Кроме того, один из художников (Ю. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году.
Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики.
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин.
Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты». В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Рядом с письменным столом находится гипсовый слепок со статуи «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (оригинал в Эрмитаже).
К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). В ней по средам собирались гости. В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга.
Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». В Пенатах сохранился один этюд к этой картине— «Молящийся запорожец». Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914).
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Неужели сложно предложить бахилы.
Считается, что это единственное произведение Васнецова в скульптуре. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился).
Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка».
В углу самодельные трости и заступ. Номер первый становился председателем, в его обязанности входило снимать крышки с кастрюль с кушаньями. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской.
Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия.
Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. «О, музыка. Владелицей рояля оказалась ученица композитора.
В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. Работы осуществлялись по замыслу и эскизам самого Репина и под его непосредственным наблюдением.
На кафельной печке, слева бронзовая статуэтка «Нарцисс»— память о путешествии в Неаполь Италии. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни.
После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный».
Внешний вид её не менялся с момента постройки. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картиной «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским».
В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда 17 века) изображён Тарновский В. В. на портрете 1880 года. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Справа от большого окна на стене размещены этюды Репина: портрет финского поэта Эйно Лейно— к картине «Финские знаменитости», двух солдат— к картине «В атаку с сестрой», эскиз к неосуществлённой картине «Пётр 1 на верфи».
Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Земля, на которой разместилась усадьба, несколько раз переходила от России к Финляндии и обратно. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Прислуживание считалось недопустимым. Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г.
Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. В 1930 году здесь стоял гроб с телом Репина и отсюда его проводили в последний путь. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Прислуживание считалось недопустимым. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». У шкафа висит рабочий халат Репина.
Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Здесь же национальная одежда арабов абу— распашной плащ и полосатое шёлковое головное покрывало, купленные Репиным в Палестине в 1898 году. Владелицей рояля оказалась ученица композитора.
Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». В течение нескольких месяцев дом был приведен в порядок и весной 1940 года открыт для посетителей как музей. В центре мастерской, у окна, «шаляпинский» диван (подлинник не сохранился, экспонат близок по форме и цвету обивки), назван так потому, что на нём позировал Шаляпин (портрет так и не был завершён). Здесь всегда стоял рояль.
Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Кони, Д. И. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Швейцара здесь не было.
Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н.
В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен.
«Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист. » — говорил ему Репин. По завещанию Нордман, составленного в 1910 году, в случае смерти хозяйки (это случилось в 1914 году в Швейцарии от открытой формы туберкулёза) дом становился собственностью Репина, а потом переходил к Академии художеств при условии, что там будет музей И. Е. Репина. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Справа от входа на зимнюю веранду находятся картины живописцев из Чугуева, первых учителей Ильи Ефимовича. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). К подставке прислонён любимый музыкальный инструмент запорожцев— торбан. Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год) выполненный литографическим карандашом. На вешалке, рядом, репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Дочь художника переехала в Хельсинки. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Места за столом определялись по жребию. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной.
Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах.
«Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Это самая поздняя пристройка к дому была сделана в 1911 году. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Из гостиной дверь ведёт в столовую. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает».
Менделеева, А. Г. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Началась Великая Отечественная война. Здесь художник жил и работал последние тридцать лет. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет.
В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Репину было тогда 76 лет. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Центральное место в столовой занимает портрет Нордман 1905 года, в 1929 году была попытка продать этот портрет, но из-за высокой цены продажа не состоялась.
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актера Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах., ). Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Стасов писал: «. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Также в гостиной всегда стоял рояль. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош.
Рубинштейна, В. В. В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Пушкин на акте в лицее 8 января 1915 года» (1911), «Какой простор» (1903), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911), «Голгофа» (1922—1925), «Гопак» (1927). В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Все работали на равных правах в том числе и хозяева.
Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). В парке строились деревянные домики и беседки. Для футуриста ростом в сажень — это не дело». В парке строились деревянные домики и беседки. Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости.
В дом мы попадаем через прихожую. Интересны работы, связанные с написанием картины «Торжественное Заседание государственного Совета» (1903). В доме Ильи Репина воссоздали прижизненный интерьер и обстановку семьи Репиных, здесь хранится очень много картин Ильи Репина, семейные документы, фотографии, оригинальные вещи и мебель, подарки, которые дарили им друзья. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»).
Рядом на столике в синей вазе, кисти Репина. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты). Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там.
Перед каждым стоял полный прибор. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.
Мусоргского. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Самопомощь— это девиз репинского дома.
Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. В глубине мастерской у окна находится незаконченная картина «Пушкин на набережной Невы», которую Репин писал и переписывал более 30 лет постоянно меняя композицию. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Многие из этих вещей изображены на картинах. Круг общения Репина заметно сузился. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности.
В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Это дочери Репина. Небольшую усадьбу в местечке Куоккала, расположенную на берегу Финского залива, в сорока пяти километрах от Петербурга, Репин приобрел в 1899 году на имя своей второй жены Н. Б. Нордман. В витринах перед кабинетом книги с дарственными надписями Чехова, Короленко, Бунина, Лескова, Леонида Андреева, Сергеева-Ценского С. Н., Кюи Ц. А., Морозова Н. А., Менделеева. Здесь проходили обеды по средам. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве.
Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). Многие из этих вещей изображены на картинах. На противоположной стене находится портрет Б. М.
Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Дом открыт в сторону парка.
Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы. портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. В центре стоит стол особой круглой конструкции, на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайнен в 1909 году (с 1962 года новодел). Содержание История усадьбы И. Е.
Под его аккомпанемент пели в Пенатах старинные украинские и русские песни и думки. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких.
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Художник Ю. Мунтян, делавший эскизы для восстановления печей, на развалинах дома в 1944 году подобрал обломки кафеля для образцов. В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. На стене, рядом с большим окном работа Юрия— скопировавшего в Эрмитаже знамя запорожцев: его центральную часть, на малиновом фоне посредине корабль— знаменитая запорожская чайка с фигурами запорожцев. Музей-усадьба И. Е. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Куликовым.
Особых высот в живописи достиг Л. И. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Места за столом определялись по жребию. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады».
Кустодиев, И. В. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. По интерьеру дома, элементам декора, предметам быта можно судить о вкусах и предпочтениях знаменитого живописца. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Первый номер становился председателем круглого стола.
Толстого начал временами вегетарианствовать. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году.
У камина на стене, на украинской плахте висит старинное оружие— кривая турецкая сабля с красивой изогнутой рукояткой бледно-зелёного рога и фитильное ружьё, восточного турецкого происхождения. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. В 1930 году художника не стало. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен.
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост— это написанный Малявиным Ф. А. портрет Тхоржевской-Петровой А. И. Здесь же ранняя работа Кустодиева Б. — профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный Куликовым И. С. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках.
Здесь же лежат папки с поздравительными адресами, бювары, портфель с монограммой «И. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. За мольбертом он проводил большую часть дня. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет.
К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Стасова, А. К. А в конце XIX – начале ХХ века «Пенаты» были одним из известнейших культурных центров России. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Репин очень любил музыку и почти ни одно собрание гостей не обходилось без домашнего концерта.
Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться. Скалона. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Проект исполнялся архитектурной мастерской Ленпроекта под руководством Кацюга И., архитектором Шерстнёвым В. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Мусоргского, В. И.
Для тех времен это было прямо-таки революционно. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Бродский, В. С.
Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Вместо некоторых утраченных произведений, которые были в «Пенатах», главным образом работ учеников Репина, удалось отыскать картины тех же художников, относящихся к тому же времени. Каждое воскресенье зимой в гостиной читались публичные лекции по самым разнообразным знаниям. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине.
Павловым, В. М. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях.
Печь в столовой видна на многих фотографиях. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Резной ларец, в котором Репину были переданы 436 сочувственных писем по поводу несчастного случая вокруг картины «Иван Грозный».
Здесь художник написал много портретов. Здесь проходили обеды по средам. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. В центре кабинета стоит письменный стол. Здесь хорошо работалось летом.
В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Слева в углу, у самого камина, на манекене «кобняк з видлогою»— верхняя одежда казаков из белого домотканого сукна. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца.
Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Репину всегда была близка запорожская тема.
Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина.
В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. От дома остались только фундамент и остовы печей. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя).
Открывайте дверь в столовую сами». Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды.
Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. На прежних местах три скульптурных портрета и самый ранний из них по времени создания (1981г. )— бюст русского хирурга Пирогова Н. И. Бюст Толстого Л. Н. — вылеплен в 1891 году в Ясной Поляне и скульптурный портрет Нордман Н. Б. от 1902 года. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага.
В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаков» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957).
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Сварог. Многие посетители становились моделями для художественных работ. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. В этих воспоминаниях Репин ярко и живо рассказывает о своем детстве, учебе в Академии художеств, своих друзьях.
Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Уникальным, ни на что не похожим остается и дом Репина. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина.
Она жила в имении до 1939 года. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе.
Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Вера охотно показывала его комнаты всем желающим.
Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов.
Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. В центральной части на большом мольберте— последний автопортрет Репина 1920 года. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников.
Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Писатели зачитывали свои новые произведения. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б.
Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Таким образом, необходимость в прислуге исчезала и реализовывались принципы самообслуживания. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов».
Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображён в картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Владелица рояля оказалась ученица композитора. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Лескова, Л. Н.
Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. На золочёном мольберте картина Репина «Вид на Везувий ночью», написанная в Италии в 1873 году. Комната с выступающей полукругом стеклянной стеной всегда полна света. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты.
Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957).
В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман.
В саду усадьбы находится и его могила. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Серову. Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков.
Больше всех отличался Чуковский и Евреинов Н. Н. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник.
Сеченовым, Н. И. Из гостиной дверь ведёт в столовую. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». — Скоро тут останутся одни комары».
В 45 километрах от Санкт-Петербурга на берегу Финского залива находится музей великого художника Ильи Ефимовича Репина, усадьба, в которой он жил до самой смерти. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Швейцара здесь не было. Проводились такие встречи традиционно по средам. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен.
Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Первое ее издание вышло только в 1937 году. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний.
С историей репинской усадьбы посетителя знакомит выставка, которая размещается в павильоне, находящемся у входа в парк. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Пироговым, И. П.
Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. Это портрет Юрия Репина. Его можно отнести к лучшим работам позднего периода творчества художника. В трудные 20-е годы в парке был огород.
Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Там же книги о Ленине и его сочинения, присланные в Пенаты по просьбе Репина в 1926 году. Сама картина в Русском музее. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности.
Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Молас.
Карельский перешеек стал ареной военных действий. Это дочери Репина. 1835 год».
Гинцбургом. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Самопомощь— это девиз репинского дома. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Однако музею не суждено было долго просуществовать. По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина.
Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Усадьба воссоздана по фотографиям, воспоминаниям, записям – в 1962 году. На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники.
Художник лишь сделал небольшой набросок. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман).
Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Он не мог ездить на родину. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Мусоргского.
Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Таким трофейным оружием пользовались запорожцы. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Бунина, Н. С. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева».
Например, тут можно увидеть портрет молодой девушки в простом платье, с кистями и этюдником в руках. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Места за столом определялись по жребию. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения.
Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома.
Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного и с другом Корнеем Чуковским. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино.
Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Справа на стене висит небольшой эскиз картины «Черноморская вольница». В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
Чехова, И. А. Здесь всегда стоял рояль. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению.
Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. И какие только гости не сидели за этим столом.
Их и не восстанавливали. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Внешний вид её не менялся с момента постройки. Репин дружил и с учеными.
Репин был тогда в зените славы. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный.
Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Он покорно переносил эту тяготу и час и второй, но стоило войти ко мне в комнату какому-нибудь живописному гостю, стоило мне зажечь керосиновую висячую лампу, которая по-новому освещала присутствующих, — и Репин с тоскою оглядывался, нет ли где карандаша или пера.
Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Так появились этюд Серова «Пиратка», портреты работ Кустодиева Б. М., Куликова И. С., Бродского И. И., Петрова Н. Ф., Малявина Ф. А. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни.
Сурикова, В. В. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Сурикова. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314.
Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Ежегодно здесь бывают тысячи посетителей. Менделеева и других). Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Работы великого художника в это время выставлялись в Финляндии, Чехословакии, Америке, Швеции. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера.
В доме два этажа и на первом из них находится скульптурная мастерская, а также жилые комнаты: кабинет хозяина, гостиная и столовая. На портрете рыжебородого мужчины в синем халате изображён квартирный хозяин Репина в его первой комнатке на Васильевском острове— архитектора Петрова Александра Дмитриевича. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Справа на низкой табуретке находится его знаменитая подвесная палитра. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала».
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника.
нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». Гостил в «Пенатах» Александр Куприн, всех радушно и приветливо принимала в усадьбе Наталья Нордман-Северова – верная спутница жизни Ильи Репина. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую.
Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Сама картина в Русском музее.
Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Ге и других. Всё это подлинные вещи конца XVIII века.
Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Здесь проходили обеды по средам.
Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Художник переживал это с трудом. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Она неплохо пела, рисовала, занималась драматическим искусством, но никогда не доводила начатое до конца. Поленов, А. И. Эти художники помогали Репину в работе над картиной. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей).
Бехтеревым. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника.
Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Андреева, Д. И. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. При входе, слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. Художнику 76 лет. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск».
Он был голубой и поднимался по средам над домом. У входных дверей, справа стоит старый флаг «Пенатов». В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. Строительство велось без плана.
Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". По соседству с гостиной находится и столовая.
Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений.
Куликов, И. И. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Многое изменилось после революции. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга.
Он стоит на мольберте. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. В конце жизни Репин изъявил желание навсгда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Боткиным, И. М. Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов».
В глубине мастерской и на лесенке-подставке доспехи римского воина (бутафория), служившие для работы над картинами, здесь же находится кресло для позирующих и большая ваза с кистями. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. «Теперь это пустыня», — писал Репин. Куинджи, Б. М. Многие были его моделями. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Художника привлекали красивейшие места на берегу Финского залива.
Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. У окна на, бамбуковой подставке, медный гонг— «Там-Там». Помогал в этом Леви. В ней по средам собирались гости.
какое хорошее слово вы написали я ваш. ». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Скрябина и С. В.
В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С.
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Р». Репино, Приморское шоссе, д. 411. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. В целом экскурсия удалась. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. В. Ф. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. После этого холст претерпел еще ряд изменений.
Внешний вид её не менялся с момента постройки. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Картина имеет посвящение: на постаменте под бронзовым львом ясно читается надпись «Посвящается Александру Александровичу, Софии Александровне, Михаилу Александровичу Стаховичам»— это были приверженные пушкинисты. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках.
Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Отличалась простотой своего убранства. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Андреевой в Куоккале. Глазунов, виолончелисты А. В. На нём среди личных вещей страницы рукописи воспоминаний. По средам от 3 часов дня к Репину и Нордман мог прийти любой человек, пусть даже и незнакомый. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным.
Так как обмеров дома ранее не делалось, то восстановление шло по сохранившемуся фундаменту и многочисленным фотографиям. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Репину помогали его ученики. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве.
В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. У окна стоит старый деревянный сундук. (1876—1915) и другие произведения. К. Чуковский вспоминал, как Репин «утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, так как тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской». В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха.
Она была выполнена в Петербурге, а в «Пенатах» оказались эскизы композиции— живописный и графический. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Кустодиева, написанный И. С. Эти многочисленные обязанности и заставили Репина искать дом в окрестностях Санкт-Петербурга: с одной стороны из Куоккалы было удобно добираться до города, с другой— место на берегу Финского залива было достаточно уединённым и Репин мог работать спокойно и без помех. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам».
Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). Здесь бывали Куприн, Бунин, Анненков, Маяковский, Хлебников Впрочем, весь культурный бомонд обеих столиц бывал на репинских средах. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Так художник стал гражданином Финляндии.
Обеденный стол с вращающейся серединой был вновь сделан благодаря чертежам с объяснением конструкции, сохранившихся в архиве Русского музея. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Сама картина в Русском музее. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день).
Здесь хорошо работалось летом. Бывали здесь и Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Кроме того, путешествуя по Украине, Репин изучал древности этнографических музеев, делал зарисовки старинных запорожских предметов из частных собраний. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага.
В годы войны усадьба Репина сгорела практически полностью. Среди учеников И. Е. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу».
Справа на выступе стены помещён небольшой круглый барельеф с «Запорожцев» из обожжённой глины, сделанный украинским мастером гончаром Поросным Василием из местечка Опошня. Стасова, В. И. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.
В крылатке Репин изображён советским скульптором Манизером М. Г. Кабинет пристроен к одной из комнат и как бы выходит в сад. В кабинете Репиным были написаны воспоминания «Далекое близкое». Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии).
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Репину помогали его ученики. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н.
Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Отличалась простотой своего убранства. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16.
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады» — высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». В парке строились деревянные домики и беседки.
Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов. Мраморная плита, которая служила подставкой для чернильницы, подарена Репину В. Ф. Свиньиным в 1910 году, в день открытия правого флигеля Русского музея, перестроенного по проекту этого архитектора. Слева от копии запорожского знамени висит портрет Юрия (возможно автопортрет). По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время художник мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина).
После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Толстого, М. П.
Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Репину помогали его ученики. Это помещение называли и верандой бюстов, вдоль стен стояли скульптурные работы Репина. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел).