Картина Константина Сомова Спящая женщина в синем платье: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Платье Сарры Фермор сшито из дорогого, с муаровыми переливами, шелка. Гладко уложенные, расчесанные на пробор волосы с пучком сзади — это прическа «а ля Малибран». Ее назвали так в честь знаменитой певицы Марии Малибран, старшей сестры Полины Виардо. Однако у наряда Мартыновой есть и собственная загадка.
Из-под его длинных широких рукавов выглядывают белые нижние. В русском языке название «гродетур» со временем исказилось и в среде русского купечества материю стали называть «гарнитур». В России его называли «робой». Сомов обнажил хрупкие плечи своей модели и окутал ее косынкой, отделанной кружевом.
На открытом лбу у Натальи Гончаровой украшение — фероньерка. Ткани с разбросанными по светлому фону цветами были в ту эпоху очень модными. Пикантный нюанс: так шили только дневные платья, а значит, у него не должно быть такого глубокого выреза. Скорее всего, они были съемными — в 1850-х такая модель была очень популярной.
Также в «робу» входила юбка на специальном широком каркасе — фижма и шлейф, если статус дамы его предусматривал. На голове у Натальи Гончаровой корона, но не из драгоценностей, а из туго заплетенных кос. Она подсвечивает лицо Елизаветы Мартыновой, выделяя его на темном фоне и тоже напоминает о моде XVIII века: в дамских журналах похожие называли «а ля Мария-Антуанетта».
Техника «броше» позволяла выводить цветные нити на разных участках и узоры получались очень разнообразными. В XIX веке женщина могла носить декольтированные наряды исключительно вечером. Как же дамы умели носить чёрный так, чтобы выделяться, чтобы быть не такой как все. Ее кабинет-секретарь Адриан Грибовский вспоминал, что по утрам императрица обычно носила «простой чепец, белый атласный или гродетуровый капот». Лиф такого платья — по-русски его называли «шнурованье» или «снурованье» — прокладывали китовым усом и он становился настолько жестким, что корсет под него надевать не требовалось.