Наибольшую известность художнику принесла картина «Кочегар», где концентрировано и выразил художник свою творческую направленность. Начало работы Гаршина над «Художниками» непосредственно связано с появлением «Кочегара» Ярошенко, с впечатлением, произведенным картиной на писателя. Новая картина мастера «Кочегар» получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России на выборгском фестивале «Окно в Европу» (август 2010), а сам маэстро был удостоен специального приза жюри «За высокое профессиональное мастерство».
Изображая на своих картинах простых людей, живущих тяжелой и безрадостной жизнью, Ярошенко следовал реалистическим традициям передвижников – таковы его «Кочегар» и «Заключенный». Купить картину или постер "Кочегар", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Продюсером картины «Кочегар» выступил Сергей Сельянов, глава российской кинокомпании CTB, который работал с режиссёром Алексеем Балабановым над другими проектами.
Необычное зрелище предстало перед современниками в картине Кочегар (1878), где впервые был изображен русский индустриальный рабочий. Сегодня копии картин, ставших знаменитыми благодаря своей социальной остроте, – «Кочегар», «Узник» и «Всюду жизнь», которую Лев Толстой назвал «Голуби», – собраны в одной из комнат дома.
Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Сталкиваются две исповеди. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени.
В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. В глазах «Кочегара» Неведомский читал упрек: «Вот до чего вы довели, низвели меня. » (до степени придатка машины, объяснял критик) ему даже слышался из уст «Кочегара» перифраз Михайловского: «Господа. Сегодня это единственный в своем роде музей на юге России, сопоставимый по исторической и культурной значимости с толстовской Ясной поляной и репинскими Пенатами. Волкова, занимался у И. Н. Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари — последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение.
С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. М. Б. Грекова, многие произведения которых отмечены чертами подлинного новаторства. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. «Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные — только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений». Тем же стремлением был движим и Ярошенко.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878).
Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Повествование в рассказе ведется поочередно от лица двух художников — Дедова и Рябинина. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898).
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. И так всегда.
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Существует описание этого образа, сделанное Ю. М.
В успехе картины продюсер сомневается: это авторское кино, «оно не может нравиться всем». В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Через год после появления ярошенковского «Кочегара» в «Отечественных записках» был напечатан рассказ Гаршина «Художники».
Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения.
Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. «Глухарь» — не выдумка Гаршина. Мучившая совесть мысль о долге была немаловажной в тогдашней поэзии, прозе, публицистике, но тогдашние читатели обнаруживали ее и там, где она не была ведущей, где ее вовсе не было, обнаруживали и ставили «во главу угла». Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор».
Усадьбу назвали Белой виллой. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений».
К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Этот фильм глубокий, серьезный.
– На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Рябинин — представитель «мужичьей полосы в искусстве» Дедов предпочитает «компоновать закаты, восходы, полдни, начала и концы дождя, зимы, весны и прочее».
На одной из станций вошли трое с пивом. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Стрепетовой» (1884). Гаршин, Н. Михайловский. В 1876 году за картину «Невский проспект ночью» (не сохранилась) он был единогласно принят в члены Товарищества Передвижных Выставок и избран в состав правления, где более десяти лет вместе с И. Н. Крамским руководил ТПВХ, а после смерти последнего стал его идейным преемником. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н.
Он рассказан просто, но он не простой». Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». И хорошо, что употребляли тесной, безопасной компанией, а то мало ли. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу.
Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Это большое искусство.
И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. От 17 столетия сохранилось значительное количество светских построек. Мысль о неоплатности долга в конце концов подвигает Рябинина отложить живопись, чтобы учительствовать в деревне (Дедов отправляется в заграничное путешествие).
Нынешний фильм – скорее притча, тогда как «Груз-200» – триллер. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Гаршин вспоминает Пятую передвижную: «Семейный раздел» Максимова, «Получение пенсии» Владимира Маковского, «С квартиры на квартиру» Васнецова, «Чернолесье» Шишкина и «Украинскую ночь» Куинджи, портреты литераторов Григоровича и Потехина исполненные Крамским и Ге, «Сумерки» Ярошенко.
Короленко, Вс. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. «Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды и общечеловеческих идеалов далось нам только благодаря вековым страданиям народа» — определял общественное настроение Михайловский. Его работы имеются также в музеях Архангельска, Барнаула, Екатеринбурга, Казани, Калуги, Кирова, Костромы, Н. Новгорода, Омска, Плеса, Самары, Серпухова, Уфы, Челябинска, Полтавы, Ташкента и других.
Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Построенный в 1667-1668 гг. Ярошенко проводили лето именно здесь. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко.
В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины. Следуя передовым тенденциям времени, Ярошенко писал картины, в которых искал образ положительного героя (как знаменитый «Кочегар», «Заключенный», обе 1878, «Курсистка», 1883), развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции («У Литовского замка», «Старое и молодое», обе 1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888), писал жанровые картины («На качелях», 1888). Безусловно как антиопыт фильм удался. Общество, созданное для борьбы с Товариществом, «задумало удивить мир», но «грустная выставка, бедное Общество». Для Гаршина Христос, написанный Крамским, — «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, абсолютной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко.
Он писал лица людей, стараясь передать не столько портретное сходство, сколько характер человека. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А. Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74).
() В общем облике теремов сказалось влияние народной деревянной архитектуры, формы которой широко использовались в дворцовом строительстве этой эпохи. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Следы ее абсолютно затерялись в необозримых архивах военного ведомства.
Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А.
– "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). Особая роль принадлежит здесь деятельности военных художников Студии им. Потом говорит серьезнее: «Не каждый может рассказать сложную вещь простыми словами. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки.
Многие художники трудились в боевых соединениях Советской Армии. Заканчивается, прямо скажем, все плохо, как, впрочем и у многих непосредственно мною наблюдавшихся активных «героев» 90-х. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). Уделите мне, человеку, вывариваемому в котле капитализма, милостыню вашего внимания». Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Все началось с тостов: «В этой стране не быть бандитом просто западло» и «Давайте выпьем за возрождение души, за справедливость», а закончилось попыткой отобрать у меня телефон, выяснением, откуда у меня такая «жидовская» родинка на носу и тычками в меня и в моих детей. Весь вагон молчал.
Его отец мечтал, чтобы старший сын пошел по его стопам и не обращал внимания на интерес мальчика к живописи. Плодотворно трудились мастера искусства и в тылу. Сельянов предполагает, что «Кочегара» посмотрит тысяч 100, в крайнем случае 150: «Это фильм для очень специальной, скажем так, продвинутой публики». Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек.
Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Едва ли не все личное применительно к Ярошенко известно нам как общественное и даже его семейная жизнь предстает перед нами лишь в ее общественной значимости. Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора.
Толстого, 1894, ГРМ). Литератор Неведомский, после смерти художника подводя итог его деятельности, назвал «Кочегара» «самой лучшей и характерной из картин жаления» («жаление», объяснял он, нерв той эпохи: это и жалость и сострадание и любовь, от крестьянского «жалеть» — любить). Решив это про себя, я мерно заклевала носом. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь».
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). И за лаконичными высказываниями всегда стоит множество подтекстов, дополнительных смыслов.
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Отзвуки письма Крамского слышатся в монологе Рябинина, но образ, не дающий покоя герою рассказа, — не Христос, а рабочий-клепальщик, «глухарь». Перед нами человек не только мысли, но и дела. Брал уроки рисования у A. M. Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ). Он писал о «симпатиях и антипатиях, крепко осевших на дно человеческого сердца под впечатлением жизни и опыта», о живущей в художнике «страшной потребности рассказать другим то, что я думаю».
Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. Картина — долг, который художник отдает народу. «А зачем продвинутой публике такой простой сюжет и такая простая, местами наивная история. » – спрашиваю я. Сельянов отшучивается: «Простота – сестра гениальности». На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Мне «повезло» в отрочестве зацепить этот романтический флер вседозволенности: солнцевские пацаны в подъезде, сосед – бывший афганец, выстрелы на лестничной клетке и на улице, причем не в самое темное время суток, лак для волос «Прелесть» вместо газового баллончика в школьном рюкзаке.