Кроме того, попытки подсчитать количество картин Репина «Приплыли» в частных и музейных коллекциях, несмотря на полный провал, породило науку бухгалтерию и бухгалтеров, которые, по примеру Репина, все деньги считают принадлежащими некоему «Итого». Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли». Под понятием "картина Репина "Приплыли" в повседневном обиходе подразумевают, мол попали в неловкое положение, конфуз или анекдотическая ситуация.
На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил.
А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых. Такое ощущение, что мальчишки намекают: мол, чего это вы, мил человек, так заинтересовались, а. А тоже всё небось монаха из себя строите. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Сегодня под утро мне с удивительной отчётливостью представилась во сне фреска на перроне львовского вокзала. И что это вы там делаете, позвольте спросить. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего».
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась) Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей. Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман.
Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. А в начале 1890-х годов открыл Частные рисовальные классы, которые позже выросли в целую школу, причём уроки в ней велись абсолютно бесплатно. Приходил каждое утро на пристань и ставил два мольберта. Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей.
Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Впрочем, есть в этом мире вещи, которые действительно лучше не видеть. Картина Репина «Приплыли» – из них. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Шутка Мастера удалась. Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Репин всю жизнь рисовал прибытие парохода.
Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. Это некий апофеоз Сталина и его соратников.
Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием.
Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». На ближнем плане картины кипит жизнь.