Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. В мае 1870 года вместе с художником Ф. Васильевым Репин поехал на Волгу, где делал зарисовки и этюды к задуманной картине. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Рассмотрим "ближний круг". Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
1 факт. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Так ли это – судить зрителям.
Л. Н. Толстого». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Первый факт. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Они словно противопоставлены друг другу.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Глаза ясные и добрые.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Она ушла из жизни в 1931 году55. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Он идет прямо к матери. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Убийство свершилось. В его глазах читается печаль, тоска. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. О чем эта история. Стасов присылает ему все, что он просит. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Имя Репина стало широко известным. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Внимание художника тяготит их. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Она была закончена только в 1891 году. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. И вот уже перед нами не царь, а отец. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
В его взгляде осуждение и тревога. Работал весь день, не замечая времени. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
"Я родился военным поселянином. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Много учился на написании портретов близких и друзей.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. М. Бунакову. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
"Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Вегетарианцем стал и сам Репин. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Крамской. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.
Берег Волги. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Каждый персонаж переживает что-то своё. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Но он мечтает о большем. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Вот она вещь в уровень таланту. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Публике картина понравилась. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. 2 факт.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Америка—Франция—Россия. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Все заняты. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Отец ударил своего сына жезлом в висок. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. За окном летний день. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Репин встречал их по средам. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Подробность шекспировского комизма. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Не доносчик ли. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репин дважды подавал прошения об отставке.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. 5 факт.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Этюд получился превосходный. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. О картине появилось много статей в периодической печати. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Вся центральная часть написана самим Репиным. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Казалось, она спит.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин забыл о конкурсе, об Академии. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Третьяков»109.
С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни". Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Репин никуда не делся. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Пятый факт. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Общение с прежними друзьями было только заочным. Другой академией для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В эту минуту в комнату вошел Христос. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Репин считал сам эту картину красивой.
Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.