Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли». Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно. И о том, что картина «Сыноубийца» не эскиз, как может показаться в начале, говорит почти стершаяся надпись «Илья Репин 1909 год».
Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы». Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию.
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Они жили в Пенатах в течение двух недель. «Пенаты» стали его малой родиной. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Мне минутами становилось страшно. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Первый факт. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В эту минуту в комнату вошел Христос. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку.
На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Не доносчик ли. Илья Ефимович Репин – самый влиятельный художник России на рубеже XIX – XX веков.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Так ли это – судить зрителям. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Общественность начала сбор пожертвований. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Запорожцы, возмущенные такой наглостью, ответили султану посланием, полным грубоватого юмора. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Пятый факт.
Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Много учился на написании портретов близких и друзей. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Берег Волги. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Каждый персонаж переживает что-то своё. Он идет прямо к матери.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Силу человеческого духа увидели в картине современники. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Она ушла из жизни в 1931 году55. И вот уже перед нами не царь, а отец. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. О картине появилось много статей в периодической печати.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Убийство свершилось. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Репин стал очевидцем казни народовольцев. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Смирение в его стекленеющих глазах, в противовес неистовости отца, подчеркивает всю жестокость действительности, погубившей молодую жизнь.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. М. Бунакову.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Л. Н. Толстого». Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Публике картина понравилась. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Так, моделью для войскового писаря стал историк Яворницкий, атамана Серко — генерал Драгомиров.
Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Мысль о создании картины на тему русской истории появилась у Репина во время посещения кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Репин никуда не делся. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Эта история получила название «бунт 14». Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Причем отношение к ним было достаточно враждебное.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Она была закончена только в 1891 году. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Общение с прежними друзьями было только заочным. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Третьяков»109. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Казалось, она спит.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью.
О чем эта история. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин считал сам эту картину красивой. Посетителям воронежского художника музея им.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Изумлением светятся широко раскрытые глаза сидящей за роялем жены, еще мгновение — и она узнает его. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки.
Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). После революции Репин больше ни разу не был в России.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Он оказал значительное влияние не только на живопись, но и всю русскую культуру. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Возвращается в Россию летом 1876 года.
На моих друзей она производила то же впечатление. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. За окном летний день.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Комната небогатой интеллигентной семьи. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Америка—Франция—Россия. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Источник назвали «Колодец Посейдона». Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности.
Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Этюд получился превосходный.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Стасов присылает ему все, что он просит. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели.
Все заняты. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Работал весь день, не замечая времени. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Когда художник уже приобрел участок, выяснилось, что земля в прибрежной зоне сильно заболочена. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Репин встречал их по средам. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Имя Репина стало широко известным.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.