В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает».
По соседству с гостиной находится и столовая. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. В доме Ильи Репина воссоздали прижизненный интерьер и обстановку семьи Репиных, здесь хранится очень много картин Ильи Репина, семейные документы, фотографии, оригинальные вещи и мебель, подарки, которые дарили им друзья. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина.
Менделеева и других). Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Самопомощь— это девиз репинского дома. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Чувства художника, его понимание поэзии Пушкина, казалось, не могли поместиться в одном изображении и Репин терзал холст постоянными переделками, меняя одну фигуру за другой. Ему нравилось также, что Маяковский много рисует и между ними даже произошла своеобразная дуэль, когда они одновременно рисовали друг друга. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Здесь художник написал много портретов. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Рискованность этого занятия придавала задор молодежи, а Репина увлекла настолько, что он написал картину, сделал множество эскизов-вариантов (один из них – на стене столовой). Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий.
Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). В среду 18 августа Стасова снова позвали в Пенаты – познакомиться с А. М. Горьким, поселившимся недавно в Куоккале (Репин уже встречался с ним в 1899 году и даже писал портрет Нордман также присутствовала тогда в академической мастерской). Репин был членом международного жюри по живописи на Всемирной выставке. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Это настроение во многом отражало время, когда создавалось полотно.
Пенаты – это легкое, будто летящее, слово, заимствованное у древних римлян, давно уже вошло в русский язык как обозначение родного дома – места, где человеку хорошо, где его ждут и где он никогда не будет чужим (у древних пенатами назывались боги, хранящие дом). Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Картины на стенах, мольберты, палитра и кисти чудесным образом хранят в себе как тепло рук, так и свежесть ощущений их создателя и хозяина. Лескова, Л. Н.
Остров в Ладожском озере, пользуется популярностью благодаря своей уникальной природе и чарующей архитектуре местных часовен и храмов. На юго-западе острова можно найти песчаный пляж, за которым следует крутой песчаный уступ, а в центре острова располагается высокая Змеиная гора. Название острова происходит от «Конь – камня», огромного валуна в форме лошадиной головы, весом более 750 тонн, до конца XIV века являвшегося языческим идолом. Памятник Репину, который находится на территории парковки заслуживает сноса. Ее вскоре сменили резные ворота с калиткой.
Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Репин очень любил музыку и почти ни одно собрание гостей не обходилось без домашнего концерта. Пенаты оказались на территории СССР. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Владелицей рояля оказалась ученица композитора.
У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
Дом пророс новыми стенами, а сохраненные вещи заняли привычные места. Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в Пенаты. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н.
Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Деревня Куоккала известна ещё с 1323 года.
Неужели сложно предложить бахилы. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Картина всем нравилась, но Репину – меньше всего. Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема.
Однако вегетарианство было уже довольно распространено в России. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. В это время по дому ходили тихо, чтобы его не отвлекать. Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда мастерская была абсолютно пустой. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н.
Мусоргского, В. И. А в конце XIX – начале ХХ века «Пенаты» были одним из известнейших культурных центров России. Исаака Бродского мутило. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ).
В период Великой Отечественной войны личные вещи, рисунки и картины художника находились в Академии в Ленинграде. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». На склоне Чугуевой горы корни у деревьев на поверхности, очень живописно. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой.
Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. К тому времени Финляндия перестала быть частью Российской империи, а Куоккала стала заброшенным поселком с заколоченными или разобранными домами в пограничной полосе. Потом были свечи, хаос лестниц, теплая постель., ). Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Реальное присутствие хозяина усадьбы переживают и работники музея. На самом деле все было проще.
Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Изобразить работу мысли, неуловимые приметы вдохновения, чуда, которое предшествует созданию художественного образа, – та синяя птица, которую стремился поймать художник. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. В столетнюю годовщину Н. В. Гоголя он написал трагическое полотно изобразив писателя сжигающим второй том Мертвых душ (Самосожжение Гоголя, 1909).
Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов.
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Наиболее сырые места углубили, превратив таким образом в живописные пруды.
Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда.
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Среди многочисленных фотографий, запечатлевших репинских гостей в его доме, можно увидеть молодого В. В. Маяковского.
Зимою больше времени проводили в городе. В саду усадьбы находится и его могила. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам.
Волнорезы были гладкими и ровными и при первых заморозках там катались на коньках. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Стасова, А. К. Из гостиной дверь ведёт в столовую. Он был голубой и поднимался по средам над домом.
Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Стартовой точкой путешествия можно считать гранитный карьер в Кузнечном. В доме Ильи Ефимовича жила его дочь, Вера Ильинична. Толстого начал временами вегетарианствовать.
Она жила в имении до 1939 года. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы».
В самом конце 1939 года, ввиду начавшейся зимней военной кампании за Карельский перешеек, дети художника спешно покинули Пенаты и перебрались в Хельсинки. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Репину помогали его ученики. Больше всех популярностью пользуются: ресторан Шаляпин с чопорной атмосферой и круглым камином в центре зала и кафе Пенаты, что находится рядом с музеем-усадьбой.
Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». По его замыслу, голова должна была изображать русского воина в православном шеломе. В. Ф. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады».
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Перед каждым стоял полный прибор. Тропа — некий аналог вьетнамской достопримечательности. Современный зритель, придя в усадьбу художника, сможет открыть для себя черты интереснейшей жизни, посвященной творчеству.
Над поселком возвышается настоящая избушка Бабы-Яги. Этот архитектор работал в Петербурге в конце XVIII — начале XIX века. Отличалась простотой своего убранства. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Андреева, Д. И. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948).
Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает.
Правда, позднее появилась необходимость создания закрытого водовода. Воспоминания Куприна относятся к 1905 году. Другое предание рассказывает о роднике, который когда-то находился под головой. В мастерской Репину позировал Бехтерев, в гостиной на литературных вечерах читали свои произведения Леонид Андреев и Максим Горький, звучал знаменитый бас Федора Шаляпина играли на рояле Борис Астафьев и Цецилия Ганзен. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. В целом экскурсия удалась.
Здесь всегда стоял рояль. В мае 1900 года хозяева Пенатов уехали в Париж. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Их и не восстанавливали.
Писатели зачитывали свои новые произведения. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. 1835 год». Ивот теперь это вегетарианское мучение: сначала травяные щи, теперь морковный заяц. Куинджи, Б. М. Часто и в Пенатах собирались чисто литературные среды.
Толстого, М. П. В Пенатах стояли два дома. В это время имя художника знала уже вся Россия. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина.
К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Репин учился снимать.
Спутнице Репина был отпущен всего 51 год жизни. Многие посетители становились моделями для художественных работ. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием.
Их автор — скульптор Илья Гинцбург. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни).
И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Изображение этих божков, пенатов, можно видеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина.
Башня Шехрезады в аварийном состоянии. не открылась Финляндская железная дорога, придав стройке уже массовый характер. И только в 2001 году архитектурный ансамбль был включён в список памятников федерального значения. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Художник переживал это с трудом. Репину было тогда 76 лет.
В трудные 20-е годы в парке был огород. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Тогда стало известно, что репинского дома больше нет.
Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, что хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). Гораздо сложнее протекала работа над другим пушкинским холстом, который до сих пор стоит на мольберте в мастерской художника. Вечером в стеклянной гостиной горело электричество.
Помогал в этом Леви. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Если врастет полностью — настанет конец света. Также в гостиной всегда стоял рояль. Сурикова.
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Она знала шесть языков и могла бы переводить. Пироговым, И. П.
Первое ее издание вышло только в 1937 году. Плюсы: вкусная кухня интересные интерьеры и красивые панорамные виды из окон. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи.
Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Прикрепленная слева табличка оповещала о том, что Пенаты являются дачей Н. Б. Нордман. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо.
Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Закатное солнце, осветившее лицо поэта, усилило это впечатление. Леви вспоминал: «Куоккала представляла собой почти всеми покинутое, значительно разрушенное пустынное место.
Одно время занялась лепкой в училище барона Штиглица. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Чехова, И. А.
В июне 1944 года война ушла из Куоккалы. Работа над государственным заказом (картина писалась в Мариинском дворце, где заседал Государственный совет) задерживала окончательный переезд Репина в загородный дом. Здесь хорошо работалось летом. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Одна из них говорит о том, что это вовсе голова Петра Первого.
Кони, Д. И. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств.
Боткиным, И. М. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». После этого холст претерпел еще ряд изменений. Дом открыт в сторону парка. Уже к осени первое озерцо наполнилось водой.
Мусоргского. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным.
Например, тут можно увидеть портрет молодой девушки в простом платье, с кистями и этюдником в руках. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д.
В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина.
В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Репину пришлось внести в казну Академии около сорока тысяч рублей на будущее содержание усадьбы и тогда этот дар был принят. Ге и других.
В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Гостил в «Пенатах» Александр Куприн, всех радушно и приветливо принимала в усадьбе Наталья Нордман-Северова – верная спутница жизни Ильи Репина. Картину продали в Швеции, вот таким образом она оказалась не известной отечествен ному зрителю, равно как и последняя, посвященная тоже запорожцам, – Гопак, проданная в Финляндии.
При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Считалось, что он поселился на даче г-жи Нордман. Это дочери Репина. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н.
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. В конце июня 1914-го она умерла от туберкулеза в Швейцарии, в деревне Орселино, недалеко от Локарно (теперь на стене кладбища стараниями Э. А. Фальц-Файна установлена мемориальная доска).
Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Но наибольший успех принесли ей занятия фотографией, которой обучали на курсах при Русском техническом обществе. Затем были написаны Крестный ход в Курской губернии, Не ждали, Иван Грозный, Запорожцы и многочисленные портреты.
На противоположной стене находится портрет Б. М. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Минусы: цены здесь достаточно высоки. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь).
Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Впрочем, никто и не знал тогда, что покупка сделана Репиным. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Репин всегда охотно рисовал и писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. Наконец в 1908 году художник решился показать на выставке новую работу.
Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Освещение получилось прекрасное. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Прислуживание считалось недопустимым. Сама картина в Русском музее.
Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Кустодиева, написанный И. С. В этом музее вы не увидите самых известных картин живописца ценность его в другом: уютный, с любовью восстановленный дом Репина погружает нас в мир прошлого, рассказывает о личности художника, его образе жизни и творческой индивидуальности, о его друзьях и семье. После того, как он иссяк, «воин» начал врастать в землю. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов».
Когда в 1870 году было открыто железнодорожное финляндское направление, Куоккала стала особо популярна среди дачников (впрочем, как Сестрорецк и Комарово). Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила.
На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. У окна стоит старый деревянный сундук. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. В жизни Нордман было достаточно метаний в поисках приложения сил. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. «О, музыка. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году.
Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Да вы же спали, батенька. В парке строились деревянные домики и беседки.
Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду.
Первый номер становился председателем круглого стола. Особых высот в живописи достиг Л. И. Но и дома героине предстояло пережить отчуждение, непонимание окружающих их косые взгляды и слышимое за спиной слово эта (так и назвала она впоследствии переиздание повести отдельной книжкой, а чуть позже напечатала ее снова, назвав К идеалам). Художника привлекали красивейшие места на берегу Финского залива. А для тех, кому посчастливилось видеть самого Репина за работой, это чудо оставалось в памяти на всю жизнь и в разных воспоминаниях можно найти рассказы о тех счастливых переживаниях.
Павловым, В. М. Репин дружил и с учеными. Многие из этих вещей изображены на картинах. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Здесь художник жил и работал последние тридцать лет. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах.
На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Во времена Репина камни укрепляли цементом. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году.
Там появились две удобные мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)».
Молас. Ему хотелось глубины и наполненности. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского).
Все они неоднократно бывали в «Пенатах». На этот раз Репин встретил его ласково (а в прошлый вторник выгнал с порога, наказав приезжать в среду – приемный день), но тут же как бы и забыл: чухонские землекопы пришли к нему копать колодец. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. В Париже купили новый фотоаппарат Кодак. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги.
Такие музеи хороши именно тем, что позволяют познакомиться с великими в домашней обстановке, вроде как зайти к ним в гости, почувствовать атмосферу загородной жизни творческой интеллигенции. На диване Бродского быстро сморило – первой мыслью при пробуждении было: Человек-пружина. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». В 1887 году начинаются работы по сооружению водопровода императорской резиденции, напор жидкости для которого создавался с помощью Орловской и Певческой водонапорных башен. Кустодиев, И. В. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина).
Репин вспоминал, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников, А. Куприн. В 18-19 веках Шлиссельбургскую крепость называли «русской Бастилией» – здесь содержались члены царской семьи, претенденты на престол, видные государственные и общественные деятели. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г.
Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах.
Механистическая метафора материализовалась перед лицом в виде пружинистой бороды Ильи Ефимовича. Его дачу шутливо называли Чукоккала. В отличие от подопытного павловского щенка, животное отнеслось к странному угощению адекватно – попросту его проигнорировав. И какие только гости не сидели за этим столом. Познакомившись с Репиным, Наталия Борисовна не упускала случая запечатлеть его.
По словам Чуковского, любимым блюдом Репина оставался картофель с подсолнечным маслом. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный.
Картины вызывали самые разноречивые отклики, но никого не оставляли равнодушным. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Эти земли упоминаются в тексте Ореховецкого мирного договора, по условиям которого русские имели право удить рыбу в приграничных территориях.
Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». На картине видны только спина женщины и мастерски выписанная спинка кресла. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Усадьба воссоздана по фотографиям, воспоминаниям, записям – в 1962 году. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина.
В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Помещения имели не только боковой, но и верхний свет. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6.
Сурикова, В. В. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Сеченовым, Н. И. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Пресса была шумной и нелицеприятной и Репин жаловался, что картину поняли и оценили только немногие его товарищи.
Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Она не позировала, а работала, готовя рукопись следующей книги – романа Крест материнства. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады».
Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо. В углу самодельные трости и заступ. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние.
Творческое отношение он ценил и мог распознать в любом виде человеческой деятельности. Среди них можно заметить Лешего и кота Баюна. На одной из картин он изобразил Нордман, сидящую в мастерской за письменным столом. Усадьбу решено было восстановить. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Здесь организовываются культурно-массовые мероприятия, ведутся исследовательские работы, проводятся интересные экскурсии, знакомящие посетителей с жизнью и деятельностью одного из величайших русских художников.
На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. О дружеских отношениях Репина с представителями интеллигенции свидетельствуют не только письма, но и книги, полученные от авторов (например, в книжном шкафу в переходе в гостиную можно увидеть книги с автографами А. П. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»).
«Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Они встретились в июне 1915 года и Репин сразу оценил талант поэта. Один из портретов был помещен на обложке книги Воспоминания, статьи и письма из заграницы И. Е. Репина (СПб., 1901), вышедшей под редакцией Нордман.
По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Многие были его моделями.
Покидая усадьбу, многие говорят о возникшем у них ощущении присутствия в доме самого хозяина, тем более, что показываемые в конце экскурсии кадры кинохроники помогают вживую представить себе жесты, мимику, походку Репина.
В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Дорожка расположилась в невероятно живописном районе. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей.
В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Стасова, В. И. Так как обмеров дома ранее не делалось, то восстановление шло по сохранившемуся фундаменту и многочисленным фотографиям. В июне 1962 года состоялось открытие возрожденной репинской усадьбы. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу.
Менделеева, А. Г. Именно такие настроения были продиктованы уже новым временем. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж.
Бывали здесь и Сергей Есенин и Владимир Маяковский.
Лицо Нордман можно разглядеть на бронзовом бюсте, стоящем в глубине комнаты. Во всей его фигуре, нарядной и элегантной, появились нотки трагизма. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Ранее на месте этой мастерской находился большой открытый балкон, на котором в 1903 году Репиным был написан автопортрет с Наталией Нордман. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Все комнаты с видом на парк имели выходы в парк и он был как бы их пейзажным продолжением. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М.
Так в конце жизни Репин завершил триптих об излюбленных запорожцах. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. В годы войны усадьба Репина сгорела практически полностью.
В дом мы попадаем через прихожую. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Отказаться было нельзя. Многое изменилось после революции.
В парке могила Репина, на холме Голгофа, фактически это центр усадьбы. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н.
В 1612 году крепость попала под власть Швеции, тогда же ее переименовали в Нотебург. Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем».
Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Так художник стал гражданином Финляндии. Скрябина и С. В. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую.
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Нордман проявляла пластины и печатала контактным способом. Для тех времен это было прямо-таки революционно.
Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Швейцара здесь не было. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала».
Бунина, Н. С. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина.
В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Дата окончания работы – 1919 год. Хозяин исподтишка кормил его ветчиной, доставая ее из объемистого кармана халата. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Судьба творца, сама психология художественного творчества всегда занимали его.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Преподавание в Академии художеств также занимало много времени. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад.
В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Репин рисовал что-то из головы. Мусоргского. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка.
Как и прежде, в Пенаты приходят почитатели великого художника. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов. Для этого над домом возвели стеклянные крыши и потолки. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха. Иногда подсматривал интересные или типичные позы гостей. Сооружением конструкции занялись уже в 1901 году. Случилось все это в год столетия со дня рождения И. Е. Репина. Поленов, А. И.
Рубинштейна, В. В. Круг общения Репина заметно сузился. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола.
В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Глазунов, виолончелисты А. В.
Куликов, И. И. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Они возвращаются после набега на турецкие берега и застигнуты в Черном море сильнейшей бурей. — Скоро тут останутся одни комары». Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б.
Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей.
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. В марте 1900 года в Ниве опубликованы первые главы. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках.
Здесь проходили обеды по средам. В альбоме Бродский углядел лишь свои по-девичьи длинные ресницы, коих ужасно стеснялся. Музей-усадьба И. Е. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности.
Гинцбургом. В этом нет мистики. Андреевой в Куоккале. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
«Теперь это пустыня», — писал Репин. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник.
Репину всегда была близка запорожская тема. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Центральное место в столовой занимает портрет Нордман 1905 года, в 1929 году была попытка продать этот портрет, но из-за высокой цены продажа не состоялась. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка.
Там и поставили знаменитый круглый стол с вертящейся серединой, о котором тоже многие писали. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Вскоре это очень помогло ему в работе над картиной Торжественное заседание Государственного совета (1901-1903). Он не мог ездить на родину.
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Неподалеку от Пенат жил и Корней Иванович Чуковский. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие.
Но то был лишь конец повести. В ней по средам собирались гости. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Всё это подлинные вещи конца XVIII века.
Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. В обаянии творческой личности, в необоримости духа творчества и заложено бессмертие.
Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была., давшим современникам то, чего им недоставало и в чем они нуждались. Тем не менее он успевал не только заниматься благоустройством дома и парка в Куоккале, но и много писать там, приспособив под мастерскую самые большие комнаты в доме. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина.
В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. В 1800 году недалеко от Петебурга, а именно — в парке Сергиевка (40 минут езды от города), появилась каменная голова, загадочно выглядывающая из земли. Скульптор этого монумента точно не известен, единственная зацепка — выполнена работа по проекту Ф. Броуэра. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю.
В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Репино, Приморское шоссе, д. 411. Куликовым.
Дочь художника переехала в Хельсинки. В то время Куоккала была финской территорией. Бехтеревым.
По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Судьба же решила иначе. Тогда же писал он портреты В. В. Стасова, М. Ф. Андреевой и особенно полюбившегося Леонида Андреева, с которым впоследствии художника связывала настоящая дружба.
Наигравшись сбрылястым мопсом, Шаляпин пел под аккомпанемент рояля. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Исторических материалов хватало. Остроумно и просто решена была задача осушения. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника.
В 1906 году был отстроен второй этаж дома. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Но открытый здесь музей уже через год пришлось эвакуировать. Места за столом определялись по жребию. Ежегодно здесь бывают тысячи посетителей.
Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос.
Использованная посуда складывалась в нижние выдвижные ящики. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Последние два дня он прожил на кипятке. После территориального конфликта между Финляндией и Советским Союзом в 1939 г. финское правительство предложило местным жителям переехать вглубь страны. Мало помалу— это пока в 1879г.
Проводились такие встречи традиционно по средам. Появление на выставке каждого из этих произведений становилось событием. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Скалона. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать.
Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина.
В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Сварог. В 1930 году художника не стало. Бродский, В. С. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман.
Сгорели и дом Юрия и все беседки в парке. И если бы не чай с пряниками, на которые, как отметили за столом все, любимый ученик Репина, будущий соцреалист Исаак Бродский особенно налегал, гостевая среда в Куоккале (ныне – Репино) закончилась бы для него голодным обмороком. Чуковский вспоминает, какой жаждой творчества обладал Репин даже в преклонном возрасте, когда врачи потребовали, чтобы он хотя бы по воскресеньям не работал.