Необычное зрелище предстало перед современниками в картине Кочегар (1878), где впервые был изображен русский индустриальный рабочий. Сегодня копии картин, ставших знаменитыми благодаря своей социальной остроте, – «Кочегар», «Узник» и «Всюду жизнь», которую Лев Толстой назвал «Голуби», – собраны в одной из комнат дома. Изображая на своих картинах простых людей, живущих тяжелой и безрадостной жизнью, Ярошенко следовал реалистическим традициям передвижников – таковы его «Кочегар» и «Заключенный». Купить картину или постер "Кочегар", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего.
На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Наибольшую известность художнику принесла картина «Кочегар», где концентрировано и выразил художник свою творческую направленность. Начало работы Гаршина над «Художниками» непосредственно связано с появлением «Кочегара» Ярошенко, с впечатлением, произведенным картиной на писателя.
Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки.
Через год после появления ярошенковского «Кочегара» в «Отечественных записках» был напечатан рассказ Гаршина «Художники». И за лаконичными высказываниями всегда стоит множество подтекстов, дополнительных смыслов. Гаршин, Н. Михайловский. М. Б. Грекова, многие произведения которых отмечены чертами подлинного новаторства. Нынешний фильм – скорее притча, тогда как «Груз-200» – триллер. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). «Глухарь» — не выдумка Гаршина.
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. В успехе картины продюсер сомневается: это авторское кино, «оно не может нравиться всем».
Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Это большое искусство.
Общество, созданное для борьбы с Товариществом, «задумало удивить мир», но «грустная выставка, бедное Общество». Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. «Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные — только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений». Этот фильм глубокий, серьезный. Мне «повезло» в отрочестве зацепить этот романтический флер вседозволенности: солнцевские пацаны в подъезде, сосед – бывший афганец, выстрелы на лестничной клетке и на улице, причем не в самое темное время суток, лак для волос «Прелесть» вместо газового баллончика в школьном рюкзаке.
Тем же стремлением был движим и Ярошенко. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Сталкиваются две исповеди. Сельянов предполагает, что «Кочегара» посмотрит тысяч 100, в крайнем случае 150: «Это фильм для очень специальной, скажем так, продвинутой публики». Мучившая совесть мысль о долге была немаловажной в тогдашней поэзии, прозе, публицистике, но тогдашние читатели обнаруживали ее и там, где она не была ведущей, где ее вовсе не было, обнаруживали и ставили «во главу угла». Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10.
Мировоззрение Ярошенко формировали идеи Чернышевского и Добролюбова, его вдохновляла поэзия Некрасова. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. () В общем облике теремов сказалось влияние народной деревянной архитектуры, формы которой широко использовались в дворцовом строительстве этой эпохи. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени.
В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. «Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды и общечеловеческих идеалов далось нам только благодаря вековым страданиям народа» — определял общественное настроение Михайловский. Решив это про себя, я мерно заклевала носом. Стрепетовой» (1884).
Построенный в 1667-1668 гг. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). На обратном пути из Выборга, сидя в разбитой электричке, я размышляла над словами Сельянова и все думала, что сверхидею фильма я понимаю и Балабанов, конечно, хороший, сильный режиссер, но все-таки старомодный.
Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров.
Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Все началось с тостов: «В этой стране не быть бандитом просто западло» и «Давайте выпьем за возрождение души, за справедливость», а закончилось попыткой отобрать у меня телефон, выяснением, откуда у меня такая «жидовская» родинка на носу и тычками в меня и в моих детей. Картина — долг, который художник отдает народу. Перед нами человек не только мысли, но и дела.
Мысль о неоплатности долга в конце концов подвигает Рябинина отложить живопись, чтобы учительствовать в деревне (Дедов отправляется в заграничное путешествие). Усадьбу назвали Белой виллой. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Для Гаршина Христос, написанный Крамским, — «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, абсолютной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. Короленко, Вс. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками.
В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений».
Перед нами – арестантский вагон и в его окне за решеткой арестанты, кормящие крошками слетевшихся к вагону голубей. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. На одной из станций вошли трое с пивом.
К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Безусловно как антиопыт фильм удался. Ярошенко проводили лето именно здесь. Плодотворно трудились мастера искусства и в тылу. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом.
И так всегда. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Предсказуемость появляется сразу, но она очевидна, мне кажется, это смакование и пережевывание конкретного момента истории страны, это экстракт людской мерзости, настолько простой в приготовлении и настолько концентрированный, что сводит зубы.
Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).
Заканчивается, прямо скажем, все плохо, как, впрочем и у многих непосредственно мною наблюдавшихся активных «героев» 90-х. В глазах «Кочегара» Неведомский читал упрек: «Вот до чего вы довели, низвели меня. » (до степени придатка машины, объяснял критик) ему даже слышался из уст «Кочегара» перифраз Михайловского: «Господа. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству.
Повествование в рассказе ведется поочередно от лица двух художников — Дедова и Рябинина. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари — последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение. Гаршин вспоминает Пятую передвижную: «Семейный раздел» Максимова, «Получение пенсии» Владимира Маковского, «С квартиры на квартиру» Васнецова, «Чернолесье» Шишкина и «Украинскую ночь» Куинджи, портреты литераторов Григоровича и Потехина исполненные Крамским и Ге, «Сумерки» Ярошенко. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор».
В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Многие художники трудились в боевых соединениях Советской Армии. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени.
Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь». Рябинин — представитель «мужичьей полосы в искусстве» Дедов предпочитает «компоновать закаты, восходы, полдни, начала и концы дождя, зимы, весны и прочее».
Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Литератор Неведомский, после смерти художника подводя итог его деятельности, назвал «Кочегара» «самой лучшей и характерной из картин жаления» («жаление», объяснял он, нерв той эпохи: это и жалость и сострадание и любовь, от крестьянского «жалеть» — любить). В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир.
Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко. Весь вагон молчал. И хорошо, что употребляли тесной, безопасной компанией, а то мало ли. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице.
Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Он писал о «симпатиях и антипатиях, крепко осевших на дно человеческого сердца под впечатлением жизни и опыта», о живущей в художнике «страшной потребности рассказать другим то, что я думаю». Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. Потом говорит серьезнее: «Не каждый может рассказать сложную вещь простыми словами. С самого детства Николая готовили к военной карьере.
Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Уделите мне, человеку, вывариваемому в котле капитализма, милостыню вашего внимания». «А зачем продвинутой публике такой простой сюжет и такая простая, местами наивная история. » – спрашиваю я. Сельянов отшучивается: «Простота – сестра гениальности». От 17 столетия сохранилось значительное количество светских построек.
Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Особая роль принадлежит здесь деятельности военных художников Студии им. В числе поступлений последних лет— воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936г. Следы ее абсолютно затерялись в необозримых архивах военного ведомства. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку.
Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Отзвуки письма Крамского слышатся в монологе Рябинина, но образ, не дающий покоя герою рассказа, — не Христос, а рабочий-клепальщик, «глухарь». Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898).
Он рассказан просто, но он не простой». Едва ли не все личное применительно к Ярошенко известно нам как общественное и даже его семейная жизнь предстает перед нами лишь в ее общественной значимости. Это не помешало художнику почувствовать и передать значение фигуры рабочего в современной ему русской жизни.