Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. На картине изображён момент, когда в комнату неожиданно для присутствующих заходит мужчина — возвратившийся из далёких краёв политический ссыльный. Когда эта работа была закончена, Павлу Третьякову всё же удалось заполучить картину в свою коллекцию, хотя для этого ему пришлось увеличить цену с 5 тысяч до 7 тысяч рублей16. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219.
Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием. На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17.
Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых.
Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление.
Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом. А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ». Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи».
В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
У берега в воде плещутся обнаженные женщины самого разного возраста, одни блаженно нежатся в теплых струях, другие деловито моются. В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина и ВарварыДмитриевныСтасовой, мать— с ЕвгенииДмитриевныШевцовой, тёщи художника, мальчик— с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем — известного биохимика, профессора и академика), девочка— с Веры Репиной, дочери художника, а горничная— с прислуги Репиных51213. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего».
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Но чуть поодаль в центре полотна изображены четыре оторопевших монаха в лодке, которую принесло к купальщицам коварное течение. Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников.
Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Эту светлую и бескорыстную любовь к искусству в свое время тонко подметил выдающийся философ, один из родоначальников русского космизма Николай Фёдоров.
Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. На ближнем плане картины кипит жизнь. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане.
В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море».
И что это вы там делаете, позвольте спросить. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4. Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович.