Жена художника, Нордман Н. Б., завещала после смерти Репина имение Императорской Академии художеств для того, чтобы в нем в дальнейшем был обустроен музей. Дело в том, что средняя дочь Репина Надежда и сын Юрий приезжали в имение на лето и ходили на охоту. Илья Репин первым делом переименовал имение в «Здравнёво», а затем началось строительство усадебного дома по его рисункам. Репин огласил завещание в 1914 году и даже внес в Академию 40 тысяч рублей для будущего содержания имения.
Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Отныне всякую среду, если только хозяева не были в отъезде, в Пенаты мог прийти каждый, кто хотел повидаться с художником, узнать о его новых работах, спросить совета, а главное, услышать искренний, всегда живой и непосредственный отклик на волнующие события художественной и общественной жизни. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина.
— Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Сварог.
В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению. Больше тридцати лет продолжалась работа и многотрудный этот холст стал памятником и Пушкину и Репину. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11.
Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Реконструкция главной достопримечательности – усадебного дома «Пенаты», принадлежавшего живописцу, пришлась на шестидесятые года прошлого века, когда он был воссоздан после разрушения. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Реальное присутствие хозяина усадьбы переживают и работники музея. Преподавание в Академии художеств также занимало много времени. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Репин был членом международного жюри по живописи на Всемирной выставке.
Познакомившись с Репиным, Наталия Борисовна не упускала случая запечатлеть его. Работа над государственным заказом (картина писалась в Мариинском дворце, где заседал Государственный совет) задерживала окончательный переезд Репина в загородный дом. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Для футуриста ростом в сажень — это не дело». Так художник стал гражданином Финляндии.
По словам Чуковского, любимым блюдом Репина оставался картофель с подсолнечным маслом. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Сеченовым, Н. И. В альбоме Бродский углядел лишь свои по-девичьи длинные ресницы, коих ужасно стеснялся. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. А дверца в тайную мастерскую, куда даже из близких творца мало кто заходил, была единственной закрытой дверью воткрытых всему свету репинских Пенатах. Одной из притягательных тем для художника стала Западная Двина.
В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Картина всем нравилась, но Репину – меньше всего. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году.
«Теперь это пустыня», — писал Репин. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Вскоре это очень помогло ему в работе над картиной Торжественное заседание Государственного совета (1901-1903). Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад.
Внешний вид её не менялся с момента постройки. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Такие музеи хороши именно тем, что позволяют познакомиться с великими в домашней обстановке, вроде как зайти к ним в гости, почувствовать атмосферу загородной жизни творческой интеллигенции.
Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Вместе с домом сгорели также все беседки в парке. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева.
Из гостиной дверь ведёт в столовую. Кухня, ванная и другие хозяйственные пристройки, согласно завещанию не реставрировались, вот таким образом сейчас здесь гардероб музея и кабинеты для научной работы. Во всей его фигуре, нарядной и элегантной, появились нотки трагизма.
По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Тем не менее он успевал не только заниматься благоустройством дома и парка в Куоккале, но и много писать там, приспособив под мастерскую самые большие комнаты в доме. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном.
«Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Это настроение во многом отражало время, когда создавалось полотно. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Одно время занялась лепкой в училище барона Штиглица.
Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. В те годы река еще была важной транспортной артерией, по которой двигались пароходы, сплавлялся лес, на барках, лайбах (парусных лодках) перевозился хлеб, лён, пенька и другие грузы. Лицо Нордман можно разглядеть на бронзовом бюсте, стоящем в глубине комнаты. На диване Бродского быстро сморило – первой мыслью при пробуждении было: Человек-пружина. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским».
Прикрепленная слева табличка оповещала о том, что Пенаты являются дачей Н. Б. Нордман. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь).
Площадь экспозиции музея 242 кв. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Стены дома – из натурального дерева и покрашены так, как было при Репине.
Поленов, А. И. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Многие посетители становились моделями для художественных работ. Но и в вашем случае, скорее всего, результат будет стоить усилий и страданий. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве.
Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, что хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости.
Глазунов, виолончелисты А. В. Пироговым, И. П. У каждого бревна несколько оттенков – от светлого до темно-коричневого. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Уже в середине августа 1893 года был возведён прекрасный дом — надёжный и изящный. Толстого, М. П. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников).
Они встретились в июне 1915 года и Репин сразу оценил талант поэта. Здесь всегда стоял рояль. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». На одной из картин он изобразил Нордман, сидящую в мастерской за письменным столом.
Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую.
Мусоргского. Павловым, В. М. Репин всегда охотно рисовал и писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей.
Она жила в имении до 1939 года. Тогда стало известно, что репинского дома больше нет. Судьба творца, сама психология художественного творчества всегда занимали его. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка.
В парке строились деревянные домики и беседки. Он и теперь стоит там, являя собою образец первоклассной лепки, чувства формы, силуэта, словом, той свободы мастерства, которая позволяет автору выражать своим произведением задуманное. Хозяин исподтишка кормил его ветчиной, доставая ее из объемистого кармана халата. Эта декорированная резьбой ярко раскрашенная беседка служила своеобразной эстрадой для домашних концертов, лекций, кооперативных народных гуляний, танцев и чаепитий. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Помогал в этом Леви. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ).
Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты».
Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Многие из этих вещей изображены на картинах. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина.
Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е.
Самопомощь— это девиз репинского дома. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18.
Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Куинджи, Б. М. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. В Пенатах стояли два дома. Репин рисовал что-то из головы.
Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман.
На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Куоккала известна еще со Средневековых времен.
Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Часто и в Пенатах собирались чисто литературные среды. Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Комплекс музея-усадьбы включает усадебный дом, в котором работает мемориальная экспозиция, дом управляющего (здесь разместилась администрация музея и выставочный зал), погреб, пруд, часть липовой, еловую аллеи.
Художник переживал это с трудом. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. В мае 1900 года хозяева Пенатов уехали в Париж. У окна стоит старый деревянный сундук.
Толстого начал временами вегетарианствовать. Урочище Дровнёво (Здравнёвом оно стало уже с подачи Репина) вместе с имением было куплено в 1892 году на деньги, вырученные от продажи картины Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану. Родовое имение Репина было превращено в музей в 1940 году. Конец девятнадцатого века ознаменовался открытием собственной железнодорожной станции и с тех пор, Репино стало, своего рода, курортом для интеллигентов Северной столицы.
Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. На его смерть сын отреагировал более чем неоднозначно. Да, в этой глуши Максим Семенов заведомый колдун. Ведь сохранился архив Репина, содержащий множество фотографий, запечатлевших не только обитателей Пенатов их друзей и родных, но и всю обстановку, убранство комнат, вид дома снаружи и парк.
Однако вегетарианство было уже довольно распространено в России. Их и не восстанавливали. В 1906 году был отстроен второй этаж дома.
Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Но открытый здесь музей уже через год пришлось эвакуировать.
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. «Пенаты», 1906 г. С началом Второй мировой войны Юрия Репина вместе с сестрой Верой эвакуировали вглубь Финляндии позже они переехали в Хельсинки. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». В 1922 году— входные ворота усадьбы были Репиным переделаны, но основа рисунка осталась та же. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.
В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе).
Швейцара здесь не было. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. В возрождённых после войны «Пенатах» можно видеть личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев. Наигравшись сбрылястым мопсом, Шаляпин пел под аккомпанемент рояля.
Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Вечером в стеклянной гостиной горело электричество. Художник лишь сделал небольшой набросок.
Однако дети воспротивились его намерению и отказались ехать вместе с ним. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Там появились две удобные мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя. Отличалась простотой своего убранства.
Ге и других. В доме хранились личные адмиральские флаги отца Наталии Борисовны и поддерживались порядки, напоминающие морские. Скрябина и С. В. Исаака Бродского мутило. Менделеева и других).
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Созданный Репиным на полотне образ покоряет своей силой, статью, открытым взглядом и улыбкой и неслучайно эту работу относят к лучшим крестьянским портретам в русской живописи. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Уже к осени первое озерцо наполнилось водой.
Репину помогали его ученики. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Все они неоднократно бывали в «Пенатах».
Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Кони, Д. И.
Новая картина Репина была посвящена запорожцам, но в отличие от прежней, где казаки изображены смеющимися, здесь они погружены в тяжелые раздумья. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915).
Среди многочисленных фотографий, запечатлевших репинских гостей в его доме, можно увидеть молодого В. В. Маяковского. Но поскольку почти весь архив художника был спасён, то Постановлением правительства усадьба «Пенаты» была включена в список памятников, подлежащих полному восстановлению. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий.
Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. В доме можно увидеть большой крутящийся стол, за которым собирались вечерами друзья и родственники. Рубинштейна, В. В. Первый номер становился председателем круглого стола. В обаянии творческой личности, в необоримости духа творчества и заложено бессмертие.
Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Остроумно и просто решена была задача осушения. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Последние два дня он прожил на кипятке. Один из портретов был помещен на обложке книги Воспоминания, статьи и письма из заграницы И. Е. Репина (СПб., 1901), вышедшей под редакцией Нордман.
1835 год». Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Круг общения Репина заметно сузился. Особых высот в живописи достиг Л. И. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке».
Он был голубой и поднимался по средам над домом. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Пенаты – это легкое, будто летящее, слово, заимствованное у древних римлян, давно уже вошло в русский язык как обозначение родного дома – места, где человеку хорошо, где его ждут и где он никогда не будет чужим (у древних пенатами назывались боги, хранящие дом).
В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Репин считал её целебной и пил до самой смерти.
Осматривая комнаты, слушают пояснения, записанные на разных языках, затем беседуют с научным сотрудником, готовым ответить на вопросы. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. На противоположной стене находится портрет Б. М. Боткиным, И. М. Вернуться на родину Репину хотелось, он даже написал письмо К. Е. Ворошилову.
Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время художник мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина). Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Стасова, В. И.
В доме Ильи Ефимовича жила его дочь, Вера Ильинична. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. В столовой всех ждал накрытый стол, откуда каждый мог взять еду.
Музей-усадьба И. Е. Здесь хорошо работалось летом. Она знала шесть языков и могла бы переводить. Например, туристы могут узнать из уст экскурсовода о знаменитых «средах», когда каждую неделю, художник устраивал день открытых дверей и любой односельчанин мог наведаться в гости просто для того, чтобы скоротать время за беседой. Репин дружил и с учеными.
Усадьбу решено было восстановить. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен.
Закатное солнце, осветившее лицо поэта, усилило это впечатление. Здесь художник написал много портретов. Одним из главных исторических объектов этих мест является дача «Пенаты», которая принадлежала выдающемуся художнику Илье Репину. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы».
Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. В это время имя художника знала уже вся Россия.
Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. В этом нет мистики. Стасова, А. К. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Художник был слишком немощен, чтобы предпринять решительные шаги и идти на разрыв с близкими и со дня на день стал откладывать срок своего переезда.
Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Картины вызывали самые разноречивые отклики, но никого не оставляли равнодушным. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». Бехтеревым. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине.
В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Мусоргского. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды.
Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). На побережье Финского залива и сейчас можно видеть волнорезы, состоящие из гряд больших камней-валунов. Лескова, Л. Н.
влегши крепко в свои полотняные лямки и свесив головы, часто без шапок, они держат в руках по шесту и тяжело переступают в лаптях, а иногда и босиком — мелкий щебень на берегу довольно острый — ничего. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Залом во ржи, вынимание следов — все это живо и страшно здесь. Судьба сложила карты так.
Репин провел здесь восемь летних сезонов (1892-1900 годы), написал две иконы для Слободской церкви, почти сорок картин и рисунков: Белорус, Осенний букет, Дуэль, Барышни на прогулке среди стада коров, На солнце Сейчас иконы и многие рисунки, а также подлинные документы и фотографии хранятся в фондах Витебского областного краеведческого музея, то, что представлено здесь, это копии фотографий и работ художника. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон.
Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Предметы интерьера и личные вещи художника бережно сохранили, чтобы сделать частью постоянной экспозиции музея. — Скоро тут останутся одни комары».
В углу самодельные трости и заступ. Куликовым. Содержание История усадьбы И. Е. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Впрочем, никто и не знал тогда, что покупка сделана Репиным.
А колдуны называются богами ехать к богам, т. е. Юрий Репин ушел из жизни на 77-ом году: он разбился, выпав из окна дома Армии Спасения. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Но то был лишь конец повести.
Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Дочь художника переехала в Хельсинки. Куликов, И. И. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки).
Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника.
По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Репину было тогда 76 лет.
Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо. Её посетил император Александр III и приобрёл «Запорожцев, пишущих письмо турецкому султану» аж за 35 тысяч рублей. Там и поставили знаменитый круглый стол с вертящейся серединой, о котором тоже многие писали. Он не мог ездить на родину. В июне 1962 года состоялось открытие возрожденной репинской усадьбы.
Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Здоровье его, в том числе и душевное, пошатнулось. И если бы не чай с пряниками, на которые, как отметили за столом все, любимый ученик Репина, будущий соцреалист Исаак Бродский особенно налегал, гостевая среда в Куоккале (ныне – Репино) закончилась бы для него голодным обмороком. В это время по дому ходили тихо, чтобы его не отвлекать. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак».
Для Юрия Ильича настали тяжелые времена: жить было практически не на что, он писал на всем, что попадалось под руку – на линолеуме, на фанере, перебивался редкими заказами. Последние годы он провел в бедности и аскезе, много времени посвящал молитве и урывками продолжал работать. Она не позировала, а работала, готовя рукопись следующей книги – романа Крест материнства. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова.
Именно здесь И. Е. Репин (1844 – 1930) в поселке Репино (Куоккало) прожил последние 30 лет и пожелал быть похороненным. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Но безусловно всех бывавших здесь очаровывала и притягивала сама фигура Репина, его величие и простота, скромность и вместе с тем художническая гордость. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон.
Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Нордман проявляла пластины и печатала контактным способом. Гинцбургом. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз.
На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники.
Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки.
Только в архиве художника находилось около двух тысяч фотографий. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Здесь проходили обеды по средам. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». По воскресеньям на поляне устраивались кооперативные, а значит дешёвые народные гуляния: читали лекции, пели, танцевали, пили чай с булкой и леденцами.
Вращающийся центральный круглый элемент стола с ручкой не требовал присутствия посторонней обслуги, гости могли обслужить себя сами, без помощи прислуги и даже без помощи соседа. Менделеева, А. Г. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Репин вспоминал, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников, А. Куприн.
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Случилось все это в год столетия со дня рождения И. Е. Репина. Однако супруги Репины были вегетарианцами, вот таким образом, зачастую, после визита к ним, все гости направлялись прямиком в сельский буфет. Как и прежде, в Пенаты приходят почитатели великого художника. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов.
Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Одними из первых посетили усадьбу известный критик В. В. Стасов и Максим Горький именно здесь и произошло их знакомство. На картине видны только спина женщины и мастерски выписанная спинка кресла. Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться., ). Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Скалона. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Мусоргского, В. И. Бунина, Н. С. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения.
С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Появление на выставке каждого из этих произведений становилось событием. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К.
Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Исторических материалов хватало.
Среди картин художника изображающих белорусских крестьян (Косарь-литвин 1894, Белорус 1890-е) наибольшую известность приобрел портрет Сидора Шаврова (Белорус 1892), который находится в Русском музее в Петербурге. Андреева, Д. И. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню).
Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. И всё это мне надоело и я хочу уйти в искусство». Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
В Париже купили новый фотоаппарат Кодак. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный».
Это дочери Репина. Ее вскоре сменили резные ворота с калиткой. Тем не менее, стройка затягивалась, отбирая у художника силы, деньги и время. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Именно такие настроения были продиктованы уже новым временем.
Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда мастерская была абсолютно пустой. Зимою больше времени проводили в городе.
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Молас.
Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам.
Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. «Искусством почти не занимался, меня рвали на куски все эти люди, работающие для меня. Многое изменилось после революции.
Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Репину всегда была близка запорожская тема. Ни перед кем не запиралась большая комната, всегда битком набитая и поражавшая лекторов необычным вниманием. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост— это написанный Ф. А. Малявиным портрет А. И. Тхоржевской-Петровой.
Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху.
Репин учился снимать. Репино, Приморское шоссе, д. 411. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома.
В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Кустодиева, написанный И. С. Музей-усадьба И. Е. Репина Здравнёво воссоздан только в 1988 году. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист. » — говорил ему Репин.
В трудные 20-е годы в парке был огород. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Отказаться было нельзя. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина.
Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Места за столом определялись по жребию. Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Все эти казусные ситуации то и дело описывались местными журналистами в сельской газете. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких.
Сурикова, В. В. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров.
Многие были его моделями. Чехова, И. А. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.
Также в гостиной всегда стоял рояль. После этого холст претерпел еще ряд изменений. Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного и с другом Корнеем Чуковским. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Во времена Репина камни укрепляли цементом.
Здравствуйте. Первое ее издание вышло только в 1937 году. В фильме показаны постройки усадьбы и рассказано о них.
В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Андреевой в Куоккале. м. Давайте посетим главный усадебный дом художника. Сама картина в Русском музее.
И теперь, когда посетители, осмотрев комнаты первого этажа, поднимаются на второй и распахивают дверь в мастерскую, у многих вырывается невольный возглас восхищения, будто они попали в богато украшенный дворец. В ней по средам собирались гости. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Использованная посуда складывалась в нижние выдвижные ящики. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Иногда подсматривал интересные или типичные позы гостей.
В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Для этого над домом возвели стеклянные крыши и потолки. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. В. Ф. После смерти художника это наследство было поделено между его детьми, которые их продавали.
Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в Пенаты. Писатели зачитывали свои новые произведения. О жизни Репина в селе известно множество исторических фактов. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Сегодня мы отправляемся в музей русского художника Ильи Ефимовича Репина.
По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). В столетнюю годовщину Н. В. Гоголя он написал трагическое полотно изобразив писателя сжигающим второй том Мертвых душ (Самосожжение Гоголя, 1909). На самом деле все было проще. Старинное название деревни происходит от слова «Куоккала», что означает «крюк»., давшим современникам то, чего им недоставало и в чем они нуждались.
Зубчатая башня делала его похожим на сказочный замок. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Бродский, В. С.
В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Со стороны южного фасада был погреб со стеклянной крышей и стеклянной галереей-переходом от дома. Шавуры — семья из нескольких братьев и сестер.
Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. к знахарям, обывателям приходится во всех важных случаях. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием.
Спутнице Репина был отпущен всего 51 год жизни. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Место Репину очень понравилось, усадьба была куплена, переименована в Здравнёво. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Дом открыт в сторону парка. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды.
«О, музыка. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин.
Освещение получилось прекрасное. На этот раз Репин встретил его ласково (а в прошлый вторник выгнал с порога, наказав приезжать в среду – приемный день), но тут же как бы и забыл: чухонские землекопы пришли к нему копать колодец. В июне 1944 года война ушла из Куоккалы. Творческое отношение он ценил и мог распознать в любом виде человеческой деятельности.
Но наибольший успех принесли ей занятия фотографией, которой обучали на курсах при Русском техническом обществе. Да вы же спали, батенька. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Судьба же решила иначе. Репин и Нордман пересмотрели множество конструкций, прежде чем заказали построить стол местному столяру-краснодеревцу Пекко Ханикайнену. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками.
Наконец в 1908 году художник решился показать на выставке новую работу. Помещения имели не только боковой, но и верхний свет. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
В то время Куоккала была финской территорией. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Пенаты оказались на территории СССР.
У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. В марте 1900 года в Ниве опубликованы первые главы. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись.
Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Перед каждым стоял полный прибор. Но и дома героине предстояло пережить отчуждение, непонимание окружающих их косые взгляды и слышимое за спиной слово эта (так и назвала она впоследствии переиздание повести отдельной книжкой, а чуть позже напечатала ее снова, назвав К идеалам). Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Наиболее сырые места углубили, превратив таким образом в живописные пруды.
Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Кустодиев, И. В.
В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Волнорезы были гладкими и ровными и при первых заморозках там катались на коньках. Рискованность этого занятия придавала задор молодежи, а Репина увлекла настолько, что он написал картину, сделал множество эскизов-вариантов (один из них – на стене столовой). Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек.
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Дата окончания работы – 1919 год.
Убранство комнат выполнено с любовью и достойной великого гения изобретательностью. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Дом пророс новыми стенами, а сохраненные вещи заняли привычные места. Воспоминания Куприна относятся к 1905 году.
Так в конце жизни Репин завершил триптих об излюбленных запорожцах. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург.
Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Это портрет работы Ф. Малявина изображающий его соученицу по Академии художеств А. И. Тхоржевскую-Петрову. Сгорели и дом Юрия и все беседки в парке. В самом конце 1939 года, ввиду начавшейся зимней военной кампании за Карельский перешеек, дети художника спешно покинули Пенаты и перебрались в Хельсинки.
Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. После смерти Ильи Ефимовича в 1930 году (умер он в другой своей усадьбе – Пенаты, под Санкт-Петербургом) дом перешел его родственникам. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает.
В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Эти боги знают будущее и говорят все прошедшее верно.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. В конце июня 1914-го она умерла от туберкулеза в Швейцарии, в деревне Орселино, недалеко от Локарно (теперь на стене кладбища стараниями Э. А. Фальц-Файна установлена мемориальная доска).
Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). В среду 18 августа Стасова снова позвали в Пенаты – познакомиться с А. М. Горьким, поселившимся недавно в Куоккале (Репин уже встречался с ним в 1899 году и даже писал портрет Нордман также присутствовала тогда в академической мастерской). В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. В 1930 году художника не стало. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги.
Потом были свечи, хаос лестниц, теплая постель. Работа кипела с утра до ночи, мастера попались «сметливые, ловкие и способные понять и сделать по моему вкусу». Всего в «Пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов.
Мы встаём в 3 часа утра, а иногда и в 2 ночи и идем молотить. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Ивот теперь это вегетарианское мучение: сначала травяные щи, теперь морковный заяц. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие.
Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий.
В жизни Нордман было достаточно метаний в поисках приложения сил. Прислуживание считалось недопустимым. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Ему хотелось глубины и наполненности.
У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Сурикова. Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Считалось, что он поселился на даче г-жи Нордман. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие.
После революции он остался в родном селе, хотя жить здесь приходилось нелегко. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино.