Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Судя по улыбке самого старшего из монахов, тот воспринял внезапнее событие более спокойно и, возможно, даже рад, что случай подарил им возможность полюбоваться «дочерьми Евы» в их первозданном виде.
Шутка Мастера удалась. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась) Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил.
На одном он влегкую разминаясь набрасывал какую-нибудь ерунду вроде бурлаков или крестного хода, а на втором тщательно выверяя каждый мазок создавал картину с Большой Буквы. Однако если рассматривать само полотно, то можно убедиться, что название «Приплыли» вполне ей подходит. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Это некий апофеоз Сталина и его соратников. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Репин всю жизнь рисовал прибытие парохода. Впрочем, есть в этом мире вещи, которые действительно лучше не видеть. Картина Репина «Приплыли» – из них. На ближнем плане картины кипит жизнь.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман.
Приходил каждое утро на пристань и ставил два мольберта. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях.
Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Была ли написана картина на заказ или явилась результатом вдохновения – неизвестно. В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей. Художник Лев Григорьевич Соловьёв творил приблизительно в одно время с Репиным. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане.
В 70-х годах позапрошлого столетия он создал полотно «Монахи. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Не туда заехали». Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море».
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.