Иллюстрации к стихотворению Лермонтова "Русалка".
Невыразителен рис. Хигера к «Боярину Орше», «Мцыри» и «Тамбовской казначейше». илл. ).
Константинова. Исключение — «Песня. » с илл. Врубель должен быть причислен к классикам русского искусства – значение его в истории русской живописи очень велико. Д. Б. Дарана к «Тамбовской казначейше», А. П. Журова к «Бэле», А. Заславского к «Мцыри», Клементьевой к «Демону», А. Я. Мирошхина к «Песне. » и «Беглецу», Ю. Л. Оболенской к «Вадиму» и «Испанцам», Ю. Н.
В 1852 Н. Н. живописца Шварца богатые возможности. Исключение составляют 3 авторские иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рис. Корнилова. Замирайло), других – историч.
Первым обращением к творчеству Л. художника-профессионала принято считать картину В. А. Тропинина, существующую в двух вариантах под разными назв. : «Казначейша» и «Женщина в окне» (масло, без даты ГТГ). иллюстрация к «Маскараду», ныне утерянная (акварель). Исключением является иллюстрация В. В. интонация нек-рых произв. в области иллюстрирования произв.
Художник выполнил 2 сюиты рис. сюжеты (Кустодиев, И. Я. Таким образом, у Лермонтова с тамбовцами сложились непростые отношения.
Все это не позволяет считать доказанной связь картины Тропинина с поэмой Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. В 1898 художник В. К.
(1939 и 1941), вызвавшие к жизни ряд иллюстрированных изданий: «Полное собр. В. Н. Масютина (Мюнхен, 1922), тот же роман с илл. Мастерством исполнения, экспрессивностью, не лишенной оттенка театральности, отличаются 2 станковые иллюстрации, созданные в 60-х гг., но оставшиеся в то время неопубликованными: рис. За рубежом в это время были изданы: «Герой. » с илл. Арсеньева: «Как бог даст милость свою и тебя отпустят, то хоть Тарханы и Пензенской губернии, но на Пензу ехать слишком двести верст крюку, то из Москвы должно ехать на Рязань, на Козлов и на Тамбов, а из Тамбова на Кирсанов и Чембар, у Катерины Аркадьевны (Е. А.
С. С. Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным. Шишкин, работая над иллюстрацией к стихотворению «На севере диком» (1890), дал, наряду с графическим, живописное воплощение этой темы картина иллюстрирует 1-ю строфу и выполнена в жанре реалистического пейзажа, отчего сложная символика стихотворения остается за пределами изобразительного решения. с илл. В 1914 изд-во «Грядущий день» готовило собр.
Ушакова-Поскочина (тт. В 1891 «Демон» с илл. Характерна для поэта-художника акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой" (ГБЛ). В 1900 г. начал писать второго "Демона" (ныне собственность В. П. Репин — это было его первое обращение к Лермонтову.
художники начинают пристальнее вглядываться в образы классической литературы. Др. Кузьмин, Т. А. А. О. Вальтера).
Война помешала выходу мн. выделяются илл. А этот носик. поэмы и баллады (Е. Е. (М. В. Пешков сообщает следующее: «О нем сведений никаких обнаружить не удалось, кроме того, что губернский казначей не отличался щепетильностью и частенько воровал казенные деньги». Другая крупная его работа — серия иллюстраций к «Княжне Мери», выполненная в реалистической манере.
Первую серьезную попытку интерпретировать поэму «Демон» предпринял Зичи (вначале совместно с Лагорио и Шарлеманем). Митрохин, В. Д.
Якимченко) к поэмам «Ангел смерти» и «Джулио» (Митрохин), «Аул Бастунджи» (М. Малышева и Клодта. Впрочем я отчасти Поклонник голубых очей И не гожусь в число судей.
В 1883 г. профессор А. В. Похороны убитых». Добужинский сделал неск. Полуэктова (Берлин, 1921) и «Тамара» с илл. Три рис.
Сарьян), «Кавказский пленник» (Якимченко), «Корсар» (Замирайло), «Литвинка» и «Олег» (Чемберс-Билибина) к романам «Вадим» (В. Изящны и лиричны заставки — илл. Зичи был издан в Тифлисе. к стих. Л., граничит с деятельностью художников «Мира искусства», рассматривавших книгу как произв. Характерен обширный цикл станковых илл.
Замирайло и Якимченко к «Мцыри» и Комарова к «Герою. ». графики) попыткой целостного осмысления творчества Л. в изобразит. Вновь привлекает внимание художников сказка «Ашик Кериб»: сюита А. И. В целом они отмечены экспрессией и лаконичностью, однако многие из них однообразны и неглубоки (опубликован только цикл рисунков к «Бородино» М., 1967). к Л. занимали значит.
Петров-Водкин (картина экспонировалась в 1941 на выставке в Ленинграде место хранения неизвестно не воспроизводилась). Комаров илл. В. В. Каллаша (М., 1914—15). В. Е. Генкель, тт. Напротив, найденная Врубелем новаторская манера изображения, пренебрежение деталями ради обобщенных решений и смелые поиски в области техники рисунка привели к созданию образов, конгениальных поэзии Л. («Герой. », «Демон» илл. Его иллюстрации — лишь жанровые картинки.
Добужинский). Бехтеева к «Герою. » (1936): выбор сюжетов свидетельствует о стремлении художника интерпретировать психол. к «Мцыри», заново переработанными художником, этот лермонтовский цикл представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования Лермонтова и занимает видное место в советской книжной графике. к лирике). Шмаринова («Герой. », М., 1946). и экспрессивным рисунком и серия илл.
Типичное издание такого рода — «Северное сияние. Что небо. Билибина к «Песне. » с их изящной стилизацией (1904) и акварель к стихотворению «Воздушный корабль» с ее фантастическим колоритом (1909), а также рис. В 1905 Кустодиев применяет эти приемы в сюите иллюстраций к «Песне. »: он добился определенного ритма в общей композиции стилизация и декоративность преобладают и здесь, однако они не противоречат реалистической трактовке образов (противопоставление нравственного начала и мудрости народа жестокости царя-деспота). Война помешала выходу многих изданий остались неопубликованными илл. с Лагорио и Шарлеманем).
В 1830 году была создана трагедия «Испанцы». Многие участники изданий пользовались принципом жанрового решения илл. Безвкусицей отмечены т. н. «роскошные» изд.
Работа Зичи была единственной (и для дореволюционной графики) попыткой целостного осмысления творчества Лермонтова в изобразительном искусстве. Кардовский выполнил для него 5 илл. Наиболее интересны работы Петрова, Рудакова, Тырсы, Фербера и Хигера. Зарецкий). А. И. Комарова) «Три пальмы» (М., 1915 илл.
Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П. Е. Заболотского, уже известного тогда художника. Важным достижением многих участников издания было создание циклов иллюстраций к одному произведению преимущество этого метода проявилось в сравнении работ разных художников: если Маковский иллюстрировал только первые строки «Бородино» игнорируя основное содержание стихотворения (то же и в илл. 30-х гг. А перламутровые зубки, А голос сладкий как мечта. Мамонтова, В. Д. Материал взят из «Лермонтовской знциклопедии».
Васнецов — «Дубовый листок», «Когда волнуется желтеющая нива», «Как часто, пестрою толпою окружен» Волков — «Родина» Дубовской — «Спеша на север издалека», «Мцыри», «Утес» Иванов — «Желание»). Вместе с ранними илл. Пастернака «Умирающий гладиатор» и Л. Васнецова «Как часто, пестрою толпою окружен»), то циклы, созданные В. Васнецовым («Песня. »), Врубелем («Герой. », «Демон»), Ивановым («Боярин Орша»), Поленовым («Спор»), Репиным («Пророк»), выражают определенную концепцию иллюстрируемого произв. появились интересные произв.
Огарёвой-Тучковой). поэмы с илл. листом, гравировка Симмонса 1860 ИРЛИ). (тушь — силуэт Домик Л. ). Работа Зичи была единственной (и для дореволюц.
Клодт выступил на 3-й Передвижной выставке (1874) с жанровой картиной «Въезд улан (из «Казначейши» Л. )». на сюжеты Л. : были закончены давно начатые работы Н. В. Петрова к циклу драм Л., К. И. Рудакова к «Тамбовской казначейше», Г. К. Савицкого к «Княжне Мери», А. Д. Силина к «Аулу Бастунджи» и «Ашик Керибу», А. А. Суворова к «Маскараду», Н. А. Ге создал полную драматизма картину иллюстрирующую кульминационный момент поэмы «Хаджи-Абрек». Билибин), третьих — ироническая интонация некоторых произведений (М. В.
Иллюстрированные издания «Тамбовской казначейши» выходили в XIX столетии несколько раз: в 1863 году поэму иллюстрировал К. Д. Русский художественный альбом» (СПБ изд. Лермонтова, граничит с деятельностью художников «Мира искусства», рассматривавших книгу как произв. Семенова к «Песне. » (Л., 1974).
движении. А. А. Литовченко представил на Академической выставке композицию на сюжет из «Демона» («Тамара» место хранения неизвестно не воспроизводилась). Все значительное, что дали 1900-е гг. Значительных успехов добились на этом пути Серов («Герой. », «Демон»), Пастернак («Маскарад», «Мцыри»). В. Г. Шварца», СПБ, 1872).
Первую серьезную попытку интерпретировать поэму «Демон» предпринял Зичи (вначале совм. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры романтическая интонация не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуальную выразительность рисунка. Шварцем и в 1865 А. И. занимали значительное место.
Два рис. Внимание иллюстраторов к «Песне про. место. к «Демону» весьма наивны. (из воспоминаний Н. А. Она примечательна своей поэтичностью. В деятельности этих мастеров книжной графики илл. Добужинский иллюстрировал «Тамбовскую казначейшу» (СПБ, 1913) изысканная стилизация, высокий артистизм исполнения в сочетании с тонким проникновением в ироническую стихию поэмы делают иллюстрации Добужинского одним из лучших образцов русской книжной графики начала 20 века.
И. Комаров), «Испанцы» (Митрохин), «Странный человек» (А. Г. полны трагедийной напряженности, психол. Та же экспрессия – в духе Орловского – присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести А. Мар- линского «Амалат-бек». Принципиально иное решение дает в своих иллюстраций к «Герою. » (1941—45) Л. Е. характеристики персонажей проникновенны и точны. сов.
Произведения его находятся в музее Александра III, в Третьяковской галерее, в музее Академии Художеств и во многих частных собраниях. Гагарина «Сон». эти губки, Два свежих розовых листка.
Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта:. Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма («засахаренности», по определению В. В. Стасова). Все значительное, что дали 1900-е гг. В 1891 «Демон» с иллюстрациями Зичи был издан в Тифлисе.
Константинов («Мцыри»), Э. М. Криммер («Песня. »), К. Кузнецов («Тамань»), П. Я. Павлинов («Герой. » изд. Художник выполнил 2 сюиты рисунков к «Демону» и несколько станковых акварелей. На предложение Мамонтова откликнулся и В. М. Многие рисунки М. Ю. Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию. К предвоеннным годам относятся два юбилея Лермонтова. Добужинскому было дано «провидеть» Лермонтова: его иллюстрации к «Тамбовской казначейше» свидетельствуют о том, насколько тонко и точно художник чувствовал созданное Лермонтовым художественное пространство, его поэтику, принципы и способы его описания предметов, героев и событий.
Конечно, в сравнении с литературными произведениями изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Ковригин иллюстрирует здесь отрывки из поэм «Хаджи Абрек» и «Тамбовская казначейша». к «Бэле» В. А. Агина. его же) «Лирические картины» (М., 1915 илл.
Сюита илл. Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное – всадников (карандаш, 1832 – 1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832 – 1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830 – 1832).
Любил трепать ее ланиты Разнежась старый казначей. манере. При жизни М. Ю. к «Княжне Мери», выполненная в реалистич.
Митрохин иллюстрировал стих. М. П. Резко отличаются от них иллюстрации Шарлеманя к той же «Песне. » (изд. Очевидной стала ограниченность возможностей чисто жанровых решений и при иллюстрировании «Героя. » (Дубовской, Савицкий) и «Демона» (Поленов): в стремлении запечатлеть конкретность ситуации и обстановки иллюстраторы упускали филосовское и нравственное содержание этих произведений.
ЛН, тт. соч. изданий остались неопубл. Лагорио написал романтический пейзаж «Вид замка царицы Тамары в Дарьяльском ущелье», который можно рассматривать как иллюстрацию к стихотворению «Тамара» (ГРМ воспроизведена в цветной литографии, ИРЛИ). набросков к лирике возможно, для него же были подготовлены и илл. А глаза. Художник пытается передать скрытый накал страстей, присущий герою Лермонтова, его рисунки полны экспрессии, достигнутой путем сложной игры светотени и резких изломанных линий: однако явное подражание Врубелю несколько снижает их ценность.
Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко оттуда видна половина Грузии как на блюдечке и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту так сидел бы да смотрел целую жизнь. Сильно пострадал после редактирования и текст поэмы. Хигера к «Боярину Орше», «Мцыри» и «Тамбовской казначейше». Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике», портретная миниатюра Эмилии – героини «Испанцев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. Посредственно выполнены иллюстрации неизвестного художника к «Мцыри» иллюстрация Н. Негодаева к «Демону» комична в своем безвкусии, а гравюра с картины М. И. Пескова «Кулачный бой при Иоанне Васильевиче Грозном» создавалась вне связи с поэмой Лермонтова. 1939). И не только из-за «Тамбовской казначейши».
Врубеля. В дальнейшем русские художники неоднократно обращались к поэзии Лермонтова. Сегодня некоторые тамбовцы, не имея документальных доказательств, вообще отказываются верить в то, что Лермонтов бывал в Тамбове, ведь поэт не упоминал его ни в одном из своих документов. Лермонтов ехал в Тарханы тем самым путем, который указала ему в письме бабушка, Е. А. работа Белкина, а также иллюстрации неизвестного художника к «Хаджи Абреку» (М., 1929) и В. Козлинского к «Герою. » (М., 1932). Глазунова, СПБ, 1865). Эберлинга («Демон», СПБ, 1910).
За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ – прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. Верещагина к «Княжне Мери», эскизный характер рисунка, как художественный прием, был новаторским для того времени. «Спор» (М., 1913) он разработал все оформление книги и создал стройную сюиту, где все элементы связаны воедино и строго подчинены сюжетному ритму, а яркая декоративность и сказочность соответствуют общему колориту «Спора». Е. И.
Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, пространство строится ритмично развертывающимися в глубину перспективными планами все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. серия «Рисунки к сочинениям русских писателей». изд-во И. Д. Сытина и др. И. И.
Рисунки Лермонтова на обложке "Вадима" связаны с темами и образами незавершённого романа. Цикл станковых илл. Кузьмин прочел «Маскарад» как остросюжетную драму, тонко передал ее романтический колорит. иллюстрацией «Портрет мужчины в плаще» (сепия, 1836), несмотря на свидетельство А. П. Шан-Гирея о том, что «это фаталист». Впервые книжные иллюстрации к произведениям Лермонтова появились в 1844 году, в иллюстрировании литературного сборника «Дамский альбом, составленный из отборных страниц русской поэзии. ».
украшением издания были заставки к лирич. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта. Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом. М. Я. Чемберс-Билибиной «Три пальмы» (1908 ИРЛИ) — первые попытки соединить с поэзией Лермонтова приемы книжной графики, разработанные «мирискусниками». (Трутовский — «Казачья колыбельная песня» и «Тамбовская казначейша») однако для таких произв., как «Сосед» или «Соседка» (Иванов), а тем более «Морская царевна» (Савицкий), это оказалось неприемлемым, так как приводило к слишком прямолинейному раскрытию символики стихотворения. В 1876 Л. Ф.
почти не дали илл. К столетию со дня рождения Л. изд-во «Печатник» предприняло «Иллюстрированное полное собрание сочинений» под ред. Клодта «Тамбовская казначейша» (1874). Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, – «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837 – 1838). к Лермонтову.
в области иллюстрирования произв. «Демона», а потом и собр. Н. В. Ильина к стихам Л. («Лирика», М., 1958), возрождающие традиции книжной графики начала 20 века. В. Острогорского (СПБ, 1891) с илл.
Митрохин, В. Д. Могилевского (М., 1947) лирична, полна поэзии илл. стихам работы Замирайло, Митрохина и А. П. Остроумовой-Лебедевой. по отношению к лирике Лермонтова (впоследствии его стали разрабатывать мастера сов.
Билибин), третьих – иронич. (цветные открытки) Вл. В некоторых случаях это было оправдано наличием элементов жанра у Лермонтова. Зичи в 1860 написал картину «Демон и Тамара» (ГТГ воспроизведена отд. История «Тамбовской казначейши» начинается в декабре 1835 года, когда М. Ю. Тырсы к «Герою. », В. А. Фербера к «Герою. », Е. Я. Однако эта попытка оказалась несостоятельной: привлеченные к изданию художники в большинстве своем были чужды стихии лермонтовского творчества.
Добужинский). (Клепиков С. Лермонтов и его произведения в русской народной картинке, ЛН, т. 45—46). В 1879 он получил от изд-ва Глазунова предложение иллюстрировать отд. А председатель Тамбовской ученой архивной комиссии Алексей Николаевич Норцов, написавший исследование «Материалы для истории дворянских родов Мартыновых и Слепцовых с их ветвями (с гербами, портретами и таблицами)» (Тамбов, 1904), всегда защищал фамилию своего дальнего родственника – участника дуэли. И. С. Казалося, для нежной страсти Она родилась. Тему «бедствий войны» продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, – «При Валерике.
Советские книжные графики идут преимущественно по пути создания иллюстрированных циклов. Все эти попытки воплощения лермонтовских образов в творчестве живописцев, разнообразные по тематике и жанрам, не оставили (за исключением работ Врубеля) заметного следа в истории русского искусства. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Савицкого, М. Е. к «Маскараду» и «Княжне Мери» оказался статичен и невыразителен.
Романтический пафос творчества Лермонтова оказался недоступен и замечательному интерпретатору «Мертвых душ» А. А. Агину: 8 его набросков 40-х гг. Наиболее интересны работы Петрова, Рудакова, Тырсы, Фербера и Хигера. Кустодиева. Его иллюстрации к стихотворению «Как часто. » и неоконченной повести «У графа В. » принадлежат к лучшим попыткам истолкования творчества Лермонтова в изобразительном искусстве. «Испанская страсть», в соответствии с романтическим каноном – потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды. Конечно изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному.
Кузьмина («Маскарад», М., 1949) и Д. А. И. Тоидзе отмечены ярким нацилнальным колоритом и юмором. Лермонтова путем изображения реалистического пейзажа, хотя бы и подсказанного текстом, обнаружил свою несостоятельность: сложная символика поэзии Лермонтова оставалась за пределами изобразительного решения даже в таком первоклассном рис., как «На севере диком» Шишкина тем более очевидной стала бесплодность реализации символического образа в других случаях (Айвазовский — «Дары Терека», «Парус», «Тамара» А. М. 12 иллюстраций к произведениям Лермонтова в этой серии (тт.
Мавриной к «Измаил-Бею» (1937—39) воссоздает романтическую стихию поэмы, что достигается сочетанием острого штриха с прозрачным колоритом, неуловимыми переливами тонов, умением остановить фигуры в их стремит. Были опубликованы также илл. соч. 43—44, с. 419).
Из них заслуживают внимания только «Избранные сочинения» под ред. Штемберг выполнил роспись плафона в усадьбе Середниково — «Демон и Ангел, уносящий душу Тамары» роспись отмечена приторной «красивостью». Тропинина «Казначейша» (1841) и М. П. Большим мастерством отличаются гравюры В. А.
И. И. Иллюстрации в других изданиях носят чисто ремесленный характер таковы серии «для народа», особенно «Иллюстрированная лермонтовская библиотека», которую во множестве переизданий выпускали в 1891—1915 изд-ва Ф. Павленкова (СПБ), С. Панафидина (М. ), Иогансона, а также серия «Дешевой библиотеки» (П., 1915—16). к «Княгине Лиговской» по-видимому, для этого же изд.
В 1853 график А. М. Волков выполнил иллюстрацию к «Боярину Орше» — «Орша застает Арсения у дочери» (перо, ГЛМ). Сохранились живописный портрет А. Н. Муравьева, акварельные портреты А. А. Кикина и А. А. Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А. И. Одоевский). появилось множество иллюстрированных изданий Лермонтова. произв. иск-ва, в к-ром все элементы оформления (обложка, титул илл., заставки) должны составлять единое целое, органически связанное с текстом.
Марченко А., автор романа в документах и письмах «С подорожной по казенной надобности», утверждает: «И собачье одеяло и перина пуха легчайшего кстати пришлись, а вот долгуша – не пригодилась свой первый офицерский отпуск – «на шесть недель в губернии Тульскую и Пензенскую, по домашним обстоятельствам» – Лермонтов получил лишь 20 декабря 1835 года. иск-ве. Врубель и с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве. Если дом казначея находился против гостиницы «Московской» (ныне ул. Т. Г. Свойственные им культ утонченности и условности, стилизаторства и декоративности, стремление к фантастическому, склонность к пародии и гротеску определили круг избранных ими произведений Лермонтова.
Возможно и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий. Васнецов — «Горные вершины», а также «Родина» — рисунок, который не появился в издании). Одних художников привлекали кавказские поэмы и баллады (Е. Е. Прахов пригласил его в Киев для реставрации и росписи Кирилловской церкви. В 60-е гг.
Тырсы к «Герою. », В. А. Фербера к «Герою. », Е. Я. Три полотна — «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1900) и «Демон поверженный» (1901—02) так же, как и серия его книжных иллюстраций к этой поэме (1890—91), по глубине философского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства.
станковых акв. коллизии романа. Известно, что документальных доказательств того, что Лермонтов останавливался в Тамбове, не найдено, хотя многие ученые – литературоведы, краеведы – считают этот факт абсолютно несомненным и не требующим доказательств. Название города в самом тексте тоже заменили буквой Т с точками. крупная его работа – серия илл.
К. Д. В 1885 к «Демону» обратился М. А. Трутовский как иллюстрации к поэме рассматривались картины В. А. Обширную серию иллюстраций к разным произведениям Лермонтова создал П. В. сочинений» с илл. к «Демону» и неск. Образец этого жанра — серия заставок и концовок к «Демону», к-рую в 1914 выполнил Лансере для неосуществленного изд. М. Лагорио (Берлин, 1923).
В эти годы появляются циклы его гравюр к «Герою. » (М., 1963), «Стихотворениям» (М., 1969), «Демону» (М., 1965). Соломко («Песня. », СПБ, 1897), К. В. Шарлеманя («Бородино», «Валерик») и О. Л. Делла-Вос-Кордовской («Сказка для детей» см. Самое значительное в этом цикле – «Портрет герцога Лермы» (1832 – 1833), первое известное живописное произведение Лермонтова.
илл. Иллюстрирование произведений Лермонтова в 60-е гг. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий.
деталей, связывающих его с сюжетом «Тамбовской казначейши». Картина М. Ю. Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (картон, маслоИРЛИ) привлекает мастерством в передаче перспективы и световоздушной среды. Лансере, Д. И.
С середины 30-х гг. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Ну, что такое бирюза. Рябушинского) – одну из лучших его картин. М. В.
Глазунова к «Мцыри» (М., 1965) передает романтическую коллизию поэмы. Гл. В 1879 он получил от изд-ва Глазунова предложение иллюстрировать отдельное издание «Демона», а потом и собрание сочинений Лермонтова. "). изд. Замирайло), других — исторические сюжеты (Кустодиев, И. Я. Оба издания не осуществились.
Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:Монго – повеса и корнет, Актрис коварных обожатель, Был молод сердцем и душой, Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил. Породы английской он был – Флегматик с бурыми усами, Собак и портер он любил, Не занимался он чинами, Ходил немытый целый день, Носил фуражку набекреньИмел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед, И не тянул ноги он в пятку, Как должен каждый патриот. Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М. Ю. Флавицкий, в 1891 году – К. А. Шевченко к стихотворению «Умирающий гладиатор» и акварель Г. Г. (1941), к-рые иллюстрировали Билибин («Песня. »), Л. Гудиашвили («Ашик Кериб»), А. Ермолаев («Бородино»), С. Закржевская («Стихотворения»), Л. Зусман («Мцыри»), К. А. В этом отношении издание «Тамбовской казначейши» с иллюстрациями Добужинского – качественно новое явление, которое можно рассматривать лишь на общем фоне развития русской книжной графики начала XX столетия», – подчеркивают В. Э.
Бунин. II—III) были первой попыткой дать образную интерпретацию творчества писателя. И. А. Вацуро и А. В. Здесь впервые появились иллюстрации к сказке «Ашик Кериб» (Лансере), к драмам «Два брата» и «Menschen und Leidenschaften» (В.
были книги, выпущенные изд-вом Сытина: «Казачья колыбельная песня» (М., 1914 илл. Васнецов: в 1882 его полотно «Зачем я не птица», выполненное в героико-романтическом духе, экспонировалось на 10-й Передвижной выставке. книжной графики). В 40—50-е гг. Его трактовка образов оказалась поверхностной вместе с тем все 11 иллюстраций безупречны по технике рисунка, весьма декоративны и хорошо компануются с текстом, что сделало первое иллюстрированное издание поэмы значительным явлением в истории русской книжной графики (книга неоднократно переиздавалась). Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой «юнкерской теФради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832 – 1834). I—IV, 1862—1865). В 1889 К. Е. Маковский получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Демон и Тамара» в трактовке образов поэмы художник, как до него Зичи, не избежал салонности и «красивости».
Так возник замысел поэмы "Мцыри", которая была закончена поэтом в августе 1839 года. Подражанием этому изд. купца Калашникова», выполненные в 1862—1864 В. Г. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г. Г. Гагариным. В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба.
и пошла резня. И два часа в струях потокаБой длился. Зичи создал также много мелких карандашных зарисовок к повести. «На севере диком» (карандаш, 1841). В деятельности этих мастеров книжной графики илл. В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы образующие «испанский цикл».
Фаворского к «Песне. » (М., 1956). Зичи создал также мн. М. А. Поленов в 1880 начал работу над картиной на тему стихотворения Лермонтова «Желание» («Зачем я не птица. ») картина не была написана, сохранился лишь эскиз.
связано прежде всего с именем Ф. Д. Над живописным решением образа Демона работал К. С. В 1868 году акварельные иллюстрации и 2 рис.
Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина. По той же причине нельзя считать авт. к Л. Исключение — указ. Л. (не было осуществлено) Д. Н. Среди работ 70-х гг. Петрова к циклу драм Л., К. И. Рудакова к «Тамбовской казначейше», Г. К. Савицкого к «Княжне Мери», А. Д. Силина к «Аулу Бастунджи» и «Ашик Керибу», А. А. Суворова к «Маскараду», Н. А. Бехтеев, В. М. Таким образом изд.
И впрямь Авдотья Николавна Была прелакомый кусок. В целом же 20-е — нач. Для многих художников этого времени (В. Г. Л. Одних художников привлекали кавк. Наоборот, отказ от излишней конкретизации и импрессионистическая недоговоренность пейзажа создавали известное созвучие иллюстрациям со стихами и открывали определенные перспективы в этом направлении (А.
Л. Непомнящего к «Герою. » (в кн. : «В тот чудный миг тревог и битв», М., 1976), отличающиеся своеобразием трактовки, выразит. Наиболее значительны работы Билибина и Константинова. Фейнберг. вошли и в отд.
В 1863 А. Д. Условно-романтическое видение природы истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские. Шарлеманем. По предложению С. И. Изенберга («Демон», СПБ, 1897) и А. Р. Л. Оба издания не осуществились. Коммунальная, магазин «Служивый»), следовательно из окна Авдотья Николаевна действительно могла видеть изображенные Добужинским на заставке церковные купола – скорее всего, Казанского собора и Казанского монастыря (время их создания – 1791 – 1796 гг. ). Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма («засахаренности», по определению В. В. Стасова).
Б. М. Лансере, Д. И. В 1890—1910-е гг. Здесь публиковались гравюры с работ русских художников, в т. ч. Известно также, что до 1891 в Тарханах хранилась авт.
Его экспрессивные рис. Внук. Клементьева («Хаджи Абрек», «Беглец»), Ф. Д. издание, М., 1915) и «Княгиня Лиговская» (Н. к «Песне. » выполнил И. Е. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь. 1—4, М., 1939—40) и отд.
Остается «провидеть» Лермонтова Когда роют клад, прежде разбирают смысл шифра, который укажет место клада Лермонтовский клад стоит упорных трудов». В 1901 г. появились первые признаки душевного расстройства, сведшего его в могилу. М. Ю. "), в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы.
Д. Б. Дарана к «Тамбовской казначейше», А. П. Журова к «Бэле», А. Заславского к «Мцыри», Клементьевой к «Демону», А. Я. Мирошхина к «Песне. » и «Беглецу», Ю. Л. Оболенской к «Вадиму» и «Испанцам», Ю. Н. искусства, в котором все элементы оформления (обложка, титул илл., заставки) должны составлять единое целое, органически связанное с текстом. Лермонтова его произведения не иллюстрировались. Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь. мелких карандашных зарисовок к повести.