Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Правительственный заказ на эту огромную картину Репин принял в апреле 1901 года с условием, что каждый из сановников будет позировать ему персонально (в настоящее время известно 48 портретных этюдов к картине). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Последняя картина простояла у художника в работе более тридцати лет.
Заболевшую жену Репин на несколько месяцев повёз в Италию на лечение. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. На заднем плане — полоска Днепра играющего на солнце, а прямо перед зрителем — группа загорелых обветренных казаков. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Но приступил он к своему замыслу в 1980 году. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В том же году Илья Ефимович ушел от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме.
Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». — Мадмуазель Нордман сняла со всех нас множество фотографий (она большая мастерица), мы обедали и очень парадно, в 8-угольной стеклянной огромной клетке, которую Репин пристроил к даче, как мастерскую plein-air, вечером ходили на большие песчаные горы над морем, откуда он писал «Какой простор» — красивые места. » Фотографии, о которых писал Стасов, сохранились. Небо, вода, песок — и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, был виден дымок парохода). Изображены были запорожцы, пляшущие гопак.
Вегетарианцем стал и сам Репин. И что это вы там делаете, позвольте спросить. Какой это труд. Именно тогда в Пенатах появился большой огород. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Летом художник просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Америка—Франция—Россия. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник направился в Петербург, но поступить в Академию художеств ему не удалось, поскольку он не знал основ классического рисунка. Однажды он не сдержался и выгнал из дому сына знаменитого художника Перова, у которого случился короткий роман с Верой Алексеевной. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Дорожки зарастали, беседки разрушались. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывал в своих воспоминаниях. Под венец молодые пошли 11 февраля 1872 года и с браком прервалась учебы девушки. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Наталья Нордман была своеобразной женщиной. При переезде в Петербург семейство Репиных зажило «открытым» домом, как и девическую пору Веры Алексеевны.
Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Спектакль разыгрывался только на людях, в жизни же все домашние дела выполняла прислуга.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Приехавшие в 1926 году к Репину художники из Советской России во главе с Иосифом Бродским единодушно отметили необычность композиционного решения и живописную выразительность новой картины Репина «Голгофа».
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Облик Веры Алексеевны был полон изящества. Художник Филипп Филиппович Львов, который состоял в приемной комиссии, сказал, что задатки вроде и есть, но нет навыков и мастерства.
Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Летом художник просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком.
В 1880-х годах Репин их закончил и только тогда, обогащенный большим жизненным и творческим опытом, почувствовал в себе силу создать «Запорожцев». В газетах быт Репиных описывался с комическим ужасом. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Каждый уголок парка был как-нибудь назван, но названия быстро менялись. На выставках в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме «Запорожцы» пользовались неизменным успехом. Когда в 1914 году пробурили артезианский колодец, он стал питать пруды чистой водой. Шутка Мастера удалась.
Общественная деятельность Натальи Нордман была суматошной. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В первые годы существования усадьбы вдоль парка были проложены две длинные параллельные дорожки.
Как только Илья Ефимович написал Столыпина, как тот тут же был застрелен в Киеве, а «Торжественное заседание Государственного совета», написанное в 1903 году, во время революции 1905-го «убило» всех его членов. Возлюбленная была на девятнадцать лет моложе Ильи Ефимовича. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В это время и увиделся с Мусоргским Репин. А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ».
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Когда же Маяковский явился в мастерскую художника в назначенный час, тот в ужасе воскликнул: Что вы наделали. Через протоки прудов и канавы перекинуты деревянные мостики с перилами.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Посвящалась картина памяти любимого композитора Репина — Модеста Мусоргского. Когда приобреталась усадьба, участок представлял собою чахлый лесок, расположенный в болотистых низинках. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
От картин исходил дух покоя и мира, домашнего уюта, семейного счастья. Лев Григорьевич прожил долгую интересную жизнь и до последних дней сохранял верность своему идеалу творца-подвижника. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В 2017 году отмечался 260-я годовщина Императорской Академии художеств, где и был «вскормлен и воспитан» один из величайших русских художников-реалистов, сын обычного солдата, Илья Ефимович Репин, судьбу которого мы и попытаемся проследить.
— писал Стасов брату. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Вера умела быть благодарной слушательницей, она вдумчиво относилась к рассуждениям художника об искусстве, о его любимом деле – живописи. В конце 1870-х годов Репин много работал над портретами и картинами «Проводы новобранца» и «Крестный ход в дубовом лесу». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Репин при этом тянулся к новым знакомым, к красивым женщинам, блиставших умом и образованностью. «Пенаты» — дом и сад (теперь музей-усадьба) — находились в 44 километрах от Ленинграда по Приморскому шоссе, в поселке Репино (быв.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1940 году в доме Репина Академией художеств был открыт мемориальный музей. Сама же картина неизвестна широкому зрителю — в 1919 году после многочисленных переделок (Репин менял композицию, переписывал фигуры) она оказалась в одной из частных коллекций в Швеции. Третьяков»109.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов.
По желанию хозяйки здесь была устроена мастерская, выходившая в парк. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников.
Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью. Еще и в 1930 году Репин пытался переделывать Пушкина. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Среди завсегдатаев «странного» дома ходили шутки по поводу оригинальных блюд, создаваемых по воле Натальи Борисовны. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В «Пенатах» он снова писал начатую еще в 1870-х годах картину «Крестный ход в дубовом лесу», написал новые варианты картин «Иван Грозный и сын Иван» («Сыноубийца» в 1909 году) и «Дуэль» («Поединок» в 1913 году). Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти.
Он был не в восторге от современного искусства. Шальная мысль с тех пор не покидала парня, он задумал и сам поступить в это учебное заведение. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Картина потрясла всех — и друзей и недругов художника. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Это некий апофеоз Сталина и его соратников.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Однако в целом парк сохранил свой облик до 1940 года, когда был открыт музей. Репин всю жизнь рисовал прибытие парохода. Репину нравилось, что Маяковский много рисовал.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Репин вообще любил работать в компании с другими художниками, радуясь малейшему успеху другого и в самых восторженных выражениях восхваляя собрата по искусству.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Он как будто не хотел расставаться с «возлюбленным поэтом». Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Валентин Серов даже позволил себе резко охарактеризовать своё отношение к ней: «Нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Стол был двухъярусный, с поворачивающейся центральной частью.
Тогда Репин решил поступить в частную рисовальную школу, где преподавал Крамской. Нынешние Пенаты – это чистый новодел. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства.
Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью. Приблизились. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с 2 тыс. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Горького он изобразил читающим только что написанную драму «Дети солнца», а рядом с ним слушающих В. Стасова и Н. Гарина-Михайловского. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Репин познакомил Горького со Стасовым. Нельзя не написать о портретном творчестве Ильи Репина. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
«Я родился военным поселянином. В 1876 году за созданную во Франции картину «Садко», он получил даже настоящее звание академика, к чему даже и не стремился, полностью отдаваясь работе. Какая трудная вещь — кончить картину.
Работа над этой картиной продолжалась несколько лет. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. На многих её снимках художник был запечатлён в разных видах. Был он человеком твердых убеждений.
После Октябрьской революции Куоккала оказывается за пределами нового советского государства. Художник известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране. Это не покажется странным, если знать, что картина писалась с 1904-го по 1908-й годы. Картину приобрел Александр III.
Репин вспоминал позже, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников и А. Куприн. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Фотографии донесли до потомков по крайней мере семь-восемь разных изображений.
М. Бунакову. Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
К этому циклу относилась картина «Отказ от исповеди», «Сходка» и «Не ждали». Однако Репин не оставил и первоначального своего замысла. Из-под репинского карандаша возникла группа смеющихся казаков: лукаво усмехался писарь, стриженный «под горшок», за его спиной — атаман Серко, рядом казак с протянутой рукой, а чуть дальше «Тарас Бульба», грохочущий во всю свою богатырскую силу. Так мы с коллегами и перемещались от шедевра к шедевру, пока не открыли экран у очередной картины, улыбнулись, прочитали название и уже не смогли удержаться от смеха. В музее сохранилась коллекция вещей использовавшихся мастером для создания композиций.
Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. Молва о таланте дошла до Москвы, где владелец гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков заказал ему картину-портрет с деятелями культуры.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. По многим музеям мира разошлись многочисленные этюды, эскизы, рисунки к «Запорожцам»: эскиз картины — в Третьяковской галерее, первый вариант — в Харьковском художественном музее, основная картина — в Русском музее в Ленинграде. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Ее приобрел для своего собрания один из великих князей. Репин создал её скульптурный портрет, красивый по лепке, тонко прочувствованный. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки.
Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy».
Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Быть может именно в подобных ситуациях Репин проявлял лучшие качества своего таланта.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Не поддадимся тебе, но биться с тобой будем». Однако новые интересы, а вернее, уже начатые ранее полотна («Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди») постепенно отодвигали «Запорожцев» на второй план. Через несколько месяцев все то же: «Запорожцев» я еще не кончил.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых. На почти квадратном, сравнительно небольшом холсте художник сгруппировал своих героев. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. Создавая свой парк-сад, хозяева «Пенатов» старались использовать особенности пейзажа этих суровых мест.
Да и сама она была натурой творческой, умела вылепить незатейливую фигурку, нарисовать какую-нибудь зверюшку. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Несмотря на свое вынужденное затворничество в «Пенатах» после 1918 года, Репин не оставлял работы в мастерской и спасеньем его ото всех бед была живопись.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Старшие дочери остались с отцом, а Юрий и Татьяна — с матерью. В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Около трех лет с 1873-го по 1876-й годы художник провел в Париже. Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица он отвергал последнюю исповедь. И снова дикий местный камень становился и фундаментом и ступеньками.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. У пенатского дома своя судьба, в которой были и расцвет и гибель и возрождение. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Художник Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежала к лучшим пейзажным мотивам, когда-либо написанным Репиным». Конец 1880-х годов — тяжелые годы для Репина. Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Некоторые мостики сложены из дикого камня. Картина начала свою, уже независимую от автора жизнь. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Картина стала называться «Пушкин на набережной Невы.
Они были для него отдушиной, в которую проникал свежий ветер «свободы, равенства и братства», дух вольной, никем не покоренной Запорожской Сечи, столь разительно не похожей на современную ему Россию. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Было написано несколько десятков портретов, а также картины «На разведке» в 1904 году, «Манифестация 17 октября 1905 года» (с 1907-го по 1911-й годы), «В осажденной Москве» и «Защитники Москвы» в 1912 году, «Козьма Крючков» и «Бельгийский король Альберт в бою» (с 1914-го по 1915-й годы), «В атаку с сестрой» (с 1915-го по 1917-й годы) и «Пушкин на набережной Невы».
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Делами музея ведала Академия художеств СССР, которой Репин и завещал усадьбу. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Было это в 1868 году. В 1887 году Репин приступил к работе над вторым и окончательным вариантом «Запорожцев». Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки.
Один из прудов был засыпан. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Слышали ли вы когда-нибудь о том, что существует картина Репина «Приплыли».
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Илья Репин вернулся в Пенаты накануне своего 70-летия. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. 18 августа 1904 года в «Пенаты» пришел Горький. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Основополагающей в характеристиках большинства персонажей стала важная сосредоточенность, с которой высокопоставленные чиновники, величаво и в то же время деловито, несли бремя государственной службы. Постоянное требование денег с их стороны стало нормой отношения к отцу. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Вот таким образом и заявил тут же, что футуристом Маяковского не считает.
Но сейчас оно всколыхнуло самые дорогие воспоминания о родной земле. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера. Репин ее соскабливал и писал тут же другой вариант. В такой неунывающей компании, с улыбкой благодарности судьбе подходил художник к финалу.
Гораздо сложнее протекала работа над другим «пушкинским» холстом, который остался в «Пенатах» и стоит на мольберте в мастерской. За несколько недель напряженного труда Репин значительно подвинул вперед картину. После нескольких экспедиций на Украину в Москве Репин начал работу на большом холсте. Известный советский график, художник-иллюстратор и акварелист Владимир Алексеевич Милашевский, приехавший в Петербург в 1913 году, сказал одну замечательную фразу, привести которую лучше полностью в виде цитаты: «Для каждого русского человека поколения моего отца Христос, Толстой и Репин — абсолютные легенды, стоящие рядом на одной полочке». В музее сохранилась коллекция вещей использовавшихся мастером для создания композиций.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. «Пенаты» в начале века были счастливым местом общения самых разных людей. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Фотограф К. К. Булла не упустил случая снять всех.
Среди многочисленных фотографий, запечатлевших репинских гостей в его доме, есть снимок, где зрители видят молодого Владимира Маяковского, стоящего рядом с Чуковским в столовой «Пенатов». Приплыли ли эти двое на случайной барке и расположились тут же, на причале или ждут проходящей баржи, чтобы отправиться в другие места. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Л. Н. Толстого». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену — 35 000 рублей.
В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа. Это письмо запорожцев Репин знал с детства, списки его были широко распространены на Украине. Илья Репин, студент Академии художеств, работал над конкурсной картиной на библейский сюжет «Иов и его друзья». (Эта хорошо известная картина находится во Всесоюзном музее А. С. Пушкина. ). Работу он начал секретно от всех.
Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Тогда-то, помню, я подумал: «А ведь как красивы все бессознательные движения человека, который, абсолютно забыв о производимом впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Гостям за столом не прислуживали, никто, кроме хозяина, не подавал им пальто. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
«Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи. Он всегда охотно писал портреты артистов, художников, музыкантов и писателей.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. «Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море».
Увы, в жизни в этой семье его не знали. В 1880 году Репин был весь поглощен работой над «Запорожцами». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Вот лохмотья. На покатом берегу брошена одежда, ведра с коромыслом, раздевается девушка, спиной к ней снимает одежду старушка. Многие исследователи утверждают, что все «модели» художника вскоре умирали. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Среди русской интеллигенции были популярны репинские «среды», особенно весело проходили они на Рождество. Репин встречал их по средам. Публике картина понравилась. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман-Северовой.
Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. В последующие годы Пушкин на репинском холсте постоянно менялся. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Вегетарианство в «Пенатах» было то строгим, то смягченным и лишь в 1918 году, когда стало очень трудно с продуктами, Репин перешел на обычную пищу. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. С 24 июня 1962 года репинский дом зажил новой жизнью. Но художник переставил многие фигуры, некоторые убрал совсем, ввел много новых персонажей. Возможно, ведь великий художник творил много жанровых полотен.
Он закончил «Крестный ход в дубовом лесу», написал коллективный портрет финских художников, музыкантов и писателей, несколько картин на евангельские сюжеты. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Между ними даже произошла своеобразная дуэль: они одновременно рисовали друг друга.
Часто и в «Пенатах» собирались чисто литературные «среды». Летом 1890 года Репин писал одному из своих друзей: «Работал над общей гармонией картины. Эту светлую и бескорыстную любовь к искусству в свое время тонко подметил выдающийся философ, один из родоначальников русского космизма Николай Фёдоров. В 1887 году он разошелся с женой.
В 1910 году по заказу лицейского общества Репин приступил к работе над картиной «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Сравнивают работы живописца, о котором пойдет речь также со стихами и поэмами Пушкина. К 1910 году образ поэта принял трагический оттенок. В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. Критичный В. Стасов так отзывался о завладевшей сердцем художника даме в письме к брату: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)».
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Думаешь, умрешь и все останется недомалеванным». По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Скандальные ситуации, размолвки стали в семье художника частыми.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Дорожки в парке тоже мостили мелкими камешками с моря. По сравнению с первым эскизом в большую картину Репин внес некоторые изменения. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. Верное решение сразу ему найти не удалось, но оставить своих запорожцев Репин уже не мог. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Илья Ефимович сумел проявить себя в самых разнообразных реноме. В столетнюю годовщину рождения Гоголя Репин написал трагическое полотно, на котором изобразил писателя сжигающим рукопись второго тома «Мертвых душ» («Самосожжение Гоголя» в 1909 году). Репин зарисовывал гостей.
Это были начатые уже художником картины «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Не ждали» и «Отказ от исповеди перед смертной казнью». С ним остались две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия забрала мать.
Он оригинален и удобен. Литературные способности молодой жены поощрялись живописцем. Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Серко, писарь, судья, «Тарас Бульба» и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего». Репин любил эту атмосферу идейных интересов и волнений, она была с юности привычна ему».
Он написал картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». В 1901 году Илья Ефимович приступил к работе над грандиозным (4, 628, 53 метра) групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Мастер создал не одно произведение, в котором события разыгрываются на берегу и о котором можно было бы сказать: Это картина Репина Приплыли. Вместо огромного холста Репин взял крошечный и уныло приступил к работе: Какая жалость.
Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». Впрочем, есть в этом мире вещи, которые действительно лучше не видеть. Картина Репина «Приплыли» – из них. Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки, Мусоргского он застал уже в Николаевском военном госпитале.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Часто читались стихи или отрывки из только что вышедших книг. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В этот же период Илья Репин написал свою первую картину на революционную тему — «Под жандармским конвоем». Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Стасову он писал: «Учиться нам здесь нечему у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов. Его любимым блюдом был, по словам Чуковского, картофель с подсолнечным маслом.
И эскиз и картина были написаны. Вот таким образом ни один его портрет не повторял другого, а система выразительных средств — от композиции до энергии и направления мазка — обнаруживала по отношению к портретируемому удивительную гибкость и пластичность. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Эта встреча положила начало знаменитым репинским «средам», которыми прославились «Пенаты». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Картина всем нравилась, но Репин был ею недоволен и вскоре абсолютно переписал фигуру.
Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Художник был очень рад приезду Бродского, в недавнем прошлом своего ученика. В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Для тех, кто приходил в «Пенаты», было важно, что художник ценил и в других проявления творческого духа. Исчез даже холмик, на котором похоронен художник. Посещали ее занятия не только детки, но и взрослые.
Чертовский народ. Чтобы стать женой стареющего Репина, Наталья порвала со своей семьёй. Работаю иногда просто до упаду очень устаю». Менялись настроения Репина, менялся и его «Пушкин». Одну из них, начинавшуюся сразу от резных ворот, засадили березами, другую, проведенную от дома, — молодыми елями (ее Репин назвал аллеей Пушкина). Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. 1835 год».
Репин так больше и не вернулся в Россию. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия.
Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил. Чуковский был свидетелем создания многих картин Репина, сопутствовал ему в поездках и в значительной степени разделял увлечения художника, стал первым редактором литературных трудов Репина, объединенных в книге «Далекое близкое». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Но вскоре в его письмах друзьям появились упоминания о «давно задуманных картинах из самой животрепещущей действительности, окружающей нас, понятной нам и волнующей нас более всех прошлых событий». Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Общение с прежними друзьями было только заочным. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе из-за необычной формы носившем название «Аэроплан».
Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Появлялись полотна уставшей к вечеру молодой мамы, на миг присевшей отдохнуть в кресле, портрет черноволосой «парижанки» Наденьки, разметавшейся во сне по белоснежной подушке. В основном композиция и главные персонажи — Серко, писарь, «Тарас Бульба», казак с протянутой рукой, сидящий слева запорожец в рубахе и некоторые другие — остаются те же, что и в карандашном наброске. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне Вот, вот, кажется, настукал И вдруг все рухнет в сторону и клад опять провалился» — так писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова: «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба» В 1925 году: «А «Пушкин» все еще не кончен». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Репин не раз подчеркивал, что хочет изобразить вдохновенные волосы молодого трибуна.
Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Он писал этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты в частности, Тургенева, задумал и написал большую картину «Парижское кафе». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Он умер в «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Однажды после очередной вспышки Нордман решила ненадолго уехать, чтобы прекратить ссору, но оказалось, что расставание получилось навсегда. На образовавшемся участке разбили огород.
Далее художник не раз обращался к образу революционера. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Раздумывая о реальном масштабе личности художника Репина, стоит обращать внимание не только на разнообразие тех самых жанров, которыми он искусно владел и художественных техник, что так виртуозно использовал в своем труде, но также реальную многогранность его личностных и творческих интересов. Так, А. И. Куприн в 1920 году вспоминал события пятнадцатилетней давности, когда ему довелось наблюдать работу Репина над портретом М. Ф. Андреевой: «Палитра у Вас лежала на полу (это было в стеклянном павильоне) Вы придерживали ее ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались и все это было так естественно, невольно, само собой, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Девочка-подросток казалась Репину очень близким, родственным его душе человеком. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Опекаемая чужой семьёй, умерла Наталья Борисовна в июне 1914 года. О. Оказалось, что поэт специально зашел в парикмахерскую и обрил себе голову. Во время самого заседания художник (впервые в своей практике) применил для работы фотографическую съемку. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию.
Здесь, уже на русской земле, он написал замечательную картину «На дерновой скамье», представлявшую собой групповой портрет в пейзаже. Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. Он тоже поселился в Куоккале, на «Вилле Линтула», примерно в двух километрах от «Пенатов».
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Тогда же он написал портреты Л. Андреева, жены Горького М. Андреевой, В. В. Стасова. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Тут же Репин написал бивачный костер и фигуры перепрыгивающих через огонь. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Маяковский утешал его, мол, вырастут.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Похоронен Илья Репин в парке усадьбы, который был создан его руками и по его замыслам. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Повелеваю вам, чтоб есте добровольно поддались нам со всеми людьми». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Он писал личные портреты, жанровые полотна и исторические картины, в его «арсенале» есть и пейзажи и графика и даже скульптура. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с 2 тыс. Перед ним тюремный священник с крестом в руках. Репин дважды подавал прошения об отставке. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. ». Колористический строй портретов, в сопоставлениях «официальных» цветов российского чиновничества — черного, золотого, красного, голубого и белого, сообщал изображаемому парадную торжественность.
Конечно, все это несколько притянуто за уши, но «жертвами» Репина стали Мусоргский, Пирогов, Федор Тютчев, актриса Мерси дАржанто, Писемский и даже вполне здоровые мужики, служившие натурщиками при написании «Бурлаков». В 1863 году их «шарага» остановилась неподалеку от местечка Острогожска, в котором родился художник Иван Крамской. В ее туалете чувствовался парижский вкус. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить.
В трудные 1920-е годы парк постепенно приходил в запустение. Пришлось пожертвовать очень многим и менять много в цветах и личностях. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Одним из самых знаковых в его творчестве стал портрет Модеста Петровича Мусоргского. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. Потому творчество этого человека трудно переоценить, вклад его в русское искусство просто нереально богат.
«Запорожцы» стали для Репина большим, чем обычной очередной картиной. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Постепенно Илья привык к её обществу и тосковал, когда они подолгу не виделись. Помимо работы над новыми произведениями Репин часто возвращался к старым сюжетам. Сходство черт лица и выражение были поразительны.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». Берега прудов укреплены булыжником, у воды выросли ивы.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В Париже художник даже снял для себя мастерскую, где работал.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Он умел распознать талантливость в любом роде человеческой деятельности. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В мастерской собирались многочисленные друзья Репиных. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
После очередного увлечения Ильи Ефимовича жена потребовала разрыва отношений. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось». Сохранилось много фотографий круглого репинского стола. Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась) Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234.
На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Наталья Нордман была адмиральской дочерью, она происходила из обрусевшего шведского рода. Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. Очень скоро развился туберкулёз.
Репин согласился всего за полторы тысячи, на том и порешили. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей.
Изобразить работу мысли, неуловимые приметы вдохновения, чуда, которое предшествует рождению художественного образа, — были той «синей птицей», которую стремился настигнуть художник. И что это вас угораздило. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи.
В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине экспонировались на выставке произведений Репина и Шишкина в Академии художеств. Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины, — это-то есть. Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. Тема и сюжет картины, ее основные персонажи остались те же, что и в эскизе. Ведь Мусоргский — один из самых крупных русских музыкантов. Здесь Репина застали трагические события 1905 года. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас.
Родился маленький Илюшка в местечке Чугуево, что в Харьковской области на Украине. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Ради удовлетворения материальных запросов многочисленных членов семьи, художник отстранялся от своих больших художественных замыслов и вынужденно брал заказы на портреты. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Их сводили воедино звуки вальса, они устраивались рядышком во время игры в фанты. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Домашних своего постепенно разраставшегося семейства художник зарисовывал. Участок пришлось осушать, для этого в будущем парке было вырыто пять прудов. В такие моменты он посылал ей письма. В 1873 году Репин завершил работу над картиной «Бурлаки на Волге». Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883).
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. «Гопак» стал третьей картиной изображающей так полюбившихся художнику «лыцарей духа», как они сами себя называли. Илье Репину привелось увидеть Мусоргского в последний раз в начале поста. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Сад «Пенатов» тоже стал достопримечательностью и бывавшие здесь гости связывали его с творческой индивидуальностью Репина.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Первыми гостями в «Пенатах» были В. В. Стасов и члены его семьи 24 июля старого стиля 1904 года, в день рождения Репина. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Может быть, потому к Репину так любили приезжать люди молодые — литераторы, художники, что в «Пенатах» они могли услышать всегда непосредственный и искренний отклик на все, что их волновало.
Жена не успевала за ним, да и по складу характера не стремилась быть светской львицей. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Куоккала). Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин задумал изобразить фигуру Пушкина к столетию его рождения и написал большой холст, очень декоративный и эффектный. Там он уже получал довольно крупную сумму – по двадцати пяти рублей за месяц.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Гостей бывало много, чувствовали они себя свободно и высказывались обо всем открыто. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после продажи «Запорожцев» давало ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Художник не выдумал своего героя. «День прошел — чудесно. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Свое состояние художник так описал в письме к В. В. Стасову: «До сих пор не мог ответить Вам, Владимир Васильевич, а всему виноваты «Запорожцы», ну и народец же. Отдохнув, он создал в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры — «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. Желтый янтарь песка, глубокая синь воды, простор неба — и бурлацкая ватага в серых, грязных, рваных лохмотьях, насквозь пропитанных соленым потом, в прогнивших онучах или развалившихся лаптях. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в «Пенаты». Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. После вторичной женитьбы отца отношения с детьми приобрели явно скандальный характер.
Это сделано мастерски. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В доме повсюду висели плакаты: «Не ждите прислугу, её нет» или «Всё делайте сами» и прочие. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Был он человеком твердых убеждений.
Приходил каждое утро на пристань и ставил два мольберта. В «Пенатах» сохранились подготовительные работы к картине: маленький эскиз, этюд крестящегося в запорожской бурке, а также несколько превосходных рисунков отдельных персонажей. В том же году Репин вернулся в Россию. же никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию.