Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Берег Волги. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Все заняты. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Много учился на написании портретов близких и друзей.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
За окном летний день. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. М. Бунакову. О картине появилось много статей в периодической печати.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Репин дважды подавал прошения об отставке.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Мне минутами становилось страшно. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Публике картина понравилась. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Не доносчик ли. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Стасов присылает ему все, что он просит. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Позднее Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год Я работал завороженный. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Комната небогатой интеллигентной семьи. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Источник назвали «Колодец Посейдона». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. После революции Репин больше ни разу не был в России.
Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Она ушла из жизни в 1931 году55. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Казалось, она спит. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.
Внимание художника тяготит их. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Когда художник уже приобрел участок, выяснилось, что земля в прибрежной зоне сильно заболочена. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Л. Н. Толстого». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Каждый персонаж переживает что-то своё. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Вся центральная часть написана самим Репиным. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Он идет прямо к матери. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Репин встречал их по средам. И вот уже перед нами не царь, а отец. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Эта история получила название «бунт 14». В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами.
Первый факт. В его взгляде осуждение и тревога. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Пожалуй, никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости и при этом был бы равен Репину по совершенству своей живописной техники, мастерству колориста и рисовальщика. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Работал весь день, не замечая времени.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Общественность начала сбор пожертвований. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. С историческим документом — письмом запорожцев Махмуду — Репина и других художников, входивших в Абрамцевский кружок, познакомил ученый Д. И. Яворницкий, занимавшийся историей Украины. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Рассмотрим "ближний круг". Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Глаза ясные и добрые.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Убийство свершилось.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Общение с прежними друзьями было только заочным. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Этюд получился превосходный. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Центральная группа словно недовольна своей ролью. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Имя Репина стало широко известным.
Причем отношение к ним было достаточно враждебное. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Америка—Франция—Россия. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. На моих друзей она производила то же впечатление.
Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Третьяков»109. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репин считал сам эту картину красивой.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Они словно противопоставлены друг другу. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году.
В Петрограде пресса начала писать о том, что знаменитые люди бедствуют, голодают испытывают ужас от звучащих вокруг их домов канонад. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ).
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Репин стал очевидцем казни народовольцев. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом.
Вегетарианцем стал и сам Репин. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». «Пенаты» стали его малой родиной. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Так ли это – судить зрителям. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
В его глазах читается печаль, тоска. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Пятый факт. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Этот мужчина слыл в городе колдуном. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России.