«Рисовать – это рассуждать», - говорил Чистяков и выставлял требование: «Надо любить натуру больше своего рисунка. Ганс Гольбейн Младший, один из наиболее прославленных портретистов всех времен, заставляет прежде всего вспомнить рисунок его отца – Ганса Гольбейна Старшего, который изобразил своих сыновей в профиль, обращенных друг к другу лицом. Я разработал свою собственную технику и оригинальные трюки во время работы. Чаще всего ткани выполнены либо в черно-белой, либо в солнечной теплой гаммах.
Я сразу же влюбился в рисование и хотел делать это все время. Также много внимания уделено выражениям лиц людей.
Весь этот материал «служебен» и специалисты кропотливо отыскивают наличие мотивов рисунка в той или иной известной картине, порою отмечая, с какой точностью передал старый художник красками на полотне или на стене наблюденное им в рисунке. Вместе с тем без кистей было нельзя. Карпаччо оставался традиционным: для него Поклонение было простым зрелищем.
Примешивая к саже известное количество клея растительного или животного (получаемого после варки рогов и копыт), старые мастера приобрели чудесную темно-коричневую краску, позволяющую достичь эффекта почти настоящей черноты и отличающуюся характерным блеском штрихов и пятен. Если великий мастер северной Италии, строгий Андреа Мантенья, тоже, можно сказать, еще строит образ женщины-героини Юдифи по требованиям античного героического стиля, то Дюрер, ему подражавший художник из Германии, первый рисует фигуру женщины с натуры, никак ее не идеализируя и никакому классическому канону не подчиняя. Последний был старше и прожил дольше, чем его сотоварищи по венецианской школе.
Они часто приобретают черты высокого художественного совершенства. В течение последних трех лет представленные произведения реставрировались в ВХНРЦ. Родной сестрой итальянского черного камня была впервые освоенная тоже в Италии в XV веке сангина, красный камень или, красный мел (он мог быть также коричневым и лиловатым) – так же находимый в естественном виде материал, которым работали, вставляя его в тот же футляр с зажимкой (по-итальянски его называли матиттатойо).
Я не собираюсь останавливаться на достигнутом и продолжаю работать. Женский портрет работы Луки Якобса, более известного под именем Луки Лейденского, выполнен был в том самом году (1521), когда Дюрер рисовал своего 93-летнего старика, виртуозно : использовав линии.
В своих рисунках он очень свободен, глубок и искренен.
Смотрите на натуру, а не на карандаш». «Все мужественное, твердое, благородное в искусстве выражается рисунком», – это слова знаменитого русского художника-педагога П. П. По процессу изготовления она была ручной, не машинной и делалась в особых мануфактурах (бумажных мельницах) из тряпичной массы, просушиваемой и прессуемой в проволочных сетках, оставлявших в бумаге видимые на просвет следы. Вот, что он сам говорит о своем творчестве и о себе:Меня зовут Брайан Duey. Вместе с общим прорабатывается и частное (Этюд руки у А. дель Сарто). Это – нечто иное.
Скромным, реалистическим и без сомнения очень похожим является более поздний его рисунок изображающий в профиль дочь его знакомого художника Бальтазара Жербье. Все эти наброски разные по технике выполнения и степени законченности. В них есть и глубокий ПСИХОЛОГИЗМ и легкая шутка в них поставлены проблемы освещения и ракурсов, пространственности и детализации. Но вместе с тем настоящая классичность определяет подробный рассказ рисунка Перуцци. Немало и вполне завершенных рисунков с древних статуй, бюстов или голов создано такими художниками, как Тинторетто и Ван-Дейк в поисках выразительности или просто в силу профессионального интереса. Это последнее у Дюрера встретится позднее, когда он перерисовывал фигуры для гравюры. Интересно отметить и воздействие политических и экономических факторов на процессы рисования. Как бы там ни было, рисунок 8-летнего Пабло «Пикадор» (первый известный его рисунок) еще далек от чего-либо профессионального. Такие действия должны войти в привычку.
Энгельс назвал это время эпохой титанов, величайшим в мире прогрессивным переворотом. Здесь мы вновь находим очень большое разнообразие. Перо можно было перевернуть и положить на бумагу пятно самим оперением. В изобразительном искусстве она была непосредственно связана с изображением действительности (портрет, сцены быта).
Главным сортом перьев для писания и рисования были перья гусиные. Композиционные рисунки обоих последних еще овеяны спокойной декоративностью времени расцвета: маньеризм в Венеции был слабее, чем во Флоренции.
Но это вовсе не значит что набросок это плохо проработанный, не уточненный рисунок. Я один сидел в своем доме и от скуки решил взять в руки карандаш и начать рисовать. Но Тинторетто – весь в патетике, в движении, в динамике. В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им.
Лоренцо Лотто очень уверенно рисует одно только лицо (у Тициана и Сарто портрет был полуфигурным). Готфрид Хельнвайн (Gottfried Helnwein) – австрийский художник, автор гиперреалистичных картин на социальные, политические и исторические темы, «мастер неожиданного узнавания», как назвал его писатель У. Берроуз.
Мы упоминали уже о всякого рода чернилах. Учительница рисунок нещадно раскритиковала, чем почти довела ОКиф до слез.
Вместе с тем очень много рисунков старых мастеров не были такими «этапами становления», подготовительными этюдами с натуры, нужными художнику для будущей картины, статуи, гравюры, театральной декорации, не были также и черновыми набросками композиции этого будущего, еще не воплощенного произведения искусства, остававшегося главною целью художника. Каждый раз, приступая к работе над эскизами, ставьте перед собой определенные задачи. А «профили и контуры», под которыми понимал рисунок на столетие раньше знаменитый итальянский художник Пьеро делла Франческа, находятся «в самой вещи», являются не мнимостью, а особенностью реального бытия, могущей быть проверенною в опыте. Замечательными эффектами отличаются, например, частые в XVII веке рисунки одновременно сухою и мокрою техникой, сочетания сангины и туши, карандаша и кисти.
Самым сложным временем в развитии западноевропейского искусства является XVII столетие. На протяжении своей карьеры, он попытался выйти за пределы реализма и экспрессии. Одним из наиболее оригинальных мастеров графики XVIII века остается, конечно, Дж. Это – Рубенс интимный, полный сил и увлечения жизнью.
Или «Женский портрет (Сидорченко)» – одно из немногих ранних графических произведений, чудом уцелевших после пожара в казанской художественной школе. Иные чернила имели, возможно, не растительное, а минеральное (железистое) происхождение, другие – животное (бычья желчь). Толстые слои краски смешаны так, чтобы издалека подражать стеклу, пару, воде и плоти. Считать, что все искусство этого столетия может быть обозначено одним выражением стиль барокко, никак нельзя, просто потому, что искусство XVII века было исключительно сложным и противоречивым.
Еще в ранний период творческого становления художника видна большая заинтересованность карандашной техники и до сих пор она остается его излюбленной. 5. Серьезнее и жизненнее оказывается композиция Леонардо. Во Франции его назвали итальянским камнем (pierre dltalie), в Германии – черным мелом, в России – значительно позже, с XVIII века – итальянским карандашом.
Леонардо в будапештском рисунке ставит перед собой проблему экспрессии, передачи эмоции гнева, Дюрер в рисунке Адам и Ева пытается найти приемы или аллегорического или абстрактно-правильного изображения человека. JD использует монохроматический свет для привлечения внимания зрителя на игре светотеней и текстуры. Зарисовки также можно делать тушью, акварелью, авторучкой, цветными карандашами, углем, сангиной (палочки для рисования из каолина или оксидов железа).
Этот рисунок был, бесспорно и выразителен и полон сходства и вместе с тем условен. Все это время было пронизано борьбой разнородных течений и противоречивых тенденций. Его интерес к подобной манере живописи уходит своими корнями к творчеству художника 16-го века Яна Вермеера и распространяется на предметы, автопортреты, портреты членов семьи, друзей, учеников интерьеры студии, класса и дома. Последняя изготовлялась на меду.
У Леонардо было все в искании, у Рафаэля – все уже найдено. Графика карандашом является одним из красивейших и давних способов рисования. На такой грунтованной поверхности можно было рисовать различными инструментами. Изучение их, по существу говоря, начато недавно.
Еще в русской Академии художеств, в первые годы ее существования, стали собирать в качестве «образцов» или «оригиналов» листы рисунков старых западных художников, от итальянского Возрождения до Франции XVIII века. Бистр, пожалуй, наиболее распространенный и дававший прекрасные примеры в рисунках пером материал для работы мокрой техникой. Мы знаем, как он изготовлялся. Рисунки Пуссена часто более динамичны и контрастны, более подвижны, чем его картины. Но пока копирование образцов было в силе, старые мастера создавали немало рисунков для того, чтобы по ним учились младшие (так, например, копировались в течение нескольких поколений головы Грёза в петербургской Академии художеств).
Уголь или черный камень можно было пропитывать маслами, делать его жирным. Материалы рисунка, графического искусства, добавляют к этому еще много интересного. Мы уверенны, что огромное количество практики, упорство и преданность своему делу, помогут каждому человеку с художественными навыками добиться таких же высот. Среди них – гуашевые эскизы Фешина к дипломному полотну «Капустница», написанному в 1909 году перед выпуском из мастерской Ильи Репина в петербургской Академии художеств, по которым можно проследить, как художник работал над композицией.
Графит мог быть добываем разной сортности и мягкости. Когда Дюрер рисует тончайшими кистями своего изумительного «Зайчика», когда Леонардо да Винчи и через двести лет Рембрандт набрасывает пером пейзаж родной страны, мы видим в этом отчетливую и прекрасную жажду человека овладеть путем искусства всею необозримостью природы. Таковы портреты сановников католической церкви – работы Я. Ван Эйка и Ж. Фуке.
Приведенные высказывания о рисунке русского художника никак не расходятся с убеждениями классиков мирового искусства: и тот и другие считали рисунок основой изобразительного творчества. На такие портреты бывала мода. Исчерпать все, что дают рисунки Рембрандта в немногих словах невозможно.
В качестве материала он использует белую бумагу и простой, самый обычный карандаш. Важно, что такого рода рисунки старые мастера делали не только для будущих картин, придавая рисунку «служебное» назначение, но и «для себя». Рембрандт рисовал все, что видел, вкладывая в каждый штрих своих рисунков свое личное, очень правдивое, очень искреннее теплое отношение к человеку, ставшему в некую позу или схваченному в буднично-простом движении внимательно и бережно, с огромным человеческим целомудрием рисовал он обнаженную модель с подлинно патриотической любовью изображал пейзаж родной страны, причем не города, а деревни. Нередко мастер изображал на своих картинах героев комиксов и признается, что «узнал от Дональда Дака больше, чем во всех школах, в которых учился».
Искусство должно было быть обосновано. В Европу тушь стала проникать из Китая в XVII веке, сначала она появилась в Голландии.
Современных, вставленных в деревянную оболочку, карандашей старые мастера не знали вовсе. Рисуйте их с натуры и по памяти. Их линии порой тверды и гибки, порой широки и сильны. В Германии Лука Кранах, один из знаменитейших художников своей эпохи, рисовал еще принципиально близко к XV веку и к Дюреру.
Это – натуральный минерал, добываемый открытым способом, готовый сразу для рисования. Есть сведения о рисовании и золотой проволокой. Рисование с натуры, практика, конечно, предшествовала. По существу, это вовсе не минеральный обычный карандаш, а вставленный в особый футляр (типа современных вечных карандашей) кусок металлической серебряной проволоки, оставлявший весьма приятный для глаза след штриха на бумаге, грунтованной мелом или смесью из любых цветных порошков. Творческая свобода, с которой живет и творит художник, вылилась в его графические листы.
В искусстве Италии этого времени была и реалистическая струя в лице художников юга страны. Все работы имеют характер беглого, нервного и эмоционально живого наброска. Мало-помалу уголь уступил место минеральным карандашам. Перышко в середине хвоста бекаса слипалось, образуя подобие упругого шипа им и рисовали, проводя особенно тонкие линии. Затем Балос получил полную стипендию университета в Милуоки Висконсин, где он учился живописи у профессора философии Гарри Розина.
Для обоих – это проверка теории практикой, практики – теорией. Одни отличаются мягкостью линий, плавными переходами свето-тени и обтекаемыми формами. Течение, сменившее классику, в истории искусства порою называется маньеризмом. Вот список статей, где вы сможете увидеть не менее привлекательные карандашные рисунки. Ли Прайс (Lee Price) – художница из Нью-Йорка, окончила университет по специальности живопись, занимается фигуративной живописью. И, вместе с тем, добрая половина всех рисунков старых мастеров известных нам (их много десятков тысяч в музеях и собраниях всего света), не может быть прямо отнесена к числу подготовительных. Вполне новаторским является и пейзажный рисунок Рубенса.
Рисовали также и сепией. Если остановиться на их содержании более подробно, становится понятно, что в них изображены люди и предметы, которые окружали художника в его повседневной жизни. Делайте зарисовки разного размера, простые и более тщательные. Это – эпоха феодально-католической реакции с одной стороны, абсолютизма – с другой эпоха английской революции, за которой вновь последовала абсолютистская реставрация это эпоха, когда, по словам К. Маркса, Голландия была небольшим буржуазным островом в феодальном океане.
Б. Пиранези, архитектор и офортист, по происхождению венецианец, но работавший в Риме. Более романтичным чем в картинах является рисунок и у Клода Лоррена. Я родился и вырос в Гранд-Рапидс, штат Мичиган.
Но только ветви, нарисованные В. Губером, окажутся полными нервной выразительности. По мере роста мастерства молодого художника, отец просил его помощи в написании картин. По наброску можно определить количество знаний и опыта, приобретенных при изучении натуры.
Необходимость зарисовок очевидна, так как даже имея очень хорошую зрительную память, сложно, а иногда и вовсе не возможно воспроизвести на картине все разнообразие окружающего нас мира. Небольшой «Пейзаж в Фигерасе» (картинка вверху справа) считается первой известной работой Сальвадора Дали, созданной в 6–10 лет. Рисунок, выполненный углем, однако было трудно сберечь, несмотря на то, что старые мастера знали средства закрепления рисунка всевозможного рода составами (жидким клеем, снятым молоком). Комбинируя во всех своих портретных рисунках черный материал (уголь, карандаш) с сангиной, Рубенс достигает изумительных результатов. Кроме того, текстильные решения испанского художника, впрочем, как и его картины, полны духа свободы и молодости, вот таким образом они пользуются большим спросом у молодежи и часто применяются в коллекциях демократичных фирм. Меня часто спрашивают, что меня вдохновляет и где я научился рисовать.
Исключительно интересно в этом плане сопоставить профиль лица в рисунке Леонардо с женским профилем в листе Рафаэля. И хотя Микеланджело срисовал гравюру «Мучения святого Антония» немецкого художника Мартина Шонгауэра, он внес и свои авторские изменения.
Американская художница Джорджия ОКиф, возглавляющая мировой ценовой рейтинг женщин-художниц со своей картиной «Дурман» за 44, 4 млн, свои художественные опыты начала в возрасте 14 лет в стенах католической школы в Мэдисоне, Висконсин. На историческом рубеже XV века во всем мире наблюдается новое. Следующим шагом немецкого рисунка будет уже появление пейзажа вовсе без образа человека. Тициан в Этюде падающего всадника достигает изумительной динамической экспрессии. У каждого из них, есть свой стиль индивидуальность, а так же излюбленные темы для творчества. Зрительные впечатления определенного момента можно зафиксировать на эскизе.
Семнадцатый век более резко, чем раньше противопоставил национальные школы в искусстве. Школа юга Италии перешла к более внешнему декоративному стилю в лице Ф. Солимены. Другой вопрос – как это им удавалось.
Это добавляет палитре деликатность и свежесть. Очевидно, так оперировали и с угольным порошком изготовляя из него с примесью клея так называемый (по-итальянски) Carboncino, угольный карандаш, по своему художественному результату нечто среднее между твердым итальянским карандашом и мягким древесным углем. Еще в XIII столетии замечательный французский рисовальщик Виллар рисует в своем сохранившемся до нас альбоме льва, приписав к нему слова, что нарисован этот лев с живого.
Рисунку можно и нужно было учиться. Он дает возможность изобразить первое впечатление от увиденной натуры. Результатом этого явились поиски замены натурального графита искусственным так возникли французские карандаши Конте изготовлявшиеся из порошка угольного или иного, со всевозможного рода примесями (белая глина, клей), благодаря чему удалось получить превосходный рисуночный материал самой различной степени твердости.
По-другому ставится в XVI веке и проблема портретного рисования. Первоклассным рисовальщиком должен быть признан Сурбаран. Его изучать было трудно и вместе с тем увлекательно. Последняя наиболее характерна для книжной миниатюры. Из несравненно более мелких, микроскопических частиц состоит тушь, продукт сгорания масел, а не дерева изготовляемая из копоти, а не из сажи. В XVIII веке прекрасные графитные залежи открыли в Чехословакии, в XIX веке – в европейской России и в Сибири.
Творчество Брейгеля во всей его сложности указывало искусству путь вперед. Когда мне было 12 лет, я рисовал как Рафаэль». Рубенс был счастливым зачинателем художественного золотого века искусства своей страны.
О том же говорят и портретные рисунки мастеров разных поколений и разных стран. Графика карандашом это излюбленный жанр автора и их у него большое количество в сериях. У меня есть новые идеи и планы. Это событие было освещено на MTV и я получил мировую известность. Рядом с этим – точнейшие и внимательнейшие «штудии» – этюды с натуры изучающие ее избирающие в ней что-либо, почему-либо художнику нужное – поворот головы, жест руки игру мускулов спины, очертания рта или глаза или же рост дерева, узор листвы, построение лепестков цветка, складок одежды. Объединяет работы не только то, что все они написаны до эмиграции художника в США (покидать любимую Россию он не хотел, но в то же время больше не мог работать в стране, где «искусство использовалось лишь в целях пропаганды»).
картинку). В рисунке XV века мы найдем и фантастику, с примера которой нам припасть начать и чисто ученую естествоиспытательскую работу художника-анималиста, с увлечением рисующего животных (Пизанелло) и портрет (лучшие примеры дают не Италия, где началось самое Возрождение, а Франция и Нидерланды – Я. Ван Эйк и Ж. Фуке). Рисунок – это источник и душа всех видов изображения и корень каждой науки. Чем разнообразнее будут ваши модели – тем лучше. В средние века, когда гуммиарабика не знали, водяную краску изготовляли, примешивая к воде растворы растительного (вишневого) или животного клея или смешивая с порошком красителя сухой порошкообразный клей.
Искусство все чаще должно было откликаться на потребности нового общества. Его искусство предвещает и Рубенса и Рембрандта.
Мурильо, как рисовальщик, стоит на позициях вполне живописных. Человечество всегда стремилось освоить природу мира и человеческой жизни.
Веронезе и Пальма Младший. Встречается упоминание и о бекасиных перьях. Daniel Grzeszkiewicz — современный художник, график. Учебный рисунок имел в практике старых мастеров очень большое распространение.
Нидерландские мастера XVI века пытались решать многие задачи сложного содержания, что им, однако, не всегда удавалось. Очень беглые, в буквальном смысле слова «черновые» наброски, будущего живописного решения «стенограммы», сочетания линий и пятен, в которых порою трудно разобраться, но в которых можно все-таки «провидеть» или «предварить» картину. Художнику в прошлом часто заказывали портрет, выполненный именно карандашом или акварелью.
Имеются рисунки, в которых художник фиксирует свои наблюдения действительности или ради нее самой или как бы «впрок» накапливая материал. Мастеров, которые одновременно занимаются и живописью и графикой не так много.
По-новому ставится проблема композиционного рисования. Старые мастера эпохи Возрождения в Италии, во Франции, в Германии были как бы первооткрывателями земной действительности, на что прозорливо указывал еще Ф. Энгельс в проекте предисловия к «Диалектике природы». Пути их не расходятся в этом выражен их интерес к изучению натуры. Изменился и состав потребителей искусства.
Основной сюжет работ Ли – непростое отношении женщин к еде. На негрунтованной бумаге серебряный штифт (так его называть правильнее, чем карандаш) следов вовсе не оставляет. Уровень мастерства достигнут легко и уверенно. Постепенно переходите в выборе моделей от простых форм к более сложным.
Это, конечно, далеко не всегда было так на Западе. 1. Но и здесь специалисты постоянно спорят, принадлежит ли данный рисунок руке определенного изучаемого мастера или является он произведением ученика, тщательно подражавшего своему учителю (такие рисунки встречаются в кругу Микельанджело и Рембрандта), – является ли он копией, добросовестно выполненной чужой рукой в целях обучения (этим занимались по существу говоря все школы искусств, начиная от XVI века), – повторением, сделанным самим художником (Юдифь Мантеньи, например, существует в нескольких вариантах) или же подделкой.
Это легко получаемая краска из сажи из продуктов сгорания дерева, особенно дуба. Но Рубенс предстает нам еще в новом обличье, когда он рисует своего маленького сына. Сложный, «зигзагообразный» путь отражения действительности в акте познания наглядно показан в ряде случаев становления картины из подготовительных к ней этюдов и эскизов.
Великий французский художник-гражданин, Жак-Луи Давид, один из деятелей революции 1789-1794 годов, писал своему ученику, спрашивавшему совета о том, как ему достичь совершенства в искусстве: «Рисунок, друг мой, рисунок и еще тысячу раз – рисунок». Приводимый нами единственный пример испанского цветочного натюрморта (X. Арельяно) показывает перерождение многосложных опытов рисунка XVII века в чистую декоративность. Первые уроки рисунка Пабло Пикассо брал у своего отца — учителя рисования в местной школе. Его рисунки наполнены глубоким символическим смыслом и неожиданным юмором.
Она была несравненно толще, грубее по поверхности, почти никогда не была чисто белой, хотя быстро (в течение одного XV века) достигла хорошей светлости. Однако вблизи становятся очевидны восхитительные физические свойства масляной краски. Несколько позднее к этому добавится и анатомия.
Рисунок XVI века по-новому разнообразен.
Исследователя рисунка старых мастеров поражает прежде всего исключительное многообразие всего того материала, какой объединяется в государственных музеях и в частных собраниях под общим понятием «рисунка». Феодализм был если не уничтожен, то оттеснен на второй план. Но разными по содержанию являются их задачи.
Только благодаря тщательной любознательности Рубенса, скопировавшего группу сражающихся всадников с картона «Битва при Ангиари», дошла до нас выразительнейшая из батальных композиций Леонардо. Чем же отличается набросок от рисунка.
Основой для восхождения к профессиональным вершинам послужило художественное образование. Новатором выступил Грюневальд (Нитхарт). Пабло, никогда не отличавшийся особой скромностью, позже говорил, что «никогда не рисовал как ребенок. Как раз одним из таких является замечательный рисовальщик Дмитрий Сажнов. Такой рисунок вставляли в раму под стекло, хранили и ценили его.
Италия, конечно идет впереди, ее авторитет неоспорим. Соня ДелонеКрасочный и жизнеутверждающий орфизм знаменитой французской художницы, первой женщины, работы которой появились в экспозиции Лувра, в определенный момент увлек ее в мир текстиля. Рисуночный штрих итальянского карандаша мог быть широким или тонким, густым по черноте и, что очень характерно, оставался матовым. Ничто и никогда не сможет заменить такого вида рисования на бумаге как графика карандашом.
В школах очень часто сознательно копировали старые рисунки. Мои картины были показаны в галереях Соединенных Штатов. Одна из моих целей на будущее это публикация обучающей книги по рисованию. Выбор их образцов необычайно труден их качество, наоборот, бросается в глаза немедленно. Рисунки Рембрандта – целый мир. Некоторые эффекты ее замечательны. Рисунки старых мастеров имеются в большом числе в музеях и в собраниях всего мира.
Своеобразным центром живописного реализма оказалась Испания. Брайан один из самых удивительных художников карандашного рисунка, который прекрасно взаимодействует с карандашом, создавая вдохновляющие произведения искусства. Самым же оригинальным, ни на кого не похожим художником, является Ж. Калло, мастер изображения танцующих артистов итальянской комедии, полуфантастических воинов, причудливых кавалеров. Славу ему принесли в некоторой степени спорные сюжеты, сюрреалистические композиции. Сложным было состояние искусства в Италии в XVII столетии.
Старые мастера, стремясь к использованию цвета в рисунке, прибегали и к гуашевым непрозрачным краскам (особенно часто к белилам) и к акварели, прозрачной. Наносили на рисунок раствор золота или темперу (краску на яичном желтке). Гольбейн Младший в раннее время, в Базеле, рисовал также не без условностей (Портрет бургомистра Мейера, 1516 г. ).
Учиться надо было все-таки на живом опыте. 3. Бумага, бывшая в распоряжении старых художников, была весьма не похожа на современную.
Этот рисунок на почтовой открытке (если приглядеться, то напечатанные строчки видны сквозь не слишком густо положенный слой краски) типичен для юного Дали испытавшего в детстве влияние друга его отца, художника-импрессиониста Рамона Пико. Ф. Клуэ с этим сочетает также и проблему красивого. Современная акварель изготовляется на гуммиарабике. В этом году Академия художеств сделала чудесную экспозицию 100 офортов Владимира Нилова, представив замечательного владимирского графика, входящего в двадцатку лучших графиков России, а в конце прошлого года Эрмитаж представлял Паулу Модерзон-Бекер и художников Ворпсведе.
Писали кистями из барсучьей и беличьей шерсти, колонковыми и многими иными. Рекомендовались кисти из щетины новорожденного поросенка. Картину «Мучения святого Антония» приписали 12–13 летнему Микеланджело только в 2008 году исходя из экспертизы полотна и имеющихся упоминаний станковой работы на этот сюжет у биографов Микеланджело. Французская школа была в этом столетии одной из ведущих и наиболее оригинальных.
С каждым рисунком у меня получалось все лучше и лучше. В такую в булочных заворачивали хлеб, другой просто не было. Мы считаем Тинторетто одним из самых поражающих новаторов рисунка. Главной темой композиций творца безусловно является пейзаж.
Широко начинает развиваться новая тематика.