Близорукие глаза пристально всматриваются сквозьочки во что-то, зрителю невидное. Абсолютно живаякистьправойрукииграет золотойцепочкойкарманныхчасов, тогдакаккистьлевой, стиснувмеждупальцамипапиросу, придерживает нижеколенаправую ногу, закинутую на левую. 47). Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом.
Положение обязывает. часто сталипоявлятьсянарусских выставках. Но все это позже. От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта. Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126.
Письменный стол ибиблиотеканаписаныснатуры, вквартире умершего для фигуры позировал кто-то из знакомых. 20. Лучший репинский женский портрет. 39. Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже. Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи.
Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом. Он до жуткости похож и до жуткости живой.
87), 1891. Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство. Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». 55), 1888. В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным. Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза. Сам Репин назвал картину «В операционном зале». Отброшена и забыта кукла, недосуг позировать часами. Героиня держит его в руках и оно словно освещает все вокруг.
Ведь какой взгляд. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике. Иерархия жанров в передвижнической среде могла поспорить с академической: большинство художников «второго эшелона» прочно занимали завоеванное ими место, постоянно разрабатывая одну и ту же тему и, как правило, оставаясь в рамках одной разновидности какого-либо жанра. Чуковскому. Как закончил картину, предложил Аимжамал ехать учиться в Москву, но не пустила мать. Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали.
Был в1894 г. на выставке в Академии художеств. Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. и я убийственно страдал.
Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Вернул Вермеера изнебытия французский критик Теофиль Торе (1807-1869гг. ), печатавшийся под псевдонимом Уильям Бюргер. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности все случайно и, конечно, поверхностно. » – так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства и с великолепным равнодушием отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь.
17. Е. В. Павлов на этой небольшой картинке, пожалуй, более похож, чем на большом портрете, написанном Репиным несколько лет спустя. 12.
79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г. 73. Е. На столе книги и серая шляпка.
Было от чего прийти в отчаяние. 128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890. Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина.
По живописи они довольно слабы и черноваты. Несколько картин было продано вСША.
145), 1913. Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве. 132. В. Но вот портрет окончен. Д. Спасович, юрист (II, стр. 56. А.
Мы нетерпеливо ждали его новых произведений. 59), 1890. Этими двумя портретами открылась значительнаясерия крупных портретов, исполненных углемна холстеи имеющих не подготовительное, а самодовлеющее значение. Эти портреты — одниизвысшихдостижений репинского искусства вообще. Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства.
Портрет был. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. Кроме того, Третьяков не мог позировать часто и никогда не позировал несколько дней кряду, что Репин считал особенно важным для успешности работы, а приезжал через длительные промежутки времени иногда через неделю, а иногда и через месяц и более, особенно после переезда Репина в Петербург. Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь.
Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». Так Вермеер подписывал свои полотна, нолишь одна картина «Усводни» датирована. И. Введенский, критик 1888.
Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе. 46. Мне везловславе» 20. «АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет".
На коленях у девушки лежит разорванный конверт из которого она достала письмо. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Репин находит себя только к началу 1877 г. 31. Н. Н. Ге, художник.
«Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам. Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка. Стасов писал по поводу него в своем отчете о VI Передвижной выставке 1878 г. : «Это заглавие дано самимавтором, но, кажется, нельзяегопринять иначе, как в ироническом смысле. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.
Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. Бескрайние степи, далекие горы, синее небо, целеустремленный взгляд. 21.
37. 62. И останавливаться не собирался. 16. Читающая девушка, 1870. П. Бородин, химик и композитор (II, стр. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр.
Усовременного зрителя возникает вопрос, почему любовное. 100. Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь. 47.
77. П.
Таким образом онобеспечил исследователей своего творчества иискусствоведов надолгие годы— необходимо было установить подлинность ихотябы приблизительно— время написания картин. Художник расположил фигуру вцентре картины, ноненапервом плане, анесколько отодвинув еевглубь комнаты. 140. В. Главная героиня сидит на роскошном, мягком кресле красного цвета.
Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой). В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества. «Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят». А это бывает.
Академический сторож Ефимов, 1871. А девичья жизнь идет и мир для девочки с косичками и бантами, конечно, за окном. Жанры в его творчестве активно взаимодействуют. В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально.
Портрет принадлежал проф. В. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Художника, видимо, более интересовалачистоживописнаязадача — отношение темного мундира с золотыми погонами и пуговицами, чернымбархатным воротникомифуражкистакимжебархатнымоколышем, к светлому фону, — нежели лицо, написанное явнобезувлечения. Такойжехарактерэтюда носит и парный ему портрет, написанный в то же лето 1876 г. с жены Шевцова. Через 11 дней после последнего сеанса она умерла.
Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков». Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры. 75. В. Робость его на самом деле только кажущаяся.
Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее. Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью.
Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица. А пока «Когда же художник Иван Макаров отпустит погулять. » До светской жизни еще расти и расти. Нароскошном восточном ковре— дельфтское фаянсовое блюдо сфруктами. Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». За счет правильной игры света волосы кажутся очень объемными и блестящими.
В 1878 г. Тургенев приехал в Москву и Репину, встретившемуся с ним в Абрамцеве, удалось уговорить писателя дать ему еще несколько портретных сеансов. Сельская девочка, ставшая лицом целой страны. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV.
Онназывал Вермеера «Дельфтским сфинксом», «Колибри среди воробьев». МертвыйФ. Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи. 115. М. О.
195). Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. Это — единственный портрет «стриженого Репина».
«Дочь советской Киргизии» все же увидела мир — облетев весь свет на почтовой марке. 9), 1882. В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких. И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». 14. Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов.
Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет). 98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр. Н. и С. А. Толстые (II, стр. 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю. Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа. Героиня картины сидит, откинувшись на лиловую подушку, на которую падают глубокие пурпурные тени.
Он пришел в себя, только приехав осенью в Чугуев, в свой родной дом, с твердой решимостью надолго здесь обосноваться. 95). Репин «умел все». Суворин. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868.
Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны. В красной косынке с книжками в руке — Аимжамал Огобаева. Нонаэтот раз чутье его подвело ионпродал картину. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться.
Сейчас в Толстовском музее в Москве. Репутация Репина как художника, соединившего в своем творчестве лучшие черты русского реализма, – эта репутация сложилась еще при его жизни. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил. Эта широта интересов, отзывчивость таланта – основные свойства творческой натуры Репина. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде.
217), 1901. 36. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России.
В одно и то же время Репин способен был работать над абсолютно различными вещами и в различной манере. в Цветковской галерее. В. А. Серов (II, стр. Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове».
Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57. 22.
Словно репетиция к приему гостей. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. В произведениях «народнической серии» бытовой жанр у Репина смыкается с историческим. Это было сказано по поводу моих же грехов. «Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства.
Эта работа – исключение из правила. Возможно, что портрет потемнел в течение 33 лет, когдаонвиселвтемнойкомнатеквартиры Куинджи. Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина.
Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14. «Сютаев» уже был куплен 13. М. П. Мусоргский, композитор (II, стр. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью. Репин был портретистом, мастером бытовой картины историческим живописцем.
71. «Отдых». Репин никуда не делся. А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр. Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад. В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888.
Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван». Полотна Вермеера стали находить вчастных коллекциях, выставлять напродажу нааукционах. Он так же хорош по форме, как и по живописи. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Микешин, художник и скульптор, (II, стр. Когда Вермеер пишет волосы, особенно кудри, ониспользует для точечного прикосновения более жидкую краску.
Н. Герард, юрист (II, стр. Рисунок уверенный, лепка твердая. Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски.
88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр. Очень слабо нарисованы руки. 7). И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. «Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый. Писан в 1894 г. в Неаполе. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец. Его восторженные статьи в«Gazette des Beaux Arts» в1866году буквально всколыхнули художественный мир Европы. Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина. Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина. 90), 1893.
Гр. Присмотритесь, как написаны желтые полоски нажакете девушки. 228—229. Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». Ц. А. Кюи, композитор (II, стр.
«Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. Метко и зло характеризован. Сюжет икомпозиция картины предельно просты: девушка читает любовное письмо.
Первый карандашный портрет дочки Борис Кустодиев написал, когда ей было четыре часа. Аяблоки исливы.
Если попытаться определить «суммарный вектор» репинского искусства, путь, по которому шло его развитие, то окажется, что сделать это довольно трудно. 110. Е. Основной задачей художника было показать неожиданность возвращения ссыльного народовольца, а также всю гамму связанных с этим переживаний, как его самого, так и членов его семьи. Художник хотел сконцентрировать все внимание зрителей на героине.
9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя. Эта сторона характера не затронута портретом, написанным Репиным и мы предпочитаем то выражение лица, которое схватил Крамской на портрете этого писателя» 19. Написан в два сеанса на небольшой дощечке. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Цвет кресла подчеркивает румяный цвет лица девушки.
Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Художественный такт, здоровое чувство меры удержало художника у самой грани натурализма, не дав ему через нее переступить. Она одета в светлое, лимонно-желтое, щедро отражающее световые блики платье. Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя.
Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. 40). Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте. 180), 1913. 225. Л.
Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении. С. А. Репина, жена брата художника В. Е. Репина, вкостюмемонахини, 1878. Портрет-этюд, написанныйвсвободнойши- рокой манере. Внем хорошо угаданоотношениебелого лица к черной одежде и платку, благодаря чемулицогоритисветитсяизглубиныфона. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17. Оба мемуариста – представители поколения молодых современников Репина, поколения, для которого Репин, задолго до конца своего жизненного пути, стал «живым классиком», олицетворением русского реализма в целом. 61).
Бородинобычностоял, опершисьоколонну. Хорошо написанная и метко характеризованнаяголова-этюд, бывшаянаX Передвижнойвыставке1882г. вПетербурге. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
37), 1884. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее). Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой. И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего». Я люблю разнообразие».
Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. «АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12.
Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге. 127. Большой эффектный портрет на холсте, углем.
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка. Вглядитесь внатюрморт напервом плане, отделяющий зрителей отфигуры девушки. По сравнению с нимдругой портрет С. А. Репиной, относящийся к тому же 1878 г., представляетсяскучным, неудачным, сухимпоживописиинедостаточнокорректным по форме. Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости. Поколенный.
«Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. Незря вкартине появился занавес. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4. И пока юная дама научилась принимать светский вид лишь благодаря кисти художника. Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Справана фоне цветы. 53), 1888. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина.
114. К. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В 1844 году французский искусствовед Теофиль Торе писал о ней: Очаровывает свежее лицо юной девушки, с нежной, словно персик, кожей.
Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи. Только хозяйке едва исполнилось три. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. 261. Одна изсамых поздних картин художника «Аллегория веры» оказалась вколлекции знатока «малых голландцев» Д. И. Щукина.
147. Автопортрет в куртке (II, стр. Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. Дальнейший шаг на пути овладения формой. Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее. 207). Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон. Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин.
Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах. Художник Семен Чуйков родился и вырос в Киргизии.
«На Передвижных выставках мы учились жизни и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина», – вторит Минченкову Александр Бенуа. Осталась Варвара Львова, впоследствии Бобринская, в истории не только искусства. 206), 1907. Был приобретен в 1913 г. О. Д. Этюд красив по живописииизященпо фактуре.
91. Г. Ф. Писемский, писатель, 1880. В противоположность предыдущему этот портрет писан долго. Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид.
60. Этюд этот произвел настоящий фурор в среде художников широкой, необыкновенно живописной манерой письма. 28.
Третьяков недоволен портретом и просит Репина не ставить его на выставку тот не слушается и выставляет на XII Передвижной 1884 г. Увидев на выставке свой портрет, Третьяков в письме от 28 февраля этого года снова советует снять его и, уж, кстати, снять и портрет Тургенева, возвращенный автору Третьяковым в результате совершившегося уже ранее по обоюдному соглашению обмена портретами. 113. А. Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее. Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16. В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина и ВарварыДмитриевныСтасовой, мать— с ЕвгенииДмитриевныШевцовой, тёщи художника, мальчик— с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем — известного биохимика, профессора и академика), девочка— с Веры Репиной, дочери художника, а горничная— с прислуги Репиных51213.
Художник пишет ихкрошечными точками, давая мазкам почти трехмерное измерение. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16. 183-184. Репин не согласен: он считает портрет удачным.
«Мужичок из робких», 1877. Тип портрета, писанного исключительно из-заошеломившего авторапрекрасного живописного впечатления. Репинписал его издали, не на сильном свету, а в глуби не мастерской, где игра света и теней наряднее итоньше. Ужепослепервогосеансапортрет был вобщемготов. Стасовпришел от него в неистовый восторг, рекомендуя Третьякову немедленно приобрестиегодлягалереи. Начатый в конце 1887 г., портрет был дописан только в 1888 г., когда его и купил Третьяков. А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина.
С равным мастерством Репин пишет интерьерные сцены и сцены на открытом воздухе, а в немногих произведениях, где самостоятельной живописной темой становится природа, художник не уступает лучшим достижениям не только русской, но и европейской пейзажной школы. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873. 17), 1881. Множество мельчайших крошечных точек, богатство цвета иформы. После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам».
ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов. Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом». И. Е. Репин в зрелую эпоху так чувствовал, так смаковал, любилитакпередавалматериал — тело, волосы, одежду, деревья, камниит. Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд».
иоконченв1883г. Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции. Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад». 262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр. На художнике куртка, без воротника.
84. 107. Я. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Когда художник твой папа — и церемониться не стоит. 195. «С черным вороном», 1901.
Хорошо написана голова и рука. М. Фофанов, поэт (II, стр. 255. В. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки.
Девушка очень красива, рыжеватые, кудрявые локоны аккуратно уложены. 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона». 108. А. О чем эта история. И. Е. Забелин, археолог.
Мерси дАржанто (II, стр. 32. Когда Третьяков показал ему ряд своихприобретенийпоследнихдвухлет, в большей части уже хорошо известных Толстому по передвижным выставкам, он спросил, почему среди них нет Сютаева.
Бурлаки, Садко и Парижское кафе словно задуманы тремя разными художниками. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888. В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами.
Обычное лицо, каких тысячи, простота и сдержанность. Чем была неудовлетворена Софья Андреевна. Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого. На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). 215), 1907. Незамысловатые кушанья ставились на вращающийся стол и каждый гость занимался самообслуживанием – это была еще одна прихоть интересной женщины Натальи. В. Чижов, 1877. 87. В.
Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов. А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр. Руки очень нравились самому Тургеневу. У окна — Ирина Кустодиева.
Очень хороши сразу верно взятый оливково-зеленый тон драпировки на фоне и темно-красный тон платья. 101. «Пахарь» (II, стр.
Вроссийских музеях Вермеера нет, амогбы быть. Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом. Л. Н. Толстой, писатель (II, стр. Что поделать — дворянские корни.
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.