Руководитель Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в понедельник, 28 мая, показала представителям средств массовой информации фотографию повреждённой вандалом картиныИльи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», сообщает агентство «Москва». Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в ходе брифинга показала фотографиюповрежденнойвандалом картиныИльи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Каждый персонаж переживает что-то своё. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Она была закончена только в 1891 году. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Репин никуда не делся. Стоимость первого этапа реставрации полотна Репина может составить до 10 миллионов рублей. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Жил в Италии и Франции (1873–1876). Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. О чем эта история. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Отныне картина, как пояснила директор Третьяковки, вернётся в экспозицию галереи исключительно в том случае, «если для него будет изготовлено специальное антивандальное и антибликовое стекло». Вегетарианцем стал и сам Репин. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Репин встречал их по средам. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Публике картина понравилась. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.