Причудливых морских обитателей Репин писал с натуры в парижском океанариуме. В 1936 году Иркутский художественный музей выпустил каталог собрания, где была указана и «Нищая» Репина. Репин.
Pеnsion – обеспечение) поездки Ильи Репина от Императорской Академии художеств. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». В портрете «Дамы в красном тюрбане», написанном Репиным в 1906 году уже чувствуется начинающееся проявление болезни мастера – отказывала правая рука и художник переучивался писать левой. Было и другое письмо Поленову, в котором Репин ругал маленькую натурщицу, так как «девчонка плохо стоит». Именно он сопровождал отправленную в Москву картину «Нищая» и сделал всё, чтоб она вернулась обратно в Иркутск: ведь из Москвы картину отпускать не хотели, готовили документы о переводе произведения из фондов Иркутского музея в Третьяковскую галерею и даже предлагали за неё конкретные произведения. Именно он первый попросил привезти ее в Москву. На картине изображена нищая девочка-рыбачка, облаченная в старые и порванные лохмотья. Портрет «Итальянки» написан Репиным в 1870-е годы, в это время художник путешествует за границей в рамках 6-летней пенсионерской поездки и живёт не только во Франции, но и проводит несколько месяцев в Италии.
Портрет нищей девочки был написан на пленэре в один сеанс. Во время работы над картиной были написаны многочисленные этюды. Хотя требовательный к себе художник и говорил, что картина «не задалась», все же при оформлении музыкальных спектаклей на тему Садко сценографы при создании декораций будут опираться именно на репинское видение подводного царства. Грабарь известный историк-искусствовед. Впрочем, портрет подкупает тёплым колоритом и играющим, переливающимся светом.
Так хорош Вёль. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Фигура маленькой девочки является центральной в данном этюде. Девочка-рыбачка» в музей города Иркутска. Грабарь широко использует эту переписку. Все нарисовано безукоризненно, выписано тонко.
Проект «Трогательное искусство» был запущен в начале мая 2016 года. Позже его приобрел Сукачёв. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. А. С. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Беседа Христа с книжниками». Находясь во Франции Репин начал работу над картиной на сказочный сюжет, «Садко» (1876, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Портреты Владимира Стасова зарисованы в быстрой манере карандашом и белилами. Пушкина и музея В. А. Несмотря на трудности военного времени, город вызвал из Москвы реставратора П. Полежаева, который «натянул холст, промыл от загрязнения, затонировал угол сверху, покрыл лаком».
По воспоминаниям Владимира Владимировича Сукачева «нищие» была куплена его отцом, который побывал в мастерской художника в 1880-е годы, после чего, картина была привезена в Иркутск, где хранится и посей день. Места во всяком роде восхитительные. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». После забвения, которое долгие годы скрывало от ценителей искусства эту работу Репина, в 1948 году «нищие» вернулась в лоно большого русского искусства.
Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Этюд к картине «Садко», на котором изображены диковинные морские создания – это один из подарков Иркутскому художественному музею московского коллекционера Юлия Невзорова в 1965 году. Первая реставрация произведения была осуществлена еще в 1943 году. Так о картине узнали в столице, заинтересовались ею.
Она стоит, держа в руках сеть. Ее поза расслабленна, голова немного наклонена вбок, а выражение лица крайне задумчивое. Подобного рода картины изготавливают на предприятии «Тифлоцентр Вертикаль» в Торжке их стоимость достаточно велика.
Картина «Нищая (девочка-рыбачка)» написана молодым Репиным во Франции, в небольшом городке Вёль. Тропинина и московских художников его времени. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Ее светлые волосы развевает ветер, а вся картина в целом наполнена воздухом. В Италии Репин почти ничего не пишет, как будто набираясь сил перед созданием картины «Садко» и «Итальянка», вероятно, написана им по воспоминаниям от итальянского путешествия и встреч с жителями итальянских городов. Кроме «Девочки-рыбачки» художественный музей планирует приобрести копии картин «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного» Константина Маковского, «Портрет мальчика» неизвестного художника, «На Днепре» Николая Сергеева и иконы «Преполовение. В 1947 году «Нищая» отправляется в Москву, где её ожидала ещё одна реставрация и фотосъёмка. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей).
Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Во втором наброске лицо Стасова дано художником почти в профиль. Художественное наследие» под редакцией И. Грабаря и И. Зильберштейна, там полноцветная репродукция «Нищей» была включена в серию этюдов художника, написанных в Вёле. Искусствоведы и художники всего мира утверждают, что, написав «Нищую», Илья Репин впервые состоялся как великий портретист.
С этих пор картина включалась во все монографии о Репине, часто репродуцировалась. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Личность Стасова имела огромное значение для художника, Репин очень дорожил их дружбой, письма художника к критику наполнены безмерным уважением, особенной доверительностью, Репин отмечал и ценил способность Стасова как критика «верно определить врожденных талантов (каковых на земле везде весьма немного) от искусственно воспитанных (каковых неисчислимое множество)».
Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.