С этого момента Репин начинает неудержимо отставать. Эпитетом «гений» он наделил и Брюллова – яркого «завершителя», по его мнению и Куинджи – «новатора». Так произошло, например, с картиной Черноморская вольница, одной из поздних больших работ Репина, о которой художник писал: «Прежде я ставил типы экспрессии, а самая картина выходила – ладно а если гармонии не было, ее и сам я уже не смел требовать от картины своей. Первый гений – новатор. В конце 1870-х он был с ними рядом.
Конца не предвижу: туго идет. Можно ли требовать обязательной «гармонии» от самой жизни. Но то был лишь конец повести. Остроумно и просто решена была задача осушения. Зимою больше времени проводили в городе.
Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Русская история как часть всемирно-исторической драмы, неожиданно, вдруг втеснившейся в интерьерный семейный круг или, выражаясь словами Достоевского, «вечность на аршине пространства», – таков был замысел Репина, потребовавший долговременного труда: фигура и особенно лицо входящего несколько раз переписывались уже после того, как картина была выставлена и приобретена Третьяковым. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Во времена Репина камни укрепляли цементом. В жизни Нордман было достаточно метаний в поисках приложения сил. Перед нами было Убиение Грозным сына.
Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Обычно художник дает мгновенное, быстро проходящее впечатление, тогда как здесь зрителю продиктовано спокойное наблюдение игры света, цвета, выразительности силуэтов – иначе говоря, это любование чисто живописной красотой, прелестная «картинка на память». Наиболее сырые места углубили, превратив таким образом в живописные пруды. То, что Репин «не смел требовать гармонии» от своих произведений, весьма симптоматично.
Он выстроил перспективу с нескольких точек зрения изобразил фигуры первого плана значительно больше натуры, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей: каждый узнаваемо-характерен и никому, даже председательствующему императору Николаю II, не оказано видимого предпочтения. А жизнь, натура были для Репина высшей, непререкаемой инстанцией, причем инстанцией художественной: «Красота – дело вкусов для меня она вся в правде». Познакомившись с Репиным, Наталия Борисовна не упускала случая запечатлеть его. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме.
В Париже купили новый фотоаппарат Кодак. В 1887 году он расходится с женой. Репинское «непостоянство» оборачивается поразительным богатством и разнообразием. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства – светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского – всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. И в этом отношении история у Репина – это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал. Скрепляющая идея, которая позволяет видеть в этих работах не просто отдельные эпизоды, а единство темы, заключается, в частности, в том, что судьба народника как «страдальца за веру» идея «жертвенного подвижничества» имела в глазах современников прообраз в судьбе Христа.
Во дворце длительное время находилась галерея и школа искусств. – ЕЛ. ) огромная картина Купальщицы. В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. Близкий по времени портрет Пелагеи Стрепетовой – размашисто, этюдно. Если попытаться определить «суммарный вектор» репинского искусства, путь, по которому шло его развитие, то окажется, что сделать это довольно трудно.
Художнику предстояло жить еще долгие годы. Дом пророс новыми стенами, а сохраненные вещи заняли привычные места. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий.
Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, что хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). Менее известен другой факт, связанный с идеей создания картины.
Эта привязанность к вопросу о «содержании» в искусстве – эхо «утилитарной эстетики» 1860-х годов. Вход в палаццо обеспечивает длинный коридор с высокими арочными перекрытиями. Помещения имели не только боковой, но и верхний свет.
Волнорезы были гладкими и ровными и при первых заморозках там катались на коньках. Сегодня он говорил и делал одно, завтра поступал абсолютно иначе. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. По словам Чуковского, любимым блюдом Репина оставался картофель с подсолнечным маслом. Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо. Живописная формула репинских произведений всегда комментирует сюжет, оказывается созвучна изображаемому: монотонный ритмический строй в Бурлаках (отклонения от заданного ритма и образуют пластическую идею картины) глухая, беспросветная ночная мгла в Отказе от исповеди искрящееся играющее и переливающееся всеми красками живописное соцветие – в эскизах к Запорожцам.
1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Лицо Нордман можно разглядеть на бронзовом бюсте, стоящем в глубине комнаты. Закатное солнце, осветившее лицо поэта, усилило это впечатление.
представляющим национальное художественное наследие. Именно тогда, когда он вдруг начал нарочито заботиться о красоте и гармонии, о «высоком строе» и художественных достоинствах своих произведений, – у него ничего не вышло. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году.
Картины вызывали самые разноречивые отклики, но никого не оставляли равнодушным. Судьба же решила иначе. Ответы к остальным словесным играм вы можете найти в разделе «Ответы».
В то время Куоккала была финской территорией. Прекрасно, прекрасно. Он, по-видимому, не был склонен к рефлексии. В. А. Репина с детьми идет по меже. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Он писал, что образ царевны «соответствует истории».
В контексте таких напоминаний о «мятежах и казнях», омрачивших «начало дней» царствующего монарха, появление ссыльного в стенах родного дома получает характер неожиданного чудесного явления с порога небытия иначе говоря – воскресения.
С картины Бурлаки на Волге, высоко оцененной на Всемирной выставке в Вене (1873), началась европейская известность Репина. Его письма полны восклицательных знаков, а его восторги часто преувеличены. Эта «горячая» эскизная живопись прекрасно соответствует сильному, порывистому, даже экзальтированному характеру знаменитой актрисы. Появление на выставке каждого из этих произведений становилось событием.
Сюжетом и композицией Черноморская вольница напоминает картину Сурикова Степан Разин (1906-1910), которую Репин мог видеть на 35-й выставке передвижников.
– твердил он, проходя перед рядом картин, не имеющих художественного значения. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенности от внешнего мира – эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи.
В Пенатах стояли два дома. Наконец в 1908 году художник решился показать на выставке новую работу. Репин вспоминал, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников, А. Куприн.
Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Великий Репин удивлял всех. В Пенатах читали, рисовали, музицировали, спорили, шутили или сокрушались люди разные как по возрасту, так и по творческим пристрастиям или направлениям. Покатившийся посох в Иване Грозном в следующую минуту готов упасть за раму картины. Между тем Репин чрезвычайно заботился об исторической достоверности своих картин. Но главная особенность репинских исторических композиций – именно эта «действенность», когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту.
Об этом тождестве как неотъемлемом свойстве искусств догадывался уже Крамской, заметивший однажды, что «искусство до такой степени заключается в форме, что только от этой формы и зависит идея» и это же было с абсолютным совершенством сформулировано позже Врубелем: «Форма – главнейшее содержание пластики». И это неудивительно – Репин, конечно, ощущал и осознавал угасание своего таланта. Бурлаки, Садко и Парижское кафе словно задуманы тремя разными художниками.
Пенаты – это легкое, будто летящее, слово, заимствованное у древних римлян, давно уже вошло в русский язык как обозначение родного дома – места, где человеку хорошо, где его ждут и где он никогда не будет чужим (у древних пенатами назывались боги, хранящие дом). В марте 1900 года в Ниве опубликованы первые главы. Репин, скорее, подобен волшебному Золотому Петушку из сказки Пушкина – он всегда «оборачивается к той сторонке», где сосредоточены самые актуальные проблемы современной действительности и современного искусства и в пору расцвета всегда поспевает вовремя. В столетнюю годовщину Н. В. Гоголя он написал трагическое полотно изобразив писателя сжигающим второй том Мертвых душ (Самосожжение Гоголя, 1909). Во время путешествия по Европе в 1883 году на Репина сильное впечатление произвело зрелище боя быков, в связи с чем он писал: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним.
На картине видны только спина женщины и мастерски выписанная спинка кресла. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. В этих своих качествах портрет Мусоргского, написанный в самом начале 1880-х годов, значительно опередил (как то было в предшествующее десятилетие с Бурлаками) современное ему состояние русской живописи, предвосхищая то, что ближе к концу десятилетия появилось в ранних портретах Валентина Серова и Константина Коровина. «На Передвижных выставках мы учились жизни и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина», – вторит Минченкову Александр Бенуа. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Впрочем, никто и не знал тогда, что покупка сделана Репиным.
Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Нерешительность, аханья и сожаления – каждую минуту», – писал Стасов, которого Репин буквально замучил свой переменчивостью во время их совместного путешествия по Европе.
Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти. Это была самая простая, самая обыкновенная и очень молчаливая дама. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
И картина крови имела большой успех». Репин был членом международного жюри по живописи на Всемирной выставке. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Преподавание в Академии художеств также занимало много времени. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Этюд вышел очень заурядный, неинтересный», – вспоминал Репин.
Так, например, у меня с П. М. Мы нетерпеливо ждали его новых произведений. Репин переписал поврежденные места. На самом деле все было проще. Репину пришлось внести в казну Академии около сорока тысяч рублей на будущее содержание усадьбы и тогда этот дар был принят. Неужели это он.
Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. И вновь – «реальность» даже в историческом сюжете – стремление представить все так, как это могло быть «на самом деле».
Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). В 1916 году нервнобольной иконописец Абрам Балашов пытался уничтожить уже находившуюся в экспозиции Третьяковской галереи картину Иван Грозный, нанеся по ней три удара ножом (удары пришлись по лицу Грозного, по лицу и правой руке царевича). Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло.
В доме Ильи Ефимовича жила его дочь, Вера Ильинична. Вместе с тем в 1890-е годы Репин под влиянием общей художественной ситуации много говорил о ценности «чистого искусства» или «искусства для искусства». Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М.
Это напоминание об убийстве царя-освободителя народовольцами. Иными словами, «форма» и «содержание» у Репина увидены в нераздельном единстве, они совпадают, оказываются тождественны. Дата окончания работы – 1919 год. Оставил большое эпистолярное наследие.
В исторической и жанровой живописи художник показывает себя очень значительным портретистом – мера индивидуализации каждого персонажа, доведенная часто до качества портретное, в его картинах значительно выше, чем у любого из современных ему мастеров. Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Он «не раз вводил в заблуждение собеседников утверждением того, что отрицал ранее и наоборот», – замечает Анна Боткина.
Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Не раз виденную в натуре сцену Репин поднял до широкого обобщения, сохранив при этом свежесть непосредственного жизненного впечатления, наполнив картину широким дыханием волжских просторов. Это, по определению Игоря Грабаря, своего рода «физиология смеха». В обаянии творческой личности, в необоримости духа творчества и заложено бессмертие.
Именно такие настроения были продиктованы уже новым временем. Репин всегда охотно рисовал и писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. В его дом каждую среду съезжались гости.
Репин поистине неподражаем меткость, точность, ясность и «живописность» описаний и характеристик в его мемуарах увлекают и очаровывают: он буквально заставляет увидеть то, что описывает, он видит все взглядом художника, сознательно или невольно ищущего и находящего в любой мелочи самостоятельную живописную тему. Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают, заливаются и т. п. Эта «заразительность» смеха снимает историческую дистанцию между легендарной стариной и событием, воспринимаемым как происходящее здесь и теперь. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.
Часто и в Пенатах собирались чисто литературные среды. Гораздо охотнее Репин писал о том, в чем виделись ему смысл и задачи искусства. Однако вегетарианство было уже довольно распространено в России. Вот она вещь в уровень таланту. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Ее вскоре сменили резные ворота с калиткой.
Геральдическая символика представлена группой из шести золотых гор на фоне голубого неба перетянутых по диагонали красной полосой. Репин учился снимать. Как писал Василий Ключевский, «предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон». Рискованность этого занятия придавала задор молодежи, а Репина увлекла настолько, что он написал картину, сделал множество эскизов-вариантов (один из них – на стене столовой).
Эта широта интересов, отзывчивость таланта – основные свойства творческой натуры Репина. Она не позировала, а работала, готовя рукопись следующей книги – романа Крест материнства. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии».
И все же эти предпочтения существуют и они достаточно характерны. Нет. Но наибольший успех принесли ей занятия фотографией, которой обучали на курсах при Русском техническом обществе. Далее художник не раз обращается к образу революционера.
В невозможности продолжать «в том же роде» после него художник лишь отчасти ошибся: он действительно и выразил и завершил свою эпоху, но реализму был уготован долгий путь в русском искусстве XX века. Это настроение во многом отражало время, когда создавалось полотно. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. Мы уже упоминали, что Репин не пожелал написать для Третьякова красивую девушку. В июне 1962 года состоялось открытие возрожденной репинской усадьбы.
Репин не отличался постоянством суждений. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Репин «умел все». Оба мемуариста – представители поколения молодых современников Репина, поколения, для которого Репин, задолго до конца своего жизненного пути, стал «живым классиком», олицетворением русского реализма в целом. Это сделано мастерски. Так, над центральным входом в палаццо, размещается герб семьи Медичи-Ридольфи.
Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота. В этой Черноморской вольнице я более всего работал над композицией и гармонией». Превыше всего Репин ценил не живописную красоту, не мастерство и даже не «содержание» картины, а ту самую «правду жизни», за которую сражались и о которой мечтали как о высшем совершенстве все без исключения передвижники, начиная с Перова. Но и дома героине предстояло пережить отчуждение, непонимание окружающих их косые взгляды и слышимое за спиной слово эта (так и назвала она впоследствии переиздание повести отдельной книжкой, а чуть позже напечатала ее снова, назвав К идеалам). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).
Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Басина, Ф. А. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Крамского, в Академии художеств у П. В.
Художественная ситуация стремительно меняется и знаменитый репинский реализм – после импрессионизма, Врубеля, «Мира искусства» – оказывается мало кому интересен. Однако никому из художников последующих поколений не удалось превзойти Репина на этом пути. Когда полотно было выставлено на передвижной выставке, многие недоумевали: почему Репин изобразил восторженных молодых людей, распахнувших руки навстречу ветру, почти по колена в холодной воде. Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного.
Чувства были перегружены ужасами современности». Использованная посуда складывалась в нижние выдвижные ящики. Памятная доска с именем Косимо Ридольфи расположена на фасаде здания, как подтверждение его заслуг перед городом и семьёй. Репин был портретистом, мастером бытовой картины историческим живописцем. К концу работы художник держал в руках, помимо знаменитых портретных этюдов и документально запечатленную сцену, где зафиксированы детали одежды, ордена и прочие аксессуары. Привязанность к финалистическим сюжетам характерна и для Репина – исторического живописца.
В газетах того времени журналисты состязались в остроумии, расписывая супы из сена, которыми потчевали несчастных гостей, совершавших потом набеги на станционный буфет. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах».
«. Одно время занялась лепкой в училище барона Штиглица. Там появились две удобные мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя. Ему хотелось глубины и наполненности.
Игорь Грабарь вспоминает, что Репин посоветовал Сурикову в Утре стрелецкой казни непременно изобразить нескольких повешенных стрельцов – «а то какая же казнь, если никто еще не повешен». Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в Пенаты. Подобные работы предполагают наличие не только портретного, но и выдающегося композиционного мастерства.
Вскоре это очень помогло ему в работе над картиной Торжественное заседание Государственного совета (1901-1903). Страшно было подходить – не сдобровать. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. влекущую к себе силу.
Осматривая комнаты, слушают пояснения, записанные на разных языках, затем беседуют с научным сотрудником, готовым ответить на вопросы. По-видимому, поселяясь в Пенатах, Репин не мог и предположить, что этот малый кусочек земли навсегда останется для него родным домом, а также символом родины для многих соотечественников, оказавшихся, как и он, отрезанными от России, когда в апреле 1918 года внезапно закрылась граница с Финляндией. Еще в студенческие годы Репин начал работать над картиной., давшим современникам то, чего им недоставало и в чем они нуждались.
Во всей его фигуре, нарядной и элегантной, появились нотки трагизма. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине.
Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, произошедшего «в одно мгновенье». Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Современный зритель, придя в усадьбу художника, сможет открыть для себя черты интереснейшей жизни, посвященной творчеству.
Реальное присутствие хозяина усадьбы переживают и работники музея. Жанры в его творчестве активно взаимодействуют. Он пережил и свою славу и свой талант. Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу Только мысли мрачные вследствие недомогания. Голая голова казака в Запорожцах словно прорывает плоскость холста, оказываясь в пространстве зрителя.
Они встретились в июне 1915 года и Репин сразу оценил талант поэта. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Она начинала собой новую эпоху в истории отечественного искусства. Внутренний двор восьмиугольной формы сочетается с другими архитектурными элементами в камне и мраморе (например, архитрав увенчанный мраморным бюстом) и небольшой сад, который виден на задней части здания напротив. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес.
Это ролевое поведение раздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем он хочет казаться, между лицом и личиной, маской. В это время имя художника знала уже вся Россия. Какая трудная вещь – кончить картину. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью.
Его портрет имел большой успех». Вся современная Репину критика, включая Стасова, признавала, что амплуа «историка», картины на исторические темы – не его призвание. Нордман проявляла пластины и печатала контактным способом. Художник поставил своей целью создать монументальное полотно, посвященное жизни народа и не только раскрывающее тяжесть его доли, но и воспевающее его духовную силу. Воспоминания Куприна относятся к 1905 году. В начале 1870-х годов, после создания Бурлаков, он был далеко впереди своих коллег.
1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Иерархия жанров в передвижнической среде могла поспорить с академической: большинство художников «второго эшелона» прочно занимали завоеванное ими место, постоянно разрабатывая одну и ту же тему и, как правило, оставаясь в рамках одной разновидности какого-либо жанра. Репин был склонен к преувеличениям. Символический пунктир этой судьбы, особенно внятный современникам, обозначен изображениями на стенах комнаты: портреты Шевченко и Некрасова, кумиров революционного студенчества 1870-х годов между ними – гравюра Христос на Голгофе: сравнение народнического подвижничества с жертвенным служением Христа относилось к числу весьма популярных аллегорий. Вот рельеф картины а мы все барельефы сочиняли в Академии».
С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Портрет Николая Ге выполнен в сумрачных «рембрандтовских» тонах, мелкими, рельефными мазками. «Колорит. Один из портретов был помещен на обложке книги Воспоминания, статьи и письма из заграницы И. Е. Репина (СПб., 1901), вышедшей под редакцией Нордман. В 1906 году был отстроен второй этаж дома. Суриков же, попробовав набросать мелом фигуру повешенного и увидев, как при этом зрелище в ужасе грохнулась на пол нянька, отказался, заметив, что «искусство не должно так действовать».
Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности все случайно и, конечно, поверхностно. » – так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства и с великолепным равнодушием отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. 1879Абрамцево. Здесь и знаменитый, по воспоминаниям художника, поп-расстрига Канин с лицом философа (в центре первой тройки), рядом с ним — могучий черноволосый богатырь, справа — озлобленный жизнью Илья-моряк.
Таким образом, для Репина оказалась привлекательной не только историческая, но и, так сказать, «эстетическая» сторона события – случай из истории послужил поводом для создания эффектного живописного зрелища. Считалось, что он поселился на даче г-жи Нордман. В произведениях «народнической серии» бытовой жанр у Репина смыкается с историческим.
Прикрепленная слева табличка оповещала о том, что Пенаты являются дачей Н. Б. Нордман. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Работа над государственным заказом (картина писалась в Мариинском дворце, где заседал Государственный совет) задерживала окончательный переезд Репина в загородный дом.
Стемма Ридольфи расположена над окном второго этажа. Неффа (1864-1871). Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. В художественном отношении эта картина – парафраза Запорожцев, продолжение темы «людского сообщества», только вместо всеобщего веселья – «экстаз раскаянья за грехи», как говорил Репин.
Была, разумеется изучена обстановка роскошных спален царевичей Египта. В среду 18 августа Стасова снова позвали в Пенаты – познакомиться с А. М. Горьким, поселившимся недавно в Куоккале (Репин уже встречался с ним в 1899 году и даже писал портрет Нордман также присутствовала тогда в академической мастерской).
Сам Репин написал повешенного стрельца за окном кельи царевны Софьи. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. По итогам переписи населения, учреждённой Козимо I в 1551 году, в здании проживали: Луиджи ди Пьеро Ридольфи, с двумя сыновьями, дочерью, одиннадцатью служащими и семью служанками. «Я задумал, – вспоминает Репин, – передать этот сюжет с сугубой реальностью. Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда мастерская была абсолютно пустой.
Спутнице Репина был отпущен всего 51 год жизни. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Примечательно, что здесь отсутствует какой-либо сюжет и основную интригу составляет «работа глаза» – наблюдательность и внимательное прослеживание тех пластических и живописно-колористических соотношений и конфигураций, которые предъявляет конкретный эпизод протекающей жизни. Живописное мастерство для Репина – это нечто обязательное и необходимое, но одновременно и то, что «само собой разумеется», должно получаться «помимо воли».
Картина принадлежит к числу самых выдающихся произведений русской живописи. На одной из картин он изобразил Нордман, сидящую в мастерской за письменным столом. Среди старых мастеров Репин безусловно выделял Халса, Веласкеса и Тициана, с почтением, но без восторга относится к Рембрандту и холодно – к Рафаэлю, считая его «сухим». Интересен и замыкающий ватагу — рослый, могучий человек с гордым профилем. Об импрессионистах отзывался прохладно – они, безусловно, произвели на Репина впечатление, однако в их живописной свободе ему виделась «разнузданность».
Как и прежде, в Пенаты приходят почитатели великого художника. В этом нет мистики. Репин любил повторять: «. Он, например, возражал Крамскому: «Вы говорите, что нам надо двинуться к свету, к краскам.
Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Для этого над домом возвели стеклянные крыши и потолки. Творческое отношение он ценил и мог распознать в любом виде человеческой деятельности. Судьба творца, сама психология художественного творчества всегда занимали его. Картина появилась на выставке вскоре после амнистии ссыльным народовольцам. Мы свободно можем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери.
Картины на стенах, мольберты, палитра и кисти чудесным образом хранят в себе как тепло рук, так и свежесть ощущений их создателя и хозяина. По грязной дороге. В названии картины дата 1581 очевидно рифмуется с 1881 годом. Так в конце жизни Репин завершил триптих об излюбленных запорожцах. Еще в разделе «Поисковик ответов» по заданным буквам и их числу вы можете подобрать ответ к какому-либо уровню игры самостоятельно.
В Пенатах от всего этого остались небольшой эскиз к Черноморской вольнице и несколько превосходных рисунков сангиной, а также коллекция старых запорожских вещей, которые были изображены на всех трех полотнах. Чем же объясняет художник свою неудачу. Бруни и Т. А. Уже к осени первое озерцо наполнилось водой.
Я люблю разнообразие». Она знала шесть языков и могла бы переводить., то ах, это не надо. Освещение получилось прекрасное.
В конце июня 1914-го она умерла от туберкулеза в Швейцарии, в деревне Орселино, недалеко от Локарно (теперь на стене кладбища стараниями Э. А. Фальц-Файна установлена мемориальная доска). Верхние этажи имеют рельефные вставки с имитацией растительного декора. Из мемуарных свидетельств о художнике вырисовывается следующее. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный изысканный, брезгливый. » – так описывал Репин несчастливую долю великого композитора. И тут – «куда, куда девалась ее красота.
Прислана была (на передвижную выставку. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры».
В мае 1900 года хозяева Пенатов уехали в Париж. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).
На его глазах происходил расцвет и закат передвижничества, он надолго пережил Сурикова, Серова, Врубеля, он был знаком с деятельностью «Мира искусства» (выставки которого называл «базаром декадентщины»), видел и футуристические выставки. Нами уже сделаны ответы к более 350-ти различным словесным играм и это не всё. Картина всем нравилась, но Репину – меньше всего. своей частой непоследовательностью.
То ах, зачем мы того не делали.