Публике картина понравилась. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Все кажется неотразимо, как сама истина. Портрет производит яркое и сильное впечатление. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам. Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Статья, в которой Толстой остро разоблачил язвы современного общества, была запрещена в России. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Ге. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Толстого, Д. Н.
Глаза ясные и добрые. «Не молчать перед правдой царицею».
– И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Сухотиной-Толстой. Вегетарианцем стал и сам Репин. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку.
И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Л. Н. Толстого». Репин сам в своих воспоминаниях сказал, как создавались подготовительные материалы к картине и какой жизненный факт отобразил он. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой.
Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Салтанова, И. Я. Башилова, С. Н.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. И. Н. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился. Репин встречал их по средам.
Очень известна работа Н. Н. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Чертков, А. К. Черткова, Ю. И. Игумнова, П. И. Бирюков, Н. Л. Оболенский и др. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Оболенский и др. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Портрет запечатлел на века спокойный взгляд уникального человека, передающий и простоту и мудрость одновременно. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Отец не был человеком не от мира сего. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Выражение победы духа над страстями».
Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича и маслом и акварелью и пером и карандашом. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Пастернака, М. С. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Да, много я передумал после него и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел». Кроме того – у них 23 внука. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину.
Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Но Крамскому удалось убедить писателя. И потом, уже переселившись из Москвы в Петербург, Репин каждую поездку свою в Москву (а приезжал он сюда почти ежегодно иногда и по два раза в год) использовал для посещения Льва Николаевича или в Москве, если писатель жил в это время в своем московском доме или в Ясной Поляне. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Третьяков»109. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Их надо осветить, пробудить от прозябания. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Ге, Л. О. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Игумнова, П. И. Я согласен с вами — портрет неудачен»».
Черткова, Ю. И. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Это барельефы и силуэты Ф. П. В воспоминаниях жены Толстого Софьи Андреевны есть записи о том, как работал Репин в Ясной Поляне: «Все время неутомимо работал, – записала Софья Андреевна.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Первый портрет ему самому не понравился. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик.
Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Хочется так же, как молодым. –. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием.
Чертков, А. К. Подымать. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию.
Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. История создания такова. Но мы, старые люди, лучше владеем собой.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
кто может, пусть следует благородному Прометею. Однако здесь, передумывая о всем, у меня всплывает много возражений и я с ними постоянно колеблюсь: то мне кажется, что я прав, то кажется опять, что его положения несравненно глубже и вечнее. В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». «Не молчать перед правдой царицею». Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. Я чувствую в себе возможность всяческих пороков.
Выдающийся подбородок. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Ничто земное никогда не было ему чуждо. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого – Сергеем, Ильей и Татьяной.
Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». –. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света.
В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
У него самая большая серия портретов писателя. В любом портрете художника чувствуется определённый объективизм: не его собственная оценка изображаемых людей, а именно внутренняя сущность того человека, чей портрет перед нами. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. О ней много говорили, хвалили и порицали ее. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Крамского, И. Е. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Погрязнуть с ними навсегда — жертва.
В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Гинцбурга, П. П. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Очертание всего рта было классически прекрасно.
Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Репина, Н. Н. Все кажется неотразимо, как сама истина. Репин и Н. Н. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Она ушла из жизни в 1931 году55. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Репин страстно любил свое искусство. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». ну и народец же. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Репин именно молодец.
Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне.
Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Остен-Сакен, А. А. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Очень много зарисовок ко всем картинам. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Непротивление злу, помощь нуждающимся в виде пахоты, тачания сапог у Толстого и решительное, твердое убеждение Репина, что помощь заключается не в этом, а в том, чтобы подымать их до себя иначе говоря, заниматься большим, нужным и единственно правильным делом — пробуждать людей, просвещать их, чтобы они поняли, что так дальше жить нельзя, — таковы убеждения Репина московского периода его жизни. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле.
Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
С И. Е. Фальшивые, бездарные — Рафаэль, Вагнер, Шекспир (здесь Репин ставит множество восклицательных и вопросительных знаков). Бирюков, Н. Л.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. По ночам же – до 3-х час. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Америка—Франция—Россия. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления.
– писал Репин Стасову. И, действительно, он работал до упаду. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними.
Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать».
Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Подымать. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей — С. А. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Черткова, М. А. и С. А. Стаховичей.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Леонид Пастернак много рисовал писателя. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. и С. А.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Черткова, М. А.
Нет. кто может, пусть следует благородному Прометею. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. М. Бунакову. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Очертание всего рта было классически прекрасно. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Объёмно-пространственная моделировка формы и плавное движение кисти рук подчёркивают атмосферу величавой значительности, когда писатель находится в минуту тревожной задумчивости от прочитанной книги, которую он держит в руках. Выражение победы духа над страстями». Художнику Л. О.
Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Репин дважды подавал прошения об отставке.
И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Так, Репин писал в 1893 году Т. Л. Толстой: «О боже мой. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Москва была началом этой дружбы именно здесь она зародилась и окрепла в 1880-1882 годах. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника.
Стаховичей. Репин писал, что «очень любопытно, просто и сильно написано хотя, конечно, останется гласом вопиющего в пустыне или сведется в конце концов на ту же филантропию, которой он (Толстой) не любит». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Нет.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Весь день поглощена она этим. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. А несколько позже, уже в Петербурге, он говорил по этому поводу своему приятелю А. В. Жиркевичу: «Я смотрю что «Крейцерова соната» — признак упадка в духовном мире Толстого.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Интересно то, что за время его существования был написан по его образу портрет, который поражает своим великолепием. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Нет. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Эти иллюстрации датированы художником 1885-1886 годами. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Чертовский народ. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой.
Подымать до себя, давать жизнь — вот подвиг». Работ очень много. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Ох, нет, не могу да я даже и волноваться не могу особенно. Что это Лев Николаевич, ну можно ли так шутить. то я хотел тогда надоумить Вас или посоветовать заехать к Толстому и непременно написать его портрет. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Художник настолько был увлечен работой, что закончил первое полотно за три сеанса, второе удалось завершить еще быстрее. М. В.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Лев Толстой лично участвовал в переписи, посетил ряд домов по Смоленскому рынку и по Проточному переулку, где жила московская беднота, босяки, видел страшные сцены нищеты, голода и, по окончании переписи, принялся писать трактат «Так что же нам делать. », в котором хотел подвести итоги виденному им во время переписи.
Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. С. А. Толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Выдающийся подбородок.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Нет. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны.
Их надо осветить, пробудить от прозябания Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами — лицемерие. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих.
Толстого. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого.
Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью.