После советско-финской войны территории Репино вновь отошла к СССР и здесь был организован мемориальный дом-музей Репина. В 1940 году в доме И. Е. Репина открылся мемориальный музей. Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940 году, но во время ВОВ здание сгорело дотла. Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940году, но во время ВОВ здание сгорело дотла.
В настоящее время музей-усадьба Репина «Пенаты» — федеральный культурно-исторический памятник, включающий в себя жилой дом, могилу И. Е. Фотографировать внутри дома-музея Репина запрещено видеосъемка также не допускается.
Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения.
В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». На них – скульптурные изображения В. Стасова, Л. Толстого, В. Сурикова, А. Рубинштейна, А. Кони, Д. Менделеева, выполненные И. Я. Здесь хорошо работалось летом. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами.
Глазунов, виолончелисты А. В. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». В. Ф. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке».
Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Бунина, Н. С. В трудные 20-е годы в парке был огород. Здесь летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку Площадь Гомера была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, покрытых Репином смолой. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды.
Кони, Д. И. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Куликовым. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину.
Всё это подлинные вещи конца XVIII века. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Сурикова, В. В. Репино, Приморское шоссе, д. 411.
В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. В ней по средам собирались гости. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Чехова, И. А.
Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Бехтеревым. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга.
Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Сурикова. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа.
Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Андреевой в Куоккале.
Также в гостиной всегда стоял рояль. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Сама картина в Русском музее.
Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка.
Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей.
Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П.
Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Стасова, В. И.
Репин считал её целебной и пил до самой смерти. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Помогал в этом Леви. Именно вот таким образом после революции и закрытия границ с Финляндией в 1918 году художник оказался отрезанным от России и только в 1939 году, после военной кампании за Карельский перешеек и спустя девять лет после смерти Репина, Пенаты снова оказались на территории СССР.
От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Мусоргского, В. И. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Молас.
В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Так художник стал гражданином Финляндии. Дочь художника переехала в Хельсинки. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав.
Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Их и не восстанавливали. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. «О, музыка.
Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост— это написанный Ф. А. Малявиным портрет А. И. Тхоржевской-Петровой. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Аллея замыкается крутой лестницей, по которой можно подняться на «Башенку Шехерезады». Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии.
Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Здесь же он и похоронен в возрасте 86-ти лет.
Многие посетители становились моделями для художественных работ. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Здесь организовываются культурно-массовые мероприятия, ведутся исследовательские работы, проводятся интересные экскурсии, знакомящие посетителей с жизнью и деятельностью одного из величайших русских художников. По соседству с гостиной находится и столовая. Там мы должны были обуть допотопные пыльные брезентовые шлёпанцы 50 последнего размера на завязках и ждать, пока группа перед нами не выйдет в это же помещение. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом».
Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским».
Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). В ней же Репин изображен скульптором Манизером на бюсте, установленном в центре поселка Репино и на родине художника в Чугуеве. Репину было тогда 76 лет. Первый номер становился председателем круглого стола.
Здесь хранил Репин те картины, которые не считал законченными и не хотел никому показывать. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос.
Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным.
Среди учеников И. Е. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там».
К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. В целом экскурсия удалась. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина.
В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Это беседка — «Храм Озириса и Изиды», она служила своеобразной общественной эстрадой для многочисленных посетителей репинских «сред».
Кустодиева, написанный И. С. Бродский, В. С. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича.
Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. На столике с подлинной шелковой скатертью, когда-то купленной в Палестине, стоят фотографии Репина и Нордман, а на стене слева — портрет Наталии Борисовны, нарисованный художником во время их поездки в Париж на Всемирную выставку в 1900 году, в пору начала романтических отношений. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей.
Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Она жила в имении до 1939 года. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман.
Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Прислуги в доме почти не было – подход художника и к быту тоже был прогрессивным. Музей-усадьба И. Е. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. В дом мы попадаем через прихожую.
Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Пироговым, И. П. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Швейцара здесь не было.
Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда.
Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник.
Здесь проходили обеды по средам. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном., ). Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». После ее смерти он уже многого не придерживался: заведенные Нордман порядки его уже слишком утомили.
Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты.
Для футуриста ростом в сажень — это не дело». Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж.
На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина.
Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Прислуживание считалось недопустимым. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке.
Внешний вид её не менялся с момента постройки. до своей кончины в 1930г. Отличалась простотой своего убранства.
Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским.
Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году.
С ее верхней площадки во времена Репина открывался вид на Финский залив. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Особых высот в живописи достиг Л. И. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым.
На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. В углу самодельные трости и заступ. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Рубинштейна, В. В. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров.
Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Дом открыт в сторону парка. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Для тех времен это было прямо-таки революционно.
О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. Репину помогали его ученики. Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости.
Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314.
Поленов, А. И. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце.
Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Проект исполнялся архитектурной мастерской Ленпроекта7 под руководством И. Кацюга, архитектором В. Шерстнёвым. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году.
Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Проводились такие встречи традиционно по средам. Из широких окон дома открывается живописный вид на парк с его прудами, тенистыми аллеями. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»).
Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен.
Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским». Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. 1835 год». Ге и других. Скрябина и С. В.
У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Толстого, М. П. Менделеева и других).
Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Гинцбургом. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Он был голубой и поднимался по средам над домом.
Все они неоднократно бывали в «Пенатах». В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Круг общения Репина заметно сузился. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Мусоргского.
Здесь всегда стоял рояль. В 1914 году эскиз был продан, после 1917 года попал в Русский музей, в 1940 году передан в Пенаты. Многие из этих вещей изображены на картинах.
Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. У окна стоит старый деревянный сундук.
Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Это дочери Репина. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила.
Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Первое ее издание вышло только в 1937 году. Большая часть произведений на историческую тематику, сцены из евангелия, портреты создавались именно в «Пенатах».
Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. В этом музее вы не увидите самых известных картин живописца ценность его в другом: уютный, с любовью восстановленный дом Репина погружает нас в мир прошлого, рассказывает о личности художника, его образе жизни и творческой индивидуальности, о его друзьях и семье. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей.
Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Места за столом определялись по жребию. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии.
К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов.
Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника.
Самопомощь— это девиз репинского дома. Музей открыт в 1962г. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». После этого холст претерпел еще ряд изменений. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н.
Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Художник купил усадьбу в 1899 году для своей жены Натальи Нордман. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Коллекция музея насчитывает около шестисот произведений живописи и графики. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Павловым, В. М.
Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Сварог. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Среди них парные портреты супругов Нечитайловых, профиль Логвинова Якова, портрет мальчика на берегу реки, написанные в середине XIX века. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина.
Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Писатели зачитывали свои новые произведения. В музее на стенах этих комнат размещены большие фотографии основных произведений художника. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую.
Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). В течение нескольких лет И. Е.
Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. А когда в 1910-х годах Репин подружился с жившим по соседству К. Чуковским, то его работа над мемуарами приобрела более упорядоченный, систематический вид. По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба.
При жизни у него в гостях на знаменитых «репинских средах» бывали Корней Чуковский и Максим Горький, Маяковский и Есенин, Давид Бурлюк, Федор Шаляпин и многие другие деятели российской культуры, науки и искусства. Мусоргского. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка.
Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Здесь художник написал много портретов. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». И, не найдя ничего, хватал из пепельницы папиросный окурок, макал его в чернильницу и на первой же попавшейся бумажке начинал рисовать».
Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Андреева, Д. И. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Куинджи, Б. М.
Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Кустодиев, И. В.
Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. По интерьеру дома, элементам декора, предметам быта можно судить о вкусах и предпочтениях знаменитого живописца. Стасова, А. К. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером.
Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. Многое изменилось после революции.
Менделеева, А. Г. Художник переживал это с трудом. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. На противоположной стене находится портрет Б. М.
Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Многие были его моделями. Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного и с другом Корнеем Чуковским.
Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист. » — говорил ему Репин. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время художник мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина).
Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Боткиным, И. М.
Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Неужели сложно предложить бахилы. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Репин дружил и с учеными. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др.
Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Одна из них — ее И. Е. Репин назвал «Аллеей Пушкина» — ведет к «Площади Гомера» — небольшой поляне, на краю которой расположен павильон с деревянными колоннами.
В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Музей-усадьба «Пенаты» – это дом, в котором прожил без малого 30 лет знаменитый художник-художник Илья Ефимович Репин.
В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. «Теперь это пустыня», — писал Репин. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году.
Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Художник лишь сделал небольшой набросок. Перед каждым стоял полный прибор.
Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине.
«Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Он не мог ездить на родину. Куликов, И. И. В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха.
Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Серову. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками.
Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Центральное место в столовой занимает портрет Нордман 1905 года, в 1929 году была попытка продать этот портрет, но из-за высокой цены продажа не состоялась. Скалона. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957).
Их автор — скульптор Илья Гинцбург. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги.
На портрете рыжебородого мужчины в синем халате изображён квартирный хозяин Репина в его первой комнатке на Васильевском острове— архитектора Петрова Александра Дмитриевича. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. В парке строились деревянные домики и беседки.
В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Из гостиной дверь ведёт в столовую. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. — Скоро тут останутся одни комары». В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино.
В 1930 году художника не стало. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Лескова, Л. Н.
По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Сеченовым, Н. И.
В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года.
Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Репину всегда была близка запорожская тема. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов.
Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Есть в этом альманахе и рисунки В. В. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Вода в ней отличного качества, проверено лично. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя).
Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Толстого начал временами вегетарианствовать.
На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики.
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Содержание История усадьбы И. Е. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник.
И какие только гости не сидели за этим столом. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой.