Был он человеком твердых убеждений. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Репин согласился всего за полторы тысячи, на том и порешили.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. И именно на Волге к нему пришла идею будущей картины «Бурлаки на Волге». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Там он начал заниматься этюдами и небольшими набросками. Первое — это убийство царя Александра II от взрыва бомбы, второе — посещение в том же году Репиным концерта Римского-Корсакова, где он впечатлился музыкой симфонической сюиты «Антар» и захотел передать это настроение на холсте. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Он испытал силу Ивана Радова лично на себе, причем два раза. Молва о таланте дошла до Москвы, где владелец гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков заказал ему картину-портрет с деятелями культуры.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Самыми известными «жертвами» Репина были Пирогов, Писемский и Мусоргский.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Сравнивают работы живописца, о котором пойдет речь также со стихами и поэмами Пушкина. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Начал рисовать он уже с тринадцати лет. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Судьба его родного поместья сложилась печально. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. За 30 лет жизни в нем Репиных, в усадьбе «Пенаты» побывали многие близкие друзья художника – Максим Горький, живший по соседству Корней Чуковский, Александр Куприн, Владимир Маяковский. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. После этого иконописец попал в психбольницу. Сейчас существует несколько версий причин возникновения этой проблемы.
В Академии художником была написана знаменитая картина «Бурлаки на Волге», сюжет которой он воочию увидел в 1868 году, работая на этюдах на берегу Невы. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. К примеру, после создания большой картины «Торжественное заседание Государственного совета» в 1903 году все ее натурщики вскоре скончались. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Америка—Франция—Россия. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Интересно вот что – по многим исследованиям смерть натурщиков являлась неестественной. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». На создание картины «Иван Грозный и сын его Иван» Илью Репина вдохновили несколько событий. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Нынешние Пенаты – это чистый новодел. Летом художник просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Художник известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Прожил творец 86 лет и встретил свою кончину 29 сентября 1930 года в поселке Репино.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Надпись в прихожей напоминала о том, что прислуги в доме нет и ухаживать за собой придется самостоятельно.
По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Третьяков»109. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1863 году их «шарага» остановилась неподалеку от местечка Острогожска, в котором родился художник Иван Крамской.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Натурщикам Репина по мистическим причинам всегда, без исключений, не везло – их ждала незамедлительная кончина.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. И это очень сильно повиляло не его стиль. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Конечно, все это несколько притянуто за уши, но «жертвами» Репина стали Мусоргский, Пирогов, Федор Тютчев, актриса Мерси дАржанто, Писемский и даже вполне здоровые мужики, служившие натурщиками при написании «Бурлаков». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
По одной из них всему виной картина «Иоанн Грозный и его сын Иван», датированная 1885 годом. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
В музее сохранилась коллекция вещей использовавшихся мастером для создания композиций. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. И хозяин и хозяйка были очень гостеприимны, каждую среду усадьба была открыта для всех желающих, для этого на доме рано утром вывешивали флаг с надписью «Пенаты», как знак того, что дом для гостей уже открыт. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. После создания портрета Репин, нестарый и здоровый мужчина, резко заболел. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. К 1871 году кто такой Илья Репин знали уже практически все просвещенные люди и поклонники искусства. Свое право посетить Европу на шесть лет Илья Репин, вместе с семейством использовал в 1873-1876 годах. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел.
Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Последние 12 лет своей жизни Илья Ефимович провел очень скромно (все его сбережение были национализированы) и практически в одиночестве: супруга Наталья умерла еще в 1914 году, близкие друзья не могли получить разрешение навестить художника из-за плохих отношений между СССР и Финляндией. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Каждый чиновник изображенный на полотне, был убит в Первой русской революции в 1905 году. Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Как только Илья сотворил портрет Федора Тютчева, его сразу не стало. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Первый факт.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Публике картина понравилась. Его талант признал сам Федор Михайлович Достоевский – в своем «Дневнике писателя» он назвал картину торжеством правды в искусстве. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти. Те же порядки были заведены у Репиных за столом.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Сатириконцы еще долго после смерти Столыпина поговаривали в шутку: «Спасибо Репину. ». Посещали ее занятия не только детки, но и взрослые. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Известный советский график, художник-иллюстратор и акварелист Владимир Алексеевич Милашевский, приехавший в Петербург в 1913 году, сказал одну замечательную фразу, привести которую лучше полностью в виде цитаты: «Для каждого русского человека поколения моего отца Христос, Толстой и Репин — абсолютные легенды, стоящие рядом на одной полочке».
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Часто в «Пенатах» устраивались «литературные среды», когда все гости собирались на просторной лужайке, названной площадью «Гомера» и читали стихи и прозу. В 1944 году во время Великой Отечественной войны дом Репина был почти полностью сожжен.
По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Несмотря на очевидное изображение социального неравенства в России, картина получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Вене, была куплена великим князем Владимиром Александровичем Романовым (братом императора АлександраIII) и провисела в его Владимирском дворце вплоть до революции 1917 года. Он жаловался друзьям, что подцепил в деревне лихорадку и даже считал, что его болезнь связана с этим колдуном.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Именно тогда в Пенатах появился большой огород. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Мужчины в полном рассвете сил, которые являлись натурщиками для картины «Бурлаки на Волге», после завершения работы скончались. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В Париже художник даже снял для себя мастерскую, где работал. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В 1876 году за созданную во Франции картину «Садко», он получил даже настоящее звание академика, к чему даже и не стремился, полностью отдаваясь работе. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Там он уже получал довольно крупную сумму – по двадцати пяти рублей за месяц. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Пятый факт. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В городе этого мужчину считали колдуном.
Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Илья Репин родился 5 августа 1844 года возле Харькова. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с 2 тыс.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Репин встречал их по средам. В 1863 году он переехал в Питер, где продолжил свое обучение в местной Академии Художеств. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Художник тщательно отказывался писать его и искал для этого всевозможные предлоги. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Очередной случай, связанный с мистикой, произошел с самим Репиным в Чугуеве (в годы жизни Репина это была деревня), который очень отразился на здоровье художника. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Она ушла из жизни в 1931 году55.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Случай произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Смерть же натурщицы МерсидАржант все же можно объяснить – когда художник писал портрет, Мерси была больна и не могла позировать Репину сидя.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». 1 факт. А Репин, увидев восстановленную картину позже, ничего не заметил.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Родился маленький Илюшка в местечке Чугуево, что в Харьковской области на Украине. Пятый факт. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Картина была выставлена в Третьяковской галерее, когда Абрам увидел ее, то накинулся на полотно с ножом и криками «Довольно крови, сильно много крови. » и сильно повредил ее.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79.
Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Репин дважды подавал прошения об отставке. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи. В этой картине автор впервые показал себя как критический реалист.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Поступив в Академию со второго раза, Илья Репин провел в её стенах долгих восемь лет.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Как только Илья Ефимович написал Столыпина, как тот тут же был застрелен в Киеве, а «Торжественное заседание Государственного совета», написанное в 1903 году, во время революции 1905-го «убило» всех его членов. Он писал личные портреты, жанровые полотна и исторические картины, в его «арсенале» есть и пейзажи и графика и даже скульптура. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия.
5 факт. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Но вот на счет других здесь и начинает проявляться мистика. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». При входе у порога гостей встречала надпись – «Самообслуживание – снимайте пальто, калоши, вытирайте обувь сами».
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Это творение у всех посетителей галереи вызывало странные эмоции: одни начинали неожиданно рыдать, другие впадали в ступор, а на третьих и вовсе накатывали истерические припадки. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Л. Н. Толстого».
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. М. Бунакову. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Илья Ефимович сумел проявить себя в самых разнообразных реноме.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Многие исследователи утверждают, что все «модели» художника вскоре умирали.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Вегетарианцем стал и сам Репин. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Он написал там картину «Мужик с дурным глазом», а позировал ему дальний родственник – Иван Радов, являющийся мастером по золоту. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
2 факт. Другой мистический факт также связан с картиной «Иоанн Грозный и его сын Иван».
В 2017 году отмечался 260-я годовщина Императорской Академии художеств, где и был «вскормлен и воспитан» один из величайших русских художников-реалистов, сын обычного солдата, Илья Ефимович Репин, судьбу которого мы и попытаемся проследить. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Исчез даже холмик, на котором похоронен художник.
А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Пятый факт. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1913 году душевнобольной иконописец изрезал ножом картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.