Девушка читает письмо, разорванный конверт от которого лежит у нее на коленях. Портрет был. Лучший репинский женский портрет. 206), 1907.
Д. Спасович, юрист (II, стр. Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. Жизнь представлена такой, какой она есть на самом деле, без лишних деталей и украшений. Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка. 9), 1882. 17. 22.
Девушка сидит в мягком кресле с высокой округлой спинкой и бархатной бордовой обивкой. Н. и С. А. Толстые (II, стр. В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально. В противоположность предыдущему этот портрет писан долго. Героиня держит его в руках и оно словно освещает все вокруг.
Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее). Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры.
А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова. Хорошо написана голова и рука. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде. Дальнейший шаг на пути овладения формой. 47. Поколенный.
Был приобретен в 1913 г. О. Д. 46. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873. 183-184.
62. Ц. А. Кюи, композитор (II, стр.
Задача верхнего света, сложная и трудная, разрешена здесь прекрасно именно верхний свет помогнесколькосмягчитьизлишнююматериальность костюма, получившего благодаря ему некоторую обобщенность складок, уничтожающую фотографичность. Дался художнику легко, насколько можно судить по его живописи, для Репина необычно тонкой, во многих местах не закрывающей холста. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. 207).
Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте. 77. П. 74 х 55 см По некоторым данным считается, что на портрете изображена свояченицахудожника. 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю.
98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. Девушка читает письмо, разорванный конверт от которого лежит у нее наколенях. Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее. Внутренний двор восьмиугольной формы сочетается с другими архитектурными элементами в камне и мраморе (например, архитрав увенчанный мраморным бюстом) и небольшой сад, который виден на задней части здания напротив.
И. Введенский, критик 1888. Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». Большой эффектный портрет на холсте, углем. Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны. Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство. В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин.
Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид. Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16.
А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр. Но самое интересное, как обычно, скрывается в деталях. Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина. Репин не согласен: он считает портрет удачным.
Этюд красив по живописииизященпо фактуре.
Этюд этот произвел настоящий фурор в среде художников широкой, необыкновенно живописной манерой письма. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества. 95).
Это большой лист бумаги, словно бросающий световые блики налицо. Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи. Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах. Этовносит особую скрытую интригу в спокойный камерный сюжет произведенияискусства. Фон картины нейтральный, выполненный широкими мазками кисти серовато-оливковой краской.
Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван». Мне везловславе» 20.
все внимание зрителей на героине. Освещена ярким светом сзади лицо и воротник залиты рефлексами от освещенных листов журнала. Это смело задуманная и отлично выполненная задача освещения и рефлексов, показывающая, как сильно шагнул Репин-художник.
Суворин. Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости. Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад».
Через 11 дней после последнего сеанса она умерла. 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона».
И. Е. Репин в зрелую эпоху так чувствовал, так смаковал, любилитакпередавалматериал — тело, волосы, одежду, деревья, камниит. «АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И. С. Груздеву, принесшему его в 1919 г. в дар Казанскому музею. По словам В. С. Груздева, портрет был им куплен в давние годы, тотчас после окончания им университета, вместе с целой обстановкой и достался ему почти даром, в придачу к мебели. Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове».
75. В. ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов.
Главная героиня сидит на роскошном, мягком кресле красного цвета. 115. М. О.
По живописи они довольно слабы и черноваты. Он так же хорош по форме, как и по живописи. Справана фоне цветы. Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. Художник работалнад ним особенно мучительно ибо он ему долгонедавался. Выходилоординарноискучно, аРепину хотелосьдатьнечтонеобычное, достойноеэтогозамечательного, высокочтившегося им человека. Задачаусложнялась тем, что РепинбылисключительноблизоккПавлуМихайловичу, бывавшему у него запросто каждое воскресенье в Теплом переулке. Она читает его с большим интересом и положительными эмоциями, увлекшись чтением письма, она даже немного приоткрыла рот, что вызывает еще больший интерес зрителя, ведь увидев данное полотно, мы можем только лишь предположить, от какого она получила данный конверт и что он несет в себе.
Академический сторож Ефимов, 1871. Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом. Писан в 1894 г. в Неаполе.
В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина и ВарварыДмитриевныСтасовой, мать— с ЕвгенииДмитриевныШевцовой, тёщи художника, мальчик— с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем — известного биохимика, профессора и академика), девочка— с Веры Репиной, дочери художника, а горничная— с прислуги Репиных51213. На столе книги и серая шляпка. 59), 1890. Гр.
Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. Бытует мнение, что героиней данного портрета является свояченица великого художника. На картине изображён момент, когда в комнату неожиданно для присутствующих заходит мужчина — возвратившийся из далёких краёв политический ссыльный. 114. К. Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица.
Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее. Это — единственный портрет «стриженого Репина». 180), 1913. В. А. Серов (II, стр.
П. Бородин, химик и композитор (II, стр. Когда эта работа была закончена, Павлу Третьякову всё же удалось заполучить картину в свою коллекцию, хотя для этого ему пришлось увеличить цену с 5 тысяч до 7 тысяч рублей16. В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства.
132. В. 16. Читающая девушка, 1870. До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. Сам Репин назвал картину «В операционном зале».
Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад. Героиня держит его в руках и оно словно освещает все вокруг. 61). «Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства. Но самое интересное, как обычно, скрывается в деталях.
87), 1891. 128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890. Кроме того, Третьяков не мог позировать часто и никогда не позировал несколько дней кряду, что Репин считал особенно важным для успешности работы, а приезжал через длительные промежутки времени иногда через неделю, а иногда и через месяц и более, особенно после переезда Репина в Петербург. Но вот портрет окончен.
Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов. 56. А. 21. Портрет принадлежал проф. В. Есть указания, что наибольшее сходство с Гаршиным было в одном из промежуточных вариантов картины141516. И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи.
и я убийственно страдал. Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью. И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126. В. Чижов, 1877.
Было от чего прийти в отчаяние. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868. Девушка заворожено смотрит на него, от волнения слегка приоткрыврот. Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь. Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге.
107. Я. в Цветковской галерее. Репин находит себя только к началу 1877 г. 31. Тургенев позировал ему в Теплом переулке, а затем еще несколько раз в квартире своего дяди Ив. Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ.
100. Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина.
В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами. Художник хотел сконцентрировать. М. Фофанов, поэт (II, стр. Стемма Ридольфи расположена над окном второго этажа. Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет). На коленях у девушки лежит разорванный конверт из которого она достала письмо. 71. «Отдых». Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон».
И. Е. Забелин, археолог. М. П. Мусоргский, композитор (II, стр. 255. В. Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом. Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16. В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888. Мерси дАржанто (II, стр.
261. Позднее он еще несколько раз собирался писать Крамского, но жизнь в разных городах упорно мешала сеансам, которые все откладывались. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. «Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. Сейчас в Толстовском музее в Москве.
Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом». В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец. Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой).
17), 1881. Она сидит в кресле, с высокой спинкой, обитой медными гвоздями в повороте корпуса слегка вправо, при прямолич-ной посадке головы. 32. 36.
И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. 79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г. Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин. 228—229.
«АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12. А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр. 145), 1913. Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза.
Это было сказано по поводу моих же грехов. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил. 9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя. На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр.
28. Руки очень нравились самому Тургеневу. 195. «С черным вороном», 1901. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. 14.
Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». Метко и зло характеризован. 7). Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон.
Ведь какой взгляд. Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд». В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17. 12. 110. Е.
20. Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888. Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. 262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике.
Художник хотел сконцентрировать все внимание зрителей на героине. Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве. Кажется, будто письмо сидящая в кресле держит обеими руками.
Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее. Л. Н. Толстой, писатель (II, стр. 127. Написав под свежим впечатлением от давно невиданной, родной природы прекрасный этюд, групповой портрет на воздухе, Репин захирел и ушел в себя, почти перестав работать. 37. Е. В. Павлов на этой небольшой картинке, пожалуй, более похож, чем на большом портрете, написанном Репиным несколько лет спустя.
Микешин, художник и скульптор, (II, стр. На коленях у девушки лежит разорванный конверт из которого она достала письмо. У девушки пышные кудрявые длинные волосы приятного золотисто-рыжеватого цвета. «Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки.
Верхние этажи имеют рельефные вставки с имитацией растительного декора. 147. Автопортрет в куртке (II, стр. Данный портрет написан знаменитым русским живописцем Ильёй Репиным, в новом для него, более реалистичном стиле. 90), 1893. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр.
Кажется, будто письмо сидящая в кресле держит обеими руками. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд. Это вносит особую скрытую интригу в спокойный камерный сюжет произведения искусства. 215), 1907. Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого.
Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении. По сравнению с нимдругой портрет С. А. Репиной, относящийся к тому же 1878 г., представляетсяскучным, неудачным, сухимпоживописиинедостаточнокорректным по форме.
Девушка заворожено смотрит на него, от волнения слегка приоткрыв рот. 88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр.
Н. Герард, юрист (II, стр. Вход в палаццо обеспечивает длинный коридор с высокими арочными перекрытиями. Читающая девушка – Илья Ефимович Репин.
87. В. Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина. Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали. Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь.
Это большой лист бумаги, словно бросающий световые блики на лицо. Фон картины нейтральный, выполненный широкими мазками кисти серовато-оливковой краской. Так, над центральным входом в палаццо, размещается герб семьи Медичи-Ридольфи. И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего». 1876.
Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. часто сталипоявлятьсянарусских выставках.
Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр.
А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина. иоконченв1883г. Девушка очень красива, рыжеватые, кудрявые локоны аккуратно уложены. Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя. 40).
Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка. В этом полотне в полной мере отразилось умение Репинапередавать жизнь как она есть, не приукрашая и не умаляя ее прелести. Очень слабо нарисованы руки. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России. Бородинобычностоял, опершисьоколонну.
Цвет кресла подчеркивает румяный цвет лица девушки. 53), 1888.
195). Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. 73. Е. Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов. Опять не банально высмотренная и хорошо переданная поза человека, нагнувшегося вперед и опирающегося руками о колени. 39.
Кажется, будто письмо сидящая в кресле держит обеими руками. Холст, масло. «Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят». Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала. Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве.
108. А. 101. «Пахарь» (II, стр. А это бывает. Фон картины нейтральный, выполненныйширокими мазками кисти серовато-оливковой краской.
Но самое интересное, как обычно, скрывается в деталях. Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи.
Он до жуткости похож и до жуткости живой. «Сютаев» уже был куплен 13. За счет правильной игры света волосы кажутся очень объемными и блестящими. Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе. Написан в два сеанса на небольшой дощечке. 55), 1888. «Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам.
От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта. Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57. Прекрасно зная Третьякова изучив каждое его движение, его повадки, жесты, Репин не мог удовлетвориться обычным, фотографическим сходством, предъявляя к себе повышенные требования. Чуковскому.
47). В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным. МертвыйФ. 140. В. Удевушки пышные кудрявые длинные волосы приятного золотисто-рыжеватогоцвета.
Чем была неудовлетворена Софья Андреевна. Это вносит особую скрытую интригу в спокойный камерный сюжет произведения искусства. Большой холст, на котором Лист изображен в сутане аббата во весь рост, прислонившимся к роялю и вдохновенно вперившим взор в пространство.
Н. Н. Ге, художник. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. представляющим национальное художественное наследие.
Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14. Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин. Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски. Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта.
Это большой лист бумаги, словно бросающий световые блики на лицо. Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков». Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой. Робость его на самом деле только кажущаяся. Толстой ему не позировал, а пахал, не останавливаясь ни на минуту, почемуРепинмогограничитьсятолько альбомнымизарисовками. ВместоТолстого Репину пришлось рисовать с одного из яснополянских мужиков.
Девушка заворожено смотрит на него, от волнения слегка приоткрыв рот. 217), 1901. На художнике куртка, без воротника. Единственная деталь, на которой фокусируется внимание – это белый воротник, он добавляет картине света. «Мужичок из робких», 1877. 84. В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких.
113. А. 91. Г. 37), 1884. 225. Л. 60. Поколенный портрет молодой девушки, сраспущенными волосами, сидящей в кресле, в повороте вправо от зрителя, читающей журнал, который держит перед собою обеими руками. Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции.
Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом. «Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере.
Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже. Ф. Писемский, писатель, 1880. После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам». Девушка читает письмо, разорванный конверт от которого лежит у нее на коленях.
Во дворце длительное время находилась галерея и школа искусств. Письменный стол ибиблиотеканаписаныснатуры, вквартире умершего для фигуры позировал кто-то из знакомых.