Главный позитив вандализм39а — все теперь в курсе, что картина Репин39а называется "Иван Грозный и сын его Иван", а не "Иван Грозный убивает своего сына". Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван». Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» или «Иван Грозный убивает своего сына» вызывает необъяснимое беспокойство и панический страх у многих зрителей.
В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Репин считал сам эту картину красивой. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Картина была общими силами реанимирована. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Каждый персонаж переживает что-то своё. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Репин дважды подавал прошения об отставке. Не доносчик ли. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Трудно и понять, какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Америка—Франция—Россия. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репин встречал их по средам.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Третьяков»109. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. Она была закончена только в 1891 году. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. Стасов присылает ему все, что он просит.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Моделями для головы Царевича были писатель В. М. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Казалось, она спит. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
Берег Волги. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Л. Н. Толстого».
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Репин стал очевидцем казни народовольцев.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Менк. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Вегетарианцем стал и сам Репин. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Создавая свои исторические картины, Репин стремился к достоверности, вот таким образом старался точно передать все детали: одежду, предметы быта.
А эта его картина просто отвратительна. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. И к чему тут Иван Грозный. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. С первого раза Илье не удалось попасть в академию и он стал учиться в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников, где познакомился с преподававшим там молодым живописцем И. Н. Крамским. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Пятый факт. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива". Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Мне минутами становилось страшно. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Комната небогатой интеллигентной семьи. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Посетителям воронежского художника музея им. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского.
Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Репин никуда не делся. Все заняты.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Первый факт.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Убийство свершилось. Слабеющей рукой царевич касается плеча Ивана Грозного, пытаясь этим жестом успокоить его и показать, что прощает. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В эту минуту в комнату вошел Христос. За окном летний день. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Сначала картина Репина, полностью законченная в 1885 году, была показана в мастерской друзьям художника: Крамскому, Шишкину, Брюллову. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
М. Бунакову. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Среди современников Илья Ефимович искал лица, похожие, по его представлению, на Грозного. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Работал весь день, не замечая времени. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Этюд получился превосходный.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Премьера состоялась и как водится посыпались отзывы.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Он идет прямо к матери.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Много учился на написании портретов близких и друзей. Возможно, желание написать подобное произведение появилось, когда художник увидел на Неве нарядных веселых барышень, собравшихся покататься в лодке и одетых в лохмотья утомленных бурлаков, приподнявших грязный канат, чтобы проходившие девушки не испачкали светлые платья. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
На моих друзей она производила то же впечатление. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Так ли это – судить зрителям. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Возвращается в Россию летом 1876 года. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Мясоедов, композитор П. И.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Гаршин и художник В. К. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
После чего из Куоколлы был вызван Репин. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Для царяИвана Грозного Илье Ефимовичу позировали: художник Г. Г. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. О чем эта история.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Эта история получила название «бунт 14». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия.
Также Репин добавил и жанровости: на втором плане художник вводит третьего персонажа – женщину, заставшую страшную сцену. Публике картина понравилась. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Бларамберг, чернорабочий с Литовского рынка.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Официальные круги посчитали ее откровенным вызовом российской монархии и сняли с экспозиции. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.