С 1902 г. Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе» его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon dAutomne, в 1906 г. на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 г. и др. В 1882 г. Грабарь поступил в московский лицей цесаревича Николая. Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960)— русский и советский живописец, реставратор искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.
Отец Игоря Грабаря переселился в Россию в 1876 г. под фамилией Храбров (этой фамилией художник подписывал некоторые свои ранние работы, например иллюстрации к повестям Гоголя изданным в 1890-е гг. ). За свою очень долгую жизнь Грабарь много трудился, отдавая всего себя делу, которым он занимался в этот период. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее.
Игорь Эммануилович Грабарь (25марта 1871 (18710325), Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник-живописец, реставратор искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне— посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области). В этом же году начал выходить журнал Мир искусства издательством которого занимался Сергей Дягилев и Грабарь прекратил свое сотрудничество с Нивой и перешел туда. С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе» его работы выставляются и за границей – в Мюнхене, в Париже, в Salon dAutomne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. Это полотно предвестило собой одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря – тему русской зимы и русских снегов.
Свои силы в области пейзажа И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х годов, когда им был написана "Крыша со снегом". Игорь Эммануилович Грабарь (25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия – 16 мая 1960, Москва, СССР) – русский советский художник искусствовед, просветитель, музейный деятель. Детство Грабаря было непростым: мальчику приходилось часто разлучаться с родителями и при обилии родственников он оставался на руках у совершенно чужих людей. С 1882 по 1889 годы Игорь Грабарь учился в Москве — в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 году с золотой медалью), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.
На уроках в лицее Грабарь учился работать с масляными красками и писать с натуры: он рисовал виды, открывающиеся из лицейских окон, делал портреты окружающих, составлял натюрморты и сочинял разнообразные сцены из жизни лицея. Кроме того, Грабарь с 1918 по 1930 г. руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 г. работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся конфискацией картин из усадеб и икон из монастырей. Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным неоднократно посещал усадьбу Мещериных (ныне— посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области). Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне — посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).
Грабарь Илья проживает и находится в городе Омск, Омская область, Россия. С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе» его работы выставляются и за границей— в Мюнхене, в Париже, в Salon dAutomne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. А выходные и праздничные дни Грабарь использовал в свое удовольствие и проводил время в Третьяковской галерее. Грабарь много ездил по миру – и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч. ). 25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.
Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960)— русский советский живописец, реставратор искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.
Предметное описание становится главным в системе выразительных средств. орденами, а также медалями. Картины природы полны жизни, в них ощущается натурное впечатление, от которого прежде всего отталкивался художник («Мартовское солнце» «Троицкая лавра зимой»). Полотна И. Грабаря критика называла "едва ли не лучшими на выставке" ибо редко у кого встречается такая, "как у него, передача натуры".
"Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Но Юон далек от эстетского любования мотивами прошлого. Понимание национального своеобразия зародилось в сознании молодых художников 1860-х годов. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы А. Рублёва «Троица». В течение 1879—1880 гг. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина. Выполнил также историко-революционные картины В. И. Ленин у прямого провода (1933) и Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина (1938 обе – в Центральном музее В. И. Ленина, Москва).
Игра красок в природе, сложные колористические эффекты становятся предметом пристального изучения «Союзников», творящих на полотне живописно-пластический образный мир, лишенный повествовательности и иллюстративности. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. 1890-е годы показали исчерпанность живописных идей мастеров XIX века. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937).
Г. – редактор и один из авторов Истории русского искусства (т. Именно эти пейзажи прежде всего и останавливали внимание зрителей на выставке "Союза русских художников" в 1904 году. А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь.
В искусстве получили толкование различные пейзажные мотивы, но «любовь к страданию» заняла приоритетное место в пейзаже. После он учился живописи в Париже и Мюнхене. Грабарь осуществил, вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года), реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор».
В этом процессе просматривается несколько направлений. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. Судковский еще не оторвался от светотеневой живописи, хотя его уже привлекали иные эффекты, к примеру, камни, просвечивающие через морскую воду (Штиль, 1884).
Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы. В полотне отражен вид характерный для российского пейзажа. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». 1–13, 1953–1969).
Тема эта не нова. Заканчивалась жизнь Левитана. Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. Попытки создания образа родины делали Михаил Нестеров в картине «На горах» (1896) и Аполлинарий Васнецов, чье полотно «Родина» (1886) оказало влияние на Дубовского.
Национальный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской России – один из основных жанров членов «Союза русских художников», в котором своеобразно выразил себя «русский импрессионизм» с его преимущественно сельскими, а не городскими мотивами. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". 1890-е годы – время соприкосновения старого и нового, время утраты и продолжения традиций. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). 1-6, 1909-16 редактор и автор важнейших разделов). Среди участников «Союза» были художники, близкие «мирискусникам» самой темой творчества., посещал мастерскую П. П.
В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». Параллельно Грабарь занимался рисованием и в 1894 году, год спустя после окончания университета, поступил в Академию художеств. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее (1882-89). И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.
(иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В1890-е годы пейзажисты чаще пользовались светотеневой живописью, нежели колористически насыщенной. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например иллюстрации к повестям Гоголя изданным в 1890-е годы). Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве.
В течение 1879—1880гг. Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). В этих работах много общего не только в мотиве, но и в композиции, в сюжете.
Состояния природы замечены во время пробуждения весны и осеннего увядания. Фрагмент изображающий голые ветви на фоне неба, как и изображение снега в картине «Мартовский снег», – почти готовые абстрактные картины, но в то же время в них много живого ощущения реальности мира, желания «потрогать» даже то, что потрогать нельзя. В 1899 году Левитан завершил «Озеро-Русь».
1-13, 1953-69). Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914).
Среди его учеников, . Значительную роль в деле самоопределения национальной художественной школы сыграла подготовка многотомной Истории русского искусства (1906–1916 в связи с войной издание прервалось на 6-м томе), где он был автором ряда важнейших разделов. Кроме того, Грабарь в 1918—1930годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. в Россию переехали его жена с сыновьями. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.
В конце 1880-х годов Илья Семенович Остроухов (1858 – 1929) написал две картины – «Золотая осень» (1887) и «Первая зелень» (1888), в которых проявилось чувствительное отношение к дыханию природы. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Награжден 2 орденами Ленина, 2 др.
В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: Сентябрьский снег (1903), Белая зима. Это время стало одним из самых трудных периодов в жизни Грабаря. Это означает, что в 1860-х годах перед пейзажистами встала задача выразить характер русского пейзажа. 1 – 13, 1953 – 1969). Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ).
В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников. В рязанской гимназии к юному художнику пришло увлечение живописью, которое еще больше проявилось в годы учебы в московском лицее цесаревича Николая. в Россию переехали его жена с сыновьями. в Россию переехали его жена с сыновьями. Изменились темы и привычные сюжеты пейзажа.
В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность. Новое поколение пейзажистов руководствовалось другими идейными и пластическими концепциями. Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште.
Лицеист был принят в качестве «живущего стипендиата», это автоматически накладывало на него клеймо бедности и вызывало презрение у богатых одноклассников. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у И. Е. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью — Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье галицко-русского общественного деятеля избранного в середине 1860-х годов депутатом австрийского парламента. Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
Художником, чьи образы в некотором роде ориентировались на академическую манеру, был Николай Никанорович Дубовской (1859-1918). При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИгорь ГрабарьГоды жизни: 25 марта 1871 — 16 мая 1960Страна рождения: АвстрияСфера деятельности: Художник, ИскусствоведИгорь Грабарь вошел в историю русского искусства одновременно как художник искусствовед, реставратор и музейный деятель. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина9. Живопись Дубовского изящна.
Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Подразделение это весьма условно. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». В 1890 году появилась картина «Сиверко». Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять.
В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Особенно успешным для художника оказался 1904 год, когда им были написаны такие картины, как "Грачиные гнезда", "Мартовский снег" и "Февральская лазурь". народный художник СССР (с 195. ). Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников». Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».
Само возникновение темы родины и попытки осознать, в чем заключены ее характерные черты, свидетельствуют об обострении национального самосознания. Юона (1875–1958) привлекал облик старинных русских городов, панорама старой Москвы. Тонкие изменчивые состояния природы переданы в пейзажах еще одного участника «Союза» и одновременно члена Товарищества передвижных выставок – С. Ю.
В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. Активность цвета сообщает живописи декоративный характер. Он родился в Будапеште, в галицко-русской семье, его отец был австрийским депутатом. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы (Ясный осенний вечер, 1923, Зимний солнечный день, 1941, – обе в Третьяковской галерее). Однако обе картины – это «частный случай» общего явления имеющего право на жизнь в искусстве, но лишающий его глубокого смысла.
Центральная его работа «Притихло» (1890) почти графична. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале Мир искусства). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937 – 1943), Всероссийской Академии художеств (1943 – 1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).
Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Действительно, заслуги его перед русским и советским искусством очень значительны. Новый образ природы произведений Дубовского завершился обобщенной темой родины («Родина», 1905).
На художника оказала влияние безысходная российская действительность. Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Сам он говорил: "Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда". Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Попечитель (1913-1918), а затем директор (1918-1925) Третьяковской галереи. Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор) институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор).
Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Значительную роль в деле самоопределения национальной художественной школы сыграла подготовка многотомной Истории русского искусства (1906 – 1916 в связи с войной издание прервалось на 6-м томе), где он был автором ряда важнейших разделов. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.
В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников. Профессор и директор Московского художественного и института (1937-1943), Института живописи, скульптуры, архитектуры (1943-1946), участник выставок Московского общества любителей художеств (1898 – 1899), "Мира искусства" (1901-1922), Союза русских художников (1903-1910). Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Государственная премия СССР (1941).
Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). Грабарь много писал об искусстве в журналах – в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Для Сурикова бульвар – аналогичная тема. Раньше Судковского этот эффект был использован в картине «Ладожское озеро» (1872) Куинджи, который был весьма недоволен «кражей».
Известный советский художник. В картине «Первая зелень» пробуждение природы описывает более эмоционально и живописно тонко. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». С начала 1890-х гг. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Жизнь семьи была пронизана общественно-политическими интересами и в этой специфической атмосфере прошло детство Игоря.
Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. В преддверии следующего века формировались и самоопределялись новые движения. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Такое восприятие природы лишает пейзаж обобщающего смысла. Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В течение 1879—1880 гг. В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея).
Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина.
Жуковского (1873–1944). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников8. Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси. Для этого поначалу требовался отказ от изображения экзотики южной природы. Так пейзажи И. Э.
Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты. Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Част у него и мотив заброшенной усадьбы. Грачиные гнезда, Февральская лазурь, Мартовский снег (все 1904), Хризантемы (1905), Неприбранный стол (1907) и др. Картина психологична. Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии.
Картина не обременена подтекстом, в котором ощущались бы социальные или этические интонации и этим полотно Дубовского отличается от пейзажей 1870-1880-х годов. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. Рубеж веков во многом примечателен для истории российского пейзажа. В этом смысле Суриков продолжает излюбленную «сострадающую» тему русского демократического пейзажа, но без его резко акцентированного социального подтекста. Грабаря (1871–1960) с их лирическим настроением, с тончайшими живописными нюансами, отражающими мгновенные изменения в подлинной природе, – своеобразная параллель на русской почве импрессионистическому пейзажу французов («Сентябрьский снег»).
Так, К. Ф. С конца 1920-х гг.
ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник историк искусства, музейный деятель. Тема бульваров их оживленной жизни, мелькания вечерних огней была характерна для французских импрессионистов. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». С 1913 – академик. Живопись желтого по желтому трудна.
Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь. Действительный член Академии хдожеств.
Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы. Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 г. В автомонографии Грабарь вспоминал о том, как он писал «Февральскую лазурь», восхитившись красотой берез, освещенных ярким зимним солнцем: «я прорыл в глубоком снегу, свыше метра толщиной, траншею, в которой я и поместился с мольбертом и большим холстом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита». Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой Война и мир, 1941, – оба в Третьяковской галерее М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба Абрамцево). Происхождение и место рождения Грабаря, его семейная история достаточно необычны.
Но трактует он ее согласно российскому мирочувствованию. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914).