В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Каждый персонаж переживает что-то своё. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Художник. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Эти увлечения разные. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Публике картина понравилась.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Протодиакон не плох и не хорош – он просто есть: и художническая завороженность фактурой здесь оборачивается чем-то напоминающим уже душевное сродство. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. О чем эта история. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Такой картиной Перова является и Рыболов картина размером (91 х 68 см). Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Чтобы не тревожить публику обманчивыми надеждами увидеть совокупные произведения гг.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Вскоре на картину началась настоящая охота. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Первый факт.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Автор «неоднозначной» картины «Рыбная ловля», вызвавшей в начале XX века настоящий скандал. Впрочем, так ли. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. В понедельник до двух часов дня входных билетов продано более 400. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Для рыбалки он выбрал довольно странный и непрактичный наряд. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Ведь об освобождении узников родных оповещали. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Руководство Третьяковки, увидев картину, написало в министерство культуры претензию о том, что такой шедевр должен выставляться в столице. ». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Баталист.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Репин никуда не делся.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Различные по характеру и происхождению люди населяют картины Перова. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В первые дни выставки посетителей насчитывалось ежедневно около сорока когда заговорили о «Рыбной ловле» посетители начали считаться сотнями 2-го марта их было более 1000.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Возвращается в Россию летом 1876 года. 5 факт. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Она была закончена только в 1891 году.
Если это так, то право, странная публика. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки.
Бунина Бунин Наркиз Николаевич Русский художник. Репин встречал их по средам. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Большое внимание художник уделяет пейзажу, роль которого здесь также несколько иная. Герои картин о «тихих страстях» вызывают чаще всего улыбку, полную юмора или доброй иронии.
Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Не менее ценно и другое объединяющее эти полотна чувство – ощущение единения с природой. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Пятый факт. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. 1 факт. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Старик, в сдвинутой на затылок шляпе, замерев, не сводит глаз с поплавка, не замечая ничего вокруг. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Репин был очень дружен с Мамонтовым. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. и Любошица, – будет повешен у входа аншлаг о снятии «Рыбной ловли». В 1948 году директор Иркутского художественного музея привёз «Нищую» на выставку в Третьяковскую галерею. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Одна из главных вещей, которые написал на эту тему Василий Перов – «Рыболов» (1871), который был представлен в том числе и на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Своим живописным мастерством Перов подчеркивает непреходящее значение этих понятий. 2 факт. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.