Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.
Картина Репина «Неждали» замыкает его«революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ отисповеди» идругие работы. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки иболее ничего.
Были ииные варианты— сбурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатокомлеса Шишкиным за«неправильные» деревья, уничтожен) иидущими вбродКартина хранится вГосударственной Третьяковской галерее. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Протодиакон не плох и не хорош – он просто есть: и художническая завороженность фактурой здесь оборачивается чем-то напоминающим уже душевное сродство. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Инапрасно Репин, поясняя, что «недавал клятву писать только дикие организмы», признавался, что впроцессе работыего «нисколько незанимал вопрос быта исоциального строя договоров бурлаков схозяевами», — общественность видела то, что хотела видеть: обличение игражданскую скорбь. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. самый последний ремейк был создан в1918году иназывался «Быдло империализма»— Репин вообще был склонен возвращаться кстарым сюжетам. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. С«Бурлаков наВолге» началась репинская слава. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Демократическая интеллигенция жила сведениями ополитических процессах исмертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) иреакцию власти наних. Нокак раз ввосхищении «своих» был оттенок, для импульсивного понатуре художника неприемлемый: ему какбы вменялось вобязанность идальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий ипочти дикий организм».
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Известно, что художник внимательно изучал источники истремился следовать правде вовсех деталях: даже то, что героиня изображена снепокрытой головой (головной убор был сшит изтойже старинной парчи, нонепригодился), указывает наскорый постриг— онслучится как раз в1698году. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь.
Сюжет картины нестоль очевиден, как кажется. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. ». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima.
Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Неслучайно фигура ссыльного отсылает кфигуре Христа скартины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь также чуть искажена перспектива ивздыблен пол, чтобы шаг превратился внисхождение. Впрочем, такли. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репин-писатель (аонбыл прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, ноРепин-художник свосторгом откликается начеловеческую целостность, наполноту жизни, наорганику идинамику. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто невыделен: можно сосредоточиться на«бунтарях», номожноназначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным врабство античным философом. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Неисключено, чтоошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно невсем) хотябы отчасти, символическивыводит картину изслишком конкретного измерения, представляя автора неэтнографом, новдохновенным сочинителем. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Каждый персонаж переживает что-то своё. О чем эта история.
Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Новканонической версии, развернув шествие погоризонтали идав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил изрителям свободу выбора. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Репин никуда не делся. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них.
Ведь обосвобождении узников родных оповещали. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Тут и пришел на помощь Савицкий.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Летучесть взглядов игримаснеподытоженавэтихлицах, какбы захваченных внезапной жизнью. Девочкаскореенасторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама урояля будто грезит наяву— алица матери (если это мать) мыневидим. Вместо ответа— длящийся вопрос ивремя словнозамедляется упорога, перестает быть жанровым временем.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Впрочем, возможно, вкартине был инекий дополнительный умысел. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Вродебы ссыльный революционер возвращается всемью, нотогда отчего его «неждали». Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Бывший арестант.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Откликается такойже живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Фотография убитого Александра II в гробу на стене указывает на время действия – речь, видимо идет о пересмотре именно административных дел, предпринятом после 1883 года Александром III. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Публика картину заметила: официальные люди — среди которыхпрезидент Академии художеств Федор Бруни иминистр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен кнулю»), — негодовали, прогрессисты восхищались. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Впрочем, так ли. ».
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). 1. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой).
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Она была закончена только в 1891 году. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.