Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Репин никуда не делся. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве.
Крамской. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Мне минутами становилось страшно. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Это вы сами.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Так ли это – судить зрителям. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. — Да это превосходно. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Она ушла из жизни в 1931 году55. Вид царя ужасен: его лицо испачкано кровью, глаза вылезли из орбит, редкие волосы растрепались.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. На моих друзей она производила то же впечатление. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах».
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. художественный музей им.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Третьяков»109. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
"Я родился военным поселянином. «Как. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репин дважды подавал прошения об отставке. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Это лучше всех ваших академических работ. Этюд получился превосходный. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Эта история получила название «бунт 14». Они жили в Пенатах в течение двух недель. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Вот она вещь в уровень таланту.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Мне минутами становилось страшно». О картине появилось много статей в периодической печати.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. За окном летний день.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Эти художники сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Стасов присылает ему все, что он просит. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин стал очевидцем казни народовольцев.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что абсолютно отвечает истории». Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Публике картина понравилась. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Все заняты. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Работал весь день, не замечая времени.
Репин встречал их по средам. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Убийство свершилось.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Имя Репина стало широко известным.
После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. М. Бунакову. Репин считал сам эту картину красивой.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Пятый факт. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. О чем эта история.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Чтобы придать картине лиричность и не отвлекать внимание зрителя от разнообразия ярких человеческих типов, художник умышленно выбрал именно вечернее освещение. А вот девочка недоверчиво и испуганно глядит на вошедшего: когда отца забрали, она была совсем крошкой и теперь не узнает его.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Каждый персонаж переживает что-то своё. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Неподражаемый мастер в передаче непосредственных впечатлений, красочного великолепия действительности, Репин никогда не ограничивался этими первыми материалами. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165.
Но он мечтает о большем. Рисунок уверенный, лепка твердая. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. я работал завороженный. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Берег Волги. Первый факт.
Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. А свеча становилась ниже и тени менялись. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Л. Н. Толстого». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. -— И. Г. ), они много смеялись». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто.
Она была закончена только в 1891 году. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Не доносчик ли. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Комната небогатой интеллигентной семьи. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Много учился на написании портретов близких и друзей. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Написан портрет вдохновенно.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Подробность шекспировского комизма.
Он идет прямо к матери. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Казалось, она спит. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Труд — вот что определяет и украшает человека.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. К тому же и погода благоприятствовала работе. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. — сказал Крамской. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. И вот уже перед нами не царь, а отец.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Америка—Франция—Россия. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.