Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Вегетарианцем стал и сам Репин. В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Берег Волги.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Переживая периоды затворничества именно здесь Репин оставался наедине с собой, сутками и неделями выписывая и переписывая один сюжет изнуряя себя работой. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Через 10 дней после этого композитор скончался. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Но можно смело сказать, что менее всего обращалось внимание на чисто изобразительную ценность этого материала с точки зрения творчества Репина.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.
Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Убийство свершилось. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Он идет прямо к матери.
Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Отказаться было нельзя.
Источник назвали «Колодец Посейдона». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин рисовал что-то из головы. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Так ли это – судить зрителям. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
12. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
До обеда занятый все новыми и новыми делами, Репин откладывал просмотр и, мило улыбаясь, убегал куда-то. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Наигравшись сбрылястым мопсом, Шаляпин пел под аккомпанемент рояля. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. На диване Бродского быстро сморило – первой мыслью при пробуждении было: Человек-пружина.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В 1944 году во время Великой Отечественной войны дом Репина был почти полностью сожжен. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Каждый персонаж переживает что-то своё. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Я согласен с вами — портрет неудачен»».
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Репин дважды подавал прошения об отставке. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Да вы же спали, батенька. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Общественность начала сбор пожертвований.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Исаака Бродского мутило.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В этой картине автор впервые показал себя как критический реалист.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже.
Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Благодаря этому талантливому педагогу мир увидел таких творцов, как Кустодиев, Серов, Куликов и Грабарь. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
За 30 лет жизни в нем Репиных, в усадьбе «Пенаты» побывали многие близкие друзья художника – Максим Горький, живший по соседству Корней Чуковский, Александр Куприн, Владимир Маяковский. Его талант признал сам Федор Михайлович Достоевский – в своем «Дневнике писателя» он назвал картину торжеством правды в искусстве. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Не доносчик ли. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Она была закончена только в 1891 году. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Третьяков»109. Хотя и плохой, неясный. М. Бунакову. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Причем отношение к ним было достаточно враждебное.
Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Фотографии помогли сделать и атрибуцию портрета, находящегося в Национальном художественном музее республики Беларусь. Но вот что интересно, когда к Репину обращались с заказами написать портрет по фотографии, он, как правило, отказывал, если, конечно, дело не касалось изображения людей, дорогих Репину, таких как Брюллов, Пушкин, Гоголь, Шевченко, Глинка. И вот уже перед нами не царь, а отец. Возвращается в Россию летом 1876 года. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Последние два дня он прожил на кипятке.
Казалось, она спит. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Часто в «Пенатах» устраивались «литературные среды», когда все гости собирались на просторной лужайке, названной площадью «Гомера» и читали стихи и прозу. Поступив в Академию со второго раза, Илья Репин провел в её стенах долгих восемь лет. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Реализм получить требуемый снимок. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В альбоме Бродский углядел лишь свои по-девичьи длинные ресницы, коих ужасно стеснялся.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Изредка, особенно беспокоясь о судьбе родителя и мужа, дочь Вера и жена Наталья выходили всад. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Все заняты. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически».
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. И если бы не чай с пряниками, на которые, как отметили за столом все, любимый ученик Репина, будущий соцреалист Исаак Бродский особенно налегал, гостевая среда в Куоккале (ныне – Репино) закончилась бы для него голодным обмороком.
Ивот теперь это вегетарианское мучение: сначала травяные щи, теперь морковный заяц. Художник относился к делу столь серьезно, что в каждом отдельном случае он выступает в разных качествах. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Стасов присылает ему все, что он просит.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В Академии художником была написана знаменитая картина «Бурлаки на Волге», сюжет которой он воочию увидел в 1868 году, работая на этюдах на берегу Невы.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Летом 1918-го в России вспомнили, что за границей оказались Репин и писатель Леонид Андреев. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Последние 12 лет своей жизни Илья Ефимович провел очень скромно (все его сбережение были национализированы) и практически в одиночестве: супруга Наталья умерла еще в 1914 году, близкие друзья не могли получить разрешение навестить художника из-за плохих отношений между СССР и Финляндией. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Несмотря на очевидное изображение социального неравенства в России, картина получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Вене, была куплена великим князем Владимиром Александровичем Романовым (братом императора АлександраIII) и провисела в его Владимирском дворце вплоть до революции 1917 года. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Репин считал сам эту картину красивой. Америка—Франция—Россия. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Судьба его родного поместья сложилась печально. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. Публике картина понравилась. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Потом были свечи, хаос лестниц, теплая постель. При входе у порога гостей встречала надпись – «Самообслуживание – снимайте пальто, калоши, вытирайте обувь сами». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Л. Н. Толстого». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. За окном летний день. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Те же порядки были заведены у Репиных за столом. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Нордман, как говорят современники, была довольно самовлюбленной женщиной и не очень хорошо повлияла на творчество Репина.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Работал весь день, не замечая времени. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Общение с прежними друзьями было только заочным. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Иногда подсматривал интересные или типичные позы гостей. Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Механистическая метафора материализовалась перед лицом в виде пружинистой бороды Ильи Ефимовича. Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Этюд получился превосходный. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Много учился на написании портретов близких и друзей. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Вечером в стеклянной гостиной горело электричество. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Хозяин исподтишка кормил его ветчиной, доставая ее из объемистого кармана халата. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским.
Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В Петрограде пресса начала писать о том, что знаменитые люди бедствуют, голодают испытывают ужас от звучащих вокруг их домов канонад. Репин встречал их по средам. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. «Пенаты» стали его малой родиной.
Она ушла из жизни в 1931 году55. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. На этот раз Репин встретил его ласково (а в прошлый вторник выгнал с порога, наказав приезжать в среду – приемный день), но тут же как бы и забыл: чухонские землекопы пришли к нему копать колодец. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
И хозяин и хозяйка были очень гостеприимны, каждую среду усадьба была открыта для всех желающих, для этого на доме рано утром вывешивали флаг с надписью «Пенаты», как знак того, что дом для гостей уже открыт. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. После революции Репин больше ни разу не был в России. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В это время по дому ходили тихо, чтобы его не отвлекать.