Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ». Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Этакая летняя женская помывка-купание: кто-то из них ещё раздевается, кто-то уже во всей обнажённой красе заходит в воду.
И что это вы там делаете, позвольте спросить. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища. Яркую лазурь блестящей на солнце воды перечеркивает по диагонали каменный обшарпанный бордюр. Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей.
Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Чтобы создать подобное полотно, надо обладать авантюрным складом характера и недюжинным чувством юмора. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Большое собрание произведений хранится в Воронежском областном художественном музее имени Крамского. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. На ближнем плане картины кипит жизнь. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море».
Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане.
Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего». В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых. В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком.
Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. На первом плане перед нами предстают два бездомных человека.
Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.