Отзывы читателей о книге Портрет Мусоргского, автор: Владимир Стасов.
«Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Любовная лирика как таковая привлекала его мало15. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Решающее воздействие на художеств, развитие Мусоргского оказало знакомство (1856-57) с Д. С. Даргомыжским, М. Д. Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым.
Эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. «Искусство», 1946, стр.
Прошедшее в настоящем – вот моя задача, – писал он Стасову. В 1863-65 работал над оперой Саламбо (по роману Г. Флобера, не окончена). Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки Мусоргского он застал уже в Николаевском военном госпитале. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. В 1852 году, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, где благодаря законоучителю отцу Крупскому «глубоко проник в самую суть» греческой, католической и протестантской церковной музыки7.
Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля (1868 – 80). В Петербурге, находясь в постоянном денежном затруднении, живет у разных знакомых. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо.
Но гением русским – с хандрой, нервным истощением и поиском успокоения на дне бутылки. Гоголю. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. О. Мессиан.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Письма». В 1968 в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.
Мусоргский работал над народной музыкальной драмой "Хованщина" (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой "Сорочинская ярмарка" (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). Несмотря на это, Мариинский театр повторно отверг оперу. Я счастлив, что видел эту сцену. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В.
Эта роль была отмечена Государственной премией СССР. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. Мусоргский— ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Импульсивность, которая была ему свойственна, заставляла его начинать новые произведения, не доводя их до конца. Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина»— на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта).
А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Среди его учеников, .
Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору). С 1849 постоянно жил в Петербурге. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок.
Вместе с тем, возродился интерес и к «оригинальному» Мусоргскому, появились издания, основанные на тщательном изучении первоисточников. (хоровые произведения, в т. ч. хор из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. Так-то, коренник. Сын помещика.
Е. Репин и В. В. Стасов. Здравствуй, дорогой незнакомец. «Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист. 154–155).
От него подобные утверждения перекочевали и в советские учебники музыкальной литературы. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело абсолютно готовую музыку. В конце ноября 1896 г. она же была поставлена в Петербурге на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Рядом справа его фотография с братом в 1858 году.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Мусоргский— ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Письма пестрят яркими (иногда с использованием обсценной лексики) стилистическими характеристиками современных музыкантов, критическими замечаниями по поводу музыкальных сочинений разных эпох и стилей. С переездом в 1849 году в Санкт-Петербург музыкальные занятия совмещались с обучением в гимназии, а затем и в Школе гвардейских прапорщиков. Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник.
Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. В 1863-65 работал над оперой "Саламбо" (по роману Г. Флобера, не окончена). репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин9 по сообщению Э. Направника (который был членом комитета), причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента»10. Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство. Смелым экспериментом в области оперы явилась его "Женитьба" (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена).
Сходство черт лица и выражение поразительны. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения. «Что этот Репин нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. Письма». Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877 слова Голенищева-Кутузова «Трепак»— картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка ит. д. ).
Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Специальность Мусоргского— музыка вокальная. Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь. Живёт у разных друзей, в 1874 – у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле "Песни и пляски смерти"). В 1881 году у него случился приступ белой горячки. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле.
Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков. Уже в сочинениях конца 50-х – начала 60-х гг. Его поместили в больницу. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Необычен и замысел этого произведения и его масштаб. Пионером такой деятельности стал русский источниковед П. А. Ламм, в 1930-х годах издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», а также вокальные и фортепианные сочинения композитора— все в авторской редакции.
Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Сын помещика.
И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой Хованщина (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой Сорочинская ярмарка (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). Бестрепетность, с которой Репин фиксирует черты больного лица, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Вдруг пройти молчанием такого слона.
В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова Без солнца (1874), Песни и пляски смерти (1875-77), а также Детская (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепьянный цикл Картинки с выставки (1874). Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо.
«Борис Годунов» снова увидел свет— в редакции Н. А. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. 10 февраля 1871г. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. 1872).
Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Л. Яначек. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление.
Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое ковырянье в этих малоизведанных странах и завоевание их – вот настоящее призвание художника". В 1872г. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю.
Любовная лирика как таковая привлекала его мало. Карамзина. Переписка с П. М. Третьяковым». Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями "Бориса Годунова". «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит.
Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. Это придает портрету особую глубину и драматичность. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. создает образ большой жизненности и впечатляемости. Такому решению немало способствовало знакомство с М. А. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. И. Суриков. Модест Петрович больше не служил. Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. в Русской частной опере Мамонтова (на сцене Театра Солодовникова, с участием Ф. И. Шаляпина). В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. В 1881 году И. Репин жил в Москве.
К середине 60-х гг. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Ситуация складывалась неоднозначной – многие отрывки из «Бориса Годунова» уже исполнялись певцами на концертах, публика хорошо принимала эту музыку, а театральное руководство оставалось безучастным.
И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета. К середине 60-х гг. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал (единственный прижизненный) портрет композитора.
В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля (1868 – 80). Неужели это он. В настоящее время опера ставится преимущественно в этой редакции.
Мельников, один из выдающихся вокалистов своего времени. Большое влияние вокально-декламационного стиля Мусоргского испытал Ф. Пуленк26. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Ведь он не думал о смерти.
Одновременно брал уроки у пианиста Ант. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать, как он сам выражался, «музыкусом». Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар.
Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (модализмы, линеарность, нестандартная аккордика, в том числе, квартаккорды), ритмике (сложные, «неквадратные» метры, оригинальные ритмоформулы), форме наконец, в разработке сюжетов, главным образом из русской жизни. Он был тонко чувствующим, великодушным, но глубоко одиноким человеком. 47).
Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. Специальность Мусоргского— музыка вокальная. Мусоргский не занимался музыкальной критикой (как Кюи) и музыковедением (как Одоевский). Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. Это выражается в немного покрасневшем лице, неестественно блестящих глазах и всклокоченной прическе. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно – всякий это видит.
Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. ) – Светик Савишна, Калистрат, Колыбельная Ерёмушке, Спи, усни, крестьянский сын, Сиротка, Семинарист и др., которые, являясь этюдами к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). В 1958году Д. Д. Шостакович выполнил ещё одну редакцию «Хованщины». Критического издания писем Мусоргского нет. В октябре 1870г.
Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Премьера на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874г. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.
154–155). занимал пост младшего столоначальника), он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Полотно выполнено в светлом, легком и прозрачном колорите. Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н. М. В 70-х гг. На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Стасова в картине сыграл Н. Черкасов, а певицу Платонову – Л. Орлова.
Печально есть. Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу и долго-долго не отходил. Л. Яначек. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни.
Среди его учеников, . Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи». Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете.
В группе происходит раскол. "Прошедшее в настоящем – вот моя задача", – писал он Стасову. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.
Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца. В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом Могучей кучки. Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских "Картинках с выставки", которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста.
Несмотря на очевидные недостатки редакторского волюнтаризма Римского-Корсакова историки признают, что именно благодаря его грандиозному труду оперные и оркестровые сочинения Мусоргского были восприняты как законченная и грамотно оформленная музыка, вошли в регулярную исполнительскую практику. В 1858 вышел в отставку. Вдруг пройти молчанием такого слона. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Под руководством матери он рано начал играть на фортепиано.
С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С. Мусорянин» (3). Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины.
Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877 слова Голенищева-Кутузова «Трепак»— картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребёнка ит. д. ). На этих днях, на передвижной выставке выставлен портрет Мусоргского.
Решающее воздействие на художеств, развитие Мусоргского оказало знакомство (1856-57) с Д. С. Даргомыжским, М. Д. Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. А. Герке. Е. Репин и В. В. Стасов. Некоторые из композиторских редакций театральной, фортепианной, вокальной музыки (Д. Д. Шостаковича, М. Равеля, В. Я. Шебалина, И. Маркевича, Э. В. Денисова и многих др. ) стали вполне репертуарными.
Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Среди его учеников, .
Слова Репина можно отнести как к одному, так и к другому Гению искусства – они есть смысл жизни и творчества Великого композитора и Великого художника: «Искусство я люблю больше добродетели Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. «Искусство», 1948, стр. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения.
Он проводит несколько лет в имении брата. В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё «индивидуальное прочтение». Сочинения Мусоргского оркестровали Э. В. Денисов, Н. С. Корндорф, Е. Ф. Светланов, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин и другие известные композиторы. Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т.
Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику абсолютно исчезает и остаются только образы универсального значения. Эпистолярия Мусоргского была издана в советское время неоднократно, неизменно с купюрами. Живёт у разных друзей, в 1874 – у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле Песни и пляски смерти). Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете.
«Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Мусоргский неоднократно упоминал в письмах. Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция (которая не ставилась на сцене вплоть до середины XX века), сильно отличавшаяся от господствовавших во времена Мусоргского романтических стереотипов оперного представления. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи».
Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. Родовым гнездом ему стало имение в Псковской области, где он жил до 10 лет. Опера «Борис Годунов» была поставлена в 1888 г. на сцене московского Большого театра. состоялась на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные измененения, поскольку репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию за «несценичность». вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа бывших людей, где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой.
Своим главным сочинением Мусоргский начинает заниматься в 1868 году. За 8 лет репертуарной жизни опера была показана всего лишь 15 раз. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро.
Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков. окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров. Проявления «нервной болезни» сочетаются с пристрастием к алкоголю. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1874гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются по сути двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии.
В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Я попытался разрешить ее в опере». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Это начало самого мрачного периода в жизни композитора.
Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. А Репин мало того, что большой художник, он еще много лет был связан с Мусоргским дружбою и от всей пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле.
Юмор ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» и др. ). Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. В 1856 возник замысел (не осуществлен) оперы Ган Исландец (по В. Гюго). Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки.
накладывает их очень легко жидко разведенной краской. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. 47). В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Из стен последней Модест Петрович вышел не только офицером, но и великолепным пианистом.
Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Годы, когда появился замысел Бориса Годунова и когда создавалась эта опера, – основополагающие для русской культуры. В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом "Могучей кучки". Среди его учеников, . Как это случилось.
Это было необычно для светского музыканта тех лет. С приходом Мусоргского формируется окончательный состав «Могучей кучки». Первые попытки написать оперы остались незавершенными – это и «Саламбо» по Г. Флоберу и «Женитьба» по Н. В. так удавались портреты творческих людей. др. Ему 17 лет.
До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело абсолютно готовую музыку. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями Бориса Годунова. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre.
По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". – с такими течениями русской мысли, как народничество и др. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. И. Суриков. Как это случилось. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова, силами любительского Музыкально-драматического кружка. Музыка к «Саламбо» полностью войдет в состав единственной законченной композитором оперы – «Бориса Годунова».
Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. В 1968 в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского. «Искусство», 1946, стр. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский.
Юмор ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь»16 и др. ). Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору)1718. – с такими течениями русской мысли, как народничество и др.
Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С. О. Мессиан. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Я счастлив, что видел эту сцену.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. С 1849 постоянно жил в Петербурге. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику абсолютно исчезает и остаются только образы универсального значения. Вон посмотрите его портрет Писемского – какой chef doeuvre.
Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Петербурге, в зале Кононова24, силами любительского Музыкально-драматического кружка. Это моя задача. В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой».
На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897г. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Глядя на этот проникновенный портрет, сразу можно догадаться, что Мусоргский нездоров. Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить». Модест Петрович был гением.
Как обычно, энергично лепя формы широким мазком, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. За год работа была завершена и представлена на суд дирекции императорских театров. Первое опубликованное произведение – полька «Подпрапорщик» – увидело свет, когда ее автору было всего 13 лет. 19 века, а в 70-х гг.
Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. ) – "Светик Савишна", "Калистрат", "Колыбельная Ерёмушке", "Спи, усни, крестьянский сын", "Сиротка", "Семинарист" и др., которые, являясь "этюдами" к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Либретто всех своих произведений большой формы он писал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А. С. 1872). Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Окончив школу в 1856 году, Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку (в эти годы познакомился с А. С. Даргомыжским), потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.
С 1857 года Мусоргский пишет песни и романсы, большинство из которых – на народные темы. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. Борисов. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя.
19 века, а в 70-х гг. На фотографии слева – офицер лейб-гвардии. Голенищева-Кутузова. Я счастлив, что видел эту сцену. Смелым экспериментом в области оперы явилась его Женитьба (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5).
Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Мусоргский Модест Петрович (1839- 81)- русский композитор.
аль сам надорвешься. Первую сценическую редакцию «Хованщины» (в том числе инструментовку) в 1883 году выполнил Н. А. Римский-Корсаков. Их международному признанию способствовало восхищённое отношение Дебюсси, Равеля, Стравинского, членов так называемой «Шестёрки», а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставил оперы в начале XX века в рамках своих «Русских сезонов» (в Париже). А 28 марта композитор скончался. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3).
В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. Сходство черт лица и выражение поразительны. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе последние— на слова Мусоргского) и мн. Это 1856 год. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. «Искусство», 1948, стр.
В. В. Что касается музыки, то самым характерным в это время явлением была "Могучая кучка", которая поставила своей целью повысить значение национальной школы используя народные предания для создания романтизированной картины прошлого. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888г. Биографический фильм о гении только один – «Мусоргский» Г. Рошаля, выпущенный в 1950 году.
В 1856 возник замысел (не осуществлен) оперы "Ган Исландец" (по В. Гюго). Только в конце ноября 1896г. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Одновременно брал уроки у пианиста Ант. Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских6. Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. В 1852 издается первое сочинение Мусоргского – полька Подпрапорщик для фортепьяно.
Переписка с П. М. Третьяковым». То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. Мусоргского. Великолепен в заглавной роли А. Ф. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки.
Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875-77), а также "Детская" (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепьянный цикл "Картинки с выставки" (1874). Формальная причина отказа от постановки «Бориса Годунова» была в отсутствии центральной женской партии. А у меня отдыхом становится обдумывание крупных созданий.
Мусоргский Модест Петрович (1839- 81)- русский композитор. Эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших творений – народной музыкальной драмы Борис Годунов (по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину, 1868-69 2-я ред. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских Картинках с выставки, которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста.
Характерной чертой его позднего пианизма была вольная и гармонически смелая импровизация12. Благодаря поддержке оперной труппы Мариинского театра, в частности, певицы Ю. Ф. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Недаром Репину Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение тончайших черт природы человека, создание психологическо – музыкальных портретов.
В послевоенное десятилетие было снято несколько фильмов о великих русских композиторах, этот можно назвать самым удачным. Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются, по сути, двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии19. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии).
Фирма Бессель и К в Санкт-Петербурге выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость – все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. В 1858 вышел в отставку. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Необычен и замысел этого произведения и его масштаб.
Воодушевления от этой поездки, увы, хватило ненадолго. 63). Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. О новаторском характере своей музыки М. П. Балакиревым, обучившим его основам композиции. Ещё до премьеры, в январе того же года петербургский нотоиздатель В. В. Бессель опубликовал оперу (в клавире).
Однако для художника нет важнее такого объекта, как глаза. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Они уже давно были знакомы через Стасова. А. Герке. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами.
В 70-х гг. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по одноимённой трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно. Действительный член Академии художеств с 1903. 63).
Уволившись из «лесного ведомства» (где с 1872г. Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. так-то всё у меня в перекувырку идёт – сущая беспутность. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» (на стихи самого Мусоргского искусно стилизовавшего народный пятисложник) и мн.
др. А Репин мало того, что большой художник, он еще много лет был связан с Мусоргским дружбою и от всей пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского. В заглавной партии выступил И. А. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке»11, усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю.
Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М. Равеля и др. Уже в сочинениях конца 50-х – начала 60-х гг. В том же году фирма Бессель и К издала её партитуру и клавир.
Именно эти признаки придают картине драматичность. При этом в эпистолярии (сохранилось около 270 писем) он проявляет себя как незаурядный и изобретательный литератор (показательны многочисленные неологизмы, в том числе с использованием славянизмов), отлично владеющий риторическими приёмами40. В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой. (хоровые произведения, в т. ч. хор из музыки к трагедии Царь Эдип Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1852 издается первое сочинение Мусоргского – полька "Подпрапорщик" для фортепьяно.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.