Картина Репина несет в себе черты демократизма, которые отстаивали передвижники. Напомним, 25 мая 37-летний житель города Воронеж Игорь Подпорин нанес металлическим столбиком ограждения несколько ударов по картине Репина. Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.
«картина Репина «Не ждали»» — это выражение давно стало мемом. Оценивать картины Репина не буду, так как я не специалист. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. Картина И. Репин Не ждали была написана художником в 1884 году, в этом же году работа экспонировалась на выставке передвижников, правда в течении следующих четырех лет он ее дорабатывал, корректирую лица главных персонажей, добиваясь более реального психологического действия картины.
«картина Репина Не ждали» — это выражение давно стало мемом. Русская действительность, ее «поэтическая правда», как писал Илья Репин в письме к Поленову, увлекла этого великого живописца настолько властно, что сегодня по его картинам мы можем изучать российскую историю. Картина насыщенна характерным психологизмом, перед зрителем предстает типичная тем временам интеллигентная семья живущая в смутное револиционное время, каждое лицо Репин передал в действии, подчеркивая пластику и определенную позу каждой фигуры. Картина Репина несет в себе черты демократизма, которые отстаивали передвижники.
Картина «Не ждали» относится к так называемой «народовольческой серии» Репина, в которую, кроме неё, включают картины «Арест пропагандиста» (1880—1889, 1892, ГТГ), «Перед исповедью» (или «Отказ от исповеди», 1879—1885, ГТГ), «Сходка» (1883, ГТГ) и другие67. Русская действительность, ее «поэтическая правда», как писал Илья Репин в письме к Поленову, увлекла этого великого живописца настолько властно, что сегодня по его картинам мы можем изучать российскую историю. Тем не менее вторую картину Не ждали Репин считал главным произведением данной тематики.
«бурлаки на Волге» — всемирно известная картина Репина, которую Достоевский назвал «торжеством правды в искусстве». Благодаря таким картинам как Не ждали, Арест пропогандиста, Отказ от исповеди, Репин заслуженно считается великим художником жанристом. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли». Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники. Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 — 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными.
Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер. На картине «Не ждали» Илья Репин изобразил момент встречи революционера, вернувшегося из ссылки и его семьи, которая отмечалась видеть его живым. Многие картины Репина известны нам со школы. Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова.
Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина.
«Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России.
Среди его учеников, . О чем эта история. Среди его учеников, .
Асимметричное, «случайное» в своей моментальности расположение людей и предметов оказывается уложенным в строгое линейное построение, в линейный костяк, конструкцию композиции. ». Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16.
Вместе с тем он оставил фигуры, способствующие сохранению действенности сцены. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Среди его учеников, . Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . Он нарочито срезает краями картины стул справа и кресло слева. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего.
Среди его учеников, . Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. и увеличил размеры картины, придав ей монументальность. Перед нами изображение типической интеллигентской семьи в обычной ее обстановке.
Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Среди его учеников, . Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Какая скорбь и безысходность царили тогда в доме.
Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина. Большая картина, вероятно, также была начата в Мартышкине в какой-то мере с натуры. Художник начал писать ее в 1884 году, а закончил четырьмя годами позже. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Картина Репина в этом смысле – шедевр психологизма.
в 1884 году начинает другой вариант, которому предстояло стать основным. замечательно сумел сочетать в картине важное со второстепенным, значительное с теми мелочами, которые сообщают сцене жизненность, жанровую убедительность, которые в возвышенность общей трактовки события вносят лирическую теплоту. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Картина имеет два варианта.
Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Среди его учеников, .
По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему. 1880–1889, 1892 — Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста». 1887 — Развелся с женой. 1899 — Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты» и съехался с Наталией Нордман — суфражисткой, писательницей (псевдоним — Северова). 1907–1911 — Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года». 1930 — Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь — в России). Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Тут и пришел на помощь Савицкий. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". 1844 — Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине. 1864–1871 — Учился в Академии художеств в Петербурге. 1870–1873 — Писал картину «Бурлаки на Волге». 1872 — Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. На картине Христос подошел к усопшей, взял ее за руку.
Среди его учеников, . На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена — прямо под советской. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Бывший арестант. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Как и в «Крестном ходе в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Но здесь оно носит характер действия. Оправдание и благословение революционера получает тем более общественное и общезначимое звучание.
Среди его учеников, . Композиция картины легко делится на две части. Эта проблема оправдания революционера семьей была, в сущности, проблемой оправдания и благословения революционного подвига, которое Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Сохранилась только фигура за роялем, но изменились ее облик и поза.
С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Картина «Не ждали» – выдающееся полотно Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. Дипломной работой Репина стала картина на Евангельский сюжет: «Воскрешение дочери Иаира». Художник начал писать ее в 1884 году, а закончил четырьмя годами позже.
Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». давал в картине в единственно возможной в условиях цензуры форме. строит композицию, как схваченную на лету сцену.
Была и еще, по свидетельству Стасова, фигура «какого-то старика». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17. Ряд его полотен посвящен российскому революционному движению. Обличительный пафос предполагался в первом замысле картины: процессия должна была двигаться параллельно променаду нарядных дачников, но от такого лобового хода Репина отговорил его друг – пейзажист Федор Васильев.
Ряд его полотен посвящен российскому революционному движению. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Героическая революционная тематика в картине «Не ждали» выступила в привычной форме жанровой картины современной жизни.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В центре изображения – тревога и напряжение, сгустившиеся в сумрачной комнате. Среди его учеников, . Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Во мрак погружены другие обитатели дома, на исходе полная боли и горя ночь.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219.
фото). Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Во мрак погружены другие обитатели дома, на исходе полная боли и горя ночь. Ведь об освобождении узников родных оповещали. по красоте и мастерству ее живописного решения.
Но если в описании еще можно усмотреть оценку и даже некую антиклерикальную ноту, то в портрете – одно лишь любование витальностью. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Навстречу пришельцу встала с кресла пожилая женщина, наверное, его мать. Среди его учеников, . Пришельца, действительно, не ждали.
дает в картине «Не ждали» психологическое решение революционной темы. На картине Христос подошел к усопшей, взял ее за руку. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Все эти изменения придали картине иное звучание, сообщили ее сюжету более богатое и значительное содержание.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Еще мгновение – и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех, поцелуи и восклицания. Среди его учеников, .
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Комнаты этой дачи и изображены в картине. Ее глаза блестят изумлением и радостью. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". фото). В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репин никуда не делся.
Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Среди его учеников, . Величайшим душевным накалом отмечено это полотно молодого художника (см. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4.
Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. В картине «Не ждали» Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. 1. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой).
Такая асимметричность композиции, как и в «Аресте пропагандистаАрест пропагандиста. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Среди его учеников, . На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». В центре изображения – тревога и напряжение, сгустившиеся в сумрачной комнате. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
на революционные темы. Среди его учеников, . Дипломной работой Репина стала картина на Евангельский сюжет: «Воскрешение дочери Иаира».
Величайшим душевным накалом отмечено это полотно молодого художника (см. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Таков и холст «Не ждали». Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". преследовал задачи наилучшего развития и показа этого действия. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Он, как и в «Иване ГрозномИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом.
Еще мгновение – и произойдет чудо воскрешения. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Мы почти физически ощущаем, как жадно она всматривается в сына, как дрожит ее рука. Действия всех.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Как это бывало в целом ряде репинских картин, решение сюжета шло путем преодоления внешней характеристики, надуманности и «иллюстративности» и создания живой, выхваченной из жизни сцены.
Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. Картина была такого же небольшого размера, как и «Арест пропагандистаАрест пропагандиста. Так, на стене над роялем недаром изображаются портреты Шевченко и Некрасова, столь обычные в этой обстановке, а между ними гравюра с популярной тогда картины Штейбена «Голгофа». Какая скорбь и безысходность царили тогда в доме.
Обращает на себя внимание и то, что все персонажи правой части, то есть семья вернувшегося, даются на замкнутом фоне стен, в то время как все персонажи левой части и в том числе вернувшийся, даны в свободном пространстве, залитом светом, льющимся из балконной двери и из двери в глубине. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м. Летучесть взглядов и гримас не подытожена в этих лицах, как бы захваченных внезапной жизнью. Это диктовалось самим смыслом сюжета неожиданного возвращения.
1879 – 1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Впрочем, так ли.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Особенно динамичны фигуры вернувшегося и матери. непосредственно на самом холсте.
Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). 1.
Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Но одновременно монументальность картины, ее «историчность» требовали картинной построенности композиции. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. на даче в Мартышкине, под Петербургом. Среди его учеников, .
Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Еще мгновение – и произойдет чудо воскрешения.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Каждый персонаж переживает что-то своё. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
В дверях появились две женские фигуры. Среди его учеников, . Таков и холст «Не ждали». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
компонует и пишет ее, как бы имея перед глазами натурную сцену – метод, который он применил также в «Запорожцах». Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел.
Все застигнуты неожиданно их переживания еще смутны и неопределенны. Как и в «Отказе от исповедиОтказ от исповеди. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
1879Холст, масло, 204. 5 x 147. 7Государственная Третьяковская галерея». На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.