В мультфильме Владимира Дахно «Энеида» по травестированной поэме украинского поэта И. П. Котляревского иронически переосмысляются различные сюжеты мировой живописи и скульптуры, в том числе и «Запорожцы» Репина (эпизод, где троянцы-казаки во главе с атаманом Энеем сочиняют ответ князю Турну). «запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»)— картина русского художника Ильи Репина. «запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»)— картина русского1 художника Ильи Репина. В роли колоритной натуры старого казака, что в белой папахе позировал писатель-журналист Гиляровский, для натуры писаря Репин выбрал историка Яворницкого Д. И. Картина с запорожцами экспонировалась во многих городах России и Европы, впоследствии ее популярности полотно мастера было куплено за 35 тысяч целковых самим царем Александром третьим. Само историческое письмо запорожцев султану так и не сохранилось, правда была найдена в 18 веке копия этого письма, которую потом передали историку Яворницкому, от которого Репин и узнал об этом историческом эпизоде, побудивший художника к написанию картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
Письмо запорожцев турецкому султану, тема картины с которой И. Репин начал работу с 1880 года и создал ряд эскизов к основной и окончательной работе над запорожцами, которую закончил в 1891 году.
Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. По словам искусствоведа Ольги Лясковской, «выпуклый, запрокинутый по направлению к зрителю затылок разрушает плоскость, в которую заключена картина», появляется ощущение сопричастности происходящему на полотне. Эварницкий не был чужд и вопросам искусства.
Подлинным событием явилось появление в 1897 г. варианта Запорожцев на выставке в Стокгольме. Самые восторженные отзывы они заслужили в 1893 г. на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго, организованной в четырехсотую годовщину открытия Америки. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе.
Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга.
С технической стороны картина написана бесподобно. Репин подарил его Яворницкому. Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч. ) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать. Здесь он являет собой образ казака Голоты. Идея его создания принадлежит администрации города.
Из-за границы из разных мест я все получаю приглашения на их выставки моей картины Запорожцы, — сообщал Репин 15 октября 1895 г. А. В. Жиркевичу. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни.
10. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Владимир Гиляровский.
Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях. Это Георгий Петрович Алексеев. Она встречена общим и горячим одобрением.
Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. «Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось). чего только тут не было.
Личность, надо сказать, уникальная.
Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь.
Можно себе представить, как должен был прийтись по душе Эварницкому сюжет картины, заимствованной из запорожской истории, за которую принялся к тому же такой замечательный художник как Репин. — с иронией окончил Репин разговор на эту тему. но Репин видел его таким. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике.
Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности.
Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Очень устаю». Запорожцы — новый триумф репинского таланта, — такими словами возвестила о новом произведении Репина газета Русские ведомости. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея. На картину попал не только В. В. Тарновский, но и его кучер, Никишка.
Так, в восторженной статье о художнике-украинце С. И. Васильковском, авторе картины из украинской жизни, за которую Академия художеств присудила ему большую золотую медаль, Эварницкий писал, обращаясь к этому, молодому тогда, живописцу: перенесись от настоящего в далекое прошлое своей родины и ты найдешь там и вдохновение и богатейший материал для твоей художественной кисти. Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. Сюжет картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» основан на одном из преданий. Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков.
Я его представлял немного иначе. Якiй ты в черта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. "Султан Мохаммед IV — запорожским казакам. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Недаром, обратившись к А. В. Жиркевичу с просьбой позировать для одной из фигур в Запорожцах, Репин объяснил ему: Я подбираю к первоначальному наброску лица среди знакомых или случайно встретившихся (см.
В другом письме: «. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти.
«Нужны века, чтоб создать такой затылок. » — восхищался Репин, но обер-гофмейстер императорского двора Георгий Алексеев не позволил делать наброски со своей лысины. «Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем.
Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Новицкий передал копию историку Дмитрию Ивановичу Яворницкому, который, в свою очередь, прочитал текст послания своим гостям, среди которых находился художник Иван Ефимович Репин. В Краснодаре на пересечении ул. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов.
Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. На картине юноша представлял собой образ Андрия – младшего сына Тараса Бульбы, предавшего отца и Родину из за любви к прекрасной польской девушкеА вот этот огромный раненый в голову казак — это одесский художникНиколай Дмитриевич Кузнецов (Он же Микола). Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким).
Но никак нельзя ограничивать тему картины гомерическим хохотом. Лысый казак. Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского. – Какой это труд. Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. "Отвiт запорожцiв Магомету IV. Идея его создания принадлежит администрации города.
«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно. Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году.
К тому же Стасов не оценил замысла новой картины Репина, принадлежавшей к числу тех, на которые он, по замечанию художника, вначале и смотреть не стал. Конечно, толпа запорожцев, сочиняющих озорное письмо Махмуду IV от лица одного из самых знаменитых вождей запорожских казаков, — кошевого атамана Ивана Сирко и его куренных атаманов — благодарный материал для живописца, пожелавшего передать симфонию человеческого хохота. Прототипом его оказался профессор Петербургской консерваторииАлександр Иванович Рубец. — Об этой картине говорили давно и ждали многого.
Натурой для персонажей картины Репину служили реальные люди. Тут нет краски, нет искусственного подбора цветов. Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка.
По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. Ну а напротив сыновей застыл и сам Тарас. Не будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распро твою мать. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар).
Копия была сделана в XVIII веке. Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. Громадная картина целиком остается в памяти зрителя.
Пiдписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всiм кошем Запорiжськiм". Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет. Любовь к музыке победила. Беззубый сморщеный дедок с люлькой был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье).
В частности, для фигуры писаря Репин выбрал историка Дмитрия Яворницкого, а натурщиком для атамана Сиркостал журналист Владимир Гиляровский. Кстати родился он в Варшаве и по национальности был поляком (клятым ляхом), однако, все-таки составил компанию запорожцам. А этот красивый юноша с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — внучатый племянник известного русского композитораМихаила Ивановича Глинки. Это солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский.
Репин подарил его Яворницкому. Имени его история не сохранила, но его образ запечатлен художником на долгие годы существования картины. Типичныйбурсак, подстриженный подмакитру (под горшок) и не успевший еще отрастить усов — художникПорфирий Демьянович Мартынович. Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина. Пусть будет так. В Краснодаре на пересечении ул. Его проще всего узнать и смеется он от души. Его друзья, знакомые, а порой и просто случайные встречные. Например, загорелый усатый казак, радостно отклонившийся от стола срисован с художникаЯна Францевича Ционглинского, преподавателя рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, активного участника питерского творческого объединения Мир искусства.
Султан Мохаммед IV". Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. запись в дневнике Жиркевича от 17 августа 1890 г. ).
Работаю иногда просто до упаду. Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе. Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана). Не будешь ти i свиней христiанских пасти.
Тогда Яворницкий отвлек Алексеева, страстного нумизмата, показав богатую коллекцию монет, а Репин стремительно сделал зарисовки. И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого. ) снимали маску, усмехнулся и усмешка так и осталась на маске. сборища запорожцев, как нельзя в основе замысла мастера видеть лишь желание раскрыть физиологию смеха, рассматривать эту работу Репина только как опыт физиологического анализа. В общем, генерал, как и И. Д. Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра.
Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. На момент позирования Репину он был командующим войсками Киевского военного округа, а позже – киевским генерал-губернатором. После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей.