Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Приходил каждое утро на пристань и ставил два мольберта. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. А пожилой пастырь улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. » Поражает не столько сам сюжет, сколько переданное мастером изумление и эмоции на лицах участников встречи. Воронежский художник Лев Соловьёв (на фото) известен мало. На ближнем плане картины кипит жизнь. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. В единым порыве они простирают к вождям руки, отягощённые плодами их труда: колосьями, шурупами, чертежами на ватмане, пробирками, футбольными мячами, виноградными кистями и кусками каменного угля.
В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Судя по скудным биографическим сведениям, это был человек философского склада, скромный и трудолюбивый, писал пейзажи, бытовые сцены из жизни ремесленников. Шутка Мастера удалась. Репин всю жизнь рисовал прибытие парохода.
На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море».
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил.
Впрочем, есть в этом мире вещи, которые действительно лучше не видеть. Картина Репина «Приплыли» – из них. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Они стоят на вершине мраморной лестницы, а по ступенькам расположились советские граждане всех видов: рабочие, колхозники, учёные, спортсмены, лётчики, моряки, старики, юноши и девушки, дети. Это некий апофеоз Сталина и его соратников. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию.
Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась) Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас.