Корнилова. В. Н. Масютина (Мюнхен, 1922), тот же роман с илл. 12 иллюстраций к произведениям Лермонтова в этой серии (тт. Название города в самом тексте тоже заменили буквой Т с точками. Вацуро и А. В. Бехтеев, В. М. Тропинина «Казначейша» (1841) и М. П.
появилось множество иллюстрированных изданий Лермонтова. Поленов в 1880 начал работу над картиной на тему стихотворения Лермонтова «Желание» («Зачем я не птица. ») картина не была написана, сохранился лишь эскиз. И. Тоидзе отмечены ярким нацилнальным колоритом и юмором. И. С. М. В.
Сарьян), «Кавказский пленник» (Якимченко), «Корсар» (Замирайло), «Литвинка» и «Олег» (Чемберс-Билибина) к романам «Вадим» (В. Художник стал искать новое решение образа Демона первых девяти глав поэмы. Резко отличаются от них иллюстрации Шарлеманя к той же «Песне. » (изд. «На севере диком» (карандаш, 1841). М. П. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное – всадников (карандаш, 1832 – 1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832 – 1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830 – 1832). Любил трепать ее ланиты Разнежась старый казначей.
Впрочем я отчасти Поклонник голубых очей И не гожусь в число судей. Могилевского (М., 1947) лирична, полна поэзии илл. живописца Шварца богатые возможности. листом, гравировка Симмонса 1860 ИРЛИ). Огарёвой-Тучковой).
Соломко («Песня. », СПБ, 1897), К. В. Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью. В 1852 Н. Н. К столетию со дня рождения Л. изд-во «Печатник» предприняло «Иллюстрированное полное собрание сочинений» под ред. Первую серьезную попытку интерпретировать поэму «Демон» предпринял Зичи (вначале совместно с Лагорио и Шарлеманем).
связано прежде всего с именем Ф. Д. занимали значительное место. Шарлеманем. Очень показательно, что родственник Мартынова в тот период не подвергал никакому сомнению данный факт. Его трактовка образов оказалась поверхностной вместе с тем все 11 иллюстраций безупречны по технике рисунка, весьма декоративны и хорошо компануются с текстом, что сделало первое иллюстрированное издание поэмы значительным явлением в истории русской книжной графики (книга неоднократно переиздавалась).
Глазунова к «Мцыри» (М., 1965) передает романтическую коллизию поэмы. Та же экспрессия – в духе Орловского – присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести А. Мар- линского «Амалат-бек». Е. И.
Бехтеева к «Герою. » (1936): выбор сюжетов свидетельствует о стремлении художника интерпретировать психол. В 1879 он получил от изд-ва Глазунова предложение иллюстрировать отдельное издание «Демона», а потом и собрание сочинений Лермонтова. Если дом казначея находился против гостиницы «Московской» (ныне ул.
Лансере, Д. И. стихам работы Замирайло, Митрохина и А. П. Остроумовой-Лебедевой. Ушакова-Поскочина (тт. I—IV, 1862—1865).
И не только из-за «Тамбовской казначейши». В 1863 А. Д. Кузьмин прочел «Маскарад» как остросюжетную драму, тонко передал ее романтический колорит. Лагорио написал романтический пейзаж «Вид замка царицы Тамары в Дарьяльском ущелье», который можно рассматривать как иллюстрацию к стихотворению «Тамара» (ГРМ воспроизведена в цветной литографии, ИРЛИ). В 1868 году акварельные иллюстрации и 2 рис. Другой вариант образа на иллюстрации, вошедшей в книгу, лишен динамических контрастов первого здесь полет героя плавный, развернутый по горизонтали, Демон летящий (вариант второй) он ничем не сдерживается в композиции листа. В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. (тушь — силуэт Домик Л. ).
Иллюстрирование произведений Лермонтова в 60-е гг. к Л. Исключение — указ. Верещагина к «Княжне Мери», эскизный характер рисунка, как художественный прием, был новаторским для того времени. набросков к лирике возможно, для него же были подготовлены и илл. Работа Зичи была единственной (и для дореволюционной графики) попыткой целостного осмысления творчества Лермонтова в изобразительном искусстве. Впервые книжные иллюстрации к произведениям Лермонтова появились в 1844 году, в иллюстрировании литературного сборника «Дамский альбом, составленный из отборных страниц русской поэзии. ».
Клементьева («Хаджи Абрек», «Беглец»), Ф. Д. Для многих художников этого времени (В. Г. Шварцем и в 1865 А. И. Первым обращением к творчеству Л. художника-профессионала принято считать картину В. А. Тропинина, существующую в двух вариантах под разными назв. : «Казначейша» и «Женщина в окне» (масло, без даты ГТГ).
"). 43—44, с. 419). Трутовский как иллюстрации к поэме рассматривались картины В. А. Кардовский выполнил для него 5 илл. По предложению С. И.
Этот рисунок остался незаконченным и не вошел в книгу, а на его месте в конце поэмы помещен первый «портрет», который представляет собой изобразительное обобщение образа Демона и к развязке поэмы («И вновь остался он, надменный. »), в сущности, не имеет прямого отношения. А. А. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Врубель нарисовал другую голову надменного, злого, оскорбленного Духа (Государственная Третьяковская галерея) перекрестными штрихами черного карандаша с зеленой подцветкой.
Петров-Водкин (картина экспонировалась в 1941 на выставке в Ленинграде место хранения неизвестно не воспроизводилась). Пешков сообщает следующее: «О нем сведений никаких обнаружить не удалось, кроме того, что губернский казначей не отличался щепетильностью и частенько воровал казенные деньги». Билибин), третьих — ироническая интонация некоторых произведений (М. В. иллюстрацией «Портрет мужчины в плаще» (сепия, 1836), несмотря на свидетельство А. П. Шан-Гирея о том, что «это фаталист».
Флавицкий, в 1891 году – К. А. коллизии романа. Кустодиева.
Врубель и с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве. Зичи создал также много мелких карандашных зарисовок к повести. Образец этого жанра — серия заставок и концовок к «Демону», к-рую в 1914 выполнил Лансере для неосуществленного изд.
Все эти попытки воплощения лермонтовских образов в творчестве живописцев, разнообразные по тематике и жанрам, не оставили (за исключением работ Врубеля) заметного следа в истории русского искусства. Полуэктова (Берлин, 1921) и «Тамара» с илл. Изящны и лиричны заставки — илл. Иллюстрации в других изданиях носят чисто ремесленный характер таковы серии «для народа», особенно «Иллюстрированная лермонтовская библиотека», которую во множестве переизданий выпускали в 1891—1915 изд-ва Ф. Павленкова (СПБ), С. Панафидина (М. ), Иогансона, а также серия «Дешевой библиотеки» (П., 1915—16). Другая крупная его работа — серия иллюстраций к «Княжне Мери», выполненная в реалистической манере. А. И. Комарова) «Три пальмы» (М., 1915 илл.
в области иллюстрирования произв. Оба издания не осуществились. В деятельности этих мастеров книжной графики илл. В 40—50-е гг. Вновь привлекает внимание художников сказка «Ашик Кериб»: сюита А. И. Художники и не стремились выразить в иллюстрациях суть творчества Лермонтова.
В 1885 к «Демону» обратился М. А. к стих. Многие участники изданий пользовались принципом жанрового решения илл. В некоторых случаях это было оправдано наличием элементов жанра у Лермонтова. Так возник замысел поэмы "Мцыри", которая была закончена поэтом в августе 1839 года. Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях».
Ге создал полную драматизма картину иллюстрирующую кульминационный момент поэмы «Хаджи-Абрек». Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь. произв. Русский художественный альбом» (СПБ изд. Клодта «Тамбовская казначейша» (1874). Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным. сов. купца Калашникова», выполненные в 1862—1864 В. Г.
Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике», портретная миниатюра Эмилии – героини «Испанцев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. А. О. Вальтера). Война помешала выходу многих изданий остались неопубликованными илл. Таким образом изд.
Из них заслуживают внимания только «Избранные сочинения» под ред. Зарецкий). Напротив, найденная Врубелем новаторская манера изображения, пренебрежение деталями ради обобщенных решений и смелые поиски в области техники рисунка привели к созданию образов, конгениальных поэзии Л. («Герой. », «Демон» илл. В. В. Каллаша (М., 1914—15). Однако и вклеенной новой головой героя он остался недоволен и хотел разорвать весь лист, но по просьбе сына редактора подарил ему этот рисунок с собственноручной надписью: «Пете Кончаловскому на память от М. Врубеля». Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля.
Два рис. Здесь публиковались гравюры с работ русских художников, в т. ч. Сохранились живописный портрет А. Н. Муравьева, акварельные портреты А. А. Кикина и А. А. Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А. И. Одоевский). С. С. Одних художников привлекали кавказские поэмы и баллады (Е. Е. Казалося, для нежной страсти Она родилась.
Добужинский сделал неск. Внук. Ковригин иллюстрирует здесь отрывки из поэм «Хаджи Абрек» и «Тамбовская казначейша». Советские книжные графики идут преимущественно по пути создания иллюстрированных циклов. Гагарина «Сон».
Лермонтова, граничит с деятельностью художников «Мира искусства», рассматривавших книгу как произв. Публикация поэмы Лермонтова в 1838 году проходила очень сложно: «Слово Тамбовская цензоры сняли. к лирике).
Все значительное, что дали 1900-е гг. Кузьмин, Т. А. деталей, связывающих его с сюжетом «Тамбовской казначейши».
Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта:. Очевидной стала ограниченность возможностей чисто жанровых решений и при иллюстрировании «Героя. » (Дубовской, Савицкий) и «Демона» (Поленов): в стремлении запечатлеть конкретность ситуации и обстановки иллюстраторы упускали филосовское и нравственное содержание этих произведений. В 1890—1910-е гг. Рисовал всю свою недолгую жизнь и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры.
полны трагедийной напряженности, психол. Значительных успехов добились на этом пути Серов («Герой. », «Демон»), Пастернак («Маскарад», «Мцыри»). Исключением является иллюстрация В. В. Демон летит к земле, его крылья распластаны и нарисованы иначе, чем в первом рисунке, -- декоративнее и не так похожи на крылья гигантской птицы («И над вершинами Кавказа изгнанник рая пролетал. »). Здесь герой в другом состоянии: он видел красоту Тамары и «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал он вдруг. ». Шмаринова («Герой. », М., 1946). Среди работ 70-х гг. К первым главам поэмы необходимо было нарисовать изгнанника рая, летящего над «грешною землей», пролетающего над вершинами Кавказа, созерцающего дикий чудный мир и долины Грузии, что «ковром раскинулись вдали», увидевшего наконец Тамару в ее последнем танце невесты.
Три полотна — «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1900) и «Демон поверженный» (1901—02) так же, как и серия его книжных иллюстраций к этой поэме (1890—91), по глубине философского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства. М. Я. Чемберс-Билибиной «Три пальмы» (1908 ИРЛИ) — первые попытки соединить с поэзией Лермонтова приемы книжной графики, разработанные «мирискусниками». Принципиально иное решение дает в своих иллюстраций к «Герою. » (1941—45) Л. Е.
Ну, что такое бирюза. Гл. По той же причине нельзя считать авт. Н. В. Ильина к стихам Л. («Лирика», М., 1958), возрождающие традиции книжной графики начала 20 века. Штрихи зеленого карандаша -- рефлекс на затененной щеке также подчинен выражению злобы в душе побежденного, но не раскаявшегося Демона. Это не законченный образ, а эскиз.
Изображение полета легендарного существа с обликом человека и крыльями птицы не было для Врубеля чем-то новым: несколько лет назад в Киеве он испробовал возможности композиционных вариантов летящего ангела к лермонтовскому стихотворению «По небу полуночи. », на тему которого собирался писать картину. (Клепиков С. Лермонтов и его произведения в русской народной картинке, ЛН, т. 45—46). Остается «провидеть» Лермонтова Когда роют клад, прежде разбирают смысл шифра, который укажет место клада Лермонтовский клад стоит упорных трудов».
вошли и в отд. А перламутровые зубки, А голос сладкий как мечта. Обширную серию иллюстраций к разным произведениям Лермонтова создал П. В. художники начинают пристальнее вглядываться в образы классической литературы. Сильно пострадал после редактирования и текст поэмы.
Его иллюстрации к стихотворению «Как часто. » и неоконченной повести «У графа В. » принадлежат к лучшим попыткам истолкования творчества Лермонтова в изобразительном искусстве. Лермонтова путем изображения реалистического пейзажа, хотя бы и подсказанного текстом, обнаружил свою несостоятельность: сложная символика поэзии Лермонтова оставалась за пределами изобразительного решения даже в таком первоклассном рис., как «На севере диком» Шишкина тем более очевидной стала бесплодность реализации символического образа в других случаях (Айвазовский — «Дары Терека», «Парус», «Тамара» А. М. Бунин. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь. Рисунки Лермонтова на обложке "Вадима" связаны с темами и образами незавершённого романа. и экспрессивным рисунком и серия илл.
Васнецов — «Горные вершины», а также «Родина» — рисунок, который не появился в издании). 1939). украшением издания были заставки к лирич. Что небо. В одном из вариантов иллюстрации художник вспоминает киевский рисунок ангела, вертикально взлетающего на крыльях и развивает его в новой композиции, где тело Демона словно парит на громадных крыльях кондора над горами -- «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. ». почти не дали илл. Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным.
Хигера к «Боярину Орше», «Мцыри» и «Тамбовской казначейше». Многие рисунки М. Ю. Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию. Зичи в 1860 написал картину «Демон и Тамара» (ГТГ воспроизведена отд.
Л. (не было осуществлено) Д. Н. Его иллюстрации — лишь жанровые картинки. К. Д. Марченко А., автор романа в документах и письмах «С подорожной по казенной надобности», утверждает: «И собачье одеяло и перина пуха легчайшего кстати пришлись, а вот долгуша – не пригодилась свой первый офицерский отпуск – «на шесть недель в губернии Тульскую и Пензенскую, по домашним обстоятельствам» – Лермонтов получил лишь 20 декабря 1835 года. И. А. Здесь у Демона совсем новое лицо: его черты, умный проникновенный взгляд и выражение ближе к земному, человеческому, чем во всех других рисунках Врубеля.
Семенова к «Песне. » (Л., 1974). Посредственно выполнены иллюстрации неизвестного художника к «Мцыри» иллюстрация Н. Негодаева к «Демону» комична в своем безвкусии, а гравюра с картины М. И. Пескова «Кулачный бой при Иоанне Васильевиче Грозном» создавалась вне связи с поэмой Лермонтова. Эберлинга («Демон», СПБ, 1910). Шишкин, работая над иллюстрацией к стихотворению «На севере диком» (1890), дал, наряду с графическим, живописное воплощение этой темы картина иллюстрирует 1-ю строфу и выполнена в жанре реалистического пейзажа, отчего сложная символика стихотворения остается за пределами изобразительного решения. Петрова к циклу драм Л., К. И. Рудакова к «Тамбовской казначейше», Г. К. Савицкого к «Княжне Мери», А. Д. Силина к «Аулу Бастунджи» и «Ашик Керибу», А. А. Суворова к «Маскараду», Н. А. В целом они отмечены экспрессией и лаконичностью, однако многие из них однообразны и неглубоки (опубликован только цикл рисунков к «Бородино» М., 1967). Они написаны в соответствии с существовавшими тогда нормами и стереотипами.
были книги, выпущенные изд-вом Сытина: «Казачья колыбельная песня» (М., 1914 илл. С середины 30-х гг. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г. Г. Гагариным. Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко оттуда видна половина Грузии как на блюдечке и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту так сидел бы да смотрел целую жизнь. II—III) были первой попыткой дать образную интерпретацию творчества писателя.
И. И. (цветные открытки) Вл. Наиболее значительны работы Билибина и Константинова.
Лермонтова его произведения не иллюстрировались. Безвкусицей отмечены т. н. «роскошные» изд. с илл. В 60-е гг.
илл. ). Руки его теперь будто готовы к действию, в лице, похожем на «Ангела» в большом рисунке (Государственная Третьяковская галерея), отразилось новое чувство, быть может, «признак возрожденья», надежда на счастье. И. Комаров), «Испанцы» (Митрохин), «Странный человек» (А. Г. Митрохин иллюстрировал стих. к «Песне. » выполнил И. Е.
издание, М., 1915) и «Княгиня Лиговская» (Н. Цикл станковых илл. Материал взят из «Лермонтовской знциклопедии».
Обложка рукописи романа "Вадим", первого прозаического произведения М. Ю. Лермонтова, оставшегося незавершённым, поистине уникальна: она сплошь соткана из рисунков изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков в крестьянских одеждах, различные сценки. По сравнению с его иллюстрациями, рисунки маститых художников Сурикова, Репина и Васнецова кажутся обыденными и неинтересными. "), в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы. При жизни М. Ю. «Испанская страсть», в соответствии с романтическим каноном – потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды. В 1876 Л. Ф. Трагическая динамика боя складыьа ется из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участниками.
Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина. А председатель Тамбовской ученой архивной комиссии Алексей Николаевич Норцов, написавший исследование «Материалы для истории дворянских родов Мартыновых и Слепцовых с их ветвями (с гербами, портретами и таблицами)» (Тамбов, 1904), всегда защищал фамилию своего дальнего родственника – участника дуэли. Малышева и Клодта. по отношению к лирике Лермонтова (впоследствии его стали разрабатывать мастера сов.
В этом отношении издание «Тамбовской казначейши» с иллюстрациями Добужинского – качественно новое явление, которое можно рассматривать лишь на общем фоне развития русской книжной графики начала XX столетия», – подчеркивают В. Э. Известно также, что до 1891 в Тарханах хранилась авт. Не возвращался, чтобы однажды вернуться – и остаться с ней навсегда. В. Е. Генкель, тт.
Вместе с ранними илл. Митрохин, В. Д. Конечно изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Т. Г. Литовченко представил на Академической выставке композицию на сюжет из «Демона» («Тамара» место хранения неизвестно не воспроизводилась). Сюита илл. характеристики персонажей проникновенны и точны.
Пастернака «Умирающий гладиатор» и Л. Васнецова «Как часто, пестрою толпою окружен»), то циклы, созданные В. Васнецовым («Песня. »), Врубелем («Герой. », «Демон»), Ивановым («Боярин Орша»), Поленовым («Спор»), Репиным («Пророк»), выражают определенную концепцию иллюстрируемого произв. Фаворского к «Песне. » (М., 1956). На то, что происходит на земле, поэт словно бы смотрит с высоты небес ("Кто близ небес, тот не сражён земным. Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма («засахаренности», по определению В. В. Стасова). книжной графики).
Они всего лишь рисовали на темы лермонтовских произведений. По свидедетельствам родственников, рисовать он начал раньше нежели писать стихи. изд-во И. Д. Сытина и др.
Замирайло и Якимченко к «Мцыри» и Комарова к «Герою. ». В. Острогорского (СПБ, 1891) с илл. За рубежом в это время были изданы: «Герой. » с илл. (1941), к-рые иллюстрировали Билибин («Песня. »), Л. Гудиашвили («Ашик Кериб»), А. Ермолаев («Бородино»), С. Закржевская («Стихотворения»), Л. Зусман («Мцыри»), К. А. к «Княгине Лиговской» по-видимому, для этого же изд.
«Спор» (М., 1913) он разработал все оформление книги и создал стройную сюиту, где все элементы связаны воедино и строго подчинены сюжетному ритму, а яркая декоративность и сказочность соответствуют общему колориту «Спора». Но издатели, видимо, потребовали и другой портрет «побежденного» героя в конце поэмы, где он проклял «мечты безумные свои. ». Изенберга («Демон», СПБ, 1897) и А. Р.
Типичное издание такого рода — «Северное сияние. И впрямь Авдотья Николавна Была прелакомый кусок. эти губки, Два свежих розовых листка.
Константинов («Мцыри»), Э. М. Криммер («Песня. »), К. Кузнецов («Тамань»), П. Я. Павлинов («Герой. » изд. Внимание иллюстраторов к «Песне про. Клодт выступил на 3-й Передвижной выставке (1874) с жанровой картиной «Въезд улан (из «Казначейши» Л. )». Комаров илл.
Над живописным решением образа Демона работал К. С. Тему «бедствий войны» продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, – «При Валерике. Фейнберг. выделяются илл. Якимченко) к поэмам «Ангел смерти» и «Джулио» (Митрохин), «Аул Бастунджи» (М.
Все это не позволяет считать доказанной связь картины Тропинина с поэмой Лермонтова. Здесь иллюстрировано лишь одно из преходящих состояний героя поэмы, одно «мгновенье», когда им овладела мечта о прежнем счастье и возможности его возврата. В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы образующие «испанский цикл». Исключение составляют 3 авторские иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рис. к «Демону» весьма наивны. Часть иллюстраций хранится в ГЛМ и в ИРЛИ, место хранения других неизвестно некоторые воспроизведены: ЛН, т. 43—44, с. 321, 461, 463, 465, 467, 511—13, 587, 721.
Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены. (Трутовский — «Казачья колыбельная песня» и «Тамбовская казначейша») однако для таких произв., как «Сосед» или «Соседка» (Иванов), а тем более «Морская царевна» (Савицкий), это оказалось неприемлемым, так как приводило к слишком прямолинейному раскрытию символики стихотворения. Наоборот, отказ от излишней конкретизации и импрессионистическая недоговоренность пейзажа создавали известное созвучие иллюстрациям со стихами и открывали определенные перспективы в этом направлении (А. Невыразителен рис. Похороны убитых».
и пошла резня. И два часа в струях потокаБой длился. Добужинский иллюстрировал «Тамбовскую казначейшу» (СПБ, 1913) изысканная стилизация, высокий артистизм исполнения в сочетании с тонким проникновением в ироническую стихию поэмы делают иллюстрации Добужинского одним из лучших образцов русской книжной графики начала 20 века. Васнецов: в 1882 его полотно «Зачем я не птица», выполненное в героико-романтическом духе, экспонировалось на 10-й Передвижной выставке. ЛН, тт. Васнецов — «Дубовый листок», «Когда волнуется желтеющая нива», «Как часто, пестрою толпою окружен» Волков — «Родина» Дубовской — «Спеша на север издалека», «Мцыри», «Утес» Иванов — «Желание»).
поэмы с илл. Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, граничит с драматической историей испанской революции – но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. В 1914 изд-во «Грядущий день» готовило собр. Врубеля.
Замирайло), других — исторические сюжеты (Кустодиев, И. Я. М. Лагорио (Берлин, 1923). Самое значительное в этом цикле – «Портрет герцога Лермы» (1832 – 1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Таким образом, у Лермонтова с тамбовцами сложились непростые отношения. Романтический пафос творчества Лермонтова оказался недоступен и замечательному интерпретатору «Мертвых душ» А. А. Агину: 8 его набросков 40-х гг.
Его экспрессивные рис. История «Тамбовской казначейши» начинается в декабре 1835 года, когда М. Ю. Лермонтов ехал в Тарханы тем самым путем, который указала ему в письме бабушка, Е. А. Константинова. Билибина к «Песне. » с их изящной стилизацией (1904) и акварель к стихотворению «Воздушный корабль» с ее фантастическим колоритом (1909), а также рис. Мавриной к «Измаил-Бею» (1937—39) воссоздает романтическую стихию поэмы, что достигается сочетанием острого штриха с прозрачным колоритом, неуловимыми переливами тонов, умением остановить фигуры в их стремит.
К предвоеннным годам относятся два юбилея Лермонтова. 30-х гг. Появляется лист «Демон, смотрящий на долину», на котором снова, как в первом киевском рисунке, Демон, смотрящий на долину Арагвы дан величественный горный пейзаж, еще более фрагментированный и приближенный к зрителю с вершины заснеженных и обледеневших скал герой смотрит куда-то вниз, может быть, на дом и широкий двор Гудала, на устланную коврами кровлю, где танцует Тамара.
В эти годы появляются циклы его гравюр к «Герою. » (М., 1963), «Стихотворениям» (М., 1969), «Демону» (М., 1965). Добужинский). искусства, в котором все элементы оформления (обложка, титул илл., заставки) должны составлять единое целое, органически связанное с текстом. Кузьмина («Маскарад», М., 1949) и Д. А. Здесь впервые появились иллюстрации к сказке «Ашик Кериб» (Лансере), к драмам «Два брата» и «Menschen und Leidenschaften» (В. Репин — это было его первое обращение к Лермонтову. Д. Б. Дарана к «Тамбовской казначейше», А. П. Журова к «Бэле», А. Заславского к «Мцыри», Клементьевой к «Демону», А. Я. Мирошхина к «Песне. » и «Беглецу», Ю. Л. Оболенской к «Вадиму» и «Испанцам», Ю. Н.
На предложение Мамонтова откликнулся и В. М. Л. Непомнящего к «Герою. » (в кн. : «В тот чудный миг тревог и битв», М., 1976), отличающиеся своеобразием трактовки, выразит. А глаза. к Лермонтову. Столыпина) на дворе тебя дожидается долгуша точно коляска, перина и собачье одеяло, может еще зимнего пути не будет».
Мамонтова, В. Д. В 1905 Кустодиев применяет эти приемы в сюите иллюстраций к «Песне. »: он добился определенного ритма в общей композиции стилизация и декоративность преобладают и здесь, однако они не противоречат реалистической трактовке образов (противопоставление нравственного начала и мудрости народа жестокости царя-деспота). Художник выполнил 2 сюиты рисунков к «Демону» и несколько станковых акварелей. Иллюстрированные издания «Тамбовской казначейши» выходили в XIX столетии несколько раз: в 1863 году поэму иллюстрировал К. Д.
Три рис. Савицкого, М. Е. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез. Шарлеманя («Бородино», «Валерик») и О. Л. Делла-Вос-Кордовской («Сказка для детей» см.
1—4, М., 1939—40) и отд. серия «Рисунки к сочинениям русских писателей». Она примечательна своей поэтичностью. Исключение — «Песня. » с илл.
Подражанием этому изд. Характерен обширный цикл станковых илл. работа Белкина, а также иллюстрации неизвестного художника к «Хаджи Абреку» (М., 1929) и В. Козлинского к «Герою. » (М., 1932). По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта. Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом.
Глазунова, СПБ, 1865). движении. В 1889 К. Е. Маковский получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Демон и Тамара» в трактовке образов поэмы художник, как до него Зичи, не избежал салонности и «красивости». Добужинскому было дано «провидеть» Лермонтова: его иллюстрации к «Тамбовской казначейше» свидетельствуют о том, насколько тонко и точно художник чувствовал созданное Лермонтовым художественное пространство, его поэтику, принципы и способы его описания предметов, героев и событий. Характерна для поэта-художника акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой" (ГБЛ). Штемберг выполнил роспись плафона в усадьбе Середниково — «Демон и Ангел, уносящий душу Тамары» роспись отмечена приторной «красивостью».
его же) «Лирические картины» (М., 1915 илл. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. И это вполне можно понять, ведь когда Мартынов умер, Норцову было уже 16 лет, вот таким образом он мог многое знать. Возможно и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий. Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. на сюжеты Л. : были закончены давно начатые работы Н. В. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ – прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы.
к «Мцыри», заново переработанными художником, этот лермонтовский цикл представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования Лермонтова и занимает видное место в советской книжной графике. А этот носик. Важным достижением многих участников издания было создание циклов иллюстраций к одному произведению преимущество этого метода проявилось в сравнении работ разных художников: если Маковский иллюстрировал только первые строки «Бородино» игнорируя основное содержание стихотворения (то же и в илл.
В дальнейшем русские художники неоднократно обращались к поэзии Лермонтова. Фигура летящего здесь расположена по стремительной диагонали листа -- с левого нижнего в верхний правый угол, но лицо его и взгляд обращены в противоположную сторону, отчего и возникает впечатление не полета, а парения: печальный дух беспомощно повис над горой в своем изнуряюще скорбном раздумье голова его и мускулистые плечи, как в «Сидящем», бессильно расслаблены и, кажется, подчинены лишь «вольной прихоти теченья». М. А. В. Г. Шварца», СПБ, 1872). В целом же 20-е — нач. сочинений» с илл.
Коммунальная, магазин «Служивый»), следовательно из окна Авдотья Николаевна действительно могла видеть изображенные Добужинским на заставке церковные купола – скорее всего, Казанского собора и Казанского монастыря (время их создания – 1791 – 1796 гг. ). Наиболее интересны работы Петрова, Рудакова, Тырсы, Фербера и Хигера. Тырсы к «Герою. », В. А. Фербера к «Герою. », Е. Я. иллюстрация к «Маскараду», ныне утерянная (акварель). Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой «юнкерской теФради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832 – 1834).
Заглавным листом поэмы, по замыслу Врубеля, должен был стать его первый рисунок -- «Голова Демона» на фоне гор. В 1830 году была создана трагедия «Испанцы». к «Маскараду» и «Княжне Мери» оказался статичен и невыразителен. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля.
Шевченко к стихотворению «Умирающий гладиатор» и акварель Г. Г. Б. М. Большим мастерством отличаются гравюры В. А. В 1853 график А. М. Волков выполнил иллюстрацию к «Боярину Орше» — «Орша застает Арсения у дочери» (перо, ГЛМ). Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:Монго – повеса и корнет, Актрис коварных обожатель, Был молод сердцем и душой, Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил. Породы английской он был – Флегматик с бурыми усами, Собак и портер он любил, Не занимался он чинами, Ходил немытый целый день, Носил фуражку набекреньИмел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед, И не тянул ноги он в пятку, Как должен каждый патриот. Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М. Ю. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, – «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837 – 1838). Условно-романтическое видение природы истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские.
соч. (из воспоминаний Н. А. В 1891 «Демон» с иллюстрациями Зичи был издан в Тифлисе. к «Бэле» В. А. Агина. (1939 и 1941), вызвавшие к жизни ряд иллюстрированных изданий: «Полное собр. Картина М. Ю. Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (картон, маслоИРЛИ) привлекает мастерством в передаче перспективы и световоздушной среды.
В 1898 художник В. К. появились интересные произв. И. И. Были опубликованы также илл.