Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Пятый факт. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Вегетарианцем стал и сам Репин. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Л. Н. Толстого». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Имя Репина стало широко известным. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Берег Волги. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Этюд получился превосходный. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. О чем эта история. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. О работе молодого Репина«Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Репин никуда не делся. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Репин встречал их по средам.
Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Мне минутами становилось страшно».
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Убийство свершилось. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Так ли это – судить зрителям. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. художественный музей им.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Третьяков»109.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Публике картина понравилась. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Работал весь день, не замечая времени. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. О картине появилось много статей в периодической печати.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Комната небогатой интеллигентной семьи. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Он идет прямо к матери.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. 5 факт. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Этот мужчина слыл в городе колдуном. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Возвращается в Россию летом 1876 года. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Не доносчик ли. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
М. Бунакову. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
В эту минуту в комнату вошел Христос. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Все заняты. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Она ушла из жизни в 1931 году55. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Она была закончена только в 1891 году. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». я работал завороженный.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. И вот уже перед нами не царь, а отец. 2 факт. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Репин никуда не делся. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Америка—Франция—Россия.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. За окном летний день. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. 1 факт.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Стасов присылает ему все, что он просит.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Первый факт.
После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Общение с прежними друзьями было только заочным. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Казалось, она спит.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Каждый персонаж переживает что-то своё. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Репин считал сам эту картину красивой.