Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти. У Шишкина, получается, есть примесь субъективного к объективному. Здесь служитель церкви предлагает заключенному совершить таинство исповеди. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. О Боже, зачем они такие грязные, оборванные.
Догматическая идеологизированность в стране была так сильна, а передвижники и Репин так извращённо понимались, вообще гуманитарная сфера в СССР была так запущена (и Слепухин это понимал), что художественно одарённого парня у Слепухина вообще отвращало от реализма, которого взял как флаг лживый социализм. Но идейно повторяется.
Наверное, случайное событие привело его к мысли написать «Бурлаков». Очень слаба была гуманитарная сфера в СССР. Мы, в общем. Мне стала интересна её история создания история той эпохи. Художника привлекали не переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человеческие чувства и состояния.
А у Репина – простой. Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. Они устали измучены тяжким трудом и палящим солнцем.
Но не поступил. Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра — при попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Хлопоты Васильева увенчались успехом. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути. Что ни говорите, а эта безделица производит впечатление. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую.
На фоне этого светлого пятна, но погруженные во мрак нависающей над ними тучи выделяются темные силуэты людей – медленно, с огромным усилием взбирающихся на крутой склон холма. Жаркое палящее солнце нещадно над этими людьми. Она сидит на стуле, сложив руки на коленях. Харменс ван Рейн Рембрандт в своей картине «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» (более известна как «Ночной дозор») изобразил командира дозора Кока с двумя правыми перчатками: одной на руке, а другой в той же руке.
Недавно я встретился с любопытным эффектом. Путешествуя по Неве в окрестностях Усть-Ижоры, Репин увидел бурлаков. Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. В ту народническую эпоху эти фигуры и лица будоражили мысли. В то время он работал над академическими сюжетами — «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира», а к замыслу «Бурлаков» его привело, казалось бы, случайное событие.
Почти четыре года Илья проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов. Надо только понимать, что 30 копеек за проезд из конца в конец Москвы следует сравнивать не со стоимостью общественного транспорта (которого тогда и не было), а с такси. Ну, как не стыдно — русский. По горячему песку почти прямо на зрителя движутся бурлаки.
Одним из характерных признаков жанровой живописи является присущая ей сюжетность, повествовательность, «литературность», которая в русском искусстве была преодолена только на рубеже XIX–XX веков. Брат Александра III, он был фигурой, типичной для правящих «верхов», — человек властный, не терпящий ослушания. Академист Фёдор Бруни, например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства». Эскизы, этюды, рисунки с натуры. По горячему песку почти прямо на зрителя движутся бурлаки.
В конце упряжки низко склонился человек, до предела изнуренный. Так было и с «Бурлаками на Волге» — картиной, которую И. Е. Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Впереди — самые выносливые: бывший моряк с недобрым взглядом (при переделке картины Репин поднял его опущенную голову), потемневший от солнца могучий бурлак-боец, наконец — Канин, любимый персонаж Репина.
Но неспокойствие души и требовательность к себе отличали Илью Ефимовича смолоду. Если приглядеться к бурлакам отдельно, то можно увидеть, что у каждого свой характер.
Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли. Подумалось, лучше б он был художником. Илья Ефимович уделял особое внимание написанию портретов. Сильное течение реки ещё больше усложняет работу. Пошёл путём наибольшего сопротивления материала. Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью. В 1873 году Бурлаков на Волге послали в Вену на Всемирную выставку.
Парень у Слепухина – идейный (против догм и застоя). Вы, должно быть, поляк. Репин создал в 29 лет, еще являясь учеником Академии художеств. «Типичнее этого настоящего бурлака ничего уже не может быть для моего сюжета», — писал он в автобиографической книге «Далекое — близкое». Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу.
Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Просила подтвердить подлинность. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». У бурлаков ветхая одежда, это говорит нам о бедности народа.
Странно выглядит эта парочка. И Репин тогда актуальным не стал. В ней можно увидеть и воинов и простолюдинов. Волга-матушка вознаградила его по-царски, широко и щедро: дав обширный материал для сердца и ума, помогла и в живописных открытиях. Та ж гармонию тела и духа воспевает.
Выехавший за границу с женой и дочкой, Репин побывал на выставке, видел там свое детище и удостоился бронзовой медали «За искусство». Это заметно и по их одежде – изорванные ветхие рубахи истёртые лямкой до дыр изношенные штаны и износившиеся лапти. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.
Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Забавная история случилась с Ильей Репиным. Художник отвел бродягу в ближайший трактир и принялся делать эскиз облика Иуды. Фунт говядины (примерно полкило), в то же время стоил те же 18 копеек.
Это знакомство надолго определило творчество живописца. Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. Главное – переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Особенно знаменательно изменение портретной тематики. Сюжет картины был выбран в библейских преданиях.
В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная»источник не указан 2109 дней. Когда до конкурса на медаль оставалось более полугода, Репин, казалось бы, успел завершить «Бурлаков» — отправил картину на выставку Общества поощрения художеств и удостоился первой премии.
Одна часть интеллигенции возносила произведение, называла «первой картиной всей русской школы», олицетворением эпохи. Считаю, что эта тема актуальна и по сей день. – воскликнул художник. На что художник взял кисть и написал «Это не Репин». Но Интеллигенция из-за тоталитаризма не туда в итоге повернулась. Картиной художник пытался донести до дворянства и знати, каков предел настроения народа. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара.
Тот контраст запал ему в душу. Однако присмотревшись, рельефно выделяется каждая фигура. Толпа бесчисленна. Именно тогда в Пенатах появился большой огород. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью.
Да. Исчез даже холмик, на котором похоронен художник. Руки бурлаков повисли вдоль тела – в этой работе руками не поможешь. Большевики и троцкисты подняли буквально валяющуюся под ногами власть.
Полная трагичности картина выполнена в серых тонах. Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. Нынешние Пенаты – это чистый новодел. Катрина была написана в 1870-1873 годах, ещё до революции.
Картина произвела на меня большое впечатление (Приложение 2).
С первого взгляда картина «Бурлаки на Волге» притягивает внимание коричневым пятном рабочих, будто слившихся воедино. Но они упорно тянут за канат судно. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа. В романе (1969 – 1971) цитировавшегося Слепухина такое время уже более чем наступило. Перед нами – вереница персонажей, каждый из которых – самостоятельная портретная индивидуальность. Но он мечтает о большем.
«Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз, — описывает волжскую поездку Репин, я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи. » Художнику кажется, что Канин подобен древнему философу, попавшему в рабство к римлянам. Отдавал предпочтение написания группового портрета. Природа создает пластику и фон главного сюжета. Невольную ошибку он совершил в процессе создания знаменитой «Тайной вечери»: если вглядеться в нее повнимательней, то можно заметить, что Христос и Иуда – на одно лицо. В музее сохранилась коллекция вещей использовавшихся мастером для создания композиций.
От этого вся артель на ходу покачивалась. Девочка эта одета в самое обыкновенное, так называемое «форменное» коричневое платье. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую.
Почти всё лето 1870 г. молодые люди (студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Репина – студент консерватории Василий Репин) провели на Волге, в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), в 15 верстах от Самары, недалеко от Жигулей. Среди множества картин художника все выделяют и помнят «Бурлаков на Волге». Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ». С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. К счастью для фон Гесса, ни Николай I, ни Александр II не разглядели в «Сражении при Вязьме» в руках русских солдат ружей из будущего, тогда на вооружении еще не имевшихся и вензель вместо восьмиконечной звезды у лейб-кирасирских императорских величеств полков в «Бородинском сражении».
И вдруг у писателя тут вкуса побольше. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Как и полагается настоящим художникам. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Каждый шаг дается им с трудом, они угрюмы и сосредоточенны: тянуть баржу далеко, а там еще и разгружать.
(Будем говорить лишь о разобранных мною картинах: Утро в сосновом лесу и Бурлаки на Волге. ) Согласитесь, что Шишкина восторгает ещё и позитив открытой им социальной истины о росте могущества народа. В итоге картину купил великий князь Владимир Александрович за три тысячи рублей. В одних образах бурлаков — покорность судьбе, в других — протест и озлобление, в третьих — невозмутимость или простодушие. Не лес, мол, там нарисовал Шишкин, а народ в расцвете сил. На шинели унтер-офицера галуну не должно быть. От этого вся артель на ходу покачивалась.
Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Оттого и вечно.
Вы, должно быть, поляк. Илья посещал местную школа, там учили топографии. Стихия полагает. Спины бурлаков опущены под тяжестью выполняемой работы. Выпушки белой из-под галстуков не делать». Кажется, здесь изображены все разновидности смеха: от громогласного хохота до сдержанного хихиканья, — вся мимика и позы смеющихся людей. В том числе, снабдив того собственной взятой напрокат догмой: искусство не может стоять на месте.
Репин с гордостью уведомляет Павла Михайловича: «Картина моя на выставке оказалась колоритной и от всех я слышу только лестные отзывы — публика толпится». – воскликнул художник. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. Я обратила внимание на третьего бурлака.
Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ. Это доказывает его взлохмаченная шевелюра, распахнутая рубашка на груди и пронзительный, проникновенный взгляд. К нему пришла дама, утверждавшая, что купила на рынке его полотно всего за 10 рублей. А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy».
Каждый бессознательно ассоциирует образы картины с образами государства, которое народ тянет вверх по реке, что отражается во множестве шаржей, коллажей и «демотиваторов» в сети. Наблюдается очень четкий контраст, который разделяет природу и людей, что подтверждает то мнение, которое существует: художник обладает очень большим талантом, что позволяет ему в точности передавать весь текущий момент. В истории искусства довольно долго господствовало недоверие к бытовой (жанровой) живописи. В картине Утро в сосновом лесу. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Странны уродливые пропорции их фигур — чересчур короткие ноги и массивные тела.
Он обратил внимание на людей с трудной судьбой, на многообразие их характеров. И между тем этот простенький этюд есть целая прелестная картинка. В заключение заметим, что пристрастие великого князя к «Бурлакам» имело значение для истории Русского музея: навсегда оставшись в Петербурге — Петрограде, картина в конце концов оказалась в этом крупнейшем собрании страны. Возглавляет артель поп-расстрига Канин. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе из-за необычной формы носившем название «Аэроплан».
Например, один из журналистов бранил живописца за «дурно понятый реализм», за «взятую напрокат из сомнительных произведений литературы идейку о тяжести бурлацкого труда». На Волге «видел я и смешанные коллективные усилия людей и скотов обоего пола, тянувших все те же невероятные по своей длине бечевы группы этих бурлаков рисовались силуэтами над высокими обрывами и составляли весьма унылый прибавок к весьма унылому пейзажу». Гений художника. В молодости (а он был на три года моложе Репина) великий князь склонялся к либерализму, ратовал за национальную художественную школу, поддержку отечественных талантов. Над «Бурлаками» Репин работал три года.
А рядом -бывалый, еще крепкий старик. «Тайны ХХ века» предлагают присмотреться к известным полотнам получше и взглянуть на творчество великих художников по-новому. Контора князя производит с Репиным окончательный расчет.
Другие в связке тянут по привычке, непривычный к тяглу парнишка не может приноровиться к бечеве и все ее поправляет. У портупей-юнкера перевязи для ношения не употребляются. Все хотят увидеть казнь и сходятся в назначенном месте. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара.
Прелесть этой работы хорошо почувствована в обзорной статье о выставке, напечатанной в «Московских ведомостях» 8 мая 1880 года: «. – Мог. Этим людям он и посвятил свою картину, заставил говорить их через своё творение. В 1871 году он закончил её с отличием и дипломная работа И. Репина картина «Воскрешение дочери Иаира» названа самой лучшей за все время существования Академии искусств. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать», – доказывал Василий Иванович Суриков критикам своего шедевра «Боярыня Морозова», которые пеняли живописцу, что тот халтурит: места для кучера мало, рука боярыни слишком длинна и неестественно вывернута А сколько еще таких ошибок великими художниками было совершено. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Уже давно получил он высшую награду Академии за «Воскрешение дочери Иаира», миновала дата предполагавшегося отъезда за границу, а художник все медлил.
Значимость их фигур подчеркивается намеренно заниженной линией горизонта. И такие ассоциации совсем не случайны. 2. В подлинности же «Бурлаков на Волге» никто никогда не сомневался. В искусство живописи входит русский крестьянин.
Одиннадцать человек усиленно тянут лямку, которая врезается в их плечи и грудь. Когда в 1863 году молодые русские художники во главе с Иваном Крамским демонстративно покинули стены Петербургской Академии художеств (событие, вошедшее в историю как «Бунт 14-ти»), они боролись не только за право будущего художника самостоятельно выбирать тему и сюжет для своего произведения, но и за признание бытовой живописи как полноценного жанра. Что так круто повернуло его жизнь. Репину предстоял трудный год — последний курс академического обучения, работа над заданной программой (так называли темы выпускных картин для конкурса на получение золотых медалей) — евангельским рассказом об одном из чудес Христа — воскрешении 12-летней дочери Иаира, начальника синагоги. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни: одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов — страгивании расшивы с места после подъёма якоря. В нем отчетливо отражено новое представление о ценности человеческой личности, деятельность и творческая сила которой направлены на служение народу. И тянуло парня к тому, лживым, социализмом попрекаемому и нарекаемому, – к формализму. Вокруг репинского произведения разгорелась полемика.
Но чувствовать-то страну он мог. Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин. Одиннадцать человек тянут лямки, которые врезались им в грудь, плечи под знойным солнцем. Бурлак — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. Ноги их вязнут в глубоком раскалённом песке, путь кажется бесконечным Но когда группа бурлаков приблизилась, можно рассмотреть их лица. Репину мастерски удалось передать индивидуальные черты каждого из них, ведь он каждого знал лично и по именам, а перед зрителями картины предстают завершенные образы: впереди и в центре идёт бурлак Канин, который напоминал художнику античного философа и который как бы воплощает разнообразие человеческих характеров. Молодой, не привыкший к лямке Ларька. Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами и не разобрать даже ни цвета, ни материи из которой они сделаны.
«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные, — воскликнул художник. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Его поразил контраст солнечной погоды, веселых гуляющих девушек и бурлаков. Скажем (ну простите за умножение понятий): у Шишкина – романтический реализм.
Сейчас картина находится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера. Первый его преподаватель в школе был Иван Николаевич Крамской. Недавно, опять же, я что-то подобное обнаружил у Шишкина.
Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Ну, как не стыдно – русский. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и грешницу», написанную в Риме академистом Семирадским.
Был он человеком твердых убеждений. В народническую эпоху эти фигуры и лица будоражили мысли. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Как он сам потом писал в своей книге, он увидел надвигающуюся большую черную тучу. А у последнего мужика уже и сил не осталось. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки.
Чтобы картина была более правдивой, в 1870 году И. Е. Но виноват, не он. Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения.
Молодой, не привыкший к лямке Лорька. Много работ написано выдающихся личностей: химика Д. И Менделеева, М. И. Он буквально впился в меня своим взглядом полным ненависти. Разрешение дали и еще почти два года Репин переделывает, переписывает полотно. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения.
Зачем же, спросим, откуда явился новенький раскрытый чемоданчик на той же самой телеге. Профессор Академии искусства Бруни и его приверженцы-консерваторы нарекли картину «великой профанацией искусства». Бурлацкий труд являлся сезонным. Летом художник просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач.
Конечно, Репин неспроста изобразил его в русской одежде. Картина вызвала резонанс в среде творцов и противоречивые мнения. Ей немножко конфузно и очень, очень смешно. В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи.
Ведь он передавит их» Вывод из всего написанного, впрочем, Булгарин делает неожиданный: «Колорит, как во всех картинах г-на Гессе, бледноватый, но картина вообще принадлежит к замечательным произведениям искусства». Полотно вызвало возмущение у одних современников и восхищение – у других. Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной.
Одно из его самых знаменитых полотен – «Бурлаки на Волге». «Припомните, сколько лаю было на «Бурлаков», — писал Репин другу-художнику несколько лет спустя. Картина настолько точна в деталях бурлацкого быта, насколько и символична. По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику.
Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. Резьба на расшиве С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. И если не знать (а Слепухин, похоже, осознанно не знал), что искусство вечно и даже актуально из-за некой повторяемости идеалов в веках: по аналогии или по противоположности воюющих или за или против идей сегодняшнего дня. Булгарин в газете Северная пчела. Так же идеологически, как ранее идеологически, за мещанство, по сути, отвергался Репин. Но увиденное так запало в его душу, что он захотел написать картину на эту тему.
Здесь он встретил одного из любимейших своих героев – Канина, здесь же написал много эскизов к своим «Бурлакам» и сделал много зарисовок. К ним заслуженно должны быть присоединены имена В. Васнецова и В. Сурикова. Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии. Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность. Посетила музей Репина, где жил художник, когда писал картину (Приложение 1).
А известный художник эпохи барокко Питер Пауль Рубенс при создании полотна «Союз Земли и Воды» почему-то наделил Венеру двумя правыми руками – изображенная левая, лежащая на руке Нептуна, на левую совсем не похожа. Заключенный скорее всего приговорен к смерти и никакая исповедь уже не сможет его спасти. 15. Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения. Рогожа травяная, светло-палевая, в каких нам привозят из Америки кофе и так велика, что покрывает всю телегу. Спокойный. В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал.
Мог бы Репин тогда, в 60-е, быть актуальным. Художник на своем полотне разбил людей на три группы и в каждой из этих групп есть лицо, которое особо отличается и является символом определенного сословия или национальности. Художник поселился в селе Ширяево, где провел всё лето. С пятнадцати лет Репин участвовал в росписи многих церквей близлежащих сел.
Мастер очень хорошо подобрал краски, которые отражают всю реальность происходящего. Особенно символический подтекст картины сквозит через красное полотнище на горизонте. Вот таким образом он решает унести свои тайны с собой и отказывается об общения со служителем церкви. Но, вернувшись, наконец в Петербург, Владимир Александрович подтверждает свое намерение.
Вот он и определился. Так, осмотрев первую картину «Вязьма», государь повелел «написать Килю (придворному живописцу), что император чрезвычайно был доволен картиной Гессе но сюртуки офицеров застегнуты на картине на левую сторону, у нас все офицеры застегивают на правую сторону и число пуговиц на оных сторонах должно быть только по 6. А это великое полотно будут изучать ещё многие поколения.
Репин так же, как и Шишкин, не мог знать динамики роста населения страны. Заключенный по сути своей бунтарь. Вот почти полутысячелетняя Пьета и принята. Этюды для «Бурлаков на Волге» Репин писал в селе Ширяево, расположенном в живописной долине северной части Самарской Луки, которую мы знаем как Жигулевские горы. Им посвятил он свою картину их заставил говорить на своем полотне.
Повествование начнем с одного из величайших мастеров кисти – Леонардо да Винчи. Художник известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране. Репин находил свои сюжеты в кричащих противоречиях российской действительности. Подтекст этого художественного решения является намёком на всенародные страдания русских людей до и во время революции.
На самом деле все обстоит как раз наоборот. Толстого. Но лишь вдумчивый и внимательный зритель заметит, что на распятом Христе одета русская рубаха. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Таково все содержание этюда. Халтурщиков понукали и позади идущие – самые добросовестные бурлаки.
Другая хаяла «лапотность» «Бурлаков». Это было на Неве, когда художник учился ещё в Академии художеств. Сама картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга.
Художнику кажется, что Канин подобен древнему философу, попавшему в рабство к римлянам. Почему «Бурлаки на Волге» вызывают такие противоречивые эмоции, телеканалу «МИР 24» пояснил ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина (капитана), руководя от его имени. Знакомство с бурлаками. В течение четырех десятилетий (1860—1890-е годы) был создан реалистический русский портрет, единый, несмотря на различие стилей, связанных с движением времени и особенности индивидуальных почерков художников.
А тот же Слепухин. Это не пахнет Русью. Автор его отпустил ошибаться. Но реакционная пресса обрушилась на художника с нападками.
Кстати, реализм Репина отличается от реализма Шишкина. Финский когда-то поселок Куоккала, расположенный в 45 км от Петербурга, сегодня носит имя Репина. Та, правда, через 16 лет нарисована. Его задача – задавать ритм движения. А у Слепухина, романом борющегося с лживым, вещистским, мещанским социализмом идеал – гармония коммунизма. Что так круто повернуло его жизнь.
Жизнь народа стала главным содержанием их произведений. Не может. Плох тот художник, работы которого не подделывают.
Картину «Бурлаки на Волге» И. Е. Народ был на подъёме. Идущие в одном ритме ноги вязнут в песке. После поездки на Волгу И. Е. А рядом — бывалый, еще крепкий старик.
Но не критический. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Фальшивку вскоре дама продала, выручив уже 100 рублей. Разные судьбы и характеры связались общей бечевой. Первое впечатление – группа измождённых людей тянет баржу вверх по течению Волги.
«Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз, - описывает волжскую поездку Репин, -я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи. ». Покупатель заплатил за автограф мастера. Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. Водолив (в красной рубахе) — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несёт за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке.
Именно такой впечатление складывается у зрителей в первые секунды, глядя на картину. Одиннадцать бурлаков идут по берегу Волги в жаркий день. Об этом селе упоминал еще голштинский путешественник Адам Олеарий, записки которого датируются 1636 годом. – У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок а рубахи-то, рубахи. А куда и зачем галопирует этот калмык в тесной толпе пехотинцев. Вот это и нарисовал Репин, а не несчастных бурлаков.
Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Не могли заставить зрителя пройти мимо «Бурлаки на Волге». Т. е. мужики могли себе позволить кусок мяса КАЖДЫЙ ДЕНЬ. После этого картина, окончательно разлученная с автором, начала отдельное бытие. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.
Но. «Запорожцы» — картина о политических событиях на Украине XVII в., однако для художника важнее всего было показать смех (чтобы понять сюжет этого полотна, нужно знать: письмо султану было предельно оскорбительным и чудовищно непристойным). В 1873 году «Бурлаков на Волге» послали в Вену на Всемирную выставку. 3.
Глинки, Л. Н. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). А фигуры бурлаков на нем кажутся тёмными, запылёнными от тяжкого труда. Картина «Бурлаки на Волге» в своё время была раскритикована критиками имён которых уже никто не вспомнит. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию. Картину приветствовала передовая часть общества.
То есть и для подсознания Репина с Бурлаками тот график тоже действителен уже пять лет. Революционно-историческая картина «Отказ от исповеди» писалась Ильей Репиным в течение более чем пяти лет. ХудожникИ. Пока. Это сделано мастерски. В это время почти абсолютно исчезли официальные парадные портреты, часто встречающиеся в XVIII и в первой половине XIX века, так же, как и парные супружеские портреты (благодаря чему открывалась возможность выразительного контраста характеров). Затем необходимые навыки в рисовании получил в мастерской иконописца Ивана Бунакова.
И это уже будет не то пребывание Репина в вечности, какое подразумевается обычно: живёт ли в веках как актуальный по сходству или противоположности репинский идеал (озарение социальным) в эпоху осознания, что с социализмом – трудности. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Вот Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с громадным великаном и чернобородым «борцом» Илькой-моряком.
В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Досталось живописцу и от следующего императора, Александра II, который, осмотрев очередное полотно, повелел, «чтобы на картине изображавшей сражение при Клястицах, у солдат лейб-гвардии Павловского полка, что на первом плане, профессор Виллевальде переписал форму мундиров, какая существовала в то время». Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия.
За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле. Картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина является одним из самых знаменитых его шедевров. Она писалась на Волге в селе Ширяево Самарской губернии.
«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные. «Суть-то исторической картины – угадывание. Наиболее полноправно, чем когда-либо. Ведь Троцкий и его сподвижники видели в России инструмент для мировой революции. «Все мы почувствовали какую-то новизну и в средствах искусства, — вспоминал Илья Ефимович, — и во взгляде на природу мы постигали и ширь необъятную и живой колорит вещей».
Что случилось бы с Россией, если бы Сталин не отстранил Троцкого от управления. Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества.
Так состоялось у Репина его первое знакомство с бурлаками. Это шли бурлаки в изорванных одеждах, загорелые, с темными суровыми лицами. Разные судьбы и характеры связались общей бечевой.
Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с 2 тыс. Широкие просторы реки. Только пожилой бурлак на переднем плане хорошо знает своё дело и умеет рассчитывать силы. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия.
Бывший ректор Академии художеств Ф. А. Бруни, автор монументального холста «Медный змий», полагал, что «Бурлаки на Волге» — это «величайшая профанация искусства». Теперь внимание художника сосредоточивалось только на одной индивидуальности. В конце упряжки низко склонился человек до предела изнуренный.
Жаркий летний день и безбрежная река. Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин (Репин на ранних набросках подписывал персонажей), лицом напоминавший Репину античного философа, слева — бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, справа — «Илька-матрос» (его прозвище сразу и прочно ассоциируется с революционной матроснёй, с большим удовольствием уничтожавшей дворян), озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя, как бы связывает его с пространством картины, делает зрителя — его частью.
Лица угрюмые иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят и рубахи насквозь потемнели.