Корнилову Петру Евгеньевичу Дирекция Центрального Краеведческого Музея ТАССР поручает проверку состояния памятников старины, архитектуры и революции в г. Казани. Петр Евгеньевич Корнилов. Петр Евгеньевич Корнилов. Корнилов Петр Евгеньевич учился в Казани, в 1-м реальном училище, в котором преподавал рисунокП. М. Дульский.
Петр Евгеньевич Корнилов. Петр Евгеньевич Корнилов. Петр Евгеньевич Корнилов.
Она в таком состоянии, что я боюсь за нее, вот таким образом прошу Вашего дружеского содействия в Комитете по делам Искусств при СНК СССР возбудить вопрос: 1) о предоставлении ей персональной пенсии за труды И. Я. Билибина — создавшего целую эпоху в русской графике XX века 2) о приобретении (срочно) целого ряда его произведений для Русского музея и Гос. У большинства вид был плохой — заросшие, похудевшие, немытые. Корнилов "на ура" был принят в "масонское братство" книжников 1920-х – он делал доклады, участвовал в заседаниях и обсуждениях. Ему шел уже семнадцатый год. 25 Дульский П. М. Каталог выставки офортов и гравюр П. А. Шиллинговского.
Так начинается первое из четырех писем И. Е. Репина () к Корнилову в то время начинающему историку, сотруднику Центрального музея Казани и Музейного отдела Татарского Народного Комиссариата Просвещения. Верный своему пристрастию, блестящий рисовальщик и карикатурист В. А. Гальба в цикле «Цепные фашистские собаки» изобразил все руководство гитлеровского рейха и их приспешников, снабдив рисунки собственными, не менее злыми стихотворными подписями. 17 Ступин Александр Васильевич (), художник-художник, основатель Арзамасской школы живописи, учился в Академии Художеств в годах. М., Корнилов П. Е. Из моих воспоминаний.
Это было в 8 часов вечера. Летом 1920 г. пришло распоряжение по Армии откомандировать студентов вузов на учебу. Преподавал в Археологическом институте. Сталинградская была следующей). В здании Русского музея вылетели последние стекла. Снова цитирую А. П. Остроумову-Лебедеву: «Ездила на трамвае на Васильевский остров на заседание в память умершего 5 апреля талантливого художника Павла Александровича Шиллинговского.
// Архив семьи П. Е. Корнилова. И. Пильщиков. 46) (ныне ул.
Чем же молодой ученый смог заинтересовать престарелого мэтра, классика русской живописи, удостоившегося чести именоваться великим еще при жизни. П. К. Балтун пишет: «Ядро опытных работников и среди них такие крупные специалисты, как Ю. Н. Дмитриев, П. Е. Корнилов, Г. Е. Лебедев, Г. М. Преснов, А. Н. Савинов, М. В. Фармаковский, было носителем высоких традиций научной, хранительской и музейной практики»59. На обороте я написал примерно следующее Петр Евгеньевич Корнилов 1920 г. Дар автора художника Рудольфа Шоена из Кенигсберга и поставил свою сургучную печать» 11. В 1926-м -«В. А. Фаворский».
И. Е. Репина. А в Петрограде, в архиве Академии художеств, разыскал уникальные материалы об этом арзамасском художнике. Было много тепла выражено по адресу умершего художника. Во время Великой Отечественной войны являлся редактором издательства «Искусство». Формулировка отчисления была такова: «уволен за неявку и невыполнение учебного плана». А 9 мая в Карлхорсте — восточном пригороде Берлина, в 0 часов 43 минуты состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. Как он пишет в автобиографии: «в семье простых людей».
в 2 (04) за 2012 г., 1 (06) за 2013 г., 1 (09) за 2014 г. и 2 (13) за 2015 г. ). Конечно, были разговоры о будущем Игоря, о выборе профессии, о дальнейшей учебе. Разносторонний Н. А. Павлов выбрал жанр уличных сцен в обстановке осажденного города. 10 162 Новейшая история России / Modern history of Russia К участию в двух последних был привлечен и Корнилов, который буквально «заболел» Востоком и вскоре в 1930 г. уехал с семьей на постоянную работу в Бухару на целых два года, но об этом позже. 20 Корнилов П. Е. Научный и творческий путь П. Е. Корнилова, Архив семьи П. Е. Корнилова. Он создавал их в технике перового рисунка и офорта. Но в стремлении заниматься наукой, творчеством, равны все.
Цель была одна: взаимообогащающее профессиональное общение. М., Климов Г. Е. Петр Максимилианович Дульский (): Каталог выставки из собрания Г. Е. Климова. В 1925-м году музей организовал выставку «Рисунки и гравюры Д. И. Митрохина». 4 Корнилов П. Е. Из моих воспоминаний // Архив семьи П. Е. Корнилова. С Кабинет гравюр Казанского музея // Казанский музейный вестник С Голлербах Эрих Федорович () историк искусства, художественный критик, поэт, философ, библиофил издатель.
Член Ученого Совета Гос. Ее автор-составитель московский библиофил Григорий Евгеньевич Климов отдал дань уважения человеку, который охарактеризован в предисловии «как тип художественного деятеля провинции». Теперь снова возвращаюсь назад. Сегодня это абсолютные раритеты. 9 Там же.
работал в Государственном Русском музее, затем в Научно-исследовательском музее Академии художеств. 11 Там же. Петр Евгеньевич Корнилов равление по делам Искусств Ленгорисколкома, Союз Художников, Художественно-промышленное училище им. 12 Заметка по поводу одного портрета // Казанский музейный вестник (6). Игорь серьезно отнесся к отцовскому наставлению и начал усиленно заниматься, ликвидируя свои пробелы под руководством казанского художника Василия Кирилловича Тимофеева (1891–1968).
Так должно быть, хотя бывает далеко не всегда. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград. Преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. По приезде в Москву, прямо с вокзала была организована на автомобиле поездка по городу.
К этому необходимо добавить, что 1 мая 1943 г. в Казанском Авиационном институте открылась выставка работ художника-пилота Н. И. Пильщикова «Сталинские Соколы на защите Ленинграда». Архив семьи П. Е. Корнилова. Местом такого общения для него и его коллег в тяжелые блокадные месяцы стал Дом ученых. 3 Евгеньевич, который и выступил с докладом о жизни и творческом пути художника.
Речь здесь не о борьбе классов, но если бы в 1911 г. в I реальное училище не пришел новый преподаватель по рисованию Петр Максимилианович Дульский (), неизвестно, как сложилась бы судьба самого Петра Евгеньевича. Formation.
Четыре письма Репина. Сычева 19 о творчестве Р. Ступина, а позднее опубликовал статью о нем в «Казанском Музейном вестнике». Они жили с верой в Победу и с твердой надеждой на возрождение. Кстати, эзотеризм окружавших его коллекционеров – особая тема. 26. IV Милостивый Государь Петр Евгеньевич.
Его мастерская находилась по адресу: Тучков переулок, д. 11, кв. Город работал для фронта.
Привожу строки из его воспоминаний. В дополнение ко всему этому были организованы посещения Большого театра. Казани»37.
В 1922-м году Корнилов уезжает в Петроград, учится в университете. 7 Корнилов П. Е. Из моих воспоминаний // Архив семьи П. Е. Корнилова. Многие из сотен изображений публикуются впервые. На другой день началось плановое ознакомление с городом, музеями и выставками. 3 получили А. П. Остроумова-Лебедева, В. В. Воинов, Г. С. Верейский, Л. Я. и О. И. Рыбаковы и другие владельцы уникальных коллекций. Возможно, я что-то упустил, но основные перечислил.
Первый концерт был назначен на 26 апреля и посвящался творчеству П. И. Чайковского, а первая выставка должна была состоять из иллюстраций К. И. Рудакова к пушкинскому «Евгению Онегину». Знакомые и незнакомые обменивались своими чувствами. В 1921—1930гг. Научная гуманитарная жизнь почти замерла.
Но быть знатоком, даже первым в своей области, для специалистамало. Государственное попечение и охрана оставленного собрания М. А. Сергеева насущно необходима. 13 А. А. Харшак.
Наступила весна. Самоотверженный труд, творческая и научно-просветительская деятельность художников, музейных хранителей издательских работников и руководителей учреждений культуры рассматривается на основе как опубликованных документальных материалов, так и материалов, хранящихся в архиве семьи П. Е. Корнилова и ранее не публиковавшихся. Kharshak A. A. Последний спектакль оставил особенно сильное впечатление. Орудия стреляли с военных судов и с разных концов Ленинграда — орудия у Смольного, на Марсовом поле, на Дворцовой площади и во многих других местах.
А опубликованная там же статья «Кабинет гравюр Казанского музея» 13 была отмечена, пусть и с полемическим оттенком, в «Истории русской гравюры и литографии», составленной Эрихом Федоровичем Голлербахом 14, добрые дружеские отношения с которым возникнут у Корнилова с 1923 г. А в июле 1922 г. Петр Евгеньевич женится на Елене Григорьевне Дыдыкиной (). 150 Новейшая история России / Modern history of Russia. Русского музея П. Корнилов»46. 3 И. Е. Репин П. Е. Корнилову // П. Е. Корнилов. Автор, Андрей Харшак, не просто исследователь жизни Петра Евгеньевича, он член его семьи.
Произведения графики, подаренные авторами Корнилову, неважно – выполнены ли они знаменитыми мастерами (Митрохин, Кустодиев, Верейский, Кругликова) или малоизвестными (Пильщиков, Вильковиская), наполнены особым духом творческого братства, в них – печать добра и вдохновения художники знали, что эти рисунки доставят Корнилову радость, а нам – радость сегодня их рассматривать. Учись владеть рисунком. Но в воспоминаниях, которые носят гораздо более личный характер, уточняет: «в семье повара Троицкой гостиницы».
Все обнимались, целовались, кричали, плакали. — А. Х. ). Всадник возродил в Казани забытые офорт и литографию, восстановив работу офортной мастерской КХШ и познакомил казанских графиков с техникой ксилографии (обрезной гравюры на дереве) и линогравюры» 22.
А 21 августа там же состоялось первое научное заседание, посвященное памяти художника. И Корнилов, уже определивший себя как будущего историка русского искусства, жадно воспринимал эту уникальную информацию, преподаваемую ему современником и активным участником художественной жизни тех лет. К этим коротким автобиографическим сведениям Корнилова служит ценным дополнением отрывок статьи Дульского «Казанские современные графики» он пишет, что Корнилов чувствует искусство и полезными советами помогает казанским графикам, снабжает вступительными статьями к их изданиям и знакомит с новинками столичной графики, до которой сам большой охотник. Казань» сохранился. 5 Но это положение спорно уже потому, что большая часть жизни и активной творческой деятельности Дульского связана с Казанью, а называть Казань провинцией было бы неправомерно даже в самом начале ХХ в. Среди его многочисленных официальных и общественных должностей следует перечислить пост Заведующего художественным отделом Губернского (Центрального музея) Татарской АССР в гг., редактора журнала «Казанский музейный вестник» в гг. В. И. Мухиной. В Управлении по линии Отдела изобразительных искусств в ведении П. Е. Корнилова находились следующие структуры: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Ленинградское отделение Союза советских художников, Ленинградское отделение Союза советских архитекторов, объединение «Ленгороформление» издательство «Искусство», Ленинградское отделение Всероссийской Академии художеств и Государственный Театральный музей.
Я имею в виду именно эти театральные московские программки. Были высказаны незначительные замечания и по организации выставки. А. М. Горького. Лизы Чайкиной. Именно в этот период, в 1926, 1927 и 1928 гг.
18 Врангель Николай Николаевич () историк искусства, коллекционер, мемуарист, брат генерала П. Н. Врангеля. М., Федоров-Давыдов А. А. Ленинградская школа графических искусств: Сб. Корнилов начал работать в Управлении по делам искусств Ленгорисполкома с декабря 1942 г. Его ответная реплика Б. И. Загурскому была скорее просьбой, а не условием (да и какие могли быть условия в военное время). 20 172 Новейшая история России / Modern history of Russia П. Е. Корнилов. 4 156 Новейшая история России / Modern history of Russia Петр Евгеньевич Корнилов родился 20 июня (по старому стилю) 1896 г. в Симбирске.
Именно эту дату он считал всегда началом своей научной деятельности. 24 залпа из 324 орудий. История русской живописи и архитектуры, западноевропейское искусство, русская археология, нумизматика, геральдика, древняя иконография и целый ряд других дисциплин преподавались в вечерние часы, а днем шла практическая работа в музеях, библиотеках, архивах.
Всей своей жизнью впоследствии Петр Евгеньевич доказал, что он действительно является наследником дела Дмитрия Александровича Ровинского (), занимаясь изучением, систематизацией и популяризацией графического искусства России. Личности Корнилова в этой книге воздали по заслугам.
19 А. А. Харшак. Сначала в Казани, где он проходил "огни и воды" музейной и журнальной практики (Адлер, Денике, Дульский, Егерев – не только признанные искусствоведы, но и завзятые собиратели графики и именно из этих обменов-покупок Корнилов и начинал осознавать свою миссию собирателя) потом в Ленинграде (члены Ленинградского общества экслибрисистов и такого же общества библиофилов – Голлербах, Ария, Лукомский), а затем в Москве (Русское общество друзей книги – РОДК: Адарюков, Эттингер, Сидоров, Айзенштат), – везде ему сопутствовал дух книжного сектантства, некой посвященности в избранное сообщество. Обложки и иллюстрации печатались с авторских форм и были подписными. 2015. 16 Ступин Рафаил Александрович (. ), художник-художник, учился в Академии Художеств, сын А. В. Ступина. Какое грандиозное зрелище мы пережили.
От театра военных действий Татарскую АССР отделяли только две области — Куйбышевская (ныне Самарская) и Саратовская. Петр Евгеньевич ознакомил коллег с планом последующих экспозиций. Поразительно, как он сочетал в себе множество интересов, неослабевающих до конца его дней. 19 Сычев Николай Петрович () историк, музейный деятель, реставратор, художник, педагог.
Термины «уплотнение» и «подселение» давно фигурировали в советской социальной системе. 2015. Таким образом, его общение с участниками группы ограничивалось сроком в полтора года, да еще в период пропущенного семестра в 1923 г. Но я уверен, что именно тесный контакт с художниками коллектива «Всадник» дал первый позыв для дальнейших графических исследований Корнилова. С 1932г. Вместе со страной праздновал этот великий день и Ленинград.
Главная заслуга в этом принадлежит графическому коллективу Всадник, организованному осенью 1920 года на базе АРХУМА- СА по инициативе Николая Шикалова () и Иллариона Плещинского (). Москве и гор. Сделать это было неимоверно сложно. Это было в январе 1921 г. Выздоровление длилось почти два месяца. 21 А. А. Харшак.
В. И. Мухиной. Петр Евгеньевич Корнилов В очередной раз, перебирая папки архива Петра Евгеньевича, я обнаружил московские театральные программки 1913 г. оперы А. Рубинштейна «Демон» в Большом театре, а также постановок МХАТа и Малого театра. В выходных данных упоминавшихся мною двух альбомов, выпущенных в 1942 г. издательством «Искусство», в качестве технического редактора указан директор Анисимов. Елена Григорьевна отказалась эвакуироваться из осажденного Ленинграда, оставаясь рядом с мужем в страшные годы Блокады. Остро встал кадровый вопрос — о музейных сотрудниках.
В 1925-м году музей организовал выставку «Рисунки и гравюры Д. И. Митрохина». Это помогает всесторонне рассматривать тот или иной факт. М., Улемнова О. // АРХУМАС: Казанский авангард 20-х: Каталог выставки. В Казань он вернулся в 1925-м году и поступил на работу в центральный музей Татарской АССР, где стал заведовать отделом древнерусского искусства. Хорошо представлен раздел "Друзья и современники".
Особенно важные результаты дали раскопки в Термезе. Ночь была темная. На помощь пришел секретарь по студенческим делам И. И. Мещанинов () будущий академик. 9 А. А. Харшак. Вдвоем они организовали нехитрое маленькое жилье.
Работающий как мастер рисунка и книги К. И. Рудаков был еще более близким П. Е. Корнилову другом. 2015. Но эта задача стоит свеч.
25. Что после этого было.
Неизгладимое впечатление оставила Третьяковская галерея, Музей слепков им. Предлагаемый материал пожалуй, первая попытка проанализировать деятельность ученого и гражданина, дать его созидательному труду адекватную оценку и пусть он будет данью светлой памяти человеку, с которым я по собственному неразумению так ни разу серьезно не поговорил.
Осенью 1921 г. Борис Петрович окончательно перебирается в Москву, где преподает в университете, принимает участие в работе Института искусствознания, Института народов Востока, Государственного Исторического музея, а с 1925 по 1929 г. был директором Музея восточных культур. Напомню: на нем держалась работа Отдела графики Русского музея, выпуск печатной продукции в издательстве «Искусство», выставки в Обществе камерной музыки, прием на музейное хранение произведений погибших и выехавших в эвакуацию художников и, кроме того, собственная научная работа.
Его тираж — всего 210 экземпляров, а размер 15 11 см. О следующем вернисаже, который состоялся 24 сентября, в статье, опубликованной в газете «Ленинградская правда», М. В. Доброклонский писал: «Не успела закрыться юбилейная выставка Репина, в свою очередь сменившая вторую выставку художников-фронтовиков, как в том же помещении Русского музея опять новая экспозиция. Но быть знатоком, даже первым в своей области, для специалиста— мало. Более того, с основателями «Подсолнечника», Константином Чеботаревым () и Александрой Платуновой (), добрые дружественные отношения связывали его всю жизнь.
В том же 1918 г. объединение распалось и центром художественной жизни, где сосредоточились все новые художественные идеи в казанском искусстве, становятся Архитектурно-художественные мастерские (АРХУМАС) юридически оформившиеся в 1919 г. Напомню, что с осени 1918 года Корнилов уже находился на военной службе. Так через архитектора-художника Александра Меркурьевича Литвиненко () произошла, может быть, самая важная и значимая в жизни Петра Корнилова встреча с Павлом Александровичем Шиллинговским, ставшим для него самым близким другом на долгие годы. 3 А. А. Харшак.
Срыв графика по выпуску продукции идеологического характера мог быть приравнен к саботажу. Подвиги моряков Балтики отражали в своих ксилографиях Е. Я. Хигер и С. Б. Юдовин. В день возвращения в родительский дом его свалил сыпной тиф. Все находили большое сходство со мной.
И. Е. Репина. Художественный отдел возглавлял П. М. Дульский, а Борис Петрвич Денике () развернул работу по созданию отдела восточной художественной культуры. 2 Матэ Василий Васильевич (), художник-гравер, офортист, педагог. Снял комнату на Малой Посадской, вызвал из Казани Лелю. И здесь случается чудо профессор Владислав Крескентьевич Лукомский 15 (брат архитектора, художника и историка Георгия Крескентьевича Лукомского (), бывшего соученика П. М. Дульского еще по Казанской художественной школе), назначил молодому провинциалу специальный день для посещения его квартиры, где в спокойной дружеской беседе ученый-геральдист вводил его в научный курс, рассказывал о художниках объединения «Мир искусства», журналах «Старые годы» и «Аполлон».
Возвращались из Москвы, насыщенными большими художническими переживаниями. В 1936 г. он избирается первым председателем Союза Художников Татарской АССР. Но этого ему показалось мало. Он старался нигде не задерживаться в пути, словно предчувствуя недоброе. Наступал коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Петр Евгеньевич и сам много снимал, особенно во время работы в Бухаре в 1930-е гг. 2015.
Их знакомство состоялось, по всей видимости, осенью 1917 г. в Северо-Восточном археологическом институте, где Денике читал курс «Русской древней живописи». 27 Корнилов П. Е. Научный и творческий путь П. Е. Корнилова. Казалось бы, все понятно. Запомнились не только выставленные материалы, но настенная живопись В. М. Васнецова.
Собралось много народу (крепкий народ — ленинградцы. ). А пока ему все интересно в Казанском музее. Зная Ваше доброе к нему отношение, решаюсь написать Вам несколько строк.
Он называет ее Леля. В 1922-м году Корнилов уезжает в Петроград, учится в университете. Петр Евгеньевич Корнилов Корнилов П. Е. Из моих воспоминаний // Архив семьи П. Е. Корнилова. К этому событию был издан каталог, являющийся сейчас абсолютным раритетом.
При этом нельзя не вспомнить, что в Одесском художественном училище среди соучеников Дульского были И. И. Бродский () и П. А. Шиллинговский, вот таким образом естественным явилось его назначение заведующим издательством Всероссийской Академии Художеств в 1935 г. и чуть позже уполномоченным по издательским делам Академии, связанным с празднованием 175-летия со дня основания. 8 Там же. Много времени уходило на поиски случайных заработков. Петр Евгеньевич Корнилов (1896 – 1981) стал фигурой знаковой в мире исследователей-искусствоведов, коллекционеров, музейщиков, библиофилов еще при жизни. 11 А. А. Харшак.
3 посвятить себя архитектуре. Эвакуированы художественные институты. материалов «Мастера современной гравюры и графики». Заключительной акцией ленинградского периода в жизни молодого историка стала организация выставки «Русский гравированный книжный знак», осуществленной им в большом зале Государственной публичной библиотеки. Ему в то время было чуть за тридцать.
Мастер вручил ему печатную форму и первые авторские оттиски. Так же как и другие уникальные издания «Всадника», они несут все самые характерные черты постреволюционного авангарда советского искусства 1920-х гг. В том же 1924 г. Корнилов получил от П. А. Шиллинговского замечательный подарок экслибрис. Корнилов собирает любовно и обладает довольно ценной коллекцией. Огненные фонтаны красных, зеленых, голубых и белых ракет взлетели в небо.
Удивительно, откуда черпал силы и энергию этот человек. Познакомились с основными экспозиционными залами Исторического музея. Наконец вся семья была снова вместе. В 1927-м— «Графика И. Ф. Рерберга». 10 Там же. Родители не видели сына год и семь месяцев.
Учился сначала в церковно-приходской школе, потом в частной гимназии, а с 1908 г. в I реальном училище, где, цитирую: «Самым положительным в этом событии на будущее время явилось наличие уроков рисования на всем протяжении учения» 4. Стал работать в музее и был привлечен в редакцию журнала «Казанский музейный вестник». Creative development.
Потом говорил Доброклонский о графическом наследии художника. В 1920-м же году был выпущен первый альманах «Всадник», далее выходивший ежегодно до 1923 г. включительно. Я был в восторге. 2 мая пал Берлин.
21 Галеев И. // АРХУМАС: Казанский авангард 20-х: Каталог выставки. Радость была безмерной, особенно на фронтах. Но это самое «рисование» могло пройти незамеченным, как и некоторые другие предметы учебной программы, если бы И как тут не вспомнить трактовку роли личности в истории с марксистско-ленинских позиций, только наоборот. Собралось около пятидесяти художников. Он заканчивал школу, собирался поступать в техникум. Но Корнилов служил и в этом служении, по внутреннему ощущению, было что-то далекое от трескучей действительности псевдогуманизма сталинской эры, то, что не зависело ни от формы государственного строя, ни от идеологического порядка (благо, он научился удачно обходить Сциллы и Харибды советской машины), а было благодарное повиновение высшей константе – искусству изобразительности вообще и графике – в частности: рукотворному штриху рисунка изяществу гравюрных линий, утонченности акварельных растёков. Но первым организационно оформленным объединением казанского авангардного искусства стал союз «Подсолнечник».
На стенах висели его великолепные офорты и многие другие произведения. Это стало началом системного, скрупулезного изучения истории всей школы, результатом которого стала книга: «Арзамасская школа живописи первой половины ХIХ Х века», увидевшая свет в издательстве «Искусство» только в 1947 г. Видимо, чувствуя неуемное стремление к расширению знаний со стороны казанского студента, В. К. Лукомский счел возможным ввести его в круг своих друзей и коллег. 28 Пригласительный билет на товарищеский ужин Ленинградского общества библиофилов г. 29 Ровинский Дмитрий Александрович (), правовед, коллекционер русской и западноевропейской гравюры, автор «Подробного словаря русских граверов».
Мне в моей части сделали рамку. «Пенаты. В 1927-м— «Графика И. Ф. Рерберга». Но быть знатоком, даже первым в своей области, для специалиста— мало. Привожу строки из воспоминаний П. К. Балтуна: «В городе на широких проспектах, площадях и скверах царило общее оживление.
В 1926-м -«В. А. Фаворский». Pyotr Evgenievich Kornilov (). Про Денике надо говорить отдельно. Денике возглавляет научные археологические экспедиции, которые ознаменовались подлинными научными открытиями.
Путь тогда был долгим: через Арзамас и Тимирязево, но нам было интересно и ново. Выступил председатель Союза В. А. Серов. Мы смогли хотя бы внешне почувствовать три основных течения современного искусства. И главным здесь было, конечно, начало его работы в издательстве «Искусство», где впоследствии ему удалось осуществить ряд очень значимых художественных проектов, ставших этапными для осажденного Ленинграда и Ленинградского фронта.
Казань, Сидоров Алексей Алексеевич () историк искусства, коллекционер, библиофил. Но активного ученого уже ждали в Казани. 5 А. А. Харшак. Появились небольшие заработки.
Он работает и в Коллегии музейного отдела и в редакции «Казанского музейного вестника», где и была напечатана его первая небольшая заметка о портрете К. Ф. Юона, увиденная им в Сибири во время гражданской войны 12. Архив семьи П. Е. Корнилова. Все было завораживающе динамично, наглядно, увлекательно. Так же как и Дульский, он сыграл огромную роль в формировании личности П. Е. Корнилова как исследователя, музейщика, коллекционера. И как надо было зарекомендовать себя в этой великолепной компании, чтобы фамилия Корнилов встала рядом с самим Ровинским 29 составителем «Словаря русских граверов».
В ней рассматривается его деятельность с мая 1942 г. по март 1946 г., в период, когда кроме заведования Отделом графики Государственного Русского музея, он занимал должность старшего редактора издательства «Искусство» и возглавлял Отдел изобразительного искусства в Управлении по делам искусств Исполкома Ленгорсовета. Впоследствии Петр Евгеньевич вел переписку с такими выдающимися художниками, как А. Н. Бенуа (), К. Ф. Юон (), Б. М. Кустодиев (), К. С. Петров-Водкин (), М. В. Нестеров (), А. П. Остроумова-Лебедева (), Е. С. Кругликова (), В. А. Фаворский () и многими другими.
На этот раз он обустраивался в Петрограде более основательно. 15 Лукомский Владислав Крескентьевич () историк, геральдист, генеалог. Последние три имели тираж 50, а первый и того меньше: 30 экземпляров. Подлинный искренний научно-организационный энтузиазм старших коллег и друзей передается и Корнилову.
Но быть знатоком, даже первым в своей области, для специалиста— мало. Корнилов сделал сообщение на семинаре у Н. П. Военнослужащий П. Е. Корнилов получил предписание вернуться в Казань и заспешил домой. Многие сотрудники были на фронте. Свободное время, насколько это было возможно, он проводил с семьей.