Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого. Контур предельно прихотлив, свободен, но вместе с тем ощущениеобъёма, в нём заключённого, не исчезает. Ф. Писемский, писатель, 1880. 73. Е.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны.
Л. Н. Толстой, писатель (II, стр. Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников. 20.
Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении. 32. Вот она вещь в уровень таланту.
Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В. Чижов, 1877. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта. Тургенев позировал ему в Теплом переулке, а затем еще несколько раз в квартире своего дяди Ив. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126.
Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах. Одет Илья Ефимович в строгий темный костюм, который практически сливается с задним фоном. Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. 47). Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка.
И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Бородинобычностоял, опершисьоколонну.
Так же, как в «Чижове», штрихи, обозначающие складки, наносятся поверх растушки. А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина. В. А. Репина с детьми идет по меже. Репина. Вы видите, что я неисправим и, несмотря на свое фиаско иду со своимивзглядамиисоветами». Тургенев так и не написан с пледом на ногах. В Рисовальной школе при Бирже онвстречается с И. Н. Крамским, который сразу заметил талантливого юношу и сталего другом и наставником на долгие годы, а Артель Крамского, возникшая в 1865году в Петербурге сыграла большую роль в формировании и развитии художника. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Всё больше обострялась борьба правительства с революционерами. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. О картине появилось много статей в периодической печати.
75. В. Третьяков»109. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. 62. По грязной дороге.
Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин. А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр. Это графический лист, выполненный так, как если бы художник работал красками.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Гаршин не позирует: он только что сидел за своим столом, перебирая книги и рукописи, когда кто-то вошел, емупришлосьповернутьголовуивскинуть на него вопросительный взгляд. 40). Да ведь это целая огнедышащая гора.
17. Принадлежит к числу не вполне удавшихся репинских портретов, особеннопо живописи, вкоторойестьнечтонеживое, нежизненное, какая-то редко встречающаяся у Репина, в его работах с натуры, условность общей цветовой гаммы, какая-то мягкость формы и равнодушие. 183-184. И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. «АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. в Цветковской галерее.
53), 1888. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Л. Н. Толстого». М. Бунакову. Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57. Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Репин не согласен: он считает портрет удачным.
Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Конца не предвижу: туго идет.
Девочка проснулась, но еще не хочет двигаться, она вся во власти детских грез. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». 206), 1907. Стасов (друг Репина).
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). 21. Этот автопортрет является отражением его внутреннего мира.
255. В. По живописи они довольно слабы и черноваты. Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости. Он значительно расширяется. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил.
Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом». Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». Нетсомнения, что и в творчестве Репина 70-х годов отразились какие-то сторонынароднических представлений и взглядов, хотя и в весьма своеобразной форме. Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников. Портрет принадлежал проф. В.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени.
100. «Поимейте в виду, чтобы голова вышла не темна и не красна на всех портретах, кроме характера и колорит его не верен. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Стасов (друг Репина).
56. А. И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: братахудожника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой. Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее. Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876).
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Крамскому также не удался портрет Репина, которого он мечтал сделать давно: он вышел незначительным обывателем, совсем не художником и всего менее большим мастером, каким тогда был. 107. Я. 147. Автопортрет в куртке (II, стр. Очень слабо нарисованы руки.
55), 1888. Евреинов и художник Ю. Анненков. Движение было очень разнообразным, включающим в себя различные оттенки от крайне революционных до умеренно либеральных. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества.
Это — единственный портрет «стриженого Репина». Они неразрывно связаны со всеми произведениями, точнее, замыслами на крестьянскую тему, которые в большом количестве создал Репин в течение своего «чугуевского года». Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. О картине появилось многостатей в периодической печати.
Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Этот автопортрет является отражением его внутреннего мира. Меняется их тактика. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. – 3 – В стране нарастала революционная ситуация.
Чтобы как-то найти выход своим эмоциям Репин активно и продуктивно работает. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Все, что он привез из Парижа, вызвало недоумение в кругу его ближайших друзей-художников и неодобрение его главного покровителя, горячего защитника и друга Стасова. Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16. И. Введенский, критик 1888. 217), 1901.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Мысль о служении интеллигенции народу, «отдаче ему долга» были для Репина естественным и закономерным следствием его представлений о назначении искусства, роли художника. После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». – 2 – В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. 114. К.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов. 1879-1885». Можно предложить, что замысел, композиция, «колорит» рисунка целиком подсказаны Репину опытом его работы над живописными произведениями. Народничество в самом широкомсмысле понятия как система взглядов идеология, а не как принадлежность ккакой-либо партии, кружку, группировке окрашивало в очень большой степенилитературно-художественную, духовную жизнь России 70-х – начала 80-х годов.
22. 261. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
В его дом каждую среду съезжались гости. На нём видны противоречия разрывающие Репина в это не спокойное для России время. 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона».
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. часто сталипоявлятьсянарусских выставках. Изобразительной форме этих произведений свойственна живописная мощь, умение выразить определённые свойства характера именно в цвете, в разнообразии самой фактуры, особенностях мазка («Протодьякон»). Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Лучший репинский женский портрет. Чаще всего он писал собственных детей. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой. 46. Хорошо написанная и метко характеризованнаяголова-этюд, бывшаянаX Передвижнойвыставке1882г. вПетербурге. «Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства. Писался в том же 1890 г., что и предыдущий.
Мне везловславе» 20. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. 87. В.
Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. 16. Читающая девушка, 1870. Было от чего прийти в отчаяние.
Он окончательно утверждает себя как художникогромного диапазона. 108. А. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. 47. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. «Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам. 180), 1913. Чтобы как-то найти выход своимэмоциям Репин активно и продуктивно работает. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны. и я убийственно страдал. После проведения нескольких терактов народовольцами (Засулич, Соловьёв), преследования властей усилились. Мысль о служении интеллигенции народу, «отдаче емудолга» были для Репина естественным и закономерным следствием его представленийо назначении искусства, роли художника. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Ведь какой взгляд.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. То обстоятельство, что портрет сделан кистью, само по себе вносит в него мягкость и своеобразную «красочность». Открытый, обаятельный Илья Ефимович распахнул перед гостями двери своего дома – всякий вечер в его гостиной было шумно. Репин начал часто принимать гостей – знаменитых писателей, ученых, художников. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков».
«Отказ от исповеди» – 9 – Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет). В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд. 71. «Отдых». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя. Справана фоне цветы. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репин следит за всеми процессами.
Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство. 1879Абрамцево. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении.
Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
14. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец. Крамским, выступила с протестом против методов академического преподавания. Перед нами было Убиение Грозным сына. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Стасов (друг Репина). 7).
88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Они предстают в полотнах – Под конвоем (1876, ГТГ), Арест пропагандиста (1880-1889, ГТГ), Отказ от исповеди (1879-1885, ГТГ) и Не ждали (1884, ГТГ). Если мы посмотрим на «Автопортрет И. Е. Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Этюд этот произвел настоящий фурор в среде художников широкой, необыкновенно живописной манерой письма. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло.
Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры. Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Через 11 дней после последнего сеанса она умерла. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Линия совершенно утрачивает строгую жёсткостьранних рисунков.
Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки. иоконченв1883г.
Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины Парижское кафе (1875, частное собрание, Стокгольм) и Негритянка (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно Садко (1876, ГРМ). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Робость его на самом деле только кажущаяся.
Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Что за людская мозаика со всех концов России – писал В. В. Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь.
Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. 195). В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
На нём видны противоречия разрывающие Репина в это не спокойное для России время. Чем была неудовлетворена Софья Андреевна. В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
– 6 – «Автопортрет И. Е. Большой эффектный портрет на холсте, углем. 28. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Микешин, художник и скульптор, (II, стр. Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. 262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр.
«Мужичок из робких», 1877. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В 1887 году он расходится с женой.
Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. На художнике куртка, без воротника.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Третьякова Репин хотел сделать не просто похожим — этобылобынетактрудно, — атембольшим русским человеком, тем необычайным самородком, каким он рисовался не одному Репину, а и Крамскому и Стасову, всему синклиту российского художества и всей русской интеллигенции. 195. «С черным вороном», 1901. Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте.
77. П. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Репин дважды подавал прошения об отставке. 140. В. Н. Н. Ге, художник.
110. Е. Можно привести ещё несколько примеров «живописной графики»такого рода. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Дальнейший шаг на пути овладения формой. Глубокий и верныйанализ – не только психологический, но и социальный – в соединении с ощущениемжизненной достоверности, непосредственной выхваченности героев из самойдействительности и составляет главную отличительную особенность крестьянскихпортретов Репина 70-х годов («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»). Изобразительной форме этих произведений свойственна живописная мощь, умениевыразить определённые свойства характера именно в цвете, в разнообразии самойфактуры, особенностях мазка («Протодьякон»). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. «Сютаев» уже был куплен 13. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом. Обычно данный автопортрет сравнивают с автопортретом, созданным Репиным через девять лет. Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд». Но для него, как и длянародников, как и для подавляющего большинства русской интеллигенции, понятия «крестьянство»и «народ» были синонимами.
Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции. Д. Спасович, юрист (II, стр. Далее художник не раз обращается к образу революционера. И. Е. Забелин, археолог. 128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890. 95). Третьяков недоволен портретом и просит Репина не ставить его на выставку тот не слушается и выставляет на XII Передвижной 1884 г. Увидев на выставке свой портрет, Третьяков в письме от 28 февраля этого года снова советует снять его и, уж, кстати, снять и портрет Тургенева, возвращенный автору Третьяковым в результате совершившегося уже ранее по обоюдному соглашению обмена портретами.
С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Репина 1887г» – 8 – На Автопортрете И. Е. Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. Репин находит себя только к началу 1877 г. 31. 37), 1884.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон.
Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта. Илья Ефимович Репин был первым художником, который изобразил революционеров-народников. Крамским, выступила с протестом противметодов академического преподавания.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Что за людскаямозаика со всех концов России» – писал В. В. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи. Ц. А. Кюи, композитор (II, стр. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
113. А. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. И по живописи этотпортретстоитзначительновышепредыдущих: в нем впервые видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы, — серой кофты, красной юбки и зеленой кушетки. Если мы посмотрим на «Автопортрет И. Е. Репина 1887 года», то увидим, что в более позднее, но более спокойное время Репин выглядит даже моложе, всё это говорит о высокой гражданственности И. Е. Репина. Возможно, что портрет потемнел в течение 33 лет, когдаонвиселвтемнойкомнатеквартиры Куинджи.
Забелина, писателя И. С. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Н. и С. А. Толстые (II, стр. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. М. Фофанов, поэт (II, стр. 87), 1891. А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр. Написан в два сеанса на небольшой дощечке. Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали. Он написан мастерски и хорошо организованвкомпозиции, в которойблестяще написанная книжная полка в левой верхней части имеет справа внизу противовес в световой и цветовой игре отблесков полированного стула, а кисть правой вытянутойнастоле рукиуравновешенаскистьюлевой, опирающейся на спинку стула.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Преобладание того, что мы называли живописным началом в графике, несомненно. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
ПортретФофановазанимаетсреднееместо между чисто живописными работами Репина, в которых художник всецело отдавался своему артистическому увлечению и объективно-иллюзорными, знаменующими отказ от артистизма. 9), 1882. И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи.
Суворин. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей.
М. П. Мусоргский, композитор (II, стр. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. «Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка.
Академический сторож Ефимов, 1871. 98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. 17), 1881.
Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
«Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый. О картине появилось много статей в периодической печати. Илья Репин был замечательным мастером детского портрета. Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В этих произведениях ясно читается горячее сочувствие художника революционной борьбе, утверждение красоты подвига и своего рода призыв к коренному изменению жизни.
Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр.
215), 1907. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно.
Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
91. Г. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Рисунок датирован 25 декабря 1878 года. Помимо обаяния задушевности интимности, которыми дышит этот сугубо личный, «домашний» рисунок, он привлекает и своеобразной яркостью, чуть ли некрасочностью графического решения. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Поколенный, стояукруглогостолика-кронштейна, опираясь на последний левой рукой, нафоне желто-красной драпировки. Вэтомпортрете Репин делает еще один шаг в направлениикнатурализмуиобъективнойиллюзорности. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Она ушла из жизни в 1931 году55. 115. М. О. Руки очень нравились самому Тургеневу. Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван».
Глубокий и верный анализ – не только психологический, но и социальный – в соединении с ощущением жизненной достоверности, непосредственной выхваченности героев из самой действительности и составляет главную отличительную особенность крестьянских портретов Репина 70-х годов («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»). Народничество в самом широком смысле понятия как система взглядов идеология, а не как принадлежность к какой-либо партии, кружку, группировке окрашивало в очень большой степени литературно-художественную, духовную жизнь России 70-х – начала 80-х годов.
Они устремлены как будто на каждого, кто смотрит на данное полотно. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. 60. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Репина 1878г» – 7 – «Автопортрет И. Е.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В. А. Серов (II, стр. 59), 1890. В первую очередь, взгляд останавливается на выразительных глазах живописца. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее). Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет".
Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. Кроме «Смерти Чижова», «Веры с куклой на диване» о том же свидетельствует и автопортрет 1878 года исполненный тушью, при помощи кисти и пера. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Художник стремился передать состояние просыпающегося ребенка.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Чуковскому. 79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г. На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники.
Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид. На столе книги и серая шляпка. Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом. 225. Л. Те, кто бывал в то время у Репиных, вспоминали, что отношения между супругами были не просто драматическими, но порой трагичными.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Гр. Какая трудная вещь – кончить картину. Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Портрет написан от себя, по фотографическимматериалам. Был на XV Передвижной 1887 г. Портрет был задуман уже в 1882 г., когда Репин сделал почти тождественныйэскизакварелью, бывшийвсобр. Куссевицкого, ныневТретьяковскойгалерее. Хотя портрет был очень заметен и имел успех в самых разнообразных кругах, он никоим образом неможетбытьотнесенкчислуудачныхрепинскихсозданий. Лучшеевнем — голова, удачноосвещеннаяивылепленная, ноодной головы мало для удачи такого огромного холста, вкотором доминируют темные краски сутаны и фона. Кроме того, естьнечто фальшивое и дешевое даже в голове и ее экспрессии, сильноснижающееценностьи этоголучшегокуска портрета-картины.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». «АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И.
Что за людская мозаика со всех концов России" писал В. В. В противоположность предыдущему этот портрет писан долго. Общение с прежними друзьями было только заочным. Благодаря этой фронтальности головы характерный орлиный нос Тенишевой приобрел не свойственную ему форму, что значительно уменьшает сходство, почему Репин оставил его незаконченным. «Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. Поколенный. МертвыйФ.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. 127. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Был приобретен в 1913 г. О. Д.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Силучеловеческого духа увидели в картине современники. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Имя Репина стало широко известным после написания картины «Бурлаки на Волге» в 1873 г. Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. 39.
В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике. 12.
Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально. 37.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Сам Репин назвал картину «В операционном зале». Конец 1877 года ознаменовался «процессом 193-х», участники которого обвинялись в революционной пропаганде.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. 90), 1893. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868. 132. В. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». 84.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Прекрасна сама композиция, легкий изгиб лежащей на подушке детской фигурки. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Америка—Франция—Россия. 145), 1913. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Революционное освободительное движение в России этого периода приняло характер народничества. Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
207). 9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя. П. Бородин, химик и композитор (II, стр. Сейчас в Толстовском музее в Москве.
А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». В этом проявилось общее увлечение живописностью, свойственное в те годы искусству Репина. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Метко и зло характеризован. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Написан по заказу Третьякова в1878 г. Неинтересная и скучная старуха никак невдохновля- лахудожниканасозданиебольшого произведения и он отделался так, как отделываются от нудных заказов: написал казенно по взятости и скучно по живописи — сухо, но деловито и корректно. Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь. Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе. Писан в 1894 г. в Неаполе. Мерси дАржанто (II, стр. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. К обоим Репин относился сочувственно.
Боголюбову, который был крестным отцом Наденьки. Но для него, как и для народников, как и для подавляющего большинства русской интеллигенции, понятия «крестьянство» и «народ» были синонимами. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники.
Он писал, что образ царевны «соответствует истории». Репин подарил картину основателю Радищевского музея А. П. Хорошо написана голова и рука. 101. «Пахарь» (II, стр.
228—229. Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина. 61). Крамским, выступила с протестом против методов академического преподавания.
Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове». Этюд красив по живописииизященпо фактуре. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Н. Герард, юрист (II, стр. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
На свой «страх ириск» в 1863 году Репин приехал в Петербург, как раз в то время, когдагруппа учеников, возглавляемых И. Н. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Всё активнее начинают выступать приверженцы методов террора. 36. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких. Портрет был. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. «Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова. Он до жуткости похож и до жуткости живой. Это было сказано по поводу моих же грехов. Е. В. Павлов на этой небольшой картинке, пожалуй, более похож, чем на большом портрете, написанном Репиным несколько лет спустя. Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой.
Но вот портрет окончен. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Он так же хорош по форме, как и по живописи.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. А это бывает. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».