Празднование 164-летия со дня рождения Репина традиционно пройдет с участием фольклорных коллективов. И в честь Дня рождения Ильи Репина мы решили вспомнить самые интересные факты из его биографии. В небольшом городке Чугуеве под Харьковом – на родине художника Ильи Репина отмечают очередную годовщину со дня рождения великого земляка. По словам настоятеля, священника Вячеслава Коваля молитвенное поминание Ильи Репина в день его рождения и в день смерти (29 сентября) отныне станет традицией.
5 августа отмечать 167 день рождения Ильи Репина съедутся гости и почитатели его творчества со всей губернии. Начнется Ширяевская биеннале 5 августа с празднования 167-го дня рождения великого художника Ильи Репина. Ко Дню рождения Репина приурочены и чисто художественные мероприятия –торжественная церемония вручения премии им.
Всего неделя осталась до празднования дня рождения великого художника Ильи Репина. Буквально в нескольких метрах от храмаРождества Пресвятой Богородицы находитсяпамятная стела на месте дома, в котором появился на свет маленький Репин. 4 августа, накануне Дня рождения живописца, настоятель и прихожане храма отслужили здесь заупокойную литию по земляку. День рождения великого русского художника Ильи Репина отметят во вторник в селе Ширяево Самарской области местные жители и туристы, сообщила РИА Новости сотрудница пресс-службы областного правительства. В день рождения Репин особенно был рад гостям.
В селе Ширяево отметили День рождения великого русского художника Ильи Репина.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. И именно на Волге к нему пришла идея будущей картины «Бурлаки на Волге». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Высоких было больше, чем низких. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». «Нет. » – сказал он решительно. Репин, рекомендуя своего сына И. Бродскому, писал: «Юра хороший рисовальщик и знает великолепно перспективу».
«О чем я думаю. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Я бы советовал и Вам предпочесть русскую форму – византийской. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Потом еще подумал, вдруг весь встрепенулся, сразу посветлел и еще решительней сказал: «Да, но он был гениальный. ». Но прихожане с настоятелем не отчаиваются.
Пытаюсь взрастить в себе материалиста. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Л. Н. Толстого».
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В 1962 году музей был восстановлен и вновь открыт.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Снег остался только по оврагам, да по дорогам – лёд». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Для создания образов царя Ивана IV и цесаревича художник привлекал самых разных людей: как пейзажистов и писателей из современников, так и обычных людей с улицы. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Ремонтируют старое здание и мечтают когда-нибудьс Божьей помощьюпостроить новый храм.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Репин встречал их по средам. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Основная часть его работ содержала насущные проблемы современности, однако художник прибегал и к библейской и к исторической тематике.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. С 1868 года был вольнослушателем Академии художеств, учился вместе с И. Е. Репиным. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Я работаю почти каждый день от десяти до двух или одного часу гуляю, читаю». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Образ чудака-художника на всю жизнь запечатлелся в памяти будущего писателя. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Памятник Илье Репину в музее-усадьбе художника в Белоруси. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Император Александр III после выхода картины запретил представлять ее на публике и распространять каким-либо образом, но многие деятели культуры вступились в защиту полотна, вследствие чего запрет был снят. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Как раз в этот день Третьякова дома не было, он уезжал куда-то на несколько дней. Картина заняла своё достойное место и сейчас находится в одной из комнат Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты». Всем своим детям Репин прививал любовь к искусству, но только Юрий стал профессиональным художником.
Здесь в доме Алексеевых в 1870 году Илье Репину исполнилось двадцать шесть лет. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. И это очень сильно повлияло не его стиль. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
В Чугуеве был выполнен замечательный двойной портрет старших его дочерей – Веры и Нади. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. К родителям Репины приехали с двумя детьми (старшая дочь Вера родилась в Петербурге, вторая дочь Надя появилась на свет в Париже), но Вера Алексеевна под сердцем уже носила третьего ребёнка. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Художник М. Н. Горшков стал прототипом двух рассказов Пришвина – «Загадка» и «Наш сад».
И именно на Волге к нему пришла идею будущей картины «Бурлаки на Волге». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей.
Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Наиболее значительные произведения находятся в Третьяковской галерее и Русском музее.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Умер И. Н. Горшков около 1914 года. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
«Надо развивать в ребёнке самодеятельность, не убивая его оригинальности, а, развивая и направляя осторожно его природные наклонности», – говорил И. Е. Репин. Репин был величайшим реалистом. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.
Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Его вещи рассеяны по многим частным коллекциям. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В 1863 году он переехал в Питер, где продолжил свое обучение в местной Академии Искусств. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1863 году он переехал в Питер, где продолжил свое обучение в местной Академии Художеств. Америка—Франция—Россия. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Общение с прежними друзьями было только заочным.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Публике картина понравилась. Илья Репин родился 5 августа 1844 года возле Харькова. Уже тогда его современники признавали, что «он был не бездарен, но сравнение с отцом мешало ему». Блондинок мало. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Там он начал заниматься этюдами и небольшими очерками. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Помимо творческой, Илья Репин занимался также преподавательской деятельностью и был личным наставником другого русского художника – Валентина Серова. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Кстати, с 74 года он стал членом товарищества передвижников, на выставках которых и показывал свои картины. Умер Репин в 1930 году в поселке, в котором родился. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Очень часто И. Е. Репин писал своих детей.
Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Начал рисовать он уже с тринадцати лет. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Они жили в Пенатах в течение двух недель. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Творческое наследие Репина очень велико. Его картина «Великий полководец» («Пётр перед началом Полтавской битвы») получила Юбилейную премию Общества поощрения художеств и экспонировалась на Всемирной выставке в Риме в 1911 году, а сейчас находится в Полтавском краеведческом музее. Картину Иван Грозный и сын его Ива представили публике в 1885 году. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. А лунных ночей таких нигде нет, они почти как день белый. Худых — больше, чем толстых. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
В честь дня рождения Ильи Репина МЦ вспоминает его наиболее известные картины. Они пополнили обширную галерею типажей, встречающихся в творчестве Репина. Перед концертом нам удалось немного поговорить. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Четверть — молодежь. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Прелестный портрет-картина, находившийся до революции в собрании В. А. Репиной и абсолютно неизвестный широким кругам любителей искусства, хотя он давно заслуживал водворения в один из больших музеев». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Там он начал заниматься этюдами и небольшими набросками.
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. На улицах перед музеем звучат русские народные песни, выступают солисты и хоры играют на гармони и флейте (Василий Репин был флейтист), танцуют. Голубизна его итальянская, ослепительный блеск снегу – прелесть. Мне по крайней мере слово «Юрий» ужасно нравится, я же его сам и предложил». Она ушла из жизни в 1931 году55. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Конечно же, неизгладимый след в его душе оставили необыкновенные чугуевские места.
В это время Репин писал: «Что за прелесть теперь здесь: Донец разлился вёрст на пять, затопил всю Странку, весь Хомутец и весь Малиновский лес во всех подгорных садах полно воды, во всех огородах и плетни позакрывало деревья в воде. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. И это очень сильно повиляло не его стиль.
В музее представлено более ста произведений Репина и его учеников. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Илья Репин дружил с Михаилом Горшковым, приезжал в Елец в гости. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Интересна переписка Репина с Владимиром Васильевичем Стасовым, который давал советы молодому художнику не только как знающий художественный критик, но и как опытный глава семейства.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Репин дважды подавал прошения об отставке. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Третьяков»109. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Сохраненные вещи и художественные произведения вернулись на свои места.
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. «Репин немного подумал, поморщился.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Вегетарианцем стал и сам Репин. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Здесь, в самом сердце Жигулевских гор, в ширяевском домике, Илья Репин делал этюды и наброски к своему едва ли не самому известному сегодня полотну Бурлаки на Волге. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Илья Репин родился 5 августа 1844 года возле Харькова.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. М. Бунакову. Все это Илья Ефимович бережно сохранил и пронес через свою жизнь. Недавно выяснилось, что и этот домик приходу больше не принадлежит – новые хозяева молокозавода втихую отобрали подарок предшественников, присвоив церковное здание.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Начал рисовать он уже с тринадцати лет.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.