная условная внешняя красивость такого искусства противопоставлялись реальной окружающей действительности. Он утверждал: «Только то и искусство, великое, нужное и священное, которое не лжет и не фантазирует, которое не старинными игрушками тешится, а во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается и, позабыв прежнее барское деление сюжетов на высокие и низкие, пылающею грудью прижимается ко всему тому, где есть поэзия, мысль и жизнь» («Наши художественные дела»). Под влиянием отца у мальчика рано пробудился интерес к искусству.
Показательна своей защитой позиций передового, реалистического искусства и его выдающихся деятелей статья «Крамской и русские художники». В 1908 году на его могиле (в конце Южной дорожки) соорудили монументальное надгробие, являющееся памятником федерального значения. биографический очерк Н. А. и т. д. По его инициативе организуются выставки древнерусских рукописей с миниатюрами, древнерусских крюковых рукописей с XI в. С 1856 составлял Отчеты ПБ (1856-61, 1872-73).
На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Характерно, что в начале печатания этого романа Стасов высказался о нем отрицательно. Это, что искусство есть та человеческая деятельность, которая произносит суд над жизнью.
Он создал ей авторитет, общественное значение. Лядова, А. К.
На надгробии надпись — Поборнику русского искусства. Кюи, А. К. Их Стасов ненавидел и вел с ними беспощадную борьбу. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Работа приобретает необычайный размах. Прохоровым. С 1847 систематически выступал в печати со статьями по литературе искусству, музыке.
Брюллов и другие), а также обширная переписка с ними представляют величайший интерес. Роман Воскресение вызвал при своем появлении ожесточенную полемику в печати.
В 1860-х годах Стасов поддерживал «Товарищество передвижных выставок», с которым тесно связана вся его деятельность. Какая там все время прелесть, красота и поэзия. В 1869 за работу Происхождение русских былин получил Уваровскую премию. Серова в обсуждении достоинств двух опер М. И. В этом отношении интересно письмо «Вступительная лекция г. Прахова в Университете».
Кюи, А. П. 3, Москва, 1871) Ор. Служил в Сенате, в министерстве юстиции.
Он особенно выдвигал такие картины, в которых действующим лицом является масса, народ. Некоторые частные выводы и указания Стасова (об отрывочности изложения, недостатке мотивировки в некоторых былинах, заимствованных из чужого источника о невозможности считать исторически точными сословные характеристики разных богатырей былины и т. п. ) подтверждены последующими исследователями. Расцвет критической деятельности Стасова относится к 1870 — 1880 годам. Но Стасова огорчает, что, все-таки перешагнув через. Мусоргского, А. П. Репину, М. П.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Один из основателей Товарищества передвижников. СПб., 1894, стб.
Римскому-Корсакову, А. П. Проект в то время не был осуществлен. Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк» и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Среди его учеников, . Вел все каталоги: инвентарный, алфавитный и систематический. Временем расцвета Стасова были 1870 – 1880-е годы.
Антокольскому, В. М. Именно таким мы видим его на замечательных портретах Репина.
М. А. Даргомыжским и М. А. Антокольского, К. П. Вдруг случилось, в этом Воскресении, тоже и невероятное Преображение.
Чайковского, Ц. А. Профессия библиотекаря считается тихой и спокойной, ничем особо непримечательной. Мусоргский, А. П. Почётный член многих западноевропейских.
Искусство должно познавать мир и быть «учебником жизни». Раль Русская Старина, 1893, 11 о нем же Ежегодник Имп. В 1847 году появляется его первая статья – «Живые картины и другие художественные предметы Петербурга». Стасов умер в Петербурге 10 октября 1906 года.
Вел всю работу по отделению: комплектование, обработка фондов, занятия с посетителями. Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности. В конце 1856-го Стасов получает в Публичной библиотеке штатную должность с назначением «состоять при статс-секретаре бароне Корфе по особо возложенному на него поручению». Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. С этого времени в продолжение всей своей жизни Стасов систематически публикует свои критические работы по изобразительному искусству и музыке, а также письма, воспоминания и статьи современных ему художников и композиторов – М. М. Антокольского Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Виднейший скульптор второй половины XIX века.
Волконский и француз Поль Лакруа), типография киевской Лавры подарила коллекцию оттисков со всех гравировальных досок XVII и XVIII вв. Большое значение имело для него знакомство с Глинкой (1849 г. ) впоследствии Стасов много писал о музыке Глинки, занимался распространением его творчества, в особенности оперного он автор первой документированной биографии Глинки (1857 г. ). Со всей страстностью своей натуры, со всем публицистическим жаром и талантом Стасов на протяжении своей жизни отстаивал мысль о самостоятельности и оригинальности развития русского искусства. Неужели этакие-то великие вещи должны оставаться недоконченными. Почти каждый год дарил Библиотеке рукописи, фотографии, книги (1500 ед. ).
Немало сделал Стасов и как историк музыки (русской и европейской). Эти «протестанты», как их называли, основали «Артель художников». Ах, как я наслаждался, ах, как я был счастлив во время этого своего чтения.
Особо тесные связи завязываются у него с молодыми художниками и музыкантами реалистами искавшими новых путей в искусстве. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Он также известен как оппонент музыкального критика (и бывшего своего друга) А. Н. Серова в обсуждении достоинств двух опер М. И. Глинки Стасов был исследователем и пропагандистом творчества композитора.
В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И. С. Бах (в среде «Могучей кучки» за Владимиром Васильевичем закрепилось прозвище Бах), Бетховен, а также Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман. Васнецову, И. Е. Толстой этого никогда не знал, не слыхал, понятия не имел. Льва Толстого он называл Лев Великий и писал эти слова не иначе, как большими буквами, но он ценил в нём только художника и упрекал Толстого за то, что он не преодолел два барьера – «божество» и «христианство». Сорок лет он готовил труд, которому хотел дать заглавие «Разгром» или «Carnage generab» или «Massacre generab».
Большую работу провел по подготовке отчета Десятилетие императорской Публичной Библиотеки (1849-1859). Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок. Работал в крупнейших библиотеках и архивах.
Директор Публичной библиотеки М. А. Глинки, к 50-летию оперы (Ежегодник Имп. Стасов горячо приветствовал создание сначала «Артели», а затем Товарищества передвижников 39. Читатель найдет это в статье «Наши художественные дела».
За статую «» художник был удостоен звания академика. Театров, 1892--93), биографический очерк Ц. А. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову РНБ располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы). Во второй половине 1870-х годов Стасов начал выступать в печати со статьями о литературе, живописи и музыке. Мусоргским, Н. А. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Н. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» провозглашает, что «прекрасное есть жизнь», что область искусства — это «все, что есть интересного для человека в жизни».
Гензельта. 1862 был подготовлен каталог коллекции изд. Айвазовского, И. Е. реакционера Волынского, считавшего Чернышевского гонителем искусства. Иванова, Ал. В Библиотеке вручал композиторам ежегодные премии имени М. И. Глинки.
В 1863 году 14 художников отказались от выполнения заданной им дипломной темы, так называемой «программы», отстаивая свободу творчества и реалистическое отображение современности. Ровинского "Об истории русской гравюры" (в 1858 и 1864 гг. ), архимандрита Макария – о новгородских древностях (1861), С. А.
В 1848 году, за связь с петрашевцами, Стасов был отстранен от работы в журнале, арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Римским-Корсаковым. При деятельном участии Стасова этот кружок оформился в художественное объединение и стал известен под именем «Могучая кучка», придуманным Стасовым. Стасов как передовой деятель своего времени был человеком демократических убеждений, республиканских взглядов, страстным противником самодержавно-крепостнического строя, горячим патриотом, страдавшим и болевшим за родной народ, его судьбы и интересы. Проект был отвергнут из-за несоответствия классическому стилю старого здания. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским весьма теплые личные отношения) довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов. При деятельном участии Стасова этот кружок оформился в художественное объединение и стал известен под именем «Могучая кучка», придуманным Стасовым.
Принимал активное участие в издании на средства А. В. Звенигородского на русском, французском, немецком языках книги История и памятники византийской эмали (СПб., 1894). Стасов не только всячески поддерживал в печати появлявшиеся новые произведения членов кружка, добивался их исполнения, но и нередко был автором их идей — в частности, Стасовым подсказаны сюжеты Хованщины Мусоргского, Князя Игоря Бородина, симфонической поэмы (впоследствии оперы) Садко Римского-Корсакова и т. д. В мае 1854 года В. В. Стасов вернулся в Петербург. Советами, внимательной и чуткой критикой, популяризацией достижений Владимир Васильевич буквально взрастил и выпестовал «Могучую кучку». Так, в статье «25 лет русского искусства», говоря о зарождении русского реалистического искусства в творчестве П. Федотова, он сопоставляет его с аналогичными явлениями в западноевропейском искусстве, устанавливая как общность развития, так и национальное его своеобразие. Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок. Среди его учеников, .
только в 1903. Но искусство николаевского времени оставалось к этому глухо, оно молчало, пока литература рукой одного из высочайших русских художников, графа Льва Толстого, чертила картины великой крымской войны, навеки стоящие колоссальными скрижалями правды исторической глубины и творческой талантливости. В 1882 Стасову предлагали пост вице-директора, в 1899 – директора. отеке еврейских рукописей X – XIV ст. В бесчисленных журнальных и газетных статьях. Корф возглавлял «Комиссию для собрания материалов о жизни и царствовании императора Николая I».
Оно характерно выражено в статье «Перов и Мусоргский». Стасов поддержал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, A. H. Скрябина, Ф. И. Шаляпина. Верещагин, И. Е. Жесткость установок Стасова и категоричность его выступлений уравновешивались, однако, его глубокой преданностью интересам науки и искусства искренностью стремления к «новым берегам», артистичностью натуры. В статье «25 лет русского искусства» Стасов вслед за Чернышевским требует от искусства быть критиком общественных явлений. В связи с упомянутыми концертами русской музыки в Париже, где творчество авторов Могучей кучки было представлено недостаточно, Стасов говорит, объединяя Чайковского и А. Рубинштейна: оба они недостаточно самостоятельны и недостаточно сильны и национальны (2, 345).
Ровинскому, Н. П. Стасов не только всячески поддерживал в печати появлявшиеся новые произведения членов кружка, добивался их исполнения, но и нередко был автором их идей – в частности, Стасовым подсказаны сюжеты Хованщины Мусоргского, Князя Игоря Бородина, симфонической поэмы (впоследствии оперы) Садко Римского-Корсакова и т. д. По возвращении в Россию сблизился сначала с А. С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, а потом с Ц. А. Кюи, А. П. Бородиным, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым. Иванова, Ал.
Особым его предпочтением пользовались художественные концепции на подлинном историческом материале, он исключительно высоко оценивал опыты Даргомыжского и Мусоргского по передаче в музыке интонаций живой речи особый «конек» Стасова составляла «восточная тема», которая была для него неотъемлемой составляющей нового русского искусства. Интересным образчиком защиты произведений реалистического искусства от реакционной и либеральной критики является разбор Стасовым знаменитой картины И. Репина «Не ждали». Русской Музыкальной Газеты (Санкт-Петербург, 1895, стр. Брюллова, И. К.
В 1905 Стасов составил иллюстрированный путеводитель по Библиотеке (неопубликованный). В этом же, уже итак казалось бы насыщенном событиями году начинаются гонения против А. С. 1681. о своими ежемесячными статьями.
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. Член-корреспондент Парижской академии. В это время написаны его лучшие работы и в это время он пользовался наибольшим общественным признанием и влиянием. Особенно интересно сопоставление живописи с музыкой.
Наряду с глубоким и верным анализом одних картин Репина он неправильно понимал другие. Наверное, это великое слово исходящее из России, от варваров, недоучек и невежд, сияло бы везде на челе (. ) – искусства, как солнце и все думанное, творимое и проповедуемое об искусстве, обращалось к нему, к этому слову Чернышевского, как к великому и единственному центру. Состояние критики связано как с теорией, так и с историей искусства и, конечно же, во многом зависит от их научного уровня. Он был возмущён строем мира и «богохульно проклинал мировой порядок», везде находя смерть. Корфа и написал, на основании подлинных документов, несколько исторических трудов, в том числе исследования: "Молодые годы императора Николая I до вступления его в брак", "Обозрение истории цензуры в царствование императора Николая I", "Обзор деятельности III отделения собственной его величества канцелярии в продолжение царствования император Николая I", "История императора Ивана Антоновича и его семейства", "История попыток к введению григорианского календаря в России и в некоторых славянских землях" (составленную на основании данных государственного архива и напечатанную, по Высочайшему повелению, лишь в небольшом количестве экземпляров, не назначенных для обращения в публике). Микешину, М. М.
Отсюда преобладание критических и полемических элементов в его работах. Глазунова и А. К. Он добавляет, что если Толстому требуется спешно продолжать кавказскую вещь (так называл Стасов Хаджи-Мурата), то он пришлет по почте тот том, который необходим и дальше следует описание содержания названных книг.
Листа, Северный Вестник, 1893 г. ), Новая биография Листа (Северный Вестник, 1894 г. ) и др. Он старался сравнивать образы искусства с породившей их жизнью.
«Замечательный человек был Владимир Васильевич Стасов.
Прошло уж 40 лет с минуты его произнесения и никто его не знает и все по части искусства только в диком безумии, нелепости и глупости, скачут кругом дурацких кукол, подлых и пошлых глупостей, возмутительных ничтожеств и зовут все это – искусством. Глинки (Исторический Вестник, 1892, 11 и отд. ), Руслан и Людмила М. И. Оно вам будет необыкновенно нужно и полезно», – пишет Стасов. Большую помощь справками, подбором литературы оказал М. О. И что же.
В мае 1854 года В. В. В тех же границах работает художественный критик.
Они же добились установления в Библиотеке бюста Стасова работы М. М. Работоспособность его и любовь к труду были чрезвычайны. Пушкина.
Теория эта произвела большой бум в ученом мире, вызвала массу возражений (между прочим А. Веселовского в Журнале Министерства Народного Просвещения, 1868, 11 Буслаева в Отчете о 12-м присуждении Уваровских наград (Санкт-Петербург, 1870) Гильфердинга в газете Москва И. Некрасова в Акте Новороссийского университета, 1869 год Всев. Глинки Стасов был исследователем и пропагандистом творчества композитора. Глазунова и А. К. В этом Стасову всячески содействовал тогдашний директор библиотеки – барон М. А. Вместе они боролись против академизма и оторванности искусства от реальной жизни.
То, что говорил Стасов о Чернышевском, сильно поразило Толстого. Давыдовой – об истории и технике русского кружева (1886) и др.