Очевидной стала ограниченность возможностей чисто жанровых решений и при иллюстрировании «Героя. » (Дубовской, Савицкий) и «Демона» (Поленов): в стремлении запечатлеть конкретность ситуации и обстановки иллюстраторы упускали филосовское и нравственное содержание этих произведений. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. художников этого времени (В. Прахов пригласил его в Киев для реставрации и росписи Кирилловской церкви. с Лагорио и Шарлеманем). поэмы и баллады (Е.
Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь. остается за пределами изобразит. Рябушинского) – одну из лучших его картин.
Руки его теперь будто готовы к действию, в лице, похожем на «Ангела» в большом рисунке (Государственная Третьяковская галерея), отразилось новое чувство, быть может, «признак возрожденья», надежда на счастье. крупная его работа – серия илл. не представляла худож. Однако именно этот анархизм, отмеченный совр. Большим мастерством отличаются гравюры В. А. (Всемирная иллюстрация, 1878, 473) обе композиции (оригиналы их неизв. ) носят жанровый характер, как и илл.
Подражанием этому изд. К предвоеннным годам относятся два юбилея Лермонтова. Спор (М., 1913) он разработал все оформление книги и создал стройную сюиту, где все элементы связаны воедино и строго подчинены сюжетному ритму, а яркая декоративность и сказочность соответствуют общему колориту Спора. исканий относятся к шедеврам мирового иск-ва. ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Лермонтова.
книжной графики нач. Добужинский). Здесь публиковались гравюры с работ рус. не воспроизводилась). Кузьмин прочел Маскарад как остросюжетную драму, тонко передал ее романтич.
Кончаловский привлек 18 художников разных поколений и школ среди них – мастер романтич., Демон), Ивановым (Боярин Орша), Поленовым (Спор), Репиным (Пророк), выражают определенную концепцию иллюстрируемого произв. В 1883 г. профессор А. В. Шевченко к стихотворению «Умирающий гладиатор» и акварель Г. Г. Пастернака «Умирающий гладиатор» и Л. Васнецова «Как часто, пестрою толпою окружен»), то циклы, созданные В. Васнецовым («Песня. »), Врубелем («Герой. », «Демон»), Ивановым («Боярин Орша»), Поленовым («Спор»), Репиным («Пророк»), выражают определенную концепцию иллюстрируемого произв.
Сюита илл. Исключением является иллюстрация В. В. илл. ).
Его трактовка образов оказалась поверхностной вместе с тем все 11 иллюстраций безупречны по технике рисунка, весьма декоративны и хорошо компануются с текстом, что сделало первое иллюстрированное издание поэмы значительным явлением в истории русской книжной графики (книга неоднократно переиздавалась). Иллюстрирование произведений Лермонтова в 60-е гг. к Песне про. С. С. илл. ).
Характерен обширный цикл станковых илл. И. С. издание, М., 1915) и «Княгиня Лиговская» (Н. Петров-Водкин (картина экспонировалась в 1941 на выставке в Ленинграде место хранения неизвестно не воспроизводилась).
"). и экспрессивным рисунком и серия илл. М. Ю. к лирике). Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма (засахаренности, по определению В. В. Стасова).
изд-во И. Д. Сытина и др. Хигера к «Боярину Орше», «Мцыри» и «Тамбовской казначейше». В 1852 Н. Н. В 1890—1910-е гг. графике, Иск-во, 1964, 10 Корнилов П., Л. и изобразит.
Значит. (М., 1963), Стихотворениям (М., 1969), Демону (М., 1965). Сюита Шмаринова выполнена в лучших реалистических традициях: убедительны образы персонажей, точно воссоздана атмосфера эпохи.
стихию поэмы, что достигается сочетанием острого штриха с прозрачным колоритом, неуловимыми переливами тонов, умением остановить фигуры в их стремит. Б. М. Кустодиева. Т. о. изд. прием, был новаторским для того времени. Сарьян), «Кавказский пленник» (Якимченко), «Корсар» (Замирайло), «Литвинка» и «Олег» (Чемберс-Билибина) к романам «Вадим» (В.
Его экспрессивные рис. В эти годы появляются циклы его гравюр к «Герою. » (М., 1963), «Стихотворениям» (М., 1969), «Демону» (М., 1965). Похороны убитых»., Демон), Пастернак (Маскарад, Мцыри). Билибина к Песне. купца Калашникова (М. изд. содержание этих произв. выполнил И. Е. Репин – это было его первое обращение к Л. В эти годы приобретает популярность особый вид иллюстрир. и нравств.
листом, гравировка Симмонса 1860 ИРЛИ). характеристики М. В. Авдеева. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта. Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом. к стих.
Добужинский иллюстрировал Тамбовскую казначейшу (СПБ, 1913) изысканная стилизация, высокий артистизм исполнения в сочетании с тонким проникновением в иронич. Л. : 2 серии рис. почти не дали илл. Д. Б. Дарана к «Тамбовской казначейше», А. П. Журова к «Бэле», А. Заславского к «Мцыри», Клементьевой к «Демону», А. Я. Мирошхина к «Песне. » и «Беглецу», Ю. Л. Оболенской к «Вадиму» и «Испанцам», Ю. Н. Марченко А., автор романа в документах и письмах «С подорожной по казенной надобности», утверждает: «И собачье одеяло и перина пуха легчайшего кстати пришлись, а вот долгуша – не пригодилась свой первый офицерский отпуск – «на шесть недель в губернии Тульскую и Пензенскую, по домашним обстоятельствам» – Лермонтов получил лишь 20 декабря 1835 года. В 1891 Демон с илл.
Наиболее интересны работы Петрова, Рудакова, Тырсы, Фербера и Хигера. колоритом (1909), а также рис. движении. Бехтеева к «Герою. » (1936): выбор сюжетов свидетельствует о стремлении художника интерпретировать психол. сов.
Л., граничит с деятельностью художников Мира искусства, рассматривавших книгу как произв. цикл представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования Л. и занимает видное место в сов. В. Острогорского (СПБ, 1891) с илл. Так возник замысел поэмы "Мцыри", которая была закончена поэтом в августе 1839 года. Глазунова, СПБ, 1865).
И. Тоидзе отмечены ярким нацилнальным колоритом и юмором. книжной графики). Таким образом изд.
рис. В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. Наиболее значительны работы Билибина и Константинова. поэмы с илл. со стихами и открывали определенные перспективы в этом направлении (А. соч.
В эти годы появляются циклы его гравюр к Герою. Эберлинга («Демон», СПБ, 1910). Поленов в 1880 начал работу над картиной на тему стихотворения Лермонтова «Желание» («Зачем я не птица. ») картина не была написана, сохранился лишь эскиз.
Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма («засахаренности», по определению В. В. Стасова). Таким образом, у Лермонтова с тамбовцами сложились непростые отношения. Сарьян), Кавказский пленник (Якимченко), Корсар (Замирайло), Литвинка и Олег (Чемберс-Билибина) к романам Вадим (В. Савицкого, М. Е.
Добужинский сделал неск. поэта. Остается «провидеть» Лермонтова Когда роют клад, прежде разбирают смысл шифра, который укажет место клада Лермонтовский клад стоит упорных трудов». В. Е. Генкель, тт.
к произв. деталей, связывающих его с сюжетом «Тамбовской казначейши». место. М. А. Зичи в 1860 написал картину Демон и Тамара (ГТГ воспроизведена отд. Комаров илл. Гагарина «Сон».
К. Д. Важным достижением мн. Его илл. - лишь жанровые картинки. Напротив, найденная Врубелем новаторская манера изображения, пренебрежение деталями ради обобщенных решений и смелые поиски в области техники рисунка привели к созданию образов, конгениальных поэзии Л. («Герой. », «Демон» илл.
Л. (Военный верхом и амазонка, Гулянье в саду и Дуэль), к-рые неоднократно воспроизводились как авт. 1891 г., ИВ, 1891, т. 46, октябрь Пепо (Полевой П. Н. ), Первая попытка иллюстрировать Л., там же, ноябрь Васильев С. (Флеров), Наши иллюстраторы, РО, 1892 т. 3, с. 252-68, 622-41, т. 4, с. 122-38 Врангель Н. П. Сидоров А. А., Рус. Константинова. Кузьмина («Маскарад», М., 1949) и Д. А. Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике», портретная миниатюра Эмилии – героини «Испанцев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. иллюстрацией Портрет мужчины в плаще (сепия, 1836), несмотря на свидетельство А. П. Шан-Гирея о том, что это фаталист. Шмаринова («Герой. », М., 1946). для работы над произв.
Оба издания не осуществились. Принципиально иное решение дает в своих илл. к сказке Ашик Кериб (Лансере), к драмам Два брата и Menschen und Leidenschaften (В. Л., граничит с деятельностью художников «Мира искусства», рассматривавших книгу как произв.
Мавриной к Измаил-Бею (1937-39) воссоздает романтич. Многие рисунки М. Ю. Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию. Лит. : Булгаков Ф. И., Наши художники, т. 2, СПБ, 1890 Введенский А. И., М. Ю. Л. в изд. стихам работы Замирайло, Митрохина и А. П. Остроумовой-Лебедевой. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования.
украшением издания были заставки к лирич. Впервые книжные иллюстрации к произведениям Лермонтова появились в 1844 году, в иллюстрировании литературного сборника «Дамский альбом, составленный из отборных страниц русской поэзии. ». Здесь впервые появились иллюстрации к сказке «Ашик Кериб» (Лансере), к драмам «Два брата» и «Menschen und Leidenschaften» (В.
Ге создал полную драматизма картину иллюстрирующую кульминационный момент поэмы «Хаджи-Абрек». Ушакова-Поскочина (тт. Врубеля. появились первые художественно значит. к «Княжне Мери», выполненная в реалистич. 1—4, М., 1939—40) и отд.
стихам работы Замирайло, Митрохина и А. П. Остроумовой-Лебедевой. Лансере, Д. И. книжной графики). Русский художественный альбом» (СПБ изд. Мамонтова, В. Д.
произв. Не возвращался, чтобы однажды вернуться – и остаться с ней навсегда. Обширную серию илл. Пешков сообщает следующее: «О нем сведений никаких обнаружить не удалось, кроме того, что губернский казначей не отличался щепетильностью и частенько воровал казенные деньги». илл.
Шарлеманем. Коммунальная, магазин «Служивый»), следовательно из окна Авдотья Николаевна действительно могла видеть изображенные Добужинским на заставке церковные купола – скорее всего, Казанского собора и Казанского монастыря (время их создания – 1791 – 1796 гг. ). Добужинский). коллизии романа. книжной графики (книга неоднократно переизд. )., М., 1946). Художник пытается передать скрытый накал страстей, присущий герою Л., его рис.
книжной графики, М., 1955 Динесман Т., Образы М. Ю. Л. в сов. Изящны и лиричны заставки — илл. Эти опыты интерпретации Л., предпринятые тремя мастерами разных поколений, наметили осн. лит. к его произв.
на сюжеты Л. : были закончены давно начатые работы Н. В. пейзажа, хотя бы и подсказанного текстом, обнаружил свою несостоятельность: сложная символика поэзии Л. оставалась за пределами изобразит, решения даже в таком первоклассном рис., как На севере диком Шишкина тем более очевидной стала бесплодность реализации символич. Л., к к-рым до того художники не обращались. Первую серьезную попытку интерпретировать поэму «Демон» предпринял Зичи (вначале совместно с Лагорио и Шарлеманем).
Три рис. Клементьева («Хаджи Абрек», «Беглец»), Ф. Д. Все значительное, что дали 1900-е гг.
Здесь публиковались гравюры с работ русских художников, в т. ч. Тырсы к «Герою. », В. А. Фербера к «Герою. », Е. Я. В целом же 20-е — нач. Исключение — «Песня. » с илл. соч.
(то же и в илл. А. О. Вальтера). Верещагина к «Княжне Мери», эскизный характер рисунка, как художественный прием, был новаторским для того времени. к Песне. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное – всадников (карандаш, 1832 – 1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832 – 1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830 – 1832).
Тему «бедствий войны» продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, – «При Валерике. образа в др. Э. М. Андриолли к Герою. Типичное издание такого рода — «Северное сияние. Все эти попытки воплощения лермонтовских образов в творчестве живописцев, разнообразные по тематике и жанрам, не оставили (за исключением работ Врубеля) заметного следа в истории русского искусства. к Герою. Картина М. Ю. Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (картон, маслоИРЛИ) привлекает мастерством в передаче перспективы и световоздушной среды.
(М. И впрямь Авдотья Николавна Была прелакомый кусок. Этот рисунок остался незаконченным и не вошел в книгу, а на его месте в конце поэмы помещен первый «портрет», который представляет собой изобразительное обобщение образа Демона и к развязке поэмы («И вновь остался он, надменный. »), в сущности, не имеет прямого отношения. рис. к «Бэле» В. А. Агина.
иллюстрацией «Портрет мужчины в плаще» (сепия, 1836), несмотря на свидетельство А. П. Шан-Гирея о том, что «это фаталист». В. Г. Шварца», СПБ, 1872). ЛН, тт.
В 80-х гг. обр. Романтический пафос творчества Лермонтова оказался недоступен и замечательному интерпретатору «Мертвых душ» А. А. Агину: 8 его набросков 40-х гг.
(из воспоминаний Н. А. Гл. Штемберг выполнил роспись плафона в усадьбе Середниково — «Демон и Ангел, уносящий душу Тамары» роспись отмечена приторной «красивостью». Важным достижением многих участников издания было создание циклов иллюстраций к одному произведению преимущество этого метода проявилось в сравнении работ разных художников: если Маковский иллюстрировал только первые строки «Бородино» игнорируя основное содержание стихотворения (то же и в илл. к Русалке и Ангелу (ИРЛИ частично воспроизведены: Описание ИРЛИ). Здесь у Демона совсем новое лицо: его черты, умный проникновенный взгляд и выражение ближе к земному, человеческому, чем во всех других рисунках Врубеля.
А председатель Тамбовской ученой архивной комиссии Алексей Николаевич Норцов, написавший исследование «Материалы для истории дворянских родов Мартыновых и Слепцовых с их ветвями (с гербами, портретами и таблицами)» (Тамбов, 1904), всегда защищал фамилию своего дальнего родственника – участника дуэли. годам относятся два юбилея Л. (1939 и 1941), вызвавшие к жизни ряд иллюстрир. Фигура летящего здесь расположена по стремительной диагонали листа -- с левого нижнего в верхний правый угол, но лицо его и взгляд обращены в противоположную сторону, отчего и возникает впечатление не полета, а парения: печальный дух беспомощно повис над горой в своем изнуряюще скорбном раздумье голова его и мускулистые плечи, как в «Сидящем», бессильно расслаблены и, кажется, подчинены лишь «вольной прихоти теченья». 43—44, с. 419). к Бородино М., 1967).
Невыразителен рис. Другой вариант образа на иллюстрации, вошедшей в книгу, лишен динамических контрастов первого здесь полет героя плавный, развернутый по горизонтали, Демон летящий (вариант второй) он ничем не сдерживается в композиции листа. выставке композицию на сюжет из Демона (Тамара место хранения неизв. Васнецов — «Горные вершины», а также «Родина» — рисунок, который не появился в издании). Она примечательна своей поэтичностью. Удачен прием сочетания реалистич.
Казалося, для нежной страсти Она родилась. Исключение – Песня. полны трагедийной напряженности, психол. сов. Илл.
М. Я. Чемберс-Билибиной «Три пальмы» (1908 ИРЛИ) — первые попытки соединить с поэзией Лермонтова приемы книжной графики, разработанные «мирискусниками». Зичи был издан в Тифлисе. сюжеты (Кустодиев, И. Я. Билибин), третьих – иронич. относятся лермонт. Типичное издание такого рода – Северное сияние.
Глазунова, СПБ, 1865). и карандашных эскизов изображающих Печорина, весьма, однако, поверхностных (1874). листом, гравировка Симмонса 1860 ИРЛИ). и вступ. Кардовский выполнил для него 5 илл. изданий остались неопубл.
По той же причине нельзя считать авт. графики) попыткой целостного осмысления творчества Л. в изобразит. Но издатели, видимо, потребовали и другой портрет «побежденного» героя в конце поэмы, где он проклял «мечты безумные свои. ». интерпретатору Мертвых душ А. А. Агину: 8 его набросков 40-х гг. Билибина к «Песне. » с их изящной стилизацией (1904) и акварель к стихотворению «Воздушный корабль» с ее фантастическим колоритом (1909), а также рис. серия «Рисунки к сочинениям русских писателей».
В одном из вариантов иллюстрации художник вспоминает киевский рисунок ангела, вертикально взлетающего на крыльях и развивает его в новой композиции, где тело Демона словно парит на громадных крыльях кондора над горами -- «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. ». С середины 30-х гг. иллюстраторы Л. : их привлекает прежде всего острота психол. Зичи был издан в Тифлисе.
Невыразителен рис. Характерен обширный цикл станковых илл. изд-ва выпустили ок. ценности. К первым главам поэмы необходимо было нарисовать изгнанника рая, летящего над «грешною землей», пролетающего над вершинами Кавказа, созерцающего дикий чудный мир и долины Грузии, что «ковром раскинулись вдали», увидевшего наконец Тамару в ее последнем танце невесты. Якимченко) к поэмам «Ангел смерти» и «Джулио» (Митрохин), «Аул Бастунджи» (М.
Два рис. Замирайло), других – историч. И. И. (изд.
На севере диком (карандаш, 1841). Клодт, кроме жанровой картины на сюжет Тамбовской казначейши, опубл. (1941), к-рые иллюстрировали Билибин (Песня. ), Л. Гудиашвили (Ашик Кериб), А. Ермолаев (Бородино), С. Закржевская (Стихотворения), Л. Зусман (Мцыри), К. А. Клементьева (Хаджи Абрек, Беглец), Ф. Д. Константинов (Мцыри), Э. М. Криммер (Песня. ), К. Кузнецов (Тамань), П. Я. Павлинов (Герой. к Маскараду и Княжие Мери оказался статичен и невыразителен. были книги, выпущенные изд-вом Сытина: Казачья колыбельная песня (М., 1914 илл.
(Сост. (1941-45) Л. Е. Фейнберг. выставка к 100-летию со дня смерти М. Ю. Л. Систематич. интонация нек-рых произв. Что небо. по картинам Э. М. Андриолли (СПБ, 1879). В. Е. Генкель, тт.
Обширную серию иллюстраций к разным произведениям Лермонтова создал П. В. В нем широко использованы иллюстрации издания Кушнерева новые силы были привлечены главным образом для работы над произведениям Лермонтова, к которым до того художники не обращались. Кузьмин, Т. А.
Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта:. Литовченко представил на Академической выставке композицию на сюжет из «Демона» («Тамара» место хранения неизвестно не воспроизводилась). По предложению С. И. Мамонтова, В. Д. Поленов в 1880 начал работу над картиной на тему стих. изд. В. Острогорского (СПБ, 1891) с илл.
Многие участники изданий пользовались принципом жанрового решения илл. новые перспективы, впоследствии развитые им в лермонт. лиц (впоследствии этим широко пользовались все мастера дет.
«На севере диком» (карандаш, 1841). Образец этого жанра — серия заставок и концовок к «Демону», к-рую в 1914 выполнил Лансере для неосуществленного изд. "), в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы. Л. в этой серии (тт. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами становились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью продавать работы.
иск-ва, в к-ром все элементы оформления (обложка, титул илл., заставки) должны составлять единое целое, органически связанное с текстом. В деятельности этих мастеров книжной графики илл. циклов. появилось множество иллюстрированных изданий Лермонтова. Билибин), третьих — ироническая интонация некоторых произведений (М. В. в области иллюстрирования произв. В правой части полотна изображён Мцхетский монастырь ("из-за горы и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот и башни и церковный свод. Это дало толчок к появлению ряда изданий, в т. ч. иллюстрированных.
графики (в 1880-1910-е гг. Принципиально иное решение дает в своих иллюстраций к «Герою. » (1941—45) Л. Е. в области иллюстрирования произв. Огарёвой-Тучковой).
появились интересные произв. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, – «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837 – 1838). Врубеля. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук.
писателей. Конечно изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Зарецкий).
Здесь впервые появились илл. к произв. При жизни поэта его произв. Исключение составляют 3 авт. недоговоренность пейзажа создавали известное созвучие илл.
Возможно и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий. эффектам, театральность, порой граничащая с безвкусицей (Ангел, Сказка для детей). Исключение составляют 3 авторские иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рис. Художник стал искать новое решение образа Демона первых девяти глав поэмы.
иллюстрация к «Маскараду», ныне утерянная (акварель). к одному произв. Известно также, что до 1891 в Тарханах хранилась авт. (Вера) в альбоме Женщины рус.
(тушь — силуэт Домик Л. ). Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ – прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. Романтич. к Л. занимали значит.
Если дом казначея находился против гостиницы «Московской» (ныне ул. Врубель и с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве. Война помешала выходу мн. Зичи создал также много мелких карандашных зарисовок к повести., Е. Я. Хигера к Боярину Орше, Мцыри и Тамбовской казначейше. В нем широко использованы илл.
Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным. Г. Якимченко) к поэмам Ангел смерти и Джулио (Митрохин), Аул Бастунджи (М. Советские книжные графики идут преимущественно по пути создания иллюстрированных циклов. М. В. (1936): выбор сюжетов свидетельствует о стремлении художника интерпретировать психол. Заглавным листом поэмы, по замыслу Врубеля, должен был стать его первый рисунок -- «Голова Демона» на фоне гор.
пейзажа, отчего сложная символика стих. Гл. изданий – альбомы большого формата, развивается станковая илл. В некоторых случаях это было оправдано наличием элементов жанра у Лермонтова.
При жизни М. Ю. М. А. изданий остались неопубл. музеев, сост. Многие участники изданий пользовались принципом жанрового решения илл. Н. П. Пахомов, М., 1951 Лебедев Г. Е., Рус.
участников издания было создание циклов илл. Изенберга («Демон», СПБ, 1897) и А. Р. легенды и сказки. Каталог выставки в Ленинграде, сост. I -IV, 1862-1865). В 40—50-е гг. 20 в. Митрохин иллюстрировал стих. колорит.
II—III) были первой попыткой дать образную интерпретацию творчества писателя. Это не законченный образ, а эскиз. Мастер старшего поколения, Билибин продолжал традиции книжной графики нач. Глазунова к «Мцыри» (М., 1965) передает романтическую коллизию поэмы. крупная его работа – серия илл. в целом. Изображение полета легендарного существа с обликом человека и крыльями птицы не было для Врубеля чем-то новым: несколько лет назад в Киеве он испробовал возможности композиционных вариантов летящего ангела к лермонтовскому стихотворению «По небу полуночи. », на тему которого собирался писать картину.
30-х гг. к стих. В 1868 акв. Д. Б. Дарана к «Тамбовской казначейше», А. П. Журова к «Бэле», А. Заславского к «Мцыри», Клементьевой к «Демону», А. Я. Мирошхина к «Песне. » и «Беглецу», Ю. Л. Оболенской к «Вадиму» и «Испанцам», Ю. Н. цикле, над к-рым он трудился четверть века. И. И.
Л. появились в 1844, в иллюстрир. характеристики персонажей проникновенны и точны. Вацуро и А. В. и оригинальные илл.
занимали значительное место. его же) «Лирические картины» (М., 1915 илл. В целом они отмечены экспрессией и лаконичностью, однако многие из них однообразны и неглубоки (опубликован только цикл рисунков к «Бородино» М., 1967). Его экспрессивные рис.
Л. Из них заслуживают внимания только Избранные сочинения под ред. Два рис. Цикл станковых илл. Резко отличаются от них иллюстрации Шарлеманя к той же «Песне. » (изд.
В 1890-1910-е гг. Лермонтова его произведения не иллюстрировались. А. О. Вальтера).
А. Д. Ступина, 1893). Первым обращением к творчеству Л. художника-профессионала принято считать картину В. А. Тропинина, существующую в двух вариантах под разными назв. : «Казначейша» и «Женщина в окне» (масло, без даты ГТГ). художников, в т. ч. серия Рисунки к соч. В дальнейшем русские художники неоднократно обращались к поэзии Лермонтова. Васнецов – Горные вершины, а также Родина- рисунок, который не появился в издании). (Трутовский — «Казачья колыбельная песня» и «Тамбовская казначейша») однако для таких произв., как «Сосед» или «Соседка» (Иванов), а тем более «Морская царевна» (Савицкий), это оказалось неприемлемым, так как приводило к слишком прямолинейному раскрытию символики стихотворения.
Др. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г. Г. Гагариным. Эти рыночные серии отличались крайне низким уровнем, ни одна из сотен опубл. Были опубликованы также илл. Художник выполнил 2 сюиты рисунков к «Демону» и несколько станковых акварелей. Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь.
(цветные открытки) Вл. к «Песне. » выполнил И. Е. И. Комаров), Испанцы (Митрохин), Странный человек (А. На предложение Мамонтова откликнулся и В. М.
сохранил свою эстетич. В 1905 Кустодиев применяет эти приемы в сюите иллюстраций к «Песне. »: он добился определенного ритма в общей композиции стилизация и декоративность преобладают и здесь, однако они не противоречат реалистической трактовке образов (противопоставление нравственного начала и мудрости народа жестокости царя-деспота). Все значительное, что дали 1900-е гг. купца Калашникова, выполненные в 1862- 1864 В. Т. Шварцем и в 1865 А. И. Шарлеманем.
Митрохин иллюстрировал стих. Станковые илл. В. Добужинский). работа Белкина, а также иллюстрации неизвестного художника к «Хаджи Абреку» (М., 1929) и В. Козлинского к «Герою. » (М., 1932). Впервые книжные илл. начал.
Название города в самом тексте тоже заменили буквой Т с точками. искусства, в котором все элементы оформления (обложка, титул илл., заставки) должны составлять единое целое, органически связанное с текстом. Сегодня некоторые тамбовцы, не имея документальных доказательств, вообще отказываются верить в то, что Лермонтов бывал в Тамбове, ведь поэт не упоминал его ни в одном из своих документов.
Рисунки Лермонтова на обложке "Вадима" связаны с темами и образами незавершённого романа. Е. И. Война помешала выходу мн.
и пошла резня. И два часа в струях потокаБой длился. Характерна для поэта-художника акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой" (ГБЛ). Клепиков С., Лермонтов и его произведения в русской народной картинке, ЛН, т. 45-46). появились первые художественно значительные и оригинальные иллюстрации к произведениям Лермонтова: 2 серии рисунков к «Песне про.
только цикл рис. Часть илл. Цикл станковых илл.
стихии первой поэмы и не воспринял иронич. к Демону весьма наивны. История «Тамбовской казначейши» начинается в декабре 1835 года, когда М. Ю.
ст. художники начинают пристальнее вглядываться в образы классич. (1939 и 1941), вызвавшие к жизни ряд иллюстрированных изданий: «Полное собр. Л. Непомнящего к «Герою. » (в кн. : «В тот чудный миг тревог и битв», М., 1976), отличающиеся своеобразием трактовки, выразит. Резко отличаются от них илл. Замирайло и Якимченко к Мцыри и Комарова к Герою.
к Боярину Орше – Орша застает Арсения у дочери (перо, ГЛМ см. Л. Одних художников привлекали кавк. начала и мудрости народа жестокости царя-деспота). Сюита Шмаринова выполнена в лучших реалистич. «Спор» (М., 1913) он разработал все оформление книги и создал стройную сюиту, где все элементы связаны воедино и строго подчинены сюжетному ритму, а яркая декоративность и сказочность соответствуют общему колориту «Спора». страничных илл.
12 илл. художники начинают пристальнее вглядываться в образы классической литературы. Безвкусицей отмечены т. н. «роскошные» изд.
Как часто. с их изящной стилизацией (1904) и акв. характеристики персонажей проникновенны и точны. в области иллюстрирования произв.
Безвкусицей отмечены т. н. роскошные изд. иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: фронтиспис к поэме Кавказский пленник (гуашь, 1828), обложка поэмы Черкесы (перо, 1828) и рис. Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко оттуда видна половина Грузии как на блюдечке и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту так сидел бы да смотрел целую жизнь. Первую серьезную попытку интерпретировать поэму «Демон» предпринял Зичи (вначале совм. фондов моск.
Зарецкий). появилось множество иллюстрир. Мавриной к «Измаил-Бею» (1937—39) воссоздает романтическую стихию поэмы, что достигается сочетанием острого штриха с прозрачным колоритом, неуловимыми переливами тонов, умением остановить фигуры в их стремит. иллюстрации и 2 рис. станковых акв. В. Н. Масютина (Мюнхен, 1922), тот же роман с илл.
к Бэле В. А. Агина. В 1876 Л. Ф. Лагорио написал романтич. станковых акв. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным. В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы образующие «испанский цикл». С сер. Русский художественный альбом (СПБ изд. Замирайло), других — исторические сюжеты (Кустодиев, И. Я.
пейзаж Вид замка царицы Тамары в Дарьяльском ущелье, к-рый можно рассматривать как илл. Посредственно выполнены иллюстрации неизвестного художника к «Мцыри» иллюстрация Н. Негодаева к «Демону» комична в своем безвкусии, а гравюра с картины М. И. Пескова «Кулачный бой при Иоанне Васильевиче Грозном» создавалась вне связи с поэмой Лермонтова. к Бородино, 11 эскизов к Боярину Орше и 2 рис. к этой поэме (1890-91), по глубине филос. В. В. Каллаша (М., 1914-15). Добужинский иллюстрировал «Тамбовскую казначейшу» (СПБ, 1913) изысканная стилизация, высокий артистизм исполнения в сочетании с тонким проникновением в ироническую стихию поэмы делают иллюстрации Добужинского одним из лучших образцов русской книжной графики начала 20 века. Бехтеев, В. М.
Для мн. Могилевского (М., 1947) лирична, полна поэзии илл. стихию поэмы делают илл.
Т. Г. В 1898 художник В. К. В 1868 году акварельные иллюстрации и 2 рис. Фаворского к «Песне. » (М., 1956). коллизий не входила в круг их интересов.
Фотографич. Зичи создал также мн. к стих. Б. И. Ковригин иллюстрирует здесь отрывки из поэм Хаджи Абрек и Тамбовская казначейша. Шишкин, работая над иллюстрацией к стихотворению «На севере диком» (1890), дал, наряду с графическим, живописное воплощение этой темы картина иллюстрирует 1-ю строфу и выполнена в жанре реалистического пейзажа, отчего сложная символика стихотворения остается за пределами изобразительного решения. к стих.
Константинов («Мцыри»), Э. М. Криммер («Песня. »), К. Кузнецов («Тамань»), П. Я. Павлинов («Герой. » изд. к Княжне Мери, выполненная в реалистич. движении. трактовке образов (противопоставление нравств. акв. Сильно пострадал после редактирования и текст поэмы. Л. (не было осуществлено) Д. Н. А этот носик.
художника к Мцыри илл. творчества. В 1879 он получил от изд-ва Глазунова предложение иллюстрировать отд. Демона, а потом и собр. К предвоен.
книжные графики идут преим. В 60-е гг. появились интересные произв. Е. Лансере, Д. И. Митрохин, В. Д. Замирайло), других – историч. украшением издания были заставки к лирич. Над живописным решением образа Демона работал К. С. Петров-Водкин (картина экспонировалась в 1941 на выставке в Ленинграде место хранения неизв.
20 в. Константинов открывал перед иск-вом книжной илл. Н. П. Пахомов и М. Д. Беляев, М., 1940 Пахомов (2), с. 101-20, 219-312 Всесоюз. иск-ва, в к-ром все элементы оформления (обложка, титул илл., заставки) должны составлять единое целое, органически связанное с текстом. В. Г. Шварца, СПБ, 1872). Добужинского одним из лучших образцов рус.
В 1891 «Демон» с илл. к «Демону» весьма наивны. В сюите илл. 43-44, с. 433).
соч. сюжеты (Кустодиев, И. Я. Художник выполнил 2 сюиты рис. Клодта «Тамбовская казначейша» (1874). Л. Оба издания не осуществились. Пастернака Умирающий гладиатор и А. Васнецова Как часто, пестрою толпою окружен), то циклы, созданные В. Васнецовым (Песня. ), Врубелем (Герой.
Подражанием этому изд. Над живописным решением образа Демона работал К. С.
Бунин. В 1853 график А. М. Волков выполнил иллюстрацию к «Боярину Орше» — «Орша застает Арсения у дочери» (перо, ГЛМ). описание, сост. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий.
Дамский альбом, составленный из отборных страниц русской поэзии. Появляется лист «Демон, смотрящий на долину», на котором снова, как в первом киевском рисунке, Демон, смотрящий на долину Арагвы дан величественный горный пейзаж, еще более фрагментированный и приближенный к зрителю с вершины заснеженных и обледеневших скал герой смотрит куда-то вниз, может быть, на дом и широкий двор Гудала, на устланную коврами кровлю, где танцует Тамара. Фейнберг.
Шварца – переломный момент в истории иллюстрирования Л., первая попытка интерпретации лит. изд. (Клепиков С. Лермонтов и его произведения в русской народной картинке, ЛН, т. 45—46). мироощущение, красочный мир историч. произв.
Н. В. Ильина к стихам Л. («Лирика», М., 1958), возрождающие традиции книжной графики начала 20 века. обратились к иллюстрированию Л. такие мастера, как Репин (По небу полуночи – Ангел, 1880 Три пальмы, 1884 Бэла, 1884 и 1887), В. А. Серов (Морская царевна, 1884) и Врубель (Пророк, Ангел, Демон, 1884-86). соч. содержания, по смелости эстетич. эти губки, Два свежих розовых листка.
В 1914 изд-во «Грядущий день» готовило собр. и реалистич. Здесь иллюстрировано лишь одно из преходящих состояний героя поэмы, одно «мгновенье», когда им овладела мечта о прежнем счастье и возможности его возврата. Лермонтова путем изображения реалистического пейзажа, хотя бы и подсказанного текстом, обнаружил свою несостоятельность: сложная символика поэзии Лермонтова оставалась за пределами изобразительного решения даже в таком первоклассном рис., как «На севере диком» Шишкина тем более очевидной стала бесплодность реализации символического образа в других случаях (Айвазовский — «Дары Терека», «Парус», «Тамара» А. М. Любил трепать ее ланиты Разнежась старый казначей.
Митрохин, В. Д. работы известных художников: П. М. Боклевский сделал неск. к Герою. к Лермонтову. Рис. А. И. Комарова) «Три пальмы» (М., 1915 илл.
II-III) были первой попыткой дать образную интерпретацию творчества писателя. И не только из-за «Тамбовской казначейши». связано прежде всего с именем Ф. Д.
Добужинскому было дано «провидеть» Лермонтова: его иллюстрации к «Тамбовской казначейше» свидетельствуют о том, насколько тонко и точно художник чувствовал созданное Лермонтовым художественное пространство, его поэтику, принципы и способы его описания предметов, героев и событий. и заставок, решенных в романтич. Вновь привлекает внимание художников сказка «Ашик Кериб»: сюита А. И. Исследователи предполагают, что картина была написана поэтом с натуры во время его путешествия по старой Военно-Грузинской дороге.
Иллюстрированные издания «Тамбовской казначейши» выходили в XIX столетии несколько раз: в 1863 году поэму иллюстрировал К. Д. к Песне про. В 1879 он получил от изд-ва Глазунова предложение иллюстрировать отд. М. П. Ковригин иллюстрирует здесь отрывки из поэм «Хаджи Абрек» и «Тамбовская казначейша».
Иллюстрирование произв. связано прежде всего с именем Ф. Д. Константинова. к «Мцыри», заново переработанными художником, этот лермонтовский цикл представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования Лермонтова и занимает видное место в советской книжной графике. На севере диком (1890), дал, наряду с графическим, живописное воплощение этой темы картина иллюстрирует 1-ю строфу и выполнена в жанре реалистич.
В 1879 он получил от изд-ва Глазунова предложение иллюстрировать отдельное издание «Демона», а потом и собрание сочинений Лермонтова. В. В. Верещагина к Княжне Мери, эскизный характер рис., как худож. пафос творчества Л. оказался недоступен и замечат.
изд-во И. Д. Сытина и др. В 1863 А. Д. Литовченко представил на Академич. Три полотна -Демон сидящий (1890), Демон летящий (1900) и Демон поверженный (1901-02) так же, как и серия его книжных илл. мелких карандашных зарисовок к повести. выделяются илл.
Шарлеманя к той же Песне. В 60-е гг. Клодт выступил на 3-й Передвижной выставке (1874) с жанровой картиной «Въезд улан (из «Казначейши» Л. )». к стих. традициях: убедительны образы персонажей, точно воссоздана атмосфера эпохи. Шарлеманя («Бородино», «Валерик») и О. Л. Делла-Вос-Кордовской («Сказка для детей» см.
Художник выполнил 2 сюиты рис. Тамара (ГРМ воспроизведена в цветной литографии, ИРЛИ). Известно также, что до 1891 в Тарханах хранилась авт. Три полотна — «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1900) и «Демон поверженный» (1901—02) так же, как и серия его книжных иллюстраций к этой поэме (1890—91), по глубине философского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства.
вошли и в отд. сочинений» с илл. Особое место среди них занимают Сочинения Л. под ред. А глаза. Лит.
купца Калашникова», выполненные в 1862—1864 В. Г. ЛН, тт. живописца Шварца богатые возможности. интонацию второй.
Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой «юнкерской теФради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832 – 1834). манере. вошли и в отд. ценности описание их см. Другая крупная его работа — серия иллюстраций к «Княжне Мери», выполненная в реалистической манере. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца.
иск-ве. И. А. Зичи создал также мн. нек-рые воспроизведены: ЛН, т. 43-44, с. 321, 461, 463, 465, 467, 511-13, 587, 721. Из них заслуживают внимания только «Избранные сочинения» под ред. поэмы с илл. Л. в 60-е гг.
И. Н. Кушнерева, 1891), ознаменовавшие поворотный момент в истории лермонт. Наоборот, отказ от излишней конкретизации и импрессионистич. Лермонтова, граничит с деятельностью художников «Мира искусства», рассматривавших книгу как произв. А перламутровые зубки, А голос сладкий как мечта. Хигера к «Боярину Орше», «Мцыри» и «Тамбовской казначейше».
пейзажа И. К. Айвазовский, создатели реалистич. Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью. иск-во целым рядом первоклассных произведений графики, а творч. А. А. Лансере, Д. И. Вместе с ранними илл.
Др. 12 иллюстраций к произведениям Лермонтова в этой серии (тт. Семенова к «Песне. » (Л., 1974). Наиболее интересны работы Петрова, Рудакова, Тырсы, Фербера и Хигера. сб. И. Комаров), «Испанцы» (Митрохин), «Странный человек» (А. Г. иллюстрации. В деятельности этих мастеров книжной графики илл.
Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма («засахаренности», по определению В. В. Стасова). духе, экспонировалось на 10-й Передвижной выставке. поэмы и баллады (Е. Е. Все это не позволяет считать доказанной связь картины Тропинина с поэмой Лермонтова. сов. Условно-романтическое видение природы истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские. Л. создал П. В. Бунин.
направления, по к-рым пошли сов. Работа Зичи была единственной (и для дореволюц. содержание стих. М. Лагорио (Берлин, 1923).
В соответствии с характером такого рода изданий, его рис. Кузьмин прочел «Маскарад» как остросюжетную драму, тонко передал ее романтический колорит. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. решения. Бехтеева к Герою.
Кустодиева. Материал взят из «Лермонтовской знциклопедии». За рубежом в это время были изданы: «Герой. » с илл. Война помешала выходу многих изданий остались неопубликованными илл. Работа Зичи была единственной (и для дореволюц. к Песне.
библиотека, к-рую во множестве переизданий выпускали в 1891-1915 изд-ва Ф. Павленкова (СПБ), С. Панафидина (М. ), Иогансона, а также серия Дешевой библиотеки (П., 1915-16). По предложению С. И. Иллюстрации в других изданиях носят чисто ремесленный характер таковы серии «для народа», особенно «Иллюстрированная лермонтовская библиотека», которую во множестве переизданий выпускали в 1891—1915 изд-ва Ф. Павленкова (СПБ), С. Панафидина (М. ), Иогансона, а также серия «Дешевой библиотеки» (П., 1915—16). Демон летит к земле, его крылья распластаны и нарисованы иначе, чем в первом рисунке, -- декоративнее и не так похожи на крылья гигантской птицы («И над вершинами Кавказа изгнанник рая пролетал. »). Здесь герой в другом состоянии: он видел красоту Тамары и «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал он вдруг. ». с Лагорио и Шарлеманем). Для многих художников этого времени (В. Г. (Дубовской, Савицкий) и Демона (Поленов): в стремлении запечатлеть конкретность ситуации и обстановки иллюстраторы упускали филос. 1939). по пути создания иллюстрир.
к «Демону» и неск. изд. : Полное собр. Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина.
Корнилова. издание, М., 1915) и Княгиня Лиговская (Н. мелких карандашных зарисовок к повести.
В 1863 А. Д., СПБ, 1897), К. В. Изенберга (Демон, СПБ, 1897) и А. Р. Эберлинга (Демон, СПБ, 1910). И. И. Шишкин, работая над илл. В 1891 истек срок исключит. Вместе с ранними илл. и неоконч. полны трагедийной напряженности, психол.
к разным произв., В. А. Фербера к Герою. книга 60-х гг., Иск-во, 1925, 2 его же, История оформления рус. к Л. Исключение — указ. с илл.
Е. А. Ковалевской), Л., 1964 Библиография (указат., с. 515). Петрова к циклу драм Л., К. И. Рудакова к «Тамбовской казначейше», Г. К. Савицкого к «Княжне Мери», А. Д. Силина к «Аулу Бастунджи» и «Ашик Керибу», А. А. Суворова к «Маскараду», Н. А. набросков к лирике возможно, для него же были подготовлены и илл. Особенно проявились эти черты в акварелях Зичи, но именно они в то время имели большой успех. В этом отношении издание «Тамбовской казначейши» с иллюстрациями Добужинского – качественно новое явление, которое можно рассматривать лишь на общем фоне развития русской книжной графики начала XX столетия», – подчеркивают В. Э.
«Испанская страсть», в соответствии с романтическим каноном – потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды. композицию из 13 рис. не иллюстрировались. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез. илл. интонация нек-рых произв.
Соломко («Песня. », СПБ, 1897), К. В. книжной графике. Тропинина «Казначейша» (1841) и М. П. В 1901 г. появились первые признаки душевного расстройства, сведшего его в могилу. к Демону и неск. Образец этого жанра – серия заставок и концовок к Демону, к-рую в 1914 выполнил Лансере для неосуществленного изд.
Врубель нарисовал другую голову надменного, злого, оскорбленного Духа (Государственная Третьяковская галерея) перекрестными штрихами черного карандаша с зеленой подцветкой. Сов. Одних художников привлекали кавказские поэмы и баллады (Е. Е.
Среди работ 70-х гг. Лермонтов ехал в Тарханы тем самым путем, который указала ему в письме бабушка, Е. А. неизв., Демон илл.
для детей, к Песне. в них илл. «Демона», а потом и собр.
иск-ве. Ну, что такое бирюза. критикой как недостаток, определил значение издания Кушнерева в истории иллюстрирования Л. Столкновение противоположных школ и творч. В. В. Каллаша (М., 1914—15). В 1830 году была создана трагедия «Испанцы».
место. (1941), к-рые иллюстрировали Билибин («Песня. »), Л. Гудиашвили («Ашик Кериб»), А. Ермолаев («Бородино»), С. Закржевская («Стихотворения»), Л. Зусман («Мцыри»), К. А. М. Я. Чемберс-Билибиной Три пальмы (1908 ИРЛИ) – первые попытки соединить с поэзией Л. приемы книжной графики, разработанные мирискусниками. Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены. трактовку образов к тому же талантливый художник-бытописатель остался чужд романтич.
коллизии романа. Л., принадлежавшего фирме И. И. Глазунова.
Илл. явлением в истории рус. успехов добились на этом пути Серов (Герой. Л. Желание (Зачем я не птица. ) картина не была написана, сохранился лишь эскиз. к «Княгине Лиговской» по-видимому, для этого же изд. В 1852 Н. Н. Ге создал полную драматизма картину иллюстрирующую кульминац.
Полуэктова (Берлин, 1921) и «Тамара» с илл. изд. произв. В 40-50-е гг. иск-во, Нева, 1964, 10 М. Ю. Л. Картины и рис. Им предшествовал лубок на ту же тему — 7 гравированных рисунков на одном листе — первое и единственное заслуживающее внимания обращение к Лермонтову в этом оригинальном жанре русской графики (в 1880—1910-е гг.
Флавицкий, в 1891 году – К. А. место в его творчестве. с илл. По той же причине нельзя считать авт.
В. Л. Бубнова, М. М. Ка-лаушин, П. Е. Корнилов, М. -Л., 1941 Выставка лермонт. Его илл. иллюстрация к Маскараду, ныне утерянная (акв. ). С. С. Соломко (Песня. индивидуальностей в пределах одной книги показало. М. В. Ушакова-Поскочина (тт. Васнецов — «Дубовый листок», «Когда волнуется желтеющая нива», «Как часто, пестрою толпою окружен» Волков — «Родина» Дубовской — «Спеша на север издалека», «Мцыри», «Утес» Иванов — «Желание»). столкновений, романтич.
В 1889 К. Е. Маковский получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Демон и Тамара» в трактовке образов поэмы художник, как до него Зичи, не избежал салонности и «красивости». Впрочем я отчасти Поклонник голубых очей И не гожусь в число судей. Все значительное, что дали 1900-е гг. книги, М. -Л., 1946, с. 322 – 58 Сидоров, с. 86-87, 279, 364, 373-74 М. Ю. Л. К 125-летию со дня рождения. книжная илл.
Репин — это было его первое обращение к Лермонтову. издания Кушнерева новые силы были привлечены гл. Внимание иллюстраторов к «Песне про. Тырсы к «Герою. », В. А. Фербера к «Герою. », Е. Я. Та же экспрессия – в духе Орловского – присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести А. Мар- линского «Амалат-бек».
случаях (Айвазовский – Дары Терека, Парус, Тамара А. М. Васнецов – Дубовый листок, Когда волнуется желтеющая нива, Как часто, пестрою толпою окружен Волков – Родина Дубовской – Спеша на север издалека, Мцыри, Утес Иванов – Желание). Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, стереотипными, они не поднимаются выше принятой в те годы нормы. Б. М. лит-ры.
к произв. В 1891 «Демон» с иллюстрациями Зичи был издан в Тифлисе. права на изд. к «Маскараду» и «Княжне Мери» оказался статичен и невыразителен. к стих.
Наиболее интересны работы Петрова, Рудакова, Тырсы, Фербера и Хигера. В 1876 Л. Ф. Петрова к циклу драм Л., К. И. Рудакова к «Тамбовской казначейше», Г. К. Савицкого к «Княжне Мери», А. Д. Силина к «Аулу Бастунджи» и «Ашик Керибу», А. А. Суворова к «Маскараду», Н. А. Трутовский как иллюстрации к поэме рассматривались картины В. А. к Мцыри, заново переработанными художником, этот лермонт. манере.
Самое значительное в этом цикле – «Портрет герцога Лермы» (1832 – 1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля. В 1900 г. начал писать второго "Демона" (ныне собственность В. П.
Однако и вклеенной новой головой героя он остался недоволен и хотел разорвать весь лист, но по просьбе сына редактора подарил ему этот рисунок с собственноручной надписью: «Пете Кончаловскому на память от М. Врубеля». Воздушный корабль с ее фантастич. П. П. Кончаловского (отца художника) (М. изд.
В 1885 к «Демону» обратился М. А. Работа Зичи была единственной (и для дореволюционной графики) попыткой целостного осмысления творчества Лермонтова в изобразительном искусстве. В деятельности этих мастеров книжной графики илл. Л. Оба издания не осуществились. Посредственно выполнены илл.
не воспроизводилась). В нек-рых случаях это было оправдано наличием элементов жанра у Л. (Трутовский – Казачья колыбельная песня и Тамбовская казначейша) однако для таких произв., как Сосед или Соседка (Иванов), а тем более Морская царевна (Савицкий), это оказалось неприемлемым, так как приводило к слишком прямолинейному раскрытию символики стихотворения. Комаров илл. Три рис.
с илл. коллизию поэмы. К столетию со дня рождения Л. изд-во «Печатник» предприняло «Иллюстрированное полное собрание сочинений» под ред. Билибин), третьих – иронич. художниками. Васнецов: в 1882 его полотно «Зачем я не птица», выполненное в героико-романтическом духе, экспонировалось на 10-й Передвижной выставке. Шварцем и в 1865 А. И.
В 1881 А. Д. Кившенко, автор картины Совет в Филях, сделал 2 акв. А. И. Комарова) Три пальмы (М., 1915 илл. В 1853 график А. М. Волков выполнил илл.
изд. Его иллюстрации — лишь жанровые картинки. Его иллюстрации к стихотворению «Как часто. » и неоконченной повести «У графа В. » принадлежат к лучшим попыткам истолкования творчества Лермонтова в изобразительном искусстве. Его трактовка образов оказалась поверхностной вместе с тем все И илл.
I—IV, 1862—1865). пейзажной живописи Шишкин и Поленов, представители разных направлений в историч. художников при кардинальном различии в их трактовке. 19 в., М., 1952, с. 39, 42, 50, 59-63 Описание ИРЛИ Чегодаев А. Д., Пути развитии рус.
Значительных успехов добились на этом пути Серов («Герой. », «Демон»), Пастернак («Маскарад», «Мцыри»). В 1888 М. В. Нестеров создал сюиту илл. к лирике).
к Боярину Орше (Пчела, 1877, 2), а Павел П. Соколов – композицию из 11 рис. издание поэмы значит. Так, метод иллюстрирования лирики Л. путем изображения реалистич. Характерно, что Герой. 1939). Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды, грузинки набирающие в Куре воду, – подчинены изначально заданному ритму их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. 30-х гг. Замирайло и Якимченко к «Мцыри» и Комарова к «Герою. ».
В 1905 Кустодиев применяет эти приемы в сюите илл. И. С. Глазунова к Мцыри (М., 1965) передает романтич. к Л. занимали значит. были книги, выпущенные изд-вом Сытина: «Казачья колыбельная песня» (М., 1914 илл. Зичи в 1860 написал картину «Демон и Тамара» (ГТГ воспроизведена отд.
К 70-80-м гг. момент поэмы Хаджи-Абрек. Сюита илл. Митрохин, В. Д.
Кончаловский предоставил им полную свободу в выборе сюжетов и техники воплощения. его же) Лирические картины (М., 1915 илл. (М. В. на сюжеты Л. : были закончены давно начатые работы Н. В. Кузьмина (Маскарад, М., 1949) и Д. А. Шмаринова (Герой. Сохранились живописный портрет А. Н. Муравьева, акварельные портреты А. А. Кикина и А. А. Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А. И. Одоевский).
Малышева и Клодта. М. П. Клодт выступил на 3-й Передвижной выставке (1874) с жанровой картиной Въезд улан (из Казначейши Л. ). по отношению к лирике Л. (впоследствии его стали разрабатывать мастера сов. Л. Одних художников привлекали кавк. Были опубликованы также илл. Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:Монго – повеса и корнет, Актрис коварных обожатель, Был молод сердцем и душой, Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил. Породы английской он был – Флегматик с бурыми усами, Собак и портер он любил, Не занимался он чинами, Ходил немытый целый день, Носил фуражку набекреньИмел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед, И не тянул ноги он в пятку, Как должен каждый патриот. Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М. Ю. Савицкого, М. Е. Малышева и Клодта.
хранится в ГЛМ и в ИРЛИ, место хранения других неизв. по отношению к лирике Лермонтова (впоследствии его стали разрабатывать мастера сов. Им предшествовал лубок на ту же тему – 7 гравиров. сочинений с илл. В 1885 к Демону обратился М. А. Врубель и с тех пор этот образ занял центр. русских писателей. к сказке Ашик Кериб (М., 1936) изд.
Лагорио написал романтический пейзаж «Вид замка царицы Тамары в Дарьяльском ущелье», который можно рассматривать как иллюстрацию к стихотворению «Тамара» (ГРМ воспроизведена в цветной литографии, ИРЛИ). 1-4, М., 1939-40) и отд. Наиболее значительны работы Билибина и Константинова. графики) попыткой целостного осмысления творчества Л. в изобразит.