Впервые мысль написать горестный эпизод из жизни Ивана IV Грозного пришла Репину в 1882 году после концерта Римского-Корсакова на Московской выставке. В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина. Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван».
Адрес -календарь со Штатом Российской империи за 1805—1810 года содержит информацию о Репине Иване, правителе Константиновской крепости на острове Нученке Американского поселения Аляски. Репин Иван записан как подполковник Воронежского Гусарского Легко-Конного полка сверх комплекта. Репин Иван Иванович, генерал-лейтенант, проживает в доме Назимова по Фонтанке 426 в 4 Адмиралтейской части 5 квартал.
2. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. В сентябре того же года он был отстранен от службы, а в ноябре, с пожалованием в генерал-майоры, был вновь принят по армии.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих «Пенатах», он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Уже в возрасте тринадцати лет он занялся живописью. поселилась в Москве, где и жила до смерти.
Алая кровь, текущая из раны на виске царевича красные, похожие на кровь тени в складках его кафтана темно-красная лужа крови на красном ковре — все это создает напряженность колорита, находящегося в гармонии с изображенной на картине трагедией. Впоследствии терроризм приобрел универсальное значение и используется для обозначения мотивированного насилия с политическими целями., жертвой которого стал император Александр II, заставили художника все чаще задумываться над темой революции. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). Первый факт. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
За эти отличия Репин был награжден орденом св. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции. Однако не только у него эта картина вызвала неподдельные эмоции.
при Высочайшем рескрипте и был сделан Шефом Бакинского гарнизонного полка. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. Кусок новой репинской живописи заплатой лег на старую картину.
Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина.
В руках прислуги были зажженные фитили. Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В центре образов Ильи Репина — борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Открывается персональная выставка произведений художника. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Пятый факт.
19 мая 1799 года Репин был назначен командиром Ольвиопольского гусарского полка и уже 29 октября был произведён в генерал-лейтенанты, а 4 марта 1800 года снова был отставлен от службы с производством в полные генералы, с ношением мундира и пенсионом полного жалования но в июле месяце того же года, по Высочайшему указу, вновь был принят на службу в чине генерала от кавалерии и послан на Дон для ревизии атаманских дел и Войсковой Канцелярии сверх того, ему было поручено наблюдение за ходом и ускорение окончания возникшего тогда дела Грузиновых (Евграфа и Петра), обвинявшихся с товарищами в государственном преступлении для этой же цели вместе с ним был послан генерал Кожин. Третьяков»109. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
В 1922-1925 И. Е. «Бурлаки на Волге» (1870-73, там же) тоже были написаны как академический заказ. Но Репин и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осужденными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на предшествовавший указ— от 21 августа 1800 года, — в котором было повелено «Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом».
Наталья Нордман была одержима разными идеями. Публике картина понравилась. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Посетителям воронежского художника музея им. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Позднее некоторые из них легли в основу одного из самых важных в творчестве мастера полотен – «Бурлаки на Волге». Общение с прежними друзьями было только заочным. Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Также Репин добавил и жанровости: на втором плане художник вводит третьего персонажа – женщину, заставшую страшную сцену.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. 13 октября 1800г. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Репин дважды подавал прошения об отставке. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Здоровье шло на убыль. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Среди них были футуристы и приверженцы авангарда. В 1917 году Илья Репин написал новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма» (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Иван Грозный у И. Репина страшен.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. Л. Н. Толстого». Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. М. Бунакову. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна».
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. И. Грабарь насухо стер положенные И. Репиным краски (художник к тому времени уже уехал) и «заправил», как выражаются специалисты, потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком. Через несколько месяцев И. Е. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Стар. " 1897 г., кн. Илье Ефимовичу даже приписывают такие слова: «Иван Михайлович был поистине невероятным художником и занимал место в одном ряду с Гольбейном». Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных.
В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Вегетарианцем стал и сам Репин. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.
Но Р. и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осужденными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на предшествовавший указ — от 21-го августа 1800 года, — в котором было повелено "Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о Государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом". Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) профессора. В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др. ) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США — преподавателей колледжей. Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Приходили к нему, позировали для портретов и знатные дамы: Жена, занятая детьми, не могла исполнять еще и обязанности хозяйки салона. Восстановить живопись должен был сам И. Е. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Его решение по своей смелости было просто дерзким.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Давал также частные уроки В. А. Серову. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Она ушла из жизни в 1931 году55. Четвёртый удар ему помешал сделать служитель музей. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Орудие Балашов достал из сапога. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Она была закончена только в 1891 году. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Репин, специально для этого приехавший из Куоккалы. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами. Наконец, 16 февраля 1816 года ему повелено было присутствовать в Правительствующем сенате, во 2-м департаменте, а в июле того же года было особо Высочайше повелено «казённых денщиков оставить при нём» 6 сентября 1817 года Репину повелено было присутствовать в Межевом департаменте Сената. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Зрителей впечатляет и яркая выразительность натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») — психологической пластикой персонажей и «говорящих» деталей. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Критики хорошо отозвались о проделанной работе. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. Из детских воспоминаний" (1888, 5), "Из воспоминаний" (1889, 5), "Из письма к издателю" (1889, 12) "Из воспоминаний о Гоголе" (1890, 10), "Воспоминание о бомбардировании Одессы в 1854 г. " (1891, 11), "Из автобиографических записок" (1897, 7) Переписка с Шевченко—"Киевск.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Сведения об этих зверствах дошли до Павла I и вызвали его возмущение. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.
На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Первый замысел картины относится к 1878 году. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Осовременивая мотивы отечественной истории, Илья Репин превращал картины в мощные сгустки чувств и эмоций — гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре», 1879, там же), насилия и страха («Иван Грозный и сын его Иван», 1885, там же), сокрушительного, победного веселья («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91, Русский музей). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. После реформы Академии он становится ее профессором. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Рисовал Репин и своих горячо любимых детей.
Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком., — производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера», но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом. С 1870 года Репин отправляется на пароходе вниз по реке Волга. Официальный статус с 16 века (впервые в Оксфордском университете). в Преображенский полк, он в 1770 г. принял участие в военных действиях в Архипелаге, в течение 1772 года был в двух сражениях: в июле месяце — на острове Негропонте, а в ноябре — на острове Митилене.
Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону историка искусств и музыкального критика Владимира Васильевича Стасова, то «Мира искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В 1830 году Репин был уволен в отпуск до излечения болезни.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Репин мечтал вернуться на родину. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор., — эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, — от иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России».
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. — «Крестный ход в Курской губернии» (1880-83, там же). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. Время, отведенное для этого путешествия, художник использует с пользой для творчества. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Владимира 4-ой степени. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
За особые заслуги по этой деятельности Репин в 1810 году получил орден св. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков».
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Преодолевать во имя творчества саму судьбу.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Они призывали «сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочую всяческую мертвечину».
Репин написал едва ли не лучшую из своих религиозных картин, «Голгофу» (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. И не только кровью своего сына, но и кровью жителей Новгорода и Пскова, Твери и Полоцка, кровью безвестных смердов и всем ведомых «изменников». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Поза сына похожа на фигуру Христа в полотне Эль Греко «Снятие с креста». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Репин встречал их по средам.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. в 1765 г. зачисленный в службу солдатом л. -гв. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Репин и Кожин были отданы под суд Правительствующего сената, причём Репина император исключил из службы «с отобранием патентов» (лишением чинов).
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Наконец, 16 февраля 1816 года ему повелено было присутствовать в Правительствующем сенате, во 2-м департаменте, а в июле того же года было особо Высочайше повелено «казённых денщиков оставить при нем» 6 сентября 1817 года Репину повелено было присутствовать в Межевом департаменте Сената. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В поездке копилка мастера пополняется многочисленными зарисовками и эскизами. не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной «соборности» мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в «никуда», в некий незримый, но явственно ощутимый тупик. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3.
— руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой среди его учеников — Борис Михайлович Кустодиев и Игорь Эммануилович Грабарь. Каждый персонаж переживает что-то своё. У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В 1785 году, 13-го февраля, он был отставлен от службы секунд-майором, а в мае следующего года, произведенный в надворные советники, был принят на службу по Водяной Коммуникации между Москвой и С. -Петербургом. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Уже в 1807 году Репин вновь был принять на службу генерал-лейтенантом по армии и откомандирован для командования и приготовления к походу 30-ти башкирских и 10-ти калмыцких команд, расположенных в нескольких внутренних губерниях но, по заключении с Франциею мира, войска эти были распущены, а Репин получил Высочайшую благодарность. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко».
Этот тиран, деспот, убийца, одной ногой уже стоящий в могиле, весь испачкан кровью. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. «Вся Русь» как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. А они, к сожалению, не всегда понимали его. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Мне минутами становилось страшно». Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Мальчик рано начал увлекаться искусством.
«Тургенев»Кисть Ильи Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. 1866) все остальные ее заметки-воспоминания напечатаны в журнале ("Русский Архив": "Из воспоминаний о прошлом" (1870, 8—9), "Письмо к издателю" (1872, 10), "Генеалогическое подтверждение о князьях Репниных" (1877, 7), "К биографии Шевченко" (1887, 6), "Письмо к издателю" (1887, 9), "Встреча с Императором Александром Павловичем. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Странная картина «Какой простор. » (1903, Русский музей) — с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, — удивляет своим загадочным аллегоризмом. Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Пятый факт.
Стоит заметить, что его создание осуществлялось на заказ самого князя В. Александровича. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Америка—Франция—Россия. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Илья Ефимович подозревал, что безумца подговорили совершить злодеяние художники так называемого «нового искусства». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. («Далекое близкое»), неоднократно затем переиздававшийся.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. 27-го сентября были казнены остальные товарищи Грузинова: войсковой старшина Иван Афанасьевич Апонасов и три казака им были отрублены головы. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения.
для меня еще не умерли идеалыИдеал (французское ideal) — образец, нечто абсолютное, высшая цель стремлений. Лето 1882 года Илья Репин провел на даче в Хотьково под Москвой, где были написаны не только этюды к Крестному ходу, но и знаменитые портреты Стрепетовой и Т. Мамонтовой. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Но Репин и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осужденными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на предшествовавший указ — от 21 августа 1800 года, — в котором было повелено «Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом». В письмах к Стасову, Крамскому, Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело, колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекается портретами Веласкеса, Рембрандта. Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Отцовская любовь, ужас, горе, раскаяние, буря чувств, охвативших его после приступа безудержной ярости, — все эти сложнейшие переживания Ивана IV переданы И. Репиным с непревзойденной экспрессией.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. Вскоре после окончания работы у художника начала сохнуть правая рука. — сенатор дворянин по происхождению, он родился в начале 1750-х гг. По возвращении с места военных действий, Репин отправился в г. Пензу для свидания с родными и здесь, во время поднявшегося Пугачевского бунта, был выбран дворянством на службу, в силу манифеста, дававшего такое право желающим офицерам, находившимся в отпуску или в отставке за это Р. 29-го октября 1774 года был произведен из сержантов гвардии в капитаны армии и определен в Черниговский пехотный полк.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Возвращается в Россию летом 1876 года. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Но Репин создал на базе многочисленных натурных этюдовЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное) исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад («Прием волостных старшин Александром III», 1885, там же несколько портретов Николая II, 1890-е годы). Сам Репин никогда не верил, что Балашов является психопатом – одиночкой. Растущий социальный разлад, волна антимонархического террораТерроризм (террор) (от французского terreur — страх, ужас) — термин вошел в употребление в конце 18 века для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
порождение и понимание текстов. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). В 1813 году, после продолжительного отпуска, Репин был отправлен в Могилевскую губернию для скорейшего исследования и приведения в ясность беспорядков, произведенных в Белоруссии Малороссийским Ополчением под командою графов Гудовичей. На самом авторское повторение художник написал в 1909 году по заказу банкира Павла Рябушинского. Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. В 1823 году княжна была назначена фрейлиной, в 1850-х гг. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Анны 1-й степени при Высочайшем рескрипте и 25 октября был сделан шефом только что сформированного Бакинского гарнизонного полка, в каковой должности пребывал до 17 января 1811 года. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. идеалистов», — свидетельствует сам мастер (в письме украинскому живописцу Николаю Ивановичу Мурашко, 1880) и добавляет: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холстХолст в изобразительном искусстве — ткань, на которой пишут картины. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Битье началось при восходе солнца и продолжалось до 2 часов пополудни. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
За особые заслуги по этой деятельности Р. в 1810 году получил орден Анны -ой степ. Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Но Репин и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осуждёнными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на Указ Правительствующего сената от 21 августа 1800 года, в котором было повелено «Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом».
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
«Я человек 60-х годов, . В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Однако сил оставалось все меньше. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Был профессоромПрофессор (от латинского professor — преподаватель) — ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. 22 июля 1808 года он был назначен комендантом в город Баку (из «Кавказского календаря на1889г» (Тифлис, 1888)в чине генерала от кавалерии)и, сверх того, ему поручено было управление Бакинской, Дербентской и Кубинской провинциями, а также ведение политических сношений с соседними ханствами. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную» или трансцендентную, красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 все — Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью.
Репин неоднократно называл Бунакова самым лучшим из чугуевских мастеров. Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Одним из лучших считается Отдых. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». В 1807 году Репин вновь был принять на службу генерал-лейтенантом по армии (со старшинством с 6 июля 1806 года) и откомандирован для приготовления к походу тридцати башкирских и десяти калмыцких команд, расположенных в нескольких внутренних губерниях но, по заключении с Францией Тильзитского мира, войска эти были распущены, а Репин получил Высочайшую благодарность.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо Климента Ефремовича Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя подарил в советские музеи свои картины, поддерживал связи с учениками и друзьями (такими, как Исаак Израилевич Бродский и Корней Иванович Чуковский). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В цветовом построении картины И. Репина преобладает интенсивный красный цвет. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Кроме того, приведение приговора в исполнение совпало с днём тезоименитства Великой княгини Елизаветы Алексеевны, супруги наследника престола (то есть с одним из государственных праздников, в который все приговоренные к телесным наказаниям и казни традиционно получали помилование, чего Репин и Кожин не могли не знать). Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Дочь бывшего малороссийского генерал-губернатора князя Николая Григорьевича Репнина (Волконского) и княгини Варвары Алексеевны, урожденной графини Разумовской, она детство свое провела в Полтаве, где архимандрит Сильвестр преподавал ей Закон Божий, К. И. Левицкий—русский язык, M-lle Вильдермет — историю, географию и арифметику, Аккерман—немецкий язык, Гауптман—музыку, Д. А. Шпицмейстер—рисование и танцы.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Уже религиозные картины исполненные по академическим программам («Иов и его друзья», 1869 «Воскрешение дочери Иаира», 1871 обе — Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа — уроки старых мастеров, рисунок, цветЦвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Портрет Ивана СеченоваРеализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в «Государственном Совете») и модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.