Картина Ильи Репина Портрет писателя И. С. Тургенева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Младший сын Марк умер в 1876 году задолго до написания Незнакомки.
В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе.
И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. ИТ Чижов не раз просил обоих художников написать свой портрет. Никакого признака нет, а профессор специально «развел» студентов, чтобы лекции не прогуливали. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Однако портрет «вышел» и не один, а два погрудных – прямо и сбоку.
Репин познакомился с ним во Франции у Поленова. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Но история начинается в Париже в 1874 году. Я зарыдал и вышел вон. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много. » Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».
Рисунки Тургенева, сделанные обычно карандашом или пером, очень разнообразны по жанрам. На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Тургенев с готовностью согласился позировать для портрета, заказанного П. М. Третьяковым.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Окружающий фигуру полумрак с едва пробивающимися отблесками заставляет акцентировать все внимание только на ней, то есть Репин не пишет ничего лишнего. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Личный авторитет Тургенева оказывал неоценимую помощь в деятельности «Общества». Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Д. Г. Левицкий, 1790-е, ГТГ портрет А. П. Сумарокова.
Дальше сведения об этих портретах были перепутаны. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают).
– Сколько говорилось там глубокого, правдивого, человеческого. Тут Иван Сергеевич опять ко мне обратился: «Прощайте, Боголюбов», – и протянул мне руку, которую я поцеловал. Желание закончить полотно переросло в одержимость. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Вся деятельность «Общества» носила благотворительный характер: оно устраивало литературно-музыкальные вечера с участием Тургенева, членов семьи Виардо, других музыкантов содействовало получению русскими художниками заказов и стипендий устраивало аукционные распродажи картин в пользу наиболее нуждающихся. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Такой чести никто еще не доживал из русских людей. 2.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного. «Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» – писал Третьяков. «Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков.
Он застает Чижова, сидящем в кресле за столом. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил про себя: «. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163.
Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Но самыми трогательными в «Записках» станут воспоминания, связанные с образами нежно любимой матери – Феклы Александровны, дочери А. Н. Радищева рано ушедшей и горячо оплакиваемой жены – Надежды Павловны Нечаевой и малютки-сына и в одном ряду с самыми близкими ему людьми, напишет Боголюбов об Иване Сергеевиче Тургеневе. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Вторая попытка, следует отметить, что все трое сохраняли надежду на то, что достойный портрет Ивана Тургенева еще может состояться, несмотря на явное присутствие злого рока.
Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Но самая трагическая история с портретом Федора Васильевича Чижова. Илья Ефимович Репин. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Репин очень рад, что картина будет в Вашей знаменитой галерее. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.
Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Таким образом И. Е. «Это самое большое торжество образованного человечества. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Тургенев пишет хвалебную статью о молодом ваятеле, где высоко отзывается о его скульптуре «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Серг. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами. В 1909 году художник по заказу Саратовской городской думы написал портрет премьер-министра Столыпина. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. А. П. Лосенко, 1760, ГРМ), ученых (портрет М. В. Ломоносова. Получив благодарственный ответ, мы получили и гражданство. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней.
Ну и еще несколько фактов о слухах, затрагивающих картины русских художников.
Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой – обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь и там – тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта) – писал критик Владимир Порудоминский. Эскиз картиныКрамской передал картину в дар галерее Третьякова. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Но Репин не успел приступить даже к работе. Тяжко глядеть, чувствуется – ему остаются считанные часы жизни. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Ведь именно любовь к шаржам – искренним, веселым и не всегда дружелюбным, смогла изменить всю последующую судьбу художника. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Михаил ВрубельСын Врубеля, Савва, скоропостижно скончался вскоре после того, как художник закончил портрет мальчика. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Сжалось мое сердце, глядя на этого гиганта ума, сердца и слезы стали навертываться у меня на глазах. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Америка—Франция—Россия.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Идея не встретила поддержки у русского царя. О важности сохранения их как явления исторического и художественного он пишет Третьякову.
Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше. Еще один, неприметный, на первый взгляд яркий цвет на полотне – это красные запонки на рукавах писателя. Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было. А отзыв Тургенева сыграл решающую роль в приобретении Третьяковым картин «Туркестанской» серии В. Верещагина. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Писатель умер. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Через пять лет Репин вернулся к нему, но написал Рубинштейна дирижирующим. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Она оказывала на мужчин удивительное магическое влияние.
тот только что скоропостижно скончался. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Предположения относительно отрицательного воздействия иконы на человеческий организм высказывались еще при советской власти, однако в тот период заявить об этом официально было попросту невозможно. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». А какое чутье Руси.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ). Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Написали Устав, над которым немало потрудился И. С. Тургенев как секретарь.
Л. Н. Толстого». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Его глаза полны тоски, грусти и усталости. Известна драматическая история написания этого портрета.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Как тоненькая ниточка, сильнее любого самого прочного каната, свяжут эти «записки» художника с Родиной и о многом нам поведают. Интересно, что для картины позировали две дамы. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.
«Юпитер. » – было первое мое впечатление. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским. Профессор – сам псих (даже приводились факты, что его действительно лечили заграницей).
Статья Тургенева в газете «С. -Петербургские ведомости» с ранее здесь же опубликованной статьей В. В. Стасова сыграла ключевую роль в формировании общественного мнения об «Иване Грозном». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Игра лунного света на картине просто очаровывает зрителя. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку. Федор Васильевич Чижов скончался 26 ноября 1877 года в Москве. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Я боготворил его, да не я один, а мы все.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Смерть Федора Васильевича Чижова. Фёдор Васильевич Чижов (1811 – 1877) – русский промышленник, общественный деятель, учёный. Неутешное горе (1884 год)В память об умершем младшем сыне Крамской создал картину Неутешное горе, на которой изображена скорбящая женщина в трауре у гроба.
По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Подобная страсть к зарисовкам была присуща и Боголюбову. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Вспоминая впоследствии, через двадцать пять лет, о том, как писался портрет Аксакова, Репин говорил: «Вообще у нас многие странно понимают художество.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. «Иван Сергеевич, – вспоминал Репин. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В. К.
Его величественная фигура, полная и красивая. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Мастерская Общества, так называемый «Русский клуб» находилась в доме барона Г. О. Гинцбурга, предоставившего ее русским художникам бесплатно, а позже, в квартире А. П. Боголюбова.
Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883). Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. Среди них: И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов.
Н. Н. Ге. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. «И. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Она упоминается в поэме Москва-Петушки и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек». С полминуты я стоял и глядел на него, но тут он меня признал и тихо сказал: «Спасибо, что пришли, Боголюбов, а завтра, пожалуй и не застали бы». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно. Увы, портрет вышел сух и скучен». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности. Он первый понят ею дотла. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. В московском журнале «Свет и тени» говорилось: «Какого-то старческого селадона представил нам Репин вместо Тургенева». Перейдём к другой картине. Лунная ночь (1880 год)Лунный свет привлекал художника, который стремился поймать луну.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Идея создания Общества родилась на так называемых «Боголюбовских» вторниках, где с начала 1870-х годов в большой и высокой мастерской Алексея Петровича, стали собираться русские художники, как постоянно живущие за границей, так и молодые – пенсионеры от Академии художеств. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве. Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. М-м Виардо забраковала этот портрет и Репин вынужден был начать писать на новом холсте «Началось долгое старательное писание – мое и долгое терпеливое позирование Ивана Сергеевича – уже не увенчавшееся желанным успехом», – вспоминал позднее художник.
Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это абсолютное свое произведение, «останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время. В своих разговорах со Стасовым Тургенев признавался, что только с тех пор, как он увидел работы Харламова и свои руки на портрете Репина, он начал верить в русскую живопись. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Алексей Петрович, вынужденный по состоянию здоровья сменить суровый русский климат на более мягкий – французский, остро чувствуя свою разлуку с Россией, начнет писать автобиографические записки, которые назовет кратко и емко – «Записки моряка-художника». 3. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Описывая показанные на IX Передвижной выставке холсты Крамского, Маковского, Шишкина, Ярошенко и других художников, Стасов писал: «И вот, на этом золотом, сияющем фоне выставки вдруг появляется еще, как последний аккорд, как чудная заключительная нота, – портрет Мусоргского.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. – восклицал Репин.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Написав картину «Мужик с дурным глазом», Репин подхватил лихорадку. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Смерть сына стала ударом для Врубеля, вот таким образом он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный».
А. П. Никакого профессора не было, а вся история – гениальный флэшмоб. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. И всегда, был ли он за границей или жил в Москве вдали от композитора, ему вспоминался «Мусорянин», как называли Модеста Петровича Репин и Стасов: «Нас вечно восхищающий, здоровый, как лев, полный сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений».
Круг общения Тургенева с людьми искусства был весьма обширен. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В этот период над его портретами работают В. Г. Перов, К. Е. Маковский.
Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Газета «Русские ведомости» писала, что у Репина Тургенев «явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке.
На все он имел свой оригинальный взгляд. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык. Глаза были полузакрыты, как и рот.
Максимовскому. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. И. Маслов был в Москве для Тургенева даровая квартира, где его обожали, – вспоминал Репин.
Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, – не помогло. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Репин восхищался музыкой Мусоргского, композитор преклонялся перед кистью Репина.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Репин очень точно изобразил, характер И. С. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Тут и пришел на помощь Савицкий.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота. Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. «Я заснул бедным – встал богатым, вчера был неизвестным – сегодня стал модным, знаменитым был ничем – и сразу сделался академиком», – писал Антокольский в своей автобиографии.
Бог послал ему легкий конец – он умер на руках у друзей и учеников от аневризма аорты. Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю.
Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете».
Слишком мало времени мог уделить Антон Рубинштейн на сеансы, да и позировал Рубинштейн «скверно». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Третьяков»109.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Художник спешит к Чижову, захватив с собой альюом и кароандаши. Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына. Демон поверженный.
Невозможно было представить эти вторники без Ивана Сергеевича Тургенева. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Как и Боголюбов, многие месяцы и даже годы жизни Тургенев проводит за границей. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
«Абсолютно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Если посмотреть на даты смерти детей Крамского, это легенду легко опровергнуть. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Так как я жил недалеко, то Ив. Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. Первый портрет поступил в Третьяковскую галерею (где находится и ныне), второй же, не совсем законченный, остался у Репина.
Известный исследователь И. С. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» – писал художник. Толчком к его организации послужили события русско-турецкой войны. Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. Репин знал произведения Тургенева, читал и перечитывал каждый новый его роман и повесть.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Все эти реликвии я бережно собрал и препроводил в Радищевский музей, где стоит бюст Тургенева работы Антокольского в углу, носящем имя «Тургенева». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Он читан на всех ее языках, как Байрон, Шиллер.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Но как только их кресла были перемещены в другие места, все неприятности прекратились.
Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых. – Вы любите людей и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда, прощайте». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве, в 1879 году.
У него были драгоценные перлы искусства. Репин дважды подавал прошения об отставке. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории.
В 1874 году по заказу П. М. Третьякова портрет Тургенева пишет И. Е. Репин. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны. Впервые – после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики. Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. Зильберштейн ошибся. Это не самообольщение, так как я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики» – рассуждал художник. Эскиз картины «Это не картина, а реальная действительность» – восхищался Репин изображенной глубиной чувств. Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре.
Они высоко ценили талант друг друга. Общение с прежними друзьями было только заочным. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Отдала некоторые его книги.
Но происходит непридвиденное. Чудное чело его с раскинутыми волосами покоилось на высокой подушке. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Незнакомка вернулась в родную деревню, где вскоре скончалась. – сказал он тихо. Здесь работали молодые художники, стажирующиеся в Париже.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. «Зачем Вы это делаете.
Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души изящество мысли и добродушие в поступках. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму.
По-моему, строгим и глубоким критиком и знатоком искусства Тургенев никогда не был». Вместе с художником прощаемся мы с Тургеневым: «Прибыл я часа в три и Иван Сергеевич тот час же меня принял.
Конец XVIII века уже ознаменован интересом общества не только к представителям императорской фамилии, высшего духовенства и военной элиты, в это время появляются портреты деятелей культуры и науки – архитекторов (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769, ГРМ Н. А. Львова, 1780, ГРМ кисти Д. Г. Левицкого), артистов (портрет актера Ф. Г. Волкова. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Лосенко, 1763, ГРМ), писателей (портрет И. И. Дмитриева.
Несчастные владельцы утверждали, что картина высасывает из них все жизненные силы. После этого было опять минуты две молчания. 21 февраля 1871 года без обычной сложной процедуры (получения золотых, серебряных медалей, пенсионерства, как это было с Боголюбовым) Академия Художеств присвоила Антокольскому звание академика.
Современники ласково называли Тургенева «послом от русской интеллигенции» ибо «не было русского или русской сколько-нибудь прикосновенных к писательству, живописи или музыке, о которых так или иначе не хлопотал бы Тургенев». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Обеспокоенные родственники Бестужева добились, чтобы брак был аннулирован. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Он хорошо относился к Репину, давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Встречи с писателем для некоторых из них стали в прямом смысле «судьбоносными». Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин боялся, что портрет не получится.
Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. И если Тургенева называли «послом от русской интеллигенции», то Боголюбова смело можно было назвать «послом от русского искусства» ибо именно с его именем связана история создания в декабре 1877 г. «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» с целью оказания материальной помощи учащейся русской молодежи в Париже. 1. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Теперь ружье и ягдташ экспонируются в доме Тургенева в музее-усадьбе Спасское-Луговиново. В репинских письмах постоянно фигурируют тургеневские цитаты и образы.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Но чувство неприязни, возникшее еще при первом знакомстве в 1871 году в Петербурге и усиленное затем при последующих встречах – в Москве в 1872 году, когда Репин писал картину «Славянские композиторы» и в 1874 году в Париже, – осталось у Репина на всю его жизнь.
Седая борода, которая закрывает половину лица Тургенева, гласит о его уже немолодом возрасте. Так, уже будучи в Петербурге, в 1883 году, после торжественных похорон Ивана Сергеевича, на которых Репин присутствовал (похороны состоялись 27 сентября), он начал писать новый портрет знаменитого писателя и снова, в который уже раз, его постигла неудача. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Неоднократно пишет он об этом Поленову, просит уговорить Репина съездить в Неаполь. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Старшие сыновья: Николай (1863 – 1938) и Анатолий (1865 – 1941) пережили отца.
Лежал он на кушетке на балконе, покрытый пледом. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
А посему простым людям постоянно лицезреть ее довольно опасно. Стасов обещает написать об этом портрете и в газете «Голос» появляется его статья «Портрет Мусоргского». На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В. Д. Поленова. И, приехав в Россию, Чижов в письмах к Поленову в Париж не раз возвращался к этому вопросу. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». С 1882 года Тургенева начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. «Интересная голова, на льва похожа», – говорил художник. Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь». Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов.
Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. М. Бунакову. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Впервые картины Верещагина Тургенев увидел в Москве, на выставке «Общества любителей художеств» в 1876 году. Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца – голова. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
О расхождениях в оценке картины А. А. Иванова «Явление Спасителя народу» мы узнаем от самого Боголюбова: «общее положение Ивана Сергеевича об Иванове абсолютно ложно. Этот шаг был продиктован тем, что энергетическое поле иконы убивает персонал музея. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Здесь даже и не соблюдено сходство.
Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Рок, случай, фатальность. И все-таки от этого в минуту потери нелегче на душе». Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина. Репиным. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Гете, как Данте, как Шекспир и Диккенс. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Кроме того, в 1991 году из Всесоюзного государственного художественно-реставрационного центра имени И. Э. В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Тогда же Репин, по заказу Третьякова, написал портрет Антона Рубинштейна.
Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. «Уголок Тургенева» оставался в Радищевском музее до 1919 года, когда личные вещи писателя (стол, кресло, маска, слепок с левой руки, костюм доктора Оксфорда, охотничьи принадлежности, несколько портретов, рукописи, чернильница и перья, книги) были переданы историко-филологическому факультету Саратовского университета, а в 1930-е годы они перешли в музей Тургенева в Орле. Третьяков выполнил просьбу Репина. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Первой моделью художника была Анна Попова (жена Менделеева), а потом для картины позировала Елена Матвеева (жена Третьякова). 4. Остается прощаться с друзьями».
Так, узнав, что Репин пишет в Париже картину «Садко», Чижов, через Поленова, рекомендует Репину съездить в Неаполь, посмотреть и сделать этюды с самого большого аквариума в мире, так как это для Репина «клад» и предлагает Репину для поездки деньги, обещает художнику великолепный прием в Неаполе, так как директором этого аквариума является приятель Чижова. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. И не случайно поленовские пейзажи «Заросший пруд», «Московский дворик», «Бабушкин сад» нам так напоминают «тургеневскую лирику», выплеснутую на холст. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Ф. И. Шубин, 1793, ГРМ). В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Даже Стасов вынужден был отметить, что между многими портретами, написанными Репиным, «неудачен только один именно – портрет Тургенева». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
«Первый сеанс был так удачен, – говорил Репин, – что И. С. торжествовал мой успех».