Сотрудники музея Академии художеств СССР застали дом Репина в страшнейшем беспорядке: все было брошено, ценнейший архив художника валялся на полу вместе сеголичными вещами и оставшимися произведениями. После советско-финской войны территории Репино вновь отошла к СССР и здесь был организован мемориальный дом-музей Репина. Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940 году, но во время ВОВ здание сгорело дотла. Фотографировать внутри дома-музея Репина запрещено видеосъемка также не допускается.
Посещение дома-музея Репина — только с экскурсией. Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940году, но во время ВОВ здание сгорело дотла.
Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Проводились такие встречи традиционно по средам. Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила.
Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Серову. Путешественники поселились в доме у старухи Буянихи и начали делать вылазки на другую сторону Волги, погружаясь в «дикую природу» Жигулей. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний.
В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Перевалочная база бурлаков находилась у подножия Царева кургана.
К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Самопомощь— это девиз репинского дома. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Бунина, Н. С. С историей репинской усадьбы посетителя знакомит выставка, которая размещается в павильоне, находящемся у входа в парк. 1835 год».
В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам.
Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Художник сумел убедительно выразить свои представления о народной жизни, веру в «светлое будущее», которое ожидает русский народ. В парке строились деревянные домики и беседки.
В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. В 1899 году Илья Ефимович на имя жены купил в поселке Куоккала, что в 44 км от Санкт-Петербурга, дом с участком. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К.
Эти три комнаты сохранили старую планировку, но их внутреннее убранство не восстановлено, так как не было необходимых фотографий, а сами комнаты несколько раз меняли своё назначение. B этом особая атмосфера музея И. Е. какое хорошее слово вы написали я ваш. ». Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Сурикова. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Большие трудности пришлось преодолеть при восстановлениипечейикаминов. Тутпомогликартиныи рисунки Репина и других художников, в которых встречаются изображения интерьеров.
Среди учеников И. Е. Репину было тогда 76 лет. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара.
Васильева "Барки на Волге" (1870). Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Скрябина и С. В. Репина к Городскому Голове (1885 -1891) П. В. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский.
Их и не восстанавливали. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Свидетелем восхождения таланта Репина является крестьянский бревенчатый сруб с брёвнами разной величины, выступающими наружу, где искал вдохновения художник со своими друзьями в 1870 и 1872 годах.
Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев.
В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. В саду усадьбы находится и его могила. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Здесь он встретил «своего Канина», показавшегося Репину «величайшей загадкой». Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов.
Канин был попом-расстригой, лет десять потом служил регентом в церковном хоре и столько же примерно «бурлаковал» После Петрова дня начались дожди и художники принялись за свои картины. За мольбертом он проводил большую часть дня. Также в гостиной всегда стоял рояль.
Он был голубой и поднимался по средам над домом. Чехова, И. А. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Менделеева и других).
У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Гостил в «Пенатах» Александр Куприн, всех радушно и приветливо принимала в усадьбе Наталья Нордман-Северова – верная спутница жизни Ильи Репина.
Стасова, А. К. Репин подробно описал первое утро художников на новом месте: Макаров полез на гору к большим глыбам песчаника в виде сфинкса Васильев и Репин-младший отправились в Козьи Рожки верхнею тропою, а сам Илья Ефимович пошел с альбомом к Воложке (Ерику). Помогал в этом Леви. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца.
У окна стоит старый деревянный сундук. «О, музыка. Утонувшие часы так и остались лежать на песчаном дне В письме Алабину Репин кратко рассказывает и о своей второй поездке на Волгу в 1872 году, когда он приехал в Самару с молодой женой Верой Алексеевной – для завершения работы над «Бурлаками». Стасова, В. И.
В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Около стола Васильева – папка и альбомчик для рисунков, копия альбома И. Е.
Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Вспоминая о пребывании в Ширяевом Буераке, художник сообщил здесь много интересных фактов, которые впоследствии были подробно описаны им в книге «Далёкое близкое».
На страницах книги «Далёкое близкое» он рассказывает о своей своеобразной «жертве реке», которая имела место во время первой остановки друзей в Самаре. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. В трудные 20-е годы в парке был огород. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С.
Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Первый номер становился председателем круглого стола. Савицкий, посоветовал ему отправиться к «настоящим бурлакам» – на Волгу. Усилиями нового владельца, лесной массив преобразовался в прекрасный парк, возле дома были сооружены две мастерские под стеклянной крышей. Парк, дом, внутренний вид комнат воссозданы такими, какими они были в 1905—1912 годах, то есть в наиболее значительный период жизни Репина.
Основная экспозиция музея расположена в сенях и комнате с воссозданной перегородкой. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Он не мог ездить на родину.
Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Художник переживал это с трудом. Для тех времен это было прямо-таки революционно. Кустодиева, написанный И. С.
Стасов писал: «. Мусоргского. Павловым, В. М. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Усадьба воссоздана по фотографиям, воспоминаниям, записям – в 1962 году.
На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман.
Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы.
Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Карельский перешеек стал ареной военных действий.
Тогда они еще выбирали натуру, спускаясь на пароходе вниз по Волге. Поленов, А. И. В прошении о материальной помощи девятнадцатилетнего ученика Академии художеств Ильи Репина есть волнующие строки о том, сколько пришлось ему вынести испытаний, преодолеть преград, проявить упорства, чтобы идти по намеченному пути. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Она была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, которые Репин лично покрыл смолой. Публика была самая разнообразная: сидельцы, приказчики, дворники, кухарки, горничные, фермеры и пр., от 10 лет до 60-летних. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок.
Репина. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. В ней по средам собирались гости.
На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков.
Глазунов, виолончелисты А. В. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом».
В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Он спускался к ним, писал с них этюды, рисовал. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной.
В углу самодельные трости и заступ. Так художник стал гражданином Финляндии. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник., ).
Сварог. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца. На противоположной стене находится портрет Б. М. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году.
С легкой руки Великого князя Репин начал работать над эскизом будущих «Бурлаков, тянущих лямку». Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться. Андреевой в Куоккале.
Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Куликов, И. И. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких.
Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман.
Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Чета Репиных поселилась в небольшом домике на набережной. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу».
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). Дом открыт в сторону парка. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина.
Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Многие посетители становились моделями для художественных работ. Васильева из Государственной Третьяковской галереи.
Репину помогали его ученики. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132.
Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Толстого начал временами вегетарианствовать.
Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). По его воспоминаниям установлено, как размещались в избе художники. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е.
Печь в столовой видна на многих фотографиях. Центральным местом экспозиции усадьбы является мемориальная часть избы, сени и комната. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек.
Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Бродский, В. С. А то что же, какие-то «стоеросовые». Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Алабину, которое художник прислал ему в январе 1895 года. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». Бехтеревым.
На репинских «средах» часто выступали известные актеры. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Васильевым и Е. К. Макаровым поплыли по Волге от Твери до Саратова. Репин был тогда в зените славы. И какие только гости не сидели за этим столом. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Здесь в доме Алексеевых в 1870 году Илье Репину исполнилось двадцать шесть лет. Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий.
Репину всегда была близка запорожская тема. Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты». Личность Нордман историки оценивают неоднозначно.
Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Здесь всегда стоял рояль. Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). Молас. Кустодиев, И. В.
На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Внешний вид её не менялся с момента постройки. (Сейчас старый Ставрополь находится под водой, затопившей эти территории после сооружения в 1950-е годы гидроэлектростанции).
Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Кроме того, один из художников (Ю. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие.
Содержание История усадьбы И. Е. Прислуживание считалось недопустимым. В архиве Самарского областного художественного музея хранится письмо И. Е.
За столетие его стены и постройки обветшали, многие балки и бревна прогнили. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов. На лавке у двери спал Репин, подкладывая цветную восточную ткань, привезенную для этюдов.
Ежегодно здесь бывают тысячи посетителей. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены.
Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Из окна сбоку хорошо видна Волга. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину.
В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Здесь проходили обеды по средам. Куинджи, Б. М. Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году.
На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Художника привлекали красивейшие места на берегу Финского залива. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Непременными атрибутами дома, в котором обосновались художники, являются кисти и подрамники, этюдник и множество горных трав и цветов в деревенских горшках.
Она жила в имении до 1939 года. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Илья Репин очень точно описывает жизнь в Ширяево, не упуская ни одной мелочи.
Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем».
Куликовым. Дорожное зеркало, обтянутое крокодиловой кожей, французские флакончики для духов контрастируют с предметами крестьянского быта – чугунами, утюгами. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Пироговым, И. П. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты.
портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами».
Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Вернувшись в Петербург, от своего академического начальника П. Ф. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Лескова, Л. Н. Это был ответ на обращение Алабина, в котором тот сообщал, что самарская интеллигенция считает Репина «своим» за картину «Бурлаки на Волге». Более всего их поразили волжские пространства, которые, по словам Репина, «не мог вместить ни один альбом». Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин.
В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Многие из этих вещей изображены на картинах. И вскоре Илья Ефимович вместе с младшим братом Василием и художниками ФА. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера.
На стене, слева от рояля, висит ковёр ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора А. Л. Гуна— это подарок от певицы А. Н. Молас10, пропагандистки творчества Мусоргского. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Из гостиной дверь ведёт в столовую. Места за столом определялись по жребию. Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Существует традиция: 5 августа, в день рождения живописца, к музею собираются жители села, приплывают на теплоходах гости из Самары, на автобусах и машинах приезжают ценители творчества художника из Жигулёвска и Тольятти.
При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков. Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов».
Кони, Д. И. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным.
Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. «Теперь это пустыня», — писал Репин. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню).
Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. От дома остались только фундамент и остовы печей. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга.
Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных.
Швейцара здесь не было. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). На втором этаже расположились комнаты с большими окнами из-за чего они становятся еще светлее и уютнее.
Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Андреева, Д. И.
Здесь художник жил и работал последние тридцать лет. Первое ее издание вышло только в 1937 году. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино.
Сама картина в Русском музее. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314.
Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». Бывали здесь и Сергей Есенин и Владимир Маяковский.
Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман). Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Музей-усадьба И. Е.
Все они составляют своеобразную этнографическую выставку. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Рубинштейна, В. В. Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета».
Люди верили, что «пятачки» вскоре превратятся в черепки. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Началась Великая Отечественная война. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей.
Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Писатели зачитывали свои новые произведения. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия.
В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914).
Толстого, М. П. Друг, художник К. А. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха. 26 августа 1990 года состоялось открытие дома-музея Ильи Ефимовича Репина в селе Ширяево. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С.
В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Менделеева, А. Г.
С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке.
К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Здесь организовываются культурно-массовые мероприятия, ведутся исследовательские работы, проводятся интересные экскурсии, знакомящие посетителей с жизнью и деятельностью одного из величайших русских художников. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный.
Здесь хорошо работалось летом. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Мусоргского, В. И. В. Ф.
Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Круг общения Репина заметно сузился. В сенях выставлены бытовые вещи хозяев крестьянской усадьбы: прялка, сундуки, одежда.
С этого произведения и началась репинская слава «по всей Руси великой». Сеченовым, Н. И. Рядом с окном поставлен мольберт с копией картины "Шторм на Волге" (оригинал находится в Государственной Третьяковской галереи). Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. А в конце XIX – начале ХХ века «Пенаты» были одним из известнейших культурных центров России.
— Скоро тут останутся одни комары». Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным.
Сидя на горе, он поджидал барку с той стороны Волги и наблюдал, как прибывшие бурлаки отдыхали на отмели, слушал их песни. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Всё это подлинные вещи конца XVIII века.
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Фёдор Васильев устроился напротив, в переднем углу избы. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Отличалась простотой своего убранства.
Особых высот в живописи достиг Л. И. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце.
Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Знаменитые репинские «Бурлаки на Волге» создавались в течение трех лет с – 1870-го по 1873-й. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г.
К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Репин приложил к письму Алабину свой фотографический портрет. Мусоргского.
Репино, Приморское шоссе, д. 411. Музей представлял собой маленький бревенчатый домик в три окна, обращенных к Волге. Именно так Репин и изобразил его на своей знаменитой картине. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил.
Скалона. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда.
Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника.
Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Автор признавал, что картина, написанная «под свежим впечатлением живой Волги», ему удалась. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов.
В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. Боткиным, И. М. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Это дочери Репина. В годы войны усадьба Репина сгорела практически полностью. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю.
Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. В 1930 году художника не стало. Сурикова, В. В.
Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. По соседству с гостиной находится и столовая. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни).
Многое изменилось после революции. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Репина и Ф. А. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. В дом мы попадаем через прихожую. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный.
Однако музею не суждено было долго просуществовать. Перед каждым стоял полный прибор. А на расписных деревянных воротах усадьбы Репин изобразил римских богов-хранителей домашнего очага – пенатов. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). После этого холст претерпел еще ряд изменений.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». Близость к Петербургу давала возможность не прерывать занятий с учениками Академии художеств, профессором которой тогда был Репин и не отрываться от общественной и художественной жизни столицы.
Репин считал, что людям науки искусства и литературы дана великая цель — помочь своему народу в его движении к просвещению, к свободе, в борьбе за человеческие права. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». На улицах перед музеем звучат русские народные песни, выступают солисты и хоры играют на гармони и флейте (Василий Репин был флейтист), танцуют. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник.