Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Вода хлынула с напором 400 ведер в час. На моих друзей она производила то же впечатление.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Он идет прямо к матери.
Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Веру Шевцову, сестру своего товарища по рисовальной школе Александра, Илья Ефимович знал с детских лет: в доме их отца, академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова, часто собиралась молодёжь. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Они словно противопоставлены друг другу. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Стасов присылает ему все, что он просит. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Америка—Франция—Россия. Одним из лучших считается Отдых. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Пятый факт. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Этюд получился превосходный.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Много учился на написании портретов близких и друзей.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Источник назвали «Колодец Посейдона». Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Берег Волги. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. О чем эта история. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Наталья Нордман была одержима разными идеями. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
В его взгляде осуждение и тревога. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Судьбы детей Репина сложились по-разному. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. «Пенаты» стали его малой родиной. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Она была закончена только в 1891 году. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной».
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Работал весь день, не замечая времени. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Эта история получила название «бунт 14». Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Так ли это – судить зрителям. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Все заняты. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Мысль о создании картины на тему русской истории появилась у Репина во время посещения кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Первый факт.
«Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Портрет производит яркое и сильное впечатление. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Преодолевать во имя творчества саму судьбу. Не доносчик ли. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Убийство свершилось. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин дважды подавал прошения об отставке. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репин встречал их по средам. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России».
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. А они, к сожалению, не всегда понимали его.
Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. М. Бунакову. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северного Донца. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Третьяков»109.
Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Вся центральная часть написана самим Репиным.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Центральная группа словно недовольна своей ролью. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Она ушла из жизни в 1931 году55. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Рассмотрим "ближний круг". Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Общественность начала сбор пожертвований.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Публике картина понравилась. Вид царя ужасен: его лицо испачкано кровью, глаза вылезли из орбит, редкие волосы растрепались. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Казалось, она спит. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Глаза ясные и добрые. И вот уже перед нами не царь, а отец.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Внимание художника тяготит их. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Комната небогатой интеллигентной семьи. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
Л. Н. Толстого». В его глазах читается печаль, тоска. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. За окном летний день. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Мне минутами становилось страшно. Окружившие их запорожцы — профессор Петербургской консерватории Рубец, художник Кузнецов, коллекционер Тарновский и др. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника.
Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска — городка, в котором родился художник Иван Крамской. В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В полумраке комнаты испуганно жмется к стене одетая в черное девочка-послушница, прислуживающая Софье.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Репин считал сам эту картину красивой. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
После революции Репин больше ни разу не был в России. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Репин никуда не делся. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.