Метко и зло характеризован. И. Введенский, критик 1888. 90), 1893.
32. 87. В. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Изобразительной форме этих произведений свойственна живописная мощь, умение выразить определённые свойства характера именно в цвете, в разнообразии самой фактуры, особенностях мазка («Протодьякон»). В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Всё больше обострялась борьба правительства с революционерами. Сейчас в Толстовском музее в Москве. «АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Он писал, что образ царевны «соответствует истории». К. Сютаев, крестьянинВесьегонского уезда Тверской губернии, основатель евангельской секты, 1882. На столе книги и серая шляпка.
Всё активнее начинают выступать приверженцы методов террора. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина. А это бывает.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр. 215), 1907. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Отец ударил своего сына жезлом в висок.
Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении. Этот автопортрет является отражением его внутреннего мира. Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Он так же хорош по форме, как и по живописи.
87), 1891. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. 60. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина.
Мерси дАржанто (II, стр. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Характеристики привилегированной части толпы — помещицы, купца, священника отмечены духом социально-критической иронии. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой).
В противоположность предыдущему этот портрет писан долго. Илья Ефимович Репин был первым художником, который изобразил революционеров-народников. 207). Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Портрет Рубинштейна был заказан Третьяковым устроившимпервоесвидание композитора с художником.
Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины Парижское кафе (1875, частное собрание, Стокгольм) и Негритянка (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно Садко (1876, ГРМ). Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом».
Близорукие глаза пристально всматриваются сквозьочки во что-то, зрителю невидное. Абсолютно живаякистьправойрукииграет золотойцепочкойкарманныхчасов, тогдакаккистьлевой, стиснувмеждупальцамипапиросу, придерживает нижеколенаправую ногу, закинутую на левую. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. часто сталипоявлятьсянарусских выставках. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. в Цветковской галерее. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126. Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта. Этюд красив по живописииизященпо фактуре. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Но для него, как и для народников, как и для подавляющего большинства русской интеллигенции, понятия «крестьянство» и «народ» были синонимами.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Силу человеческого духа увидели в картине современники. 113. А. 77. П. Ведь какой взгляд. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». В 1864 году Репин поступает в Академию художеств и в 1871 году блестяще заканчивает ее конкурсной картиной Воскрешение дочери Иаира. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
195). По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь.
Написан в два сеанса на небольшой дощечке. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Девочка проснулась, но еще не хочет двигаться, она вся во власти детских грез.
183-184. 55), 1888. В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. 20. Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее.
Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». 56. А. Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах. О картине появилось много статей в периодической печати.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. 140. В.
Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких. Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. 107. Я. Этими двумя портретами открылась значительнаясерия крупных портретов, исполненных углемна холстеи имеющих не подготовительное, а самодовлеющее значение. Эти портреты — одниизвысшихдостижений репинского искусства вообще. Хорошо написана голова и рука. Все три последних портрета обнаруживают некоторую неуверенность и даже растерянность тогдашнего Репина. Крамским, выступила с протестом против методов академического преподавания. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте. Лучший репинский женский портрет. «Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. Они неразрывно связаны со всеми произведениями, точнее, замыслами на крестьянскую тему, которые в большом количестве создал Репин в течение своего «чугуевского года».
Очень слабо нарисованы руки. Портрет принадлежал проф. В. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. 1879Абрамцево. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. – 2 – В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии.
Писан в 1894 г. в Неаполе. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Репина 1878г» – 7 – «Автопортрет И. Е. Это — единственный портрет «стриженого Репина». Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. «Отказ от исповеди» – 9 – Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Илья Репин был замечательным мастером детского портрета.
1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии.
Репин не согласен: он считает портрет удачным. В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема имеющая широкое общечеловеческое значение. Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В эти годы живописный талант его рос не по дням, а по часам, подготовляясь к тем богатырским подвигамживописи, которымибудутознаменованы 1880-е годы. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр.
95). Н. и С. А. Толстые (II, стр. ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Робость его на самом деле только кажущаяся. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Что за людская мозаика со всех концов России" писал В. В. Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта. Прекрасна сама композиция, легкий изгиб лежащей на подушке детской фигурки.
М. П. Мусоргский, композитор (II, стр. 21. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Чем была неудовлетворена Софья Андреевна. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
«АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона».
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Преобладание того, что мы называли живописным началом в графике, несомненно. В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально.
МертвыйФ. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. 46. 9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя.
Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. «Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. 37. Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее). Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. 61).
Чтобы как-то найти выход своим эмоциям Репин активно и продуктивно работает. 225. Л. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. 128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Бородинобычностоял, опершисьоколонну. Совсем на время картину закрыл». 12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Справана фоне цветы.
Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина. 39. Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге.
До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Америка—Франция—Россия. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном.
1879-1885». В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец. Л. Н. Толстой, писатель (II, стр.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Евреинов и художник Ю. Анненков. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57.
Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. Ц. А. Кюи, композитор (II, стр. 9), 1882. 73. Е. И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего».
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Репин следит за всеми процессами. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. 22. Он до жуткости похож и до жуткости живой.
Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников. 108. А. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде. Суворин. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. 217), 1901.
Большой эффектный портрет на холсте, углем. Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад. Какая трудная вещь – кончить картину. Они состоялись только после переезда Репина в Петербург глубокой осенью и в начале зимы 1882 г. Давно задуманный, тщательно подготовлявшийся портрет, ожидавшийся с законнымнетерпениемКрамскимисестестственным волнением Репиным, наконец, после многочисленных сеансов закончен. Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны.
Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В. А. Серов (II, стр. Н. Герард, юрист (II, стр.
75. В. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга.
Меняется их тактика. Правда, словно какая-то запуганность, какая-то оторопелость присутствует на лице у этого человека: вначале, пожалуй, подумаешь, что он и в самом деле робкий. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Портрет написан от себя, по фотографическимматериалам. Был на XV Передвижной 1887 г. Портрет был задуман уже в 1882 г., когда Репин сделал почти тождественныйэскизакварелью, бывшийвсобр. Куссевицкого, ныневТретьяковскойгалерее. Хотя портрет был очень заметен и имел успех в самых разнообразных кругах, он никоим образом неможетбытьотнесенкчислуудачныхрепинскихсозданий. Лучшеевнем — голова, удачноосвещеннаяивылепленная, ноодной головы мало для удачи такого огромного холста, вкотором доминируют темные краски сутаны и фона. Кроме того, естьнечто фальшивое и дешевое даже в голове и ее экспрессии, сильноснижающееценностьи этоголучшегокуска портрета-картины. Стасов (друг Репина). 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло.
Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Третьяков»109. Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр. Репин находит себя только к началу 1877 г. 31. 261. Кроме «Смерти Чижова», «Веры с куклой на диване» о том же свидетельствует и автопортрет 1878 года исполненный тушью, при помощи кисти и пера. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Стасов (друг Репина). 206), 1907.
Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски.
Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил. 17. Эта сторона характера не затронута портретом, написанным Репиным и мы предпочитаем то выражение лица, которое схватил Крамской на портрете этого писателя» 19. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
14. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репина 1887г» – 8 – На Автопортрете И. Е. 180), 1913.
147. Автопортрет в куртке (II, стр. Д. Спасович, юрист (II, стр. К обоим Репин относился сочувственно. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Было от чего прийти в отчаяние. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Сам Репин назвал картину «В операционном зале». Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Конца не предвижу: туго идет. Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Она ушла из жизни в 1931 году55.
На нём видны противоречия разрывающие Репина в это не спокойное для России время. А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова. «Мужичок из робких», 1877. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Этот автопортрет является отражением его внутреннего мира.
Далее художник не раз обращается к образу революционера. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Ф. Писемский, писатель, 1880. Можно предложить, что замысел, композиция, «колорит» рисунка целиком подсказаны Репину опытом его работы над живописными произведениями. иоконченв1883г.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. 110. Е. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес.
А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков». 98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. 17), 1881. Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве. Если мы посмотрим на «Автопортрет И. Е. Репина 1887 года», то увидим, что в более позднее, но более спокойное время Репин выглядит даже моложе, всё это говорит о высокой гражданственности И. Е. Репина.
Этюд этот произвел настоящий фурор в среде художников широкой, необыкновенно живописной манерой письма. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н.
Был приобретен в 1913 г. О. Д. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Чаще всего он писал собственных детей. 71. «Отдых». Что за людская мозаика со всех концов России – писал В. В.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. 132. В.
И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Мне везловславе» 20. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
«Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам. Портрет был. Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. О картине появилось много статей в периодической печати. Перед нами было Убиение Грозным сына. 195. «С черным вороном», 1901. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Чуковскому. Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь. 100. Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. Микешин, художник и скульптор, (II, стр. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. 40). Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. 37), 1884. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». – 6 – «Автопортрет И. Е. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. П. Бородин, химик и композитор (II, стр. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени.
Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости. 127. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки.
Очень хороши сразу верно взятый оливково-зеленый тон драпировки на фоне и темно-красный тон платья. 36. На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза. Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов. Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет). В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». «Сютаев» уже был куплен 13.
И. Е. Забелин, археолог. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Репин подарил картину основателю Радищевского музея А. П. Крамским, выступила с протестом против методов академического преподавания. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.
Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. 101. «Пахарь» (II, стр.
Гр. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид.
После проведения нескольких терактов народовольцами (Засулич, Соловьёв), преследования властей усилились. В 1887 году он расходится с женой. Н. Н. Ге, художник. Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства. До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16. Дальнейший шаг на пути овладения формой. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
М. Бунакову. По грязной дороге. Глубокий и верный анализ – не только психологический, но и социальный – в соединении с ощущением жизненной достоверности, непосредственной выхваченности героев из самой действительности и составляет главную отличительную особенность крестьянских портретов Репина 70-х годов («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»). Боголюбову, который был крестным отцом Наденьки. М. Фофанов, поэт (II, стр.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой. По живописи они довольно слабы и черноваты.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры. 228—229.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Репина. ПисанпослесмертиБородина, почему являетсятакжепортретом-реконструкцией, подобно портретам Листа, Глинки, Щепкина, стой лишь разницей, чтоБородина Репин хорошо знали снимчастовстречался.
Через 11 дней после последнего сеанса она умерла. Это было сказано по поводу моих же грехов. Руки очень нравились самому Тургеневу. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В его дом каждую среду съезжались гости. 7).
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Так как он писался в различной обстановке, на различных фонах и при не вполне тождественном освещении, то это бесконечно усложняло и без того трудную задачу. 62.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. 59), 1890. Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Поколенный. 16. Читающая девушка, 1870. Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. и я убийственно страдал.
Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. 145), 1913. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Николай Николаевич Страхов мне удался, потом рисовал я с Арсения Ивановича Введенского и еще несколько портретов. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. 255. В. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Л. Н. Толстого». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
«Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый. Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа. Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом.
114. К. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Художник стремился передать состояние просыпающегося ребенка. Известный большой портрет углем, находящийсявТретьяковской галерее и писанный в темные петербургские ноябрьские — декабрьские дни.
На нём видны противоречия разрывающие Репина в это не спокойное для России время. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. «Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят».
Но вот портрет окончен.
47). Вот она вещь в уровень таланту. Приходили к нему, позировали для портретов и знатные дамы: Вера же занималась только четверыми детьми, развлекать богему виртуозной беседой не умела, да и не старалась. В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. На художнике куртка, без воротника.
Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним.
Академический сторож Ефимов, 1871. 53), 1888. Каждый персонаж переживает что-то своё. 47.
88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр. Если мы посмотрим на «Автопортрет И. Е. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны. Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. «Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства. 12. 28.
Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Репин сидел, глядя снизу вверх на огромного стоявшего перед ним Остроухова, отчего получился плафонныйтип рисункаичувствуетсябольшой рост изображенного человека. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. 115. М. О. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. То обстоятельство, что портрет сделан кистью, само по себе вносит в него мягкость и своеобразную «красочность».
Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью.
79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г. Мысль о служении интеллигенции народу, «отдаче ему долга» были для Репина естественным и закономерным следствием его представлений о назначении искусства, роли художника. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам». Второй портрет также долго не давался Репину, что видно и на его живописи, носящей следы неоднократных переписываний и исправлений, но в конце концов он вышел на славу.
Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Они предстают в полотнах – Под конвоем (1876, ГТГ), Арест пропагандиста (1880-1889, ГТГ), Отказ от исповеди (1879-1885, ГТГ) и Не ждали (1884, ГТГ). 84.
Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. 91. Г. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Более похожего на Римского-Корсакова не существует во всей его обильной иконографии, художественной и фотографической. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873.
Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. 262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Те, кто бывал в то время у Репиных, вспоминали, что отношения между супругами были не просто драматическими, но порой трагичными.
Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Имя Репина стало широко известным после написания картины «Бурлаки на Волге» в 1873 г. Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Конец 1877 года ознаменовался «процессом 193-х», участники которого обвинялись в революционной пропаганде. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Это графический лист, выполненный так, как если бы художник работал красками. Поселившись в имении Пенаты, супруги открыли "репинские среды", на которые неизменно съезжалась масса гостей плотно перед этим покушавших у себя в столовых. В этом проявилось общее увлечение живописностью, свойственное в те годы искусству Репина.
– 3 – В стране нарастала революционная ситуация. В. Чижов, 1877. Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов.