Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В эту минуту в комнату вошел Христос. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Они словно противопоставлены друг другу.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Все гигантское рисовальное наследство Репина делится на две, весьма неравные в художественном отношении части: на рисунки, сделанные с натуры и на рисунки «от себя». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Тинторетто поставил себе целью жизни соединить в своем искусстве оба эти начала, начертав над входом в свою мастерскую знаменитое изречение: «Форма Микельанджело — краски Тициана». Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
М. Бунакову. Все действующие лица, за исключением Николая Рубинштейна, по необходимости писались с гравюр или с фотографий и тем самым для автора закрывалась возможность проявить самое драгоценное свойство своего дарования — чувство жизненной правды.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. -— И. Г. ), они много смеялись». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Первые неизменно хороши, вторые всегда слабы. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Большинство рисунков 80-х годов относятся к этой живописной репинской манере.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. «Крестный ход в Курской губернии». Он проводил штрих твердой рукой, почти не прибегая к его стиранию и даже к корректурам.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Это вы сами. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». — Да это превосходно. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
— сказал Крамской. 2 факт. 1 факт.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вот таким образом от первой мысли он сразу приступал к mise en sc. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Студенты интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. За Толстым следует вся его семья, а уж кстати и все посетители Ясной Поляны. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Убийство свершилось. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Так продолжалось доброе десятилетие. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Замечателен рисунок с Канина или со второго бурлака идущего рядом с Каниным и сильно нагнувшегося под тяжестью лямки. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Не доносчик ли.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12.
Оттого из небольшой картины «Не ждали», скомпонованной прямой на месте, в комнате мартышкинской дачи, выросла без всяких посредствующих звеньев знаменитая картина «Не ждали». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Прекрасным примером первого может служить известный рисунок остро-уховского собрания — «Мертвый Чижов».
Репин никуда не делся. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Она ушла из жизни в 1931 году55. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Но тот же «Васнецов» двумя годами позднее, в 1882 г., уже дает живописную смазанность, родившуюся, очевидно, в начале 1880-х годов. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья. Казалось, она спит. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Репин и их, конечно, трактовал в качестве исторически точных документов. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею.
«Как. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Репин блестяще владел акварелью, обращаясь с нею со свободой, абсолютно не известной русским художникам его времени, но не ограничивая задачи одними красочными пятнами. Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась«русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших её бед».
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Он и Вера уже семь лет женаты. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Очень характерна осторожность и скупость, с которой художник пользуется этим приемом вначале, в сентябре 1880 г., когда им исполнен в Качановке прекрасный рисунок «Казака со скрещенными руками». Репин забыл о конкурсе, об Академии. Репин считал сам эту картину красивой. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Так ли это – судить зрителям. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Каждый персонаж переживает что-то своё. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Пятый факт. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Рассмотрим "ближний круг". Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Написан портрет вдохновенно. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Он схватывал пропорции в каком-то зрительном абсолюте, притом без малейших усилий. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Одни художники пользуются первым типом, другие — вторым.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Часть их была впоследствии воспроизведена К. И. Чуковским в выпущенной под его редакцией известной книге Репина «Воспоминания» — «Бурлаки на Волге». В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Она уже совсем репинская, почти в стиле Репина 80-х годов. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Даже первые рисунки в Ширяеве, в числе их известный рисунок изображающий б бурлаков, тянущих баржу, бывший в собрании Остроухова (ныне в Третьяковской галерее) и помеченный 30 июня, слаб по рисунку: рука Репина была еще связана, не было должной свободы и легкости, появившейся только в августе и сентябре. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. К счастью, большинство их, притом лучшие, объединились в собрании И. И. Бродского. Альбомные наброски этого года почти все выдержаны в штриховой манере 70-х годов: «Виктор Васнецов в вагоне» и ряд других. Глаза ясные и добрые. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Портрет производит яркое и сильное впечатление. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Она была закончена только в 1891 году. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. За окном летний день.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Почти все они исполнены в штриховой манере, отдельные смазанности редки и случайны. В его глазах читается печаль, тоска. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Возвращается в Россию летом 1876 года. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Много учился на написании портретов близких и друзей.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Этюд получился превосходный.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
В 1868 г., уже после замечательных портретов Шевцовой, Панова, Хлобощина, превосходных рисунков с натурщика-юноши и отличной акварели «Юноша, наряженный в украинский 2а костюм», он делает от себя две акварели — «На балаганах» и «Купец Калашников», непонятно слабых во всех отношениях. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин встречал их по средам.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. 5 факт. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. ne своей картины, расставляя фигуры в задуманном пространстве. Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Третьяков»109. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Работал весь день, не замечая времени. Верность репинского глаза и репинской руки поистине феноменальна.
Почти вся толстовская серия как документально-деловая исполнена в штриховой манере, а в том же 1887 г., к которому относятся первые яснополянские рисунки, Репин создает такие шедевры рисовального искусства, как сцену «У Доминика», «Невский проспект» или «У гостинодворской часовни» исполненные в живописной манере. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Тут больше любви к делу, — пояснил он. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Ярко-красная рубаха, рыжие волосы революционера в совокупности с теплыми цветами правой части полотна контрастируют с льющимся из окна холодным светом и окружающим темным фоном. Какой простор.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Внимание художника тяготит их. Комната небогатой интеллигентной семьи. А свеча становилась ниже и тени менялись. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Все заняты. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Замысел произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину довелось наблюдать красочную процессию сельского крестного хода, но окончательно оформился значительно позже, после поездки в Курскую губернию, в знаменитую Коренную Пустынь, славившуюся своими многолюдными и торжественными крестными ходами.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. К тому же и погода благоприятствовала работе. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Он идет прямо к матери. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Он владел, как никто и техникой сепии, чему примером может служить замечательный портрет мальчика в Третьяковской галерее, 1881 г. Любопытно, что одновременно с Репиным этого же мальчика писал и также сепией, В. И. Суриков, головка которого сейчас также находится в Третьяковской галерее.
Репин пользовался и тем и другим, в зависимости от того, какой из них ему подсказывала натура. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В его взгляде осуждение и тревога.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Труд — вот что определяет и украшает человека.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Л. Н. Толстого». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. Публике картина понравилась.
Первый факт. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Рисунок уверенный, лепка твердая. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Вся центральная часть написана самим Репиным.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Это лучше всех ваших академических работ. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Однако эта необычная работа прославленного художника-реалиста, написанная в состоянии романтической приподнятости, породила множество разнообразных толков.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. И вот уже перед нами не царь, а отец. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). Илья Ефимович Репин был ещё подающим большие надежды учеником Ивана Николаевича Крамского, когда его будущая жена уже позировала ему для картин, рисунков и этюдов. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Стасов присылает ему все, что он просит. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Но она, как считал мастер, «не задалась», получилась пошлой и безвкусной.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Это знаменитая голова боткинского собрания (ныне в Русском музее). Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Зная, очевидно, этот свой основной недостаток, Репин, приступая к своим большим картинам, после окончания Академии, никогда не работал над так называемыми «картонами», довольствуясь обычно небольшими набросками, являющимися в сущности «первой мыслью». Холодное спокойствие арестанта подчеркивает его несгибаемую волю. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
О чем эта история. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Вере Алексеевне Шевцовой, дочке преподавателя рисования и черчения Петергофской гранильной фабрики Шевцова Алексея Ивановича, было девять лет. Позже, когда Верочке исполнилось 16 и она поступила в Мариинский институт, а Илья Репин уже написал своих «Бурлаков на Волге» в 1871 году, выставил их и картина имела значительный успех, они поженились. Илья Ефимович сразу же стал рисовать и писать всю семью Шевцовых. Одна из малоизвестных картин, но если взглянуть на неё в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Арест пропагандиста. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Берег Волги. Америка—Франция—Россия. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
.